Система государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием в Республике Беларусь
Компетенция государственных органов управления в области охраны окружающей среды распределена следующим образом.
Парламент РБ:
· определяет основные направления государственной экологической политики;
· определяет основные направления государственной экологической политики;
· принимает законодательные акты;
· определяет порядок деятельности органов государственного управления охраной природы и природопользованием;
· объявляет в случае необходимости территории зонами экологического бедствия.
Местные законодательные (местные советы депутатов) и исполнительные органы государственного управления несут ответственность за состояние окружающей среды на своих территориях, организуют выполнение государственных экологических программ и планов, организуют их материально-техническое и финансовое выполнение.
Прокуратураосуществляет надзор за соблюдением природоохранного законодательства.
Президент, являясь главой государства, в соответствии с Конституцией РБ издает декреты, указы, имеющие обязательную силу на территории всей страны, в том числе и по вопросам охраны окружающей среды. Непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением природоохранного законодательства местными органами управления и самоуправления.
Совет министров:
· утверждает государственные экологические программы РБ;
· осуществляет практическую реализацию государственной экологической политики и реализацию экологических программ и крупных природоохранных проектов, координирует деятельность министерств и других республиканских ведомств в области охраны окружающей среды и природопользования, определяет порядок учета, оценки природных ресурсов и ведения их кадастров;
· утверждает экологические нормативы, лимиты природопользования, ставки налога на природопользование и за загрязнение окружающей среды;
· осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
Основным исполнительным государственным органом в области охраны окружающей среды является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. В его компетенцию входит:
· государственный контроль за деятельностью министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций в области природопользования, охраны окружающей среды, соблюдения природоохранного законодательства, норм экологической безопасности;
· проведение единой научно-технической политики в области окружающей среды и природопользования;
· организация мониторинга окружающей среды;
· осуществление государственной экологической экспертизы;
· утверждение совместно с органами санитарного надзора нормативов качеств окружающей среды;
· выдача и аннулирование разрешений на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, использование природных ресурсов, захоронение (складирование) отходов;
· разработка природоохранных программ;
· учет и оценка природных ресурсов; -
· обеспечение органов государственного управления, населения
информацией о состоянии окружающей среды и принимаемых мерах по ее оздоровлению, организация пропаганды экологических знаний;
· контроль за выполнением Республикой Беларусь обязательств но международным соглашениям, осуществление международного государственного сотрудничества в области окружающей среды.
В систему Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды входит производственное объединение «Белресурсгеология». Комитет по земельным ресурсам геодезии и картографии. Комитет рыбоохраны (в его структуру входят 6 областных, межрайонные и районные инспекции рыбоохраны), 6 областных и Минский городской комитеты и 123 горрайинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также научные учреждения - БелНИЦ «Экология», Центральный научно-исследовательский институт комплексного использования водных ресурсов (ЦНИИКИВР), Белорусский научно-исследовательский геологоразведочный институт (БелНИГРИ), Республиканский научно-технический центр дистанционной диагностики природной среды «Экомир», Республиканский проектный институт по землеустройству.
Отдельные вопросы государственного контроля и регулирования отнесены к компетенции Министерства здравоохранения, Министерства по чрезвычайным ситуациям и защите населения от последствий аварии на ЧАЭС. На это министерство, а точнее на его Комитет по гидрометеорологии, как уже рассматривалось выше, возложено наблюдение за загрязнением водных источников, атмосферного воздуха, почв, а также весь комплекс вопросов, связанных с наблюдением за радиационным загрязнением. К компетенции Министерства здравоохранения, его санитарной службы отнесены вопросы гигиены труда, контроль за качеством воды и продуктов питания.
Управление заповедниками и национальными парками возложено на Управление делами администрации Президента. Министерство лесного хозяйства несет ответственность за состояние и охрану лесов и большинства особо охраняемых территорий.
Кроме того, природоохранными проблемами занимаются НИИ НАН РБ, а также ряд научно-исследовательских институтов и центров различных министерств и ведомств