Составители: д.с.-х. н., зав. кафедрой ОВС и БЖД, профессор Плиева Т.Х., к.б.н., доцент Лаврентьева Н.М., к.с.-х.н. доцент Заикина И.В.

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ указания

По изучению дисциплины и задания ДЛЯ

ВЫПОЛНЕНИЯ контрольной работы

студентам 3, 3* курсов подготовки бакалавров

по направлению 20.03.02 Природообустройство и водопользование

профиль «Комплексное использование и охрана водных ресурсов»

Москва 2016

Составители: д.с.-х. н., зав. кафедрой ОВС и БЖД, профессор Плиева Т.Х., к.б.н., доцент Лаврентьева Н.М., к.с.-х.н. доцент Заикина И.В.

УДК 502.171(076.5)

Природопользование: Методические указания по изучению дисциплины и задания длявыполнения контрольной работы/Рос.гос. аграр. заоч. ун-т; Сост. Плиева Т.Х., Лаврентьева Н.М., Заикина И.В. - М., 2016.24 с.

Предназначены для студентов 3 и 3* курсов направления подготовки20.03.02 Природообустройство и водопользование

Утверждены методической комиссией ЭиОВР факультета РГАЗУ

Рецензенты: к.с.-х.н., доцент Михалева Т.А., к.т.н., доцент Переверзев А.А.

Раздел 1.ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Природопользование» относится к вариативной части Блока 1 дисциплин и модулей ООП. Методические указания по данной дисциплине составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 20.03.02 Природообустройство и водопользование, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.03.2015 № 160, рабочей учебной программой и рабочими учебными планами, утвержденными Ученым советом ФГБОУ ВО РГАЗУ 24.06.2015 г.

1.1. Цели и задачи дисциплины

Цели и задачи дисциплины:изучить теоретические основы природопользования; дать необходимые знания в области организации природоохранной деятельности на различных уровнях управления, познакомить с правовым механизмом и другими основами управления природопользованием; научить основным приемам системного экологического мышления, рассмотреть региональные и отраслевые эколого-экономические проблемы России и ее регионов; ознакомить с глобальными проблемами природопользования; показать роль и значение рационального природопользования при решении экономических и производственных задач; сформировать современные знания о ландшафтах (геосистемах), их строении, свойствах, динамике, геоэкологических и геохимических принципах при проектировании и использовании природно-антропогенных ландшафтов.

Выпускник, освоивший программу дисциплины, в соответствии с видами профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:

производственно-технологическая деятельность:

- реализация проектов природообустройства и водопользования;

производство работ по строительству и эксплуатации объектов природообустройства и водопользования, сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения территорий;

- производство работ по рекультивации и охране земель, по снижению негативных последствий антропогенной деятельности;

- мониторинг функционирования объектов природообустройства и водопользования;

- участие в работах по проведению изысканий по оценке состояния природных и природно-техногенных объектов;

научно-исследовательская деятельность:

- участие в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач по разработке новых методов и технологий в области природообустройства, водопользования и обводнения, по научному обоснованию режимов функционирования объектов природообустройства, водопользования и обводнения, по оценке воздействия природообустройства и водопользования на природную среду;

проектно-изыскательская деятельность:

- проведение изысканий для формирования базы данных при проектировании объектов природообустройства и водопользования, оценке их состояния при инженерно-экологической экспертизе и мониторинге влияния на окружающую среду;

- проектирование объектов природообустройства, водопользования и обводнения: мелиоративных и рекультивационных систем, систем сельскохозяйственного водоснабжения, обводнения и водоотведения, водохозяйственных систем, природоохранных комплексов, систем комплексного обустройства водосборов;

- участие в разработке инновационных проектов реконструкции объектов природообустройства и водопользования.

Выпускник, освоивший программу дисциплины, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

- способность предусмотреть меры по сохранению и защите экосистемы в ходе своей общественной и профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способность обеспечивать требуемое качество выполняемых работ и рациональное использование ресурсов (ОПК-3).

Выпускник, освоивший программу дисциплины, должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

Библиографический список

Основной

1. Хван, Т.А. Экология. Основы рационального природопользования: учеб. пособие для вузов / Т. А. Хван, М. В. Шинкина. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 319с.

2. Полищук, О.Н. Основы экологии и природопользования: учеб.пособие для вузов / О.Н. Полищук. – Сб.: Проспект науки, 2011. -143 с.

3. Природопользование: учеб. для вузов/ под ред. Э.А.Арустамова.- 8-е изд., перераб. и доп.- М.: Дашков и К», 2007.-295 с.

4. Плиева, Т.Х. Рыбные ресурсы в природопользовании: учеб. пособие / Т.Х. Плиева, В.В. Тетдоев, Н.М. Лаврентьева; под общ. ред. Т.Х. Плиевой. – М.: Изд-во ФГБОУ ВО РГАЗУ, 2016. - 112 с.

Дополнительный

5. Айдаров, И.П. Проблемы природопользования и природообустройства в России и пути их решения: монография/ И.П. Айдаров. – М.: МГУП, 2010.

6. Буров, В.Н. Экология природопользования: учеб. пособие для вузов/ В.Н. Буров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во МИИГАиК, 2006.

7. Брюхань, Ф.Ф. Промышленная экология: учеб. для вузов / Ф.Ф. Брюхань, М.В. Графкина, Е. Е. Сдобнякова. – М.: Форум, 2011. - 207 с.

8. Греков О.А. Ландшафтоведение: учеб. Пособие/ О.А. Греков. – М.: РГАЗУ, 2010. – 98 с.

9. Доценко, А.И. Машины и оборудование природообустройства и охраны окружающей среды города: учеб. пособие для вузов/ А.И. Доценко, В.А. Зотов. – М.: Высш. шк., 2007

10. Заломнова, О.Н. Природопользование: учеб. пособие/ О.Н. Заломнова, Ю.Л. Ткаченко. – М., 2006.

11. Казаков Л.К. Ланшафтоведение (природные и природно - антропогенные ландшафты): Учеб. пособие. – М.: Изд. – во МНЭПУ, 2004. – 264 с.

12. Колбовский Е.Ю. Ландшафтное планирование: учеб.пособие для вузов /Е.Ю.Колбовский. - М.: Академия, 2008.-336с.Лысенко Е.Г. Экономика природопользования: учеб. пособие/ Е.Г. Лысенко. – М.: МГАУ, 2006.

13. Кукин, П. П. Оценка воздействия на окружающую среду. Экспертиза безопасности: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс / П. П. Кукин, Е. Ю. Колесников, Т. М. Колесникова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 453 с.

14. Мусохранов, В. Е. Основы рационального природопользования: ресурсы, их воспроизводство, технологии, управление: учебное пособие; в 3 ч. / В.Е. Мусохранов.- Барнаул: Изд-во АГАУ, 2006. – Ч.1. 183 с. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/637/77637/files/musohranov_eco_basis_1.pdf

15. Новоселов, А.Л. Экономика и управление природопользованием. Ресурсосбережение: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А.Л. Новоселов, И.М. Потравный, Е.С. Мелехин, И.Ю. Новоселова. - М.: Издательство Юрайт, 2016. – 320 с.

16. Нис Д. Основы ландшафтного рисунка для дизайнеров: 1287 иллюстраций /Д.Нис.-М.: Белый город, 2008.-319с.:ил.

17. Орлов А.С. Ландшафтный дизайн на компьютере. - СПб: Изд-во Питер, 2008. – 271с.

18. Плиева, Т.Х. Рациональное использование водных ресурсов в рыбоводстве: учеб. пособие / Т.Х. Плиева, Н.М. Лаврентьева,В.В. Тетдоев. –Рос.гос.аграр.заоч.ун-т. М.: 2016.- 140 с.

19. Рудский, В.В. Основы природопользования: учеб. пособие для вузов/ В.В. Рудский, В.И. Стурман. – М.: Аспект Пресс, 2007.

20. Соболева Н.П. Ландшафтоведение: учебное пособие / Н.П. Соболева, Е.Г.Язиков. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. – 175с.

21. Страхова, Н.А. Экология и природопользование: учеб. пособие/ Н.А. Страхова, Е.В. Омельченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

22. Шварегус, П.С. Инвестиционные природоохранные программы в региональном природопользовании. – М.: НИА-Природа, ВО РЭА, 2005. – 138 с. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/514/70514/files/shvagerus.pdf

23. Экология: учебник и практикум для академического бакалавриата / под. ред. О.Е. Кондратьевой. – М.: Издательство Юрайт, 2016.

Интернет источники

1. Научная электронная библиотека http://elibrary.ru/

2. Центральная научная сельскохозяйственная библиотека Российской академии сельскохозяйственных наук (ГНУ ЦНСХБ Россельхозакадемии) http://www.cnshb.ru/

3. Электронная библиотечная система по адресу www.ebs.rgazu.ru/

Содержание модуля

Тема 1.1. Природные ресурсы и природно-ресурсный потенциал

Предмет и задачи дисциплины. Понятие природопользования и его составляющие. Сущность природоохранной деятельности.

Тема 1.2. Природные ресурсы и природно-ресурсный потенциал

Природные ресурсы и их классификация по происхождению, видам хозяйственного использования, признаку исчерпаемости. Природно-ресурсный потенциал.

Тема 1.3. Природная среда и ее загрязнения. Качество окружающей природной среды и его нормирование.

Сущность воздействия человека на природные системы. Демографические проблемы и природные ресурсы. Антропогенные нагрузки, их измерение и картографирование. Истощение природных ресурсов. Загрязнение природной среды и его влияние на условия жизнедеятельности человека. Нарушение структуры и деградация ландшафтов. Глобальные, региональные и локальные проблемы природопользования.

Оценка качества природной среды. Санитарно-гигиенические нормативы качества. Нормативы качества в производственно-хозяйственной сфере. Комплексные нормативы качества. Экологические (геоэкологические) ситуации и их оценка. Основные понятия о мониторинге окружающей среды. Методы контроля загрязнений окружающей среды.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое ресурсы? Что такое природные ресурсы? Какова их роль?

2. Какова классификация природных ресурсов?

3. Приведите примеры неисчерпаемых и исчерпаемых природных ресурсов

4. Что включает в себя внеэкономическая оценка природных ресурсов?

5. Расскажите о классификации природных ресурсов по видам хозяйственного использования

6. Расскажите о классификации природных ресурсов по происхождению

7. Какие ресурсы относят к: неисчерпаемым;невозобновимым;заменимым; незаменимым?

8. Что такое природно-ресурсный потенциал?

9. Приведите примеры экологической деградации природной среды некоторых территорий.

10. Основные естественные и антропогенные источники загрязнения атмосферы.

11. Назовите основные загрязнители гидросферы. Каковы масштабы антропогенного воздействия на поверхностные и подземные воды Земли?

12. Что отличает земельные ресурсы от других природных ресурсов?

13. Перечислите негативные процессы и явления, происходящие на земле в результате деятельности человека

14. Как современные демографические процессы в России связаны с загрязнением окружающей среды?

15. Перечислите новые экологические проблемы, возникшие в условиях рыночных отношений в России

16. Дайте определение ПДК и ПДВ.

17. Кто и на какой срок утверждает ПДВ и ПДС?

18. Дайте определение понятий «загрязнение окружающей среды», «типы загрязнений», «качество окружающей среды»

19. Что представляет собой экологическое нормирование ПДК, ПДВ, ПДН, ПДС?

20. Что такое мониторинг природной среды?

2.1.4. Задания для самостоятельной работы

При самостоятельной работе необходимо проработать рекомендованную учебную литературу, ответить на вопросы для самоконтроля (при ответах возможно также использование информационно-справочных и поисковых систем)и вопросы заданий тестового контроля, содержащиеся в учебно-методическом комплексе дисциплины.Предлагаемые варианты тестовых заданий:

1. Минеральные ресурсы относят к категории:

1) Возобновимых.

2) Невозобновимых.

3) Относительно возобновимых

2. Дайте определение природных ресурсов:

1) Тела и силы природы, которые используются или могут быть использованы людьми.

2) Все полезные ископаемые, которые содержатся в недрах Земли.

3) Поверхностный плодородный слой почвы, служащий основой для развития сельскохозяйственного земледелия

3. Что такое природно-ресурсный потенциал?

1) Все природные ресурсы и природные условия определенной территории.

2) Все природные ресурсы определенной территории.

3) Все виды исчерпаемых и неисчерпаемых природных ресурсов, имеющихся на территории государства.

4. Перечислите исчерпаемые природные ресурсы:

1) Животный мир, растительный мир, плодородие почв, пространство обитания, полезные ископаемые.

2) Определенные виды животных, истребляемые человеком.

3) Энергия земных недр, атмосферный воздух, вода.

5. Какие виды ресурсов объединяют в себе ресурсы сельскохозяйственного назначения?

1) Энергетические, неэнергетические.

2) Водохозяйственные, лесохозяйственные, селитебные.

3) Агроклиматические, почвенно-земельные, водные.

Содержание модуля

Тема 2.1. Сущность и основные виды природопользования

Понятие, виды и формы природопользования. Лицензирование потребления природных ресурсов. Лимитирование природопользования. Договорные формы природопользования.

Тема 2.2. Общие принципы рационального природопользования

Планирование и прогнозирование использования природных ресурсов. Природные ресурсы и ресурсный цикл. Незамкнутость ресурсного цикла. Состояние использования природных ресурсов.

Тема 2.3. Реализация ресурсооохранных мероприятий

Системы природопользования, их классификация, принципы и пути их рационализации. Классификация ресурсоохранных мероприятий. Принципы рационального использования и охраны животного и растительного мира, почв, водно-болотных угодий, недр и полезных ископаемых, воды, атмосферного воздуха, околоземного космического пространства. Особо охраняемые природные территории и их роль в сохранении экологического равновесия.

Вопросы для самоконтроля

1. Объясните термин «Природопользование», сущность, цели.

2. Каковы виды и формы природопользования?

3. Существуют ли лимиты на природопользование?

4. Каковы формы осуществления природопользования?

5. Объясните понятие и порядок заключения договора о комплексном природопользовании.

6. Чем отличается рациональное природопользование от нерационального?Назовите основные принципы рационального природопользования.

7. Дайте характеристику лесных ресурсов России

8. Что понимается под охраной недр? Перечислите основные мероприятий по охране недр.

9. Перечислите основные причины утраты земельных ресурсов сельского хозяйства.

10. Укажите классификацию лесов по степени защищенности. Какие меры необходимо предпринимать для защиты лесов?

2.2.4. Задания для самостоятельной работы

При самостоятельной работе необходимо проработать рекомендованную учебную литературу, ответить на вопросы для самоконтроля (при ответах возможно также использование информационно-справочных и поисковых систем) и вопросы заданий тестового контроля, содержащиеся в учебно-методическом комплексе дисциплины.Предлагаемые варианты тестовых заданий:

1. Система экологических ограничений по территории – это:

1) Лимиты на природопользование

2) Экологический мониторинг

3) Регулирование качества среды

2. Срок действия лицензии на природопользование:

1) 3 года

2) 2 года

3) 1 год

3. Формы природопользования осуществляются в двух видах:

1) Рациональное и договорное

2) Комплексное и целевое

3) Общее и специальное

4. Три формы природопользования:

1) Антропогенная, экономическая, специальная

2) Экономическая, экологическая, культурно-оздоровительная

3) Экологическая, химическая, техногенная

5. Лицензия на природопользование выдается:

1) На каждый вид деятельности

2) По рациональному принципу

3) На комплексное использование

Содержание модуля

Тема 3.1. Ландшафты, их морфологическая структура. Компоненты ландшафта

Ландшафт. Региональные и локальные геосистемы. Генетическое единство ландшафта. Ландшафт на локальном уровне. Морфологические части ландшафта. Культурные ландшафты. Урбанизированный ландшафт. Акультурные ландшафты. Сельскохозяйственные ландшафты. Таксономическими единицы. Фация. Подурочище. Урочище. Местность. Ландшафты и речные бассейны. Компоненты ландшафта. Твердый фундамент ландшафта. Территориальные градации рельефа. Фоновый климат. Совокупность локальных (мезо- и микро-) климатов. Гидросфера в ландшафте. Абиогенные компоненты. Протоландшафты. Ландшафтообразующие факторы. Связь с компонентами ландшафта. Гидрологический режим территории.

Тема 3.2. Ландшафтная дифференциация

Территориальные единицы.Классификация. Иерархическая классификация. Типологическая классификация. Исходные факторы при классификации ландшафтов. Отдел ландшафтов. Семейство ландшафтов. Гипсометрический фактор. Тип ландшафта. Род ландшафтов. Широтная зональность. Азональная геолого-геоморфологическая дифференциация ландшафтной оболочки. Высотная поясность. Секторность. Высотно-генетическая ярусность ландшафтов. Экспозиционная ландшафтная асимметрия склонов. Вещественный (литологический) состав

Вопросы для самоконтроля

1. Что означает в современном научном обиходе ландшафтоведения термин «ландшафт»?

2. Поясните расчленение ландшафта на геосистемы на локальном уровне.

3. Какие диагностические признаки необходимо рассматривать для обособления самостоятельного ландшафта?

4. На какие три группы подразделяются ландшафты?

5. Дайте характеристику культурным ландшафтам.

6. Охарактеризуйтеакультурные ландшафты.

7. Дайте определениясельскохозяйственным ландшафтам.

8. ак рассматривают ландшафт на современном этапе развития географии?

9. Укажите самую простую предельную категорию геосистемной иерархии;

10. Что представляют собой аккумулятивно-элювиальные фации?

11. Какие типы подурочищ выделяют?

12. Что является главной природной функцией речного бассейна?

13. Какой ранг в морфологии ландшафта занимает местность?

14. Из каких двух составляющих складывается полное представление о климате ландшафта?

15. Какими многообразными формами гидросфера представлена в ландшафте?

16. Классификация ландшафтов – группы классификаций?

17. Что рассматривает типологическая классификация ландшафтов?

18. Какие четыре отдела ландшафтов выделяют?

19. Что является исходными факторами при классификации ландшафтов?

20. Назовите основной критерий для разграничения типов ландшафтов.

2.3.4. Задания для самостоятельной работы

При самостоятельной работе необходимо проработать рекомендованную учебную литературу, ответить на вопросы для самоконтроля (при ответах возможно также использование информационно-справочных и поисковых систем) и вопросы заданий тестового контроля, содержащиеся в учебно-методическом комплексе дисциплины.Предлагаемые варианты тестовых заданий:

1. Ландшафт на локальном уровне расчленяется на более мелкие геосистемы:

1) Культурные, акультурные и сельскохозяйственные ландшафты;

2) Склон, вершина холма, плоский водораздел, плоская терраса, долина реки, часть поймы;

3) Местности, урочища, подурочища, фации.

2. Совокупность климатических черт данной географической области или зоны представляет собой

1) Местный климат

2) Микроклимат

3) Макроклимат

3. Ландшафтные границы в воздушной среде отличаются

1) Изменчивостью и неопределенностью

2) Устойчивостью и определенностью

3) Устойчивостью и неопределенностью.

4. Наиболее активный компонент фации:

1) Гидросфера;

2) Атмосфера;

3) Биота.

5. Компонентами ландшафта являются:

1) Климат, рельеф, геологические породы, растительный и животный мир, почвы, водные ресурсы;

2) Склон, вершина холма, плоский водораздел, плоская терраса, долина реки, часть поймы;

3) Местности, урочища, подурочища, фации.

Содержание модуля

Тема 4.1. Функционирование ландшафтов

Функционирование ландшафта. Звенья ландшафта. Энергетика ландшафта. Распределение энергии.Энергетическое значение биоты для ландшафта.Интенсивность функционирования ландшафтов. Геохимический круговорот.Виды миграции химических элементов. Механическая миграция.Физико-химическая миграция.Ионная миграция.Коллоидная миграция.Аэрогенная (аэральная) миграция. Биогенная миграция.Техногенная миграция.

Тема 4.2. Природно-антропогенные ландшафты, их устойчивость

Природно-антропогенные ландшафты. Классы антропогенных ландшафтов. Изменения в ландшафтах.Условно неизмененные ландшафты.Слабоизмененные ландшафты.Среднеизмененныеландшафты.Сильноизмененные (нарушенные) ландшафты. Культурные ландшафты. Классификация ландшафтов, объединяющая в себе природные и природно-антропогенные геосистемы.Устойчивость. Естественная устойчивость ландшафтов. Инертная или статическая устойчивость ПТК. Адаптивная изменчивость структур и функцийгеоэко­систем.Упругая устойчивость геосистем.

Вопросы для самоконтроля

1. Как называется совокупность процессов перемещения, обмена и трансформации вещества и энергии в геосистеме?

2. Назовите главные функциональные звенья ландшафта;

3. Что определяет обеспеченность солнечной энергией?

4. Укажитеэнергетическое значение биоты для ландшафта;

5. Назовитепоказатели интенсивности функционирования ландшафтов.

6. Как называются наиболее распространенные химические элементы, определяющие характерные особенности ландшафта?

7. Укажите виды миграции химических элементов.

8. От чего зависит интенсивность механической миграции?

9. Поясните сущность физико-химической миграции;

10. Как называются изменённые человеком природные комплексы?

11. Назовите классы антропогенных ландшафтов;

12. Укажите отличительные особенности природно-антропогенных ландшафтов и объясните, чем они отличаются от природных?

13. Укажите подразделения ландшафтов по степени изменения.

14. Дайте определение «культурный ландшафт».

15. Какими связями осуществляется устойчивость геосистем?

16. Какие типы ПТКобладают большей адаптивной устойчивостью?

17. Какие геосистемыявляются наиболее устойчивыми к антропо­генным воздействиям?

18. Назовите признаки, по которым оценивается устойчивость геосистем;

19. Адаптивная пластичность или эластичность. В чем она проявляется?

20. Дайте определение инерционной устойчивости геосистем.

2.4.4. Задания для самостоятельной работы

При самостоятельной работе необходимо проработать рекомендованную учебную литературу, ответить на вопросы для самоконтроля (при ответах возможно также использование информационно-справочных и поисковых систем) и вопросы заданий тестового контроля, содержащиеся в учебно-методическом комплексе дисциплины.Предлагаемые варианты тестовых заданий:

1. Осушительные мелиорации нужны на фациях:

1) Трансаккумулятивных и супераквальных

2) Супераквальных и пойменных

3) Элювиальных и супераквальных.

2. Всю систему городского озеленения, где природные компоненты формируются практически заново, включает ландшафт:

1) Деградированный ландшафт

2) Урбанизированный ландшафт

3) Природный ландшафт

3. Иерархическая классификация, в которой основой служит соотношение части и целого, или:

1) От биоты до фации

2) От фации до ландшафтной оболочки Земли

3) От фации до урочищ

4. Главными функциональными звеньями ландшафта являются

1) Солнечная радиация, водный ресурс, рельеф

2) Влагооборот, геохимический кругооборот, энергообмен

3) Солнечная радиация, органический мир, климат

5. Изменённые человеком природные комплексы называются:

1) Деградированными ландшафтами

2) Акультурными ландшафтами

3) Природно-антропогенными ландшафтами.

Содержание модуля

Тема 5.1.Природозащитные мероприятия

Инженерные, организационно-технические и экологические природозащитные мероприятия. Роль научно-технического прогресса в защите окружающей среды.

Тема 5.2. Оптимизация природопользования в отраслях народного хозяйства

Экологизация производственных технологий как средство решения экологических проблем использования ресурсов. Основные направления развития малоотходных и ресурсосберегающих технологий. Очистка вредных выбросов в окружающую среду. Очистка промышленных и бытовых сточных вод. Существующие проблемы, пути и перспективы решения проблем энергетики в мире и особенности их решения в России. Использование нетрадиционных источников энергии. Экологизация железнодорожного, автомобильного, авиационного, водного и трубопроводного транспорта. Экологизация строительства зданий и сооружений. Комплексная экологизация сельского хозяйства. Сокращение использования природных ресурсов в сельском хозяйстве. Источники техногенных воздействий и пути их минимизации при добыче полезных ископаемых.

Тема 5.3. Современные биотехнологии охраны окружающей природной среды.

Сущность биотехнологии.Биотехнологии переработки отходов, защиты атмосферы, охраны земель, очистки вод, переработки отходов растительности

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте значение научно-технического прогресса в рациональном природопользовании.Перечислите основные эффекты НТП.

2. Расскажите об экологизации технологий как о средстве решения экологических проблем использования ресурсов.

3. Назовите альтернативу использования пестицидов в сельском хозяйстве.

4. Что такое безотходное, малоотходное и чистое производство? Каковы принципы создания малоотходных технологий?

5. В чем заключается сущность и направления рационального использования воды на предприятии?

6. Приведите классификацию малоотходных технологий.

7. Какова классификация методов очистки газовых выбросов в атмосферу? Дайте характеристику механическим методам очистки газовых выбросов в атмосферу.

8. Расскажите о методах очистки поверхностей водоемов от нефтяных пятен.

9. Каким образом автотранспорт загрязняет окружающую среду?

10. Какие направления экологизации водного транспорта Вы знаете?

11. Какие основные направления экологизации сельского хозяйства Вы знаете?

12. Какие Вы знаете методы защиты почв от эрозии?

13. Что такое комплексная переработка сырья?

14. Что понимают под вторичными материальными ресурсами?

15. Какова роль биотехнологии в охране природы?

2.5.4. Задания для самостоятельной работы

При самостоятельной работе необходимо проработать рекомендованную учебную литературу, ответить на вопросы для самоконтроля (при ответах возможно также использование информационно-справочных и поисковых систем) и вопросы заданий тестового контроля, содержащиеся в учебно-методическом комплексе дисциплины.Предлагаемые варианты тестовых заданий:

1. Основными источниками сырья при идеальной организации производства должны быть:

1) Первичное сырье и вторичные энергетические ресурсы

2) Вторичные материальные и вторичные энергетические ресурсы

3) Первичное сырье

2. Что включает в себя совершенствование технологического процесса?

1) Увеличение количества стадий при проведении технологического процесса

2) Замена вторичных материальных ресурсов на вторичные

3) Интенсификация технологического процесса

3. К принципам разработки малоотходных технологий относятся:

1) Цикличность использования сырья

2) Однократность использования сырья

3) Минимальное потребление потенциала энергетических ресурсов

4. В чем заключается применяемая во многих городах система движения в режиме «зеленой волны»?

1) В сокращении количества общественного транспорта

2) В увеличении скоростного режима

3) В сокращении числа остановок транспорта на перекрестках

5. Одним из нетрадиционных источников энергии является?

1) Ветряные мельницы

2) Солнечные ванны

3) Солнечные пруды

Содержание модуля

Тема 6.1. Организационные и правовые основы охраны окружающей среды и рационального природопользования

Общие принципы экологоориентированного регулирования использования природных ресурсов. Социально-демографическое регулирование природопользованием. Управление процессом ресурсопользования и состоянием окружающей среды. Оценка воздействия на окружающую среду.

Концепция правового регулирования использования природных ресурсов. Методы эколого-правового регулирования. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Источники экологического права

Тема 6.2. Экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования

Основные принципы, мероприятия и методы экономического регулирования использования природных ресурсов. Экономическое стимулирование рационального природопользования. Основные механизмы экономического регулирования использования природных ресурсов

Тема 6.3. Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды.

Национальные и международные природные ресурсы. Глобальные и международные экологические проблемы. Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в охране природы.

Вопросы для самоконтроля

1. Что является главной целью системы управления охраной окружающей среды?

2. Какие методы экологоориентированного регулирования природопользования вы знаете?

3. Какова структура органов государственного управления Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды?

4. В чем заключается управление природопользованием на предприятии?

5. Что включает в себя природоохранное законодательство?

6. Охарактеризуйте основные уровни экологического контроля

7. Какие законы регулируют рациональное использование и охрану недр России?

8. Назовите методы эколого-правового регулирования.

9. Что такое «экологическое правонарушение?»

10. В чем заключается уголовная экологическая ответственность?

11. Какие государственные организации осуществляют контроль за использованием и охраной недр в России?

12. Что понимается под экономическим ущербом от загрязнения от окружающей среды?

13. Как определяется экономическая эффективность природоохранных затрат?

14. Были ли допущены просчеты (если «да», то какие) при приватизации государственного имущества в России?

15. Как формируется плата за загрязнение окружающей среды?

16. С какой статьи расходов производится плата за:

-предельно-допустимый выброс (ПДВ) и предельно-допустимый сброс (ПДС)?

- превышение лимитных загрязнений?

17. Из каких фондов идет финансирование природоохранных затрат в последние годы?

18. Назовите основные принципы международного экологического права.

19. В чем суть Киотского соглашения и роль России в подписании Киотского протокола?

20. Перечислите основные организации в области охраны окружающей среды.

2.6.4. Задания для самостоятельной работы

При самостоятельной работе необходимо проработать рекомендованную учебную литературу, ответить на вопросы для самоконтроля (при ответах возможно также использование информационно-справочных и поисковых систем) и вопросы заданий тестового контроля, содержащиеся в учебно-методическом комплексе дисциплины.Предлагаемые варианты тестовых заданий:

1. Верно ли утверждение, что нормы экологического права подразделяются на отраслевые, комплексные, экологизированные:

1) Утверждение верно

2) Утверждение верно, но не должно включать экологизированные нормы

3) Утверждение неверно

2. Суть какого из нижеперечисленных методов заключается в установлении предписания, дозволения, запрета в обеспечении принуждения к должному проведению и исполнению правовых предписаний?

1) Законодательный метод

2) Административный метод

3) Гражданский метод

3. Чем обычно являются объекты экологического правонарушения?

1) Общественные отношения по поводу окружающей среды

2) Природные ресурсы, включая водные и земельные ресурсы

3) Регулирующие органы по охране окружающей среды

4. Укажите правильный пример объекта охраны окружающей среды, находящийся вне юрисдикции одного государства, используемый двумя государствами?

1) Река Амур

2) Антарктида

3) Азовское море

5. Что относится к национальным природным ресурсам?

1) Полезные ископаемые

2) Пограничные реки

3) Мигрирующие виды редких птиц

Раздел 3. Задания ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ и методические указания по ее выполнению

Задания для контрольной работы

1. Возникновение, становление и развитие природопользования.

2. Виды и формы природопользования в России.

3. Лимитирование природопользования.

4. Лицензирование потребления природных ресурсов.

5. Природные ресурсы и природно-ресурсный потенциал России.

6. Особо охраняемые территории и их роль в сохранении экологического равновесия.

7. Основные глобальные последствия нерационального природопользования.

8. Глобальные, региональные и локальные проблемы природопользования.

9. Государственная политика Российской Федерации по защите окружающей среды и механизмы ее реализации.

10. Состав и свойства ландшафтов

11. Ландшафты и мелиорация земель

12. Научно-технический прогресс и его воздействие на природу.

13. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

14. Пути и принципы рационального природопользования

15. Принципы и направления оптимизации взаимоотношений общества и природы.

16. Ресурсопотребление, ресурсопользование и воспроизводство природных ресурсов. Концепция ресурсных циклов.

17. Оптимизация природопользования в отраслях промышленности

18. Природопользование и экологические проблемы транспорта

19. Сельскохозяйственное природопользование.

20. Рациональное и комплексное использование минеральных ресурсов.

21. Охрана и рациональное использование климатических ресурсов.

22. Рациональное использование и охрана водных ресурсов.

23. Рациональное использование и охрана земельных ресурсов.

24. Рациональное использование и охрана биологических ресурсов.

25. Рациональное использование и охрана рекреационых ресурсов ландшафтов.

26. Рациональное использование и охрана природно-антропогенных ландшафтов в процессе их эксплуатации (проблемы, принципы, мероприятия)

27. Инвентаризация природных ресурсов и методы ее осуществления. Кадастры природных ресурсов.

28. Современный этап природопользования и охраны окружающей среды.

29. Назначение и преимущества использования ресурсосберегающих технологий.

30. Рациональное лесопользование. Планетарное значение лесов и последствия их вырубки. Основные функции леса. Лесосырьевой потенциал страны.

31. Энергетика и окружающая среда. Возобновляемые энергетические ресурсы как альтернативные источники энергии.

32. Утилизация городских производственных и твердых бытовых отходов.

33. Актуаль<

Наши рекомендации