Выделяют три вида мониторинга по охвату территории: глобальный, международный и национальный.
Глобальный мониторинг работает под эгидой ООН и выполняет следующие задачи: слежение за всеми компонентами окружающей среды, изучение глобальных изменений окружающей среды, решение экологических проблем разрушения озонового слоя Земли, глобального потепления климата, опустынивания и другие.
Международный мониторинг осуществляется на уровне международных сообществ и решает крупные региональные проблемы: проблема трансграничного переноса загрязняющих веществ, выпадение кислотных осадков и т.д., то есть проблемы, которые касаются нескольких стран.
Национальный мониторинг осуществляется в границах отдельного государства и служит задачам и потребностям этого государства.
В систему мониторинга входят следующие основные направления деятельности:
1) выделение (определение) объекта наблюдения;
2) обследование выделенного объекта наблюдения;
3) составление информационной модели для объекта наблюдения;
4) планирование измерений;
5)оценка состояния объекта наблюдения и идентификации его информационной модели;
6) прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения;
7) представление информации в удобной для использования форме и доведение ее до потребителя.
Основные цели экологического мониторинга - обеспечение системы управления природоохранной деятельности и экологической безопасности своевременной и достоверной информацией, позволяющей:
1)оценить показатели состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека;
2)выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений, а также определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются;
3)создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб.
Основные задачи экологического мониторинга:
1)наблюдение за источниками антропогенного воздействия;
2)наблюдение за факторами антропогенного воздействия;
3)наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия;
4)оценка фактического состояния природной среды;
5)прогноз изменения состояния природной среды под влиянием факторов антропогенного воздействия и оценка прогнозируемого состояния природной среды.
В зоне влияния источников выбросов и сбросов организуется систематическое наблюдение за следующими объектами и параметрами окружающей среды:
1.Атмосфера: химический и радионуклидный состав газовой, аэрозольной фазы воздушной среды, а также осадков (снег, дождь), тепловое и влажное загрязнения атмосферы.
2.Гидросфера: химический и радионуклидный состав поверхностных и грунтовых вод, взвесей и донных отложений в природных водостоках и водоёмах, тепловое загрязнение поверхностных и грунтовых вод.
3.Почва: химический и радионуклидный состав деятельного слоя почвы.
4.Биота: химическое и радиоактивное загрязнение с/хоз. угодий, растительного покрова, почвенных зооценозов, домашних и диких животных, птиц, насекомых, водных растений, планктона и рыб.
5.Урбанизированная среда: химический и радиационный фон воздушной среды населённых пунктов, химический и радионуклидный состав продуктов питания, питьевой воды и т.д.
6.Население: характерные демографические параметры (численность и плотность населения, рождаемость и смертность, возрастной состав, заболеваемость, уровень врождённых уродств и аномалий), социально-экономические факторы.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №19
1 Архитектурно-планировочные мероприятия по защите атмосферы.
Данные меры направлены на регламентацию строительства предприятий, планирование городской застройки с учетом экологических соображений, озеленение городов и др. При строительстве предприятий необходимо придерживаться правил установленных законом и не допускать строительство вредных производств городской черте. Необходимо осуществлять массовое озеленение городов, т. к. Зеленые насаждения впитывают из воздуха многие вредные вещества и способствуют очищению атмосферы. К сожалению, в современный период в России зеленые насаждения несколько увеличиваются, сколько сокращаются. Не говоря уже о том, что построенные в свое время «спальные районы» не выдерживают никакой критики. Так как в этих районах однотипные дома расположены слишком густо (ради экономии площади) и воздух, находящийся между ними подвержен застойным явлениям. Чрезвычайна, остра также проблема рационального расположения дорожной сети в городах, а также качество самих дорог. Не секрет, что бездумно построенные в свое время дороги совершенно не рассчитаны на современное количество машин. Необходима также капитальная реконструкция (а не косметический ремонт) дорожного покрытия, строительство современных транспортных развязок, выпрямление дорог, устройства звукозащитных барьеров и озеленение придорожной полосы. К счастью, не смотря на финансовые затруднение, в последнее время наметились подвижки в этой области.
Необходимо также обеспечить оперативный контроль над состоянием атмосферы, через сеть постоянный и передвижных станций контроля. Также следует обеспечить хотя бы минимальный контроль над чистотой выхлопов автотранспорта, через специальные проверки. Нельзя также допускать процессов горения на различных свалках, т. к. в этом случае с дымом выделяется большое количество вредных веществ.