Раздел 2 Методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой

1. Становление и развитие методики ознакомления дошкольников с природой. История приобщения ребёнка к природе в трудах выдающихся педагогов и мыслителей прошлого.

2. Становление и развитие теории и методики ознакомления детей с природой в советский период.

3. Разработка проблем экологического образования как нового направления дошкольной педагогики в конце ХХ в. начале ХХI в.

4. Характеристика содержания образовательной области «Ребенок и природа» в учебной программе дошкольного образования.

5. Систематизация знаний дошкольников о природе.

СЕМЕСТР

Раздел 2 Методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой

1. Наблюдение как основной метод ознакомления с природой.

2. Организация труда детей дошкольного возраста в природе.

3. Словесные методы ознакомления дошкольников с природой.

4. Формы организации работы по ознакомлению дошкольников с природой.

5. Планирование и учет работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой.

Вопросы к зачету за 5 семестр

1. «Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой» как наука и учебная дисциплина.

2. История приобщения ребёнка к природе в трудах выдающихся педагогов и мыслителей прошлого (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель).

3. История приобщения ребёнка к природе в трудах выдающихся педагогов и мыслителей прошлого (П. Кергомар, М. Монтессори, О. Декроли, С. Френе).

4. Русские педагоги прошлого о значении и использовании природы в становлении личности ребенка дошкольного возраста (К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, А. С. Симонович, Л. К. Шлегер, Е. И. Тихеева).

5. Белорусские просветители и педагоги об использовании знаний о природе в воспитании и развитии личности человека (Ф. Скорина, С. Будный, М. Гусовский, А. Богданович, Я. Колос, Я. Купала)

6. Становление и развитие теории и методики ознакомления детей с природой в советский период (20-е годы ХХ века).

7. Становление и развитие теории и методики ознакомления детей с природой в советский период (30-40-е годы ХХ века).

8. Научная разработка проблем методики ознакомления детей дошкольного возраста с природой в 50 - 90-х годах ХХ века.

9. История становления экологического образования.

10. Экологическое образование детей на современном этапе в зарубежных странах.

11. Теоретические основы использования природы в разностороннем развитии детей дошкольного возраста.

12. Характеристика содержания образовательной области «Ребенок и природа» в учебной программе дошкольного образования.

13. Ознакомление дошкольников с природой в современных программах («Радуга», «Истоки», «Детство» и др.).

14. Систематизация знаний дошкольников о природе.

Вопросы к экзамену за 6 семестр

1. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой как наука.

2. Содержание экологического образования.

3. Задачи воспитания в процессе ознакомления дошкольников с природой. Основные принципы, определяющие пути и средства осуществления задач.

4. Характеристика содержания образовательной области «Ребенок и природа» в учебной программе дошкольного образования. Структура программы.

5. Ознакомление детей с природой в современных программах: («Радуга», «Истоки», «Детство» и др.). Их классификация, характеристика структуры и содержания.

6. Дидактические принципы отбора содержания знаний о природе для детей дошкольного возраста.

7. Уголок природы в дошкольном учреждении. Его воспитательно-образовательное значение. Требования к подбору и размещению обитателей уголка природы.

8. Организация эколого-развивающей среды в УДО: экологическая комната, лаборатория природы, зимний сад.

9. Создание условий на участке УДО: газоны, цветники, огород.

10. Создание условий на участке УДО: экологическая тропинка, площадка природы, мини-ферма.

11. Характеристика методов и приемов ознакомления с природой.

12. Наблюдение – основной метод ознакомления детей с природой.Значение, структура. Связь наблюдения с разными видами деятельности.

13. Классификация видов наблюдений. Особенности организации и методики проведения наблюдений разных видов.

14. Этапы руководства наблюдениями. Использование приёма сравнения в процессе наблюдения.

15. Своеобразие методики руководства наблюдениями в разных возрастных группах.

16. Классификация способов фиксации наблюдений.

17. Разнообразие форм календарей природы и методика их ведения в разных возрастных группах.

18. Использование иллюстративно-наглядного материала и ТСО в процессе ознакомления с природой.

19. Использование моделей в эколого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста.

20. Дидактические игры в ознакомлении детей с природой. Методика проведения дидактических игр в разных возрастных группах.

21. Игровые обучающие ситуации в процессе ознакомления детей с природой.

22. Труд детей в природе. Значение, требования, виды и формы организации труда детей в природе.

23. Коллективный труд в природе. Способы организации детей в процессе коллективного труда в природе.

24. Дежурства в уголке природы. Принципы объединенияво время дежурства. Руководство деятельностью дежурных, содержание работы.

25. Использование экспериментов в процессе ознакомления дошкольников с природой.

26. Значение и место проектов в процессе ознакомления сприродой и экологического воспитания. Типы проектов. Этапы организации. Требования к реализации.

27. Использование бесед воспитателя в эколого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста.

28. Использование рассказов воспитателя в эколого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста.

29. Использование природоведческой литературы в эколого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста.

30. Использование экологической сказки в экологическом воспитании старших дошкольников.

31. Использованиеречевых логических задач природоведческого содержания в работе с дошкольниками.

32. Занятие как одна из форм ознакомления дошкольников с природой. Значение и место занятий в системе работы в разных возрастных группах. Использование задач, методов и приёмов обучения на занятиях. Виды и формы занятий.

33. Занятия комплексного типа. Требования к организации и проведению природоведческих занятий.

34. Экскурсия как особый вид занятия в ознакомлении детей с природой.

35. Целевая прогулка как форма работы в ознакомлении детей с природой.

36. Организация повседневной прогулки в системе работы по ознакомлению детей с природой.

37. Элементарная поисковая деятельность как форма организации экологического образования в дошкольных учреждениях.

38. Специфические формы организации экологического воспитания: экологический тренинг, природоохранные акции, экологический театр, реклама, экологические минутки.

39. Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи в области экологического воспитания детей.

40. Планирование и организация циклических наблюдений с детьми дошкольного возраста.

41. Специфические методы экологического воспитания. Методы, направленные на формирование экологических представлений. Методы, направленные на формирование отношения к природе. Методы, направленные на формирование умений и навыков взаимодействия с природой.

42. Методическое руководство работой педагогического коллектива учреждения дошкольного образования по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой.

Наши рекомендации