Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе учреждения образования «Полоцкий государственный университет»
________________ Д.В. Дук
«___» ___________201__г.
Регистрационный № УД-_____/уч.
Распределение аудиторного времени
По видам занятий, курсам и семестрам
Курс | Семестр, количество учебных недель | Форма текущего контроля | Количество академических часов | |||
Всего | В том числе аудиторных | Из них | ||||
лекции | практические занятия | |||||
III | 5 семестр | Зачет | ||||
6 семестр | Экзамен | |||||
IV | 8 семестр | Курсовая работа | ||||
Всего: |
Изучение дисциплины должно способствовать приобретению студентами следующих компетенций:
а) академических:
-АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.
-АК-5. Быть способным порождать новые идеи (обладать креативностью).
-АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером.
-АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.
-АК-11. Уметь регулировать образовательные отношения и взаимодействия в педагогическом процессе.
б) социально-личностных:
-СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.
-CJIK-4. Владеть навыками здоровьесбережения.
-СЛК-7. Быть способным к осуществлению самообразования и самосовершенствования профессиональной деятельности.
-СЛК-8. Быть способным к реализации ценностно-ориентационной деятельности.
в) профессиональных:
в обучающей деятельности:
- ПК-1. Эффективно реализовывать обучающую деятельность.
- ПК-3. Использовать оптимальные методы, формы, средства обучения.
- ПК-4. Осуществлять оптимальный отбор и эффективно реализовывать технологии воспитания.
- ПК-5. Организовывать и проводить учебные занятия различных видов.
- ПК-6. Организовывать самостоятельную работу детей дошкольного возраста.
в воспитательной деятельности:
- ПК-7. Эффективно реализовывать воспитательную деятельность.
- ПК-8. Использовать оптимальные методы, формы, средства воспитания.
- ПК-9. Осуществлять оптимальный отбор и эффективно реализовывать технологии воспитания. -ПК-10. Организовывать и проводить воспитательные мероприятия.
-ПК-11. Формировать базовые компоненты культуры личности воспитанника.
в развивающей деятельности:
-ПК-14. Развивать навыки самостоятельной работы детей дошкольного возраста с игровым, художественным, дидактическим материалами.
-ПК-16. Организовывать и проводить коррекционно-педагогическую деятельность с воспитанниками.
-ПК-17. Предупреждать и преодолевать нарушения в процессах социализации детей дошкольного возраста.
-ПК-18. Осуществлять профилактику нарушений в развитии эмоциональной и поведенческой сфер детей дошкольного возраста.
ценностно-ориентационная деятельность:
-ПК-19. Эффективно реализовывать ценностно-ориентационную деятельность с воспитанниками и родителями.
-ПК-20. Формулировать диагностично-образовательные и воспитательные цели.
Для контроля качества образования по учебной дисциплине «Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой» используются следующие средства диагностики: устные опросы во время занятий; тестирование; выполнение и защита практических работ; зачет, устный экзамен.
В ходе учебной деятельности по изучению учебной дисциплины «Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой» студенты осуществляют различные виды самостоятельной работы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
СЕМЕСТР
Тема 1.6 Животные
Классификация животных. Характеристика наземных членистоногих (насекомые). Их разнообразие, особенности строения, размножения, развитие и роль в природе и жизни человека.
Характеристика позвоночных: Класс рыбы. Особенности их строения, питания. Способы размножения и особенности заботы о потомстве; Класс земноводные. Особенности их строения, размножения и развития. Основные систематические группы. Биология тритонов, лягушек, жаб. Класс пресмыкающиеся. Особенности их строения, размножения и развития. Основные систематические группы. Биология ящериц, черепах, змей. Класс птицы. Особенности их строения, размножения. Экологические группы птиц. Характеристика основных систематических групп и их представителей. Класс млекопитающие. Характерные черты строения. Особенности размножения и развития. Характеристика основных отрядов, семейств и отдельных представителей.
Жизненные формы животных.
СЕМЕСТР
Тема 2.3 Создание условий ознакомления детей дошкольного возраста с природой и экологического воспитания в учреждениях дошкольного образования. Создание условий в помещении учреждения дошкольного образования.
Уголок природы в учреждениях дошкольного образования. Значение организации уголка природы. Требования к подбору обитателей уголка природы. Требования к размещению объектов уголка природы.
Комнатные растения уголков природы. Типичные представители природных зон (субтропиков, тропиков, пустынь), их биология, особенности ухода за ними.
Животные для уголков природы. Устройство аквариума, уход за ним. Обитатели аквариума, их биология, условия содержания. Птицы в уголке природы. Примерный перечень представителей, их биология и условия содержание в уголке природы. Млекопитающие в уголке природы. Примерный перечень представителей, их биология и особенности содержания. Земноводные и пресмыкающиеся в уголке природы.
Постоянные и временные обитатели уголка природы. Примерный перечень представителей, их биология и условия содержания в уголке природы. Оборудование для труда детей дошкольного возраста в уголке природы.
Экологическая комната в учреждениях дошкольного образования. Значение экологической комнаты. Требования к помещению, его оформлению. Оснащение функциональных зон. Требования к подбору и размещению обитателей зоны растений и зоны животных. Принципы отбора и размещения предметов зоны коллекций. Устройство зоны обучения и зоны библиотеки.
Экологический музей в учреждении дошкольного образования. Значение экологического музея. Устройство экологического музея. Постоянная и временная экспозиции музея. Примерная тематика отделов постоянной и временной экспозиций.
Лаборатория природы в учреждении дошкольного образования. Значение лаборатории. Требования к помещению и оборудованию лаборатории.
Зимний сад в помещении учреждения дошкольного образования. Значение зимнего сада. Требования к помещению для зимнего сада. Оснащение и оформление зимнего сада. Подбор растений и животных для зимнего сада. Создание условий на участке учреждения дошкольного образования.
Озеленение участка учреждения дошкольного образования. Санитарно-гигиеническое и воспитательно-образовательное значение озеленение участка учреждения дошкольного образования. Требования к организации ландшафтной среды. Требования к размещению озеленения. Требования к подбору растений для озеленения участка учреждения дошкольного образования.
Виды озеленения участка учреждения дошкольного образования.
Защитные насаждения на участке учреждения дошкольного образования. Значение защитных насаждений. Требования к ним. Подбор растений.
Декоративные древесно-кустарниковые насаждения на участке учреждения дошкольного образования. Значение и виды декоративных древесно-кустарниковых насаждений. Требования к ним. Подбор растений.
Вертикальное озеленение. Значение, виды вертикального озеленения. Подбор растений. Уход.
Газоны на участке учреждения дошкольного образования. Значение и виды газонов. Устройство газона. Подбор растений для разных видов газонов. Уход за газонами.
Цветники на участке учреждения дошкольного образования. Значение и виды цветников. Планировка цветников. Требования к подбору растений для цветников. Уход за растениями цветника.
Огород на участке учреждения дошкольного образования. Значение и планировка огорода. Подбор культур для огорода разных возрастных групп.
Плодово-ягодный сад на участке учреждения дошкольного образования. Значение и планировка плодово-ягодного сада. Подбор плодовых деревьев и кустарников. Особенности ухода за садом в разное время года.
Экологическая тропинка. Значение экологической тропинки. Основные типы экологических тропинок. Критерии выбора маршрута и объектов экологической тропинки. Этапы создания экологической тропинки. Особенности создания экологической тропинки на территории учреждения дошкольного образования. Особенности создания экологической тропинки в естественных условиях. Организация работы с детьми на тропинке.
Площадка природы. Значение площадки природы. Требования к выбору места для площадки природы на территории учреждения дошкольного образования. Ее оборудование в разное время года. Устройство кормушек, поилок, искусственных гнездований.
Мини-ферма на участке учреждения дошкольного образования. Значение мини-фермы. Помещение для мини-фермы. Подбор животных и их содержание. Оборудование для ухода за животными.
Тема 2.4 Методы ознакомления детей дошкольного возраста с природой. Общая характеристика классификаций методов ознакомления с природой. Необходимость использования разнообразных методов и приемов ознакомления детей с природой. Выбор методов и приемов в зависимости от объекта природы, содержания знаний, конкретных задач и особенностей познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Наблюдение как основной метод ознакомления с природой. Значение метода наблюдения. Особенности наблюдения как сложной познавательной деятельности. Структура деятельности наблюдения: цель, мотивы, планомерность, способы обследования, результат. Линии развития деятельности наблюдения на этапе дошкольного возраста. Своеобразие деятельности наблюдения в разных возрастных группах.
Виды наблюдений. Разнообразие классификаций видов наблюдений. Содержание, место и значение разных видов наблюдений в каждой возрастной группе учреждения дошкольного образования.
Организация и методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах. Использование разнообразных приемов руководства наблюдениями в разных возрастных группах.
Использование приема сравнения в процессе наблюдения. Виды сравнений. Особенности сравнений в разных возрастных группах.
Фиксация наблюдений. Значение фиксации наблюдений. Формы фиксации наблюдений: календари погоды, календари природы, дневники наблюдений. Варианты их оформления. Способы фиксации наблюдений: ментальные способы; графические способы (использование готовых форм, изобразительные способы, письменные способы); практические способы (фиксация натуральных объектов, фиксация времени протекания наблюдаемых процессов, фиксация звуков природы). Методика руководства ведением календарей и дневников наблюдений.
Использование иллюстративно-наглядного материалав процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой. Значение использования иллюстративно-наглядного материала. Виды иллюстративно-наглядного материала. Требования к иллюстративно-наглядному материалу. Рассматривание картин как метод ознакомления с природой. Виды картин о природе. Методика рассматривания картин о природе с детьми разных возрастных групп.
Использование технических средств обучения в процессе ознакомления с природой. Разнообразие технических средств. Особенности файлов Notebook, мультимедийных презентаций, видеофильмов, аудиозаписей природоведческого содержания для детей дошкольного возраста. Методика использования в разных возрастных группах.
Демонстрация моделей. Значения моделей. Разнообразие видов моделей. Направления использования моделей в процессе ознакомления с природой и экологического воспитания. Методика использования моделей.
Использование игр природоведческого содержания. Значение и место игр в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой и экологического воспитания.
Разнообразие игр природоведческого содержания. Дидактические игры в ознакомлении детей разных возрастных групп с природой. Предметные игры, их классификация и содержание. Настольно-печатные игры, их классификация и содержание. Словесные игры, их классификация и содержание. Методика проведения дидактических игр в разных возрастных группах.
Подвижные игры. Закрепление в них представлений о повадках и голосах животных, способах передвижения. Подбор подвижных игр природоведческого содержания для разных возрастных групп и руководство ими.
Творческие игры, отображающие представления детей о природе, о труде взрослых в природе.
Игровые обучающие ситуации. Типы игровых обучающих ситуаций: игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами, игровые обучающие ситуации с литературными персонажами, игровые обучающие ситуации-путешествия. Методика организации и проведения.
Использование игр с природными материалами. Значение игр в познании детьми свойств природного материала. Создание условий для игр с природными материалами. Руководство играми с природными материалами.
Организация труда детей дошкольного возраста в природе. Значение, своеобразие труда в природе в дошкольном возрасте. Педагогические и гигиенические требования к организации труда в природе в учреждении дошкольного образования.
Виды труда в природе. Виды и содержание труда по выращиванию растений в разных возрастных группах. Виды и содержание труда по уходу за животными в разных возрастных группах.
Формы организации труда детей в природе. Трудовые поручения, их значение, виды и место в работе с детьми разных возрастных групп. Коллективный труд в природе, его значение, способы организации детей. Дежурство по уголку природы. Содержание работы дежурных по уголку в природе. Усложнение круга обязанностей дежурных.
Методика руководства трудом в природе в разных возрастных группах учреждения дошкольного образования.
Использование опытов и экспериментов в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой. Значение опытов и экспериментов. Виды эксперимента. Требования к проведению экспериментов. Содержание экспериментов. Методика организации и проведения экспериментов: осознание проблемной ситуации и постановка познавательной задачи, поиск путей решения проблемы, выполнение работы и проведение наблюдения, обсуждение итогов и формулирование выводов.
Тема 2.4 Методы ознакомления детей дошкольного возраста с природой.
Рассказ педагога о предметах и явлениях природы. Значение и место рассказа педагога о природе в разных возрастных группах. Требования к рассказу педагога о природе. Значение рассказов детей о природе. Виды детских рассказов о природе. Обучение детей рассказыванию о природе в разных возрастных группах.
Беседы о природе. Значение бесед о природе. Виды бесед с детьми дошкольного возраста о природе и их содержание. Требования к проведению бесед о природе. Методика проведения бесед.
Использование природоведческой литературы. Значение детской природоведческой книги. Виды книг о природе. Требования к природоведческой литературе для детей. Методика использования природоведческой книги в разных возрастных группах.
Использование экологической сказки. Значение экологических сказок, их особенности. Разнообразие экологических сказок для детей дошкольного возраста. Особенности экологических сказок. Методика использования экологических сказок в работе с детьми дошкольного возраста. Сочинение экологических сказок с детьми.
Использование речевых логических задачприродоведческого содержания. Значение, особенности, содержание и методика их использования в работе с детьми дошкольного возраста.
Метод проектов. Значение и место проектов в процессе ознакомления с природой и экологического воспитания. Типы проектов. Этапы организации проектов и содержание работы. Требования к реализации экологических проектов.
Специфические методы экологического воспитания. Методы, направленные на формирование экологических представлений (метод экологической лабилизации, метод экологических ассоциаций, метод художественной репрезентации природных объектов). Методы, направленные на формирование отношения к природе (метод экологической идентификации, метод экологической эмпатии, метод экологической рефлексии). Методы, направленные на формирование умений и навыков взаимодействия с природой (метод экологической экспектации, метод ритуализации деятельности в природе, метод экологической заботы).
Тема 2.5 Формы организации работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой.Классификация форм ознакомления детей с природой и экологического воспитания. Необходимость использования разнообразных форм организации работы.
Занятиекак форма ознакомления детей дошкольного возраста с природой. Значение и место занятий в системе работы по ознакомлению с природой в разных возрастных группах. Виды занятий по использованию основного метода. Типы занятий по их месту в системе работы. Использование разнообразных методов и приемов обучения на занятиях в зависимости от программного содержания, места занятия в системе работы, возраста детей. Требования к организации и проведению природоведческих занятий. Связь занятий с другими формами работы.
Экскурсия. Значение и место экскурсий в системе природоведческой работы с детьми дошкольного возраста. Виды экскурсий и их содержание. Структура экскурсий. Методика проведения экскурсий. Система и последовательность экскурсий в разные сезоны в разных возрастных группах.
Целевая прогулкакак форма работы. Значение и место целевой прогулки в системе работы. Отличие целевой прогулки от экскурсии. Подготовка педагога к проведению целевых прогулок. Методика проведения целевой прогулки.
Повседневная прогулкана участке учреждения дошкольного образования. Значение и место повседневной прогулки в системе работы по ознакомлению с природой. Структура и содержание прогулки. Наблюдения за явлениями неживой природы, состоянием растений и жизнью животных. Организация и руководство играми детей с природными материалами на прогулках в разное время года. Игровое оборудование. Труд детей на участке во время прогулки. Содержание и формы организации труда детей на прогулках.
Разнообразие досуговой деятельности природоведческого содержания: отдых, созерцание, развлечение, праздник, самообразование, творчество. Их значение, виды, тематика, содержание, методика организации и проведения.
Элементарная поисковая деятельностькак форма организации ознакомления детей с природой. Понятие поисковой деятельности. Значение элементарной поисковой деятельности в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой. Структура элементарной поисковой деятельности. Элементы поисковой деятельности в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Элементарная поисковая деятельность в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Методика организации и проведения элементарной поисковой деятельности.
Специфические формыорганизации экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологический тренинг. Задачи эколого-психологического тренинга и требования к нему. Структура занятий-тренингов. Методика проведения экологических тренингов. Природоохранные акции и др.
Тема 2.6 Планирование и учет работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой
Значение планирования природоведческой работы в учреждении дошкольного образования.
Содержание и виды планов. Анализ работы учреждения дошкольного образования по соответствующему разделу за предшествующий год в годовом плане. Основные задачи по совершенствованию природоведческой работы в годовом плане. Содержание и формы методической работы с педагогами. Планирование работы с родителями. Планирование работы по созданию предметной развивающей среды для ознакомления с природой и экологическому воспитанию.
Перспективное планирование природоведческой работы на сезон. Важнейшие компоненты перспективного плана: отбор из программы основных задач работы на сезон, отбор и определение последовательности освоения содержания знаний, умений и навыков, выделение разделов плана в соответствии с избранной технологией педагогического процесса.
Составление календарного плана. Конкретизация темы, виды занятий, их программное содержание. Календарное планирование повседневной работы. Определение содержания деятельности детей в природе в утренний, дневной и вечерний отрезок времени.
Содержание и форма учета проведенной работы.
Тема 2.7. Преемственность в работе учреждения дошкольного образования и школы по природоведению
Значение преемственности в работе по природоведению Преемственность в содержании природоведческой работы. Характеристика программ для учащихся начальной школы и сравнительный анализ с учебной программой для детей старшего дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования. Преемственность в использовании методов и приемов, организационных форм работы в учреждении дошкольного образования и начальной школе.
Основные условия и пути установления преемственных связей между школой и учреждением дошкольного образования в работе по природоведению.
Тема 2.8 Взаимодействие учреждения дошкольного образования и семьи в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой
Проблема взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста. Потенциальные возможности семьи в экологическом воспитании детей. Включение родителей в педагогический процесс учреждения дошкольного образования. Формы сотрудничества учреждения дошкольного образования и семьи.
Тема 2.9 Методическое руководство работой педагогического коллектива учреждения дошкольного образования по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой
Руководство работой по ознакомлению детей с природой в учреждения дошкольного образования. Отражение задач и содержания работы в годовом и месячном планах заведующего и заместителя заведующего.
Основные направления руководства работой по ознакомлению детей с природой. Создание материальных условий, обеспечивающих успешную работу педагогов: оборудование и озеленение участка учреждения дошкольного образования, помощь педагогу в создании уголка природы, подбор различных видов наглядности, обеспечение использования педагогами технических средств обучения, обеспечение оборудованием для организации труда в природе, экспериментальной деятельности и пр. Оснащение методического кабинета по разделу ознакомления детей с природой и экологического воспитания. Оказание методической помощи педагогам в проведении работы с детьми. Изучение, обобщение и распространение передового опыта организации природоведческой работы с детьми.
Формы методической работы с целью повышения биологических знаний и практических умений педагогов.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Содержание учебной дисциплины «Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой» предусматривает выполнение курсовой работы по выбору студента в 8 семестре. На подготовку курсовой работы в соответствии с учебным планом по специальности выделяется 40 академических часов.
ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Уголок природы в дошкольном учреждении.
2. «Экологические пространства» в дошкольном учреждении.
3. «Экологические пространства» на участке дошкольного учреждения.
4. Наблюдение как метод экологического образования дошкольников.
5. Дидактические игры как метод экологического образования дошкольников.
6. Труд детей в природе как метод экологического образования дошкольников.
7. Общая характеристика словесных методов ознакомления дошкольников с природой.
8. Общая характеристика наглядных методов ознакомления дошкольников с природой.
9. Общая характеристика практических методов ознакомления дошкольников с природой.
10. Использование экспериментов в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
11. Занятие как форма ознакомления дошкольников с природой.
12. Специфические формы организации экологического образования дошкольников.
13. Комплексные и развлекательные мероприятия в работе с дошкольниками.
Структура и содержание курсового проекта
Структура курсовой работы составляет 25-30 с листов, как правило, одинакова и включает пояснительную записку с приложениями, выполненный на формате А4.
Структура оформления пояснительной записки следующая:
1) титульный лист;
2) задание на курсовую работу;
3) содержание;
4) выводы и предложения;
6) список используемой литературы;
7) приложения.
В зависимости от темы курсовой работы и задач, решаемых при ее выполнении, содержание пояснительной записки может быть различным.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
СЕМЕСТР
Номер раздела, темы, занятия | Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов | Количество аудиторных часов | Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия) | Литература | Формы контроля знаний | |||
лекции | практические занятия | лабораторные занятия | управляемая самостоятельная работа студента | |||||
Основы природоведения | ||||||||
1.1.1 | Введение в дисциплину «Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой». | Компьютерная презентация | Осн. 11,12 Доп. 2 | |||||
Методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой | ||||||||
2.1.1 | Становление и развитие методики ознакомления дошкольников с природой. История приобщения ребёнка к природе в трудах выдающихся педагогов и мыслителей прошлого. Зарубежные педагоги прошлого о природе как факторе развития детей: Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, П. Кергомар, М. Монтессори, О. Декроли, С. Френе и др. | Осн. 14,15,16 Доп. | Защита реферативных сообщений | |||||
2.1.2 | Становление и развитие методики ознакомления дошкольников с природой. Русские педагоги прошлого о значении и использовании природы в становлении личности ребенка дошкольного возраста: К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, А. С. Симонович, Л. К. Шлегер, Е. И. Тихеева и др. Белорусские просветители и педагоги об использовании знаний о природе в воспитании и развитии личности человека: Ф. Скорина, С. Будный, М. Гусовский, А. Богданович, Я. Колос, Я. Купала …. | Компьютерная презентация | Осн. 14,15,16 Доп. | |||||
2.1.3 | Становление и развитие теории и методики ознакомления детей с природой в советский период. Роль съездов по дошкольному воспитанию (20-е годы ХХ века) в определении цели, задач, принципов, содержания и методов ознакомления детей дошкольного возраста с природой. Содержание знаний о природе в первых программа для дошкольных учреждений (30-40-е годы ХХ века) и методических пособиях (А. А. Быстров, Э. И. Залкинд и др.). | Осн. 14,15,16 Доп. | Защита реферативных сообщений | |||||
2.1.4 | Научная разработка проблем методики ознакомления детей дошкольного возраста с природой в 50 - 90-х годах ХХ века (А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, М. М. Марковская, З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, Г. С. Филиппюк, П. Г. Саморукова, А. К. Матвеева, Н. И. Ветрова, Л. М. Маневцова, и др.) | Компьютерная презентация | Осн. 14,15,16 Доп. | |||||
2.1.5 | Разработка проблем экологического образования как нового направления дошкольной педагогики в конце ХХ в. начале ХХI в. (С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, Н. Н. Кондратьева, И. А. Комарова, Г. Н. Казаручик, А. А. Петрикевич, Е. А Стреха). | Осн. 14,15,16 Доп. | Защита реферативных сообщений | |||||
2.1.6 | История становления экологического образования. Экологическое образование детей на современном этапе в зарубежных странах (США, Германия, Швеция, Япония, Дания, Болгария и др.). | Компьютерная презентация | Осн. 14,15,16 Доп. | |||||
2.2.1 | Теоретические основы использования природы в разностороннем развитии детей дошкольного возраста. Задачи ознакомления с природой и экологического воспитания детей дошкольного возраста. Принципы отбора содержания знаний о природе для детей дошкольного возраста. | Компьютерная презентация | ||||||
2.2.2 | Характеристика содержания образовательной области «Ребенок и природа» в учебной программе дошкольного образования.Структура программы. Постепенное расширение, углубление и усложнение прогр. материала от группы к группе. | Учебная программа ДО | ||||||
2.2.3 | Ознакомление дошкольников с природой в современных программах. Общая характеристика содержания знаний о природе в современных программах для учреждений дошкольного образования, изданных в странах ближнего зарубежья («Радуга», «Истоки», «Детство» и др.). Программы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, их классификация, характеристика структуры и содержания. | Компьютерная презентация | ||||||
2.2.4 | Систематизация знаний дошкольников о природе. Сущность понятия «система знаний», «систематизация знаний». Значение и типы системы знаний (системные знания, систематизированные знания). Этапы формирования систематизированных знаний. Методы систематизации знаний и опыта детей. | Презентационное выступление | ||||||
Итого: | ||||||||
СЕМЕСТР
Номер раздела, темы, занятия | Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов | Количество аудиторных часов | Материальное обеспечение занятия (наглядные и методические пособия | Литература | Формы контроля знаний | |||
лекции | практические занятия | лабораторные занятия | управляемая самостоятельная работа студента | |||||
Методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой | ||||||||
2.3.6 | Экологическая тропинка. | Компьютерная презентация | Осн. 6,7,8,10 Доп. 3,4 | |||||
2.4.2 | Наблюдение как основной метод ознакомления с природой. | Защита реферативных сообщений | ||||||
2.4.9 | Использование игр природоведческого содержания. Игровые обучающие ситуации. | Компьютерная презентация | Осн. 5, 6,7,8, 16 Доп.10,11 | |||||
2.4.11 | Организация труда детей дошкольного возраста в природе. | Компьютерная презентация | Осн.7 , 8, 16 оп.9,14 | Устный опрос | ||||
2.4.13 | Практические методы.Использование опытов и экспериментов в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой. Метод проектовв образовании дошкольников. | Компьютерная презентация | Осн. 5,12-15 Доп. 5,6, 7,23,24 | |||||
2.4.15 | Словесные методы ознакомления дошкольников с природой. Рассказ. Беседы о природе. Использование природоведческой литературы. | Осн. 7, 8, 16 Доп. 12 | защита практичес-ких заданий | |||||
2.4.17 | Использование экологической сказки. Использование речевых логических задачприродоведческого содержания. | Компьютерная презентация | Осн. 17 Доп.8, 20 | |||||
2.5.1 | Формы организации работы по ознакомлению дошкольников с природой.Занятие. Экскурсия. | Осн. 4, 6,7,8, 16 Доп.17 | Опрос | |||||
2.5.7 | Целевая прогулкакак форма работы. Повседневная прогулкана участке учреждения дошкольного образования. | Компьютерная презентация | Осн. 4, 6,7,8, 16 Доп.17 | |||||
2.6.1 | Планирование и учет работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой. | п/тест | ||||||
Итого: |
Виды работ, содержание и объем часов для организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине (заочная форма обучения)
Курс | Виды самостоятельной работы (далее СР) | Содержание (ссылки на источники) | Количество часов на выполнение СР |
III (5 сем.) | Тема 1.1 Введение в учебную дисциплину «Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой». | Самостоятельно изучить вопросы темы, не охваченные на занятии | |
Тема 1.2 Земля как планета. | Самостоятельно изучить вопросы темы. Законспектировать в конспекте. | ||
Тема 1.4 Среда обитания организмов. 1. Заполнение таблицы «Среда обитания живых организмов» 2. Заполнение таблицы «Экологические факторы» | Самостоятельно изучить вопросы темы. 1. Название колонок: основные среды, характеристика среды, обитатели, адаптация обитателей (см. Методические указания к практическим занятиям). 2. Название колонок: факторы, характеристика, прямое действие, косвенное действие (см. Методические указания к практическим занятиям). | ||
Тема 1.5 Растения. | Самостоятельно изучить вопросы темы (см. Методические указания к практическим занятиям). | ||
Тема 1.6 Животные | Самостоятельно изучить вопросы темы (см. Методические указания к практическим занятиям). | ||
Тема 1.7 Биоценозы Беларуси. | Самостоятельно изучить вопросы темы (см. Наши рекомендации
|