Научение — приспособите-ль ное изменение поведения в результате предшествующего опыта, за счет ко орого до-стигается индивидуальное при-способл ние живых организмов к среде обитания.

Прост йшим способом индиви-

Рис. 85. Импринтинг (запечатление) дуального научения в природе яв-ляет я метод проб и ошибок. К

примеру, неопытный молодой птенец, слетевший гнезда, будет пытаться пой-мать осу до тех пор, пока не убедится, что это яркоокрашенное насекомое несъе-добно. Точно так же лягушки отказыв ются от поед ния насекомых с предостере-гающей окраской, если ранее с ними уже встреч лись.

Для теплокровных животных характерна интересная форма научения — им-принтинг (запечатление) (рис. 85).Запечатлением является следование де-тенышей за объектом их посто нного внимания, например за матерью. Однако, если только что вылупившемуся утенку представить другой передвигающийся объект, утенок пойдет за им. Если в дальнейшем птенцу будет представлена собственная мать, он все рав о пойдет за первоначальным объектом. Запечатле-ние формируется исключитель о в раннем возрасте. Если оно не возникает сра-зу, данный вид научения может вообще не развиться.

Простой ф рм й научения является привыкание. Оно развивается при про-должительном п вт рении неподкрепленных стимулов. Например, птицы, собира-ющие на поле к м, со временем перестают реагировать на работающую сельско-хозяйственную технику. Этот вид научения позволяет животным с раннего возрас-та р злич ть нейт альные факторы окружающей среды и не реагировать на них.

У птиц и млекопитающих развито подражание, которое также является приспособительной поведенческой реакцией. К примеру, молодые тигры, охотясь, подражают взрослым при выслеживании и подкрадывании к жертве. Подражание играет важную роль в поведении человека. Так, маленькие дети неосознанно под-ражают старшим братьям и сестрам, школьники — учителям или кумирам.

Высшей приспособительной формой поведения, наиболее развитой у челове-ка, является рассудочная деятельность.

Рассудочная деятельность — способность к выполнению адаптив-ного поведенческого акта в сложившейся ситуации.

Правообладатель Народная асвета


Инстинктивное и общественное поведение животных

Научение — приспособите-ль ное изменение поведения в результате предшествующего опыта, за счет ко орого до-стигается индивидуальное при-способл ние живых организмов к среде обитания. - student2.ru

В основе рассудочной деятельности лежит мышление. Мышление — вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности предметов и явлений и установлении закономерных связей и отношений между ними. Мыш-ление позволяет человеку адаптироваться к меняющимся условиям среды без метода проб и ошибок. Оно позволяет устанавливать логические связи между изучаемыми предметами и явлениями. Помимо человека только высшие прим ты оказались способны решать мыслительные задачи с минимальным числом пов-торений. Благодаря мышлению человек с раннего возраста может воспринимать информацию в виде символов (букв и слов). Способность мысли ь — одна из самых важных поведенческих адаптаций человека. Недаром др вние мудрецы го-ворили: «Мыслю — значит существую».

Научение — приспособите-ль ное изменение поведения в результате предшествующего опыта, за счет ко орого до-стигается индивидуальное при-способл ние живых организмов к среде обитания. - student2.ru

Поведение — совокупность всех действий организма. Формы поведе-ния бывают врожденные и приобретенные. К врожденным относятся постоянные (стереотипные) формы поведения — так исы, рефлексы и инстинкты. Они не меняются в течение жизни и носят наследственный характер. Приобретенными формами поведения являются те, которые развиваются в течение жизни индивида , — научение и рассудочная дея-тельность.

1.Что такое поведение? Ох р ктеризуйте особенности поведения животных, вы-

Научение — приспособите-ль ное изменение поведения в результате предшествующего опыта, за счет ко орого до-стигается индивидуальное при-способл ние живых организмов к среде обитания. - student2.ru

званные внешними и в утре ими воздействиями. 2. Какие уровни (формы) пове-дения вам известны? Как о и изме яются в процессе эволюции животного мира?

3.Охарактеризуйте врожде ые формы поведения. Приведите примеры таксисов и инстинктов. 4. Опишите и иви уаль о приобретенные формы поведения. Какой эксперимент можно поставить ля доказательства того, что обезьяны обладают рассудочной деятельн стью?

§ 43. Инстинктивн е и бщественное поведение животных

Инстинктивное поведение беспозвоночных и позвоночных животных.Среди беспозвоночных животных инстинктивная деятельность наиболее разви-та у высших предст вителей членистоногих: насекомых и пауков. В их инстинк-тах можно отметить ряд очень точно отрегулированных и строго повторяющихся действий.

    Примером сложного инстинкта насекомых может быть инстинкт заботы о потомстве одного  
     
    из видов ос — сфекса. Это можно представить в виде следующего алгоритма: рытье нор-  
    ки поиск добычи захват и обездвиживание добычи ядом перенос добычи в нор-  
     
ку откладывание в добычу яйца с будущей личинкой заделывание норки рытье норки для  
                 

Научение — приспособите-ль ное изменение поведения в результате предшествующего опыта, за счет ко орого до-стигается индивидуальное при-способл ние живых организмов к среде обитания. - student2.ru

новой добычи. Данный инстинкт позволяет личинке получать свежую пищу, которая не портится в течение всей ее жизни.

Правообладатель Народная асвета

178 Глава 6

Научение — приспособите-ль ное изменение поведения в результате предшествующего опыта, за счет ко орого до-стигается индивидуальное при-способл ние живых организмов к среде обитания. - student2.ru

Все этапы инстинктивной деятельности беспозвоночных наследственны и постоянны. Поэтому инстинкты порой не позволяют им быстро приспосабли-ваться к изменяющимся условиям среды.

На ход инстинктивных действий у позвоночных животных, особенно млеко-питающих, влияет способность к различным действиям в результ те р звития ус-ловных рефлексов. Для этого должно возникнуть соответствующее биологичес-кое влечение (мотивация).

В целом, как для беспозвоночных, так и для позвоночных живо ных инстинк-тивные реакции полезны лишь при постоянстве условий окружающей среды. При их изменении эти реакции становятся нецелесообразными. Например, инс-

тинкт оборонительной реакции ежа (свертывание колючий клубок) теряет свой смысл, когда он оказывается на автомобильной дороге.

Общественное поведение животных : групповой образ жизни, социальная иерархия особей.Для повышения выжив емо ти животные способны образо-вывать группы, отличающиеся степенью постоянства и организации. Выделяют ряд причин объединения животных в группы . Во-первых, в группе проще защи-щаться от хищников. Во-вторых, в группе проще отыскать полового партнера. В-третьих,в пределах группы есть возможность передачи опыта молодым осо-бям путем подражания и н учения. В то же время в больших группах животных резко возрастает степень конкуренции за корм, территорию, половых партнеров. Поэтому преимущества жиз и в группе должны дополняться формами согласо-ванного поведения отдель ых особей. Такие формы группового поведения могут возникать только у живот ых с высокоорганизованной нервной системой и раз-

  витыми органами чувств.  
  Ученые выделяют разные ти-  
   
  пы групп животных. Иногда груп-  
  пы носят случайный характер.  
  Это связано, как правило, с благо-  
  приятными условиями среды оби-  
  тания, которые и притягивают жи-  
  вотных. Например, часто можно  
  наблюдать большие скопления мух  
  на хорошо прогреваемых поверх-  
  ностях. Другим примером такой  
  группы может быть скопление са-  
  ранчи (до 2,5 млрд особей и более)  
  в условиях благоприятной кормо-  
   
Рис. 86. Случайная группа: стая саранчи вой базы (рис. 86).  

Научение — приспособите-ль ное изменение поведения в результате предшествующего опыта, за счет ко орого до-стигается индивидуальное при-способл ние живых организмов к среде обитания. - student2.ru

Правообладатель Народная асвета


Инстинктивное и общественное поведение животных

Научение — приспособите-ль ное изменение поведения в результате предшествующего опыта, за счет ко орого до-стигается индивидуальное при-способл ние живых организмов к среде обитания. - student2.ru

Случайные группы представляют собой простую совокупность животных. Животные в них слабо взаимодействуют друг с другом, и такие группы могут быстро распадаться.

Большинство групп животных формируется для совместного удовлетворения потребностей в пище, территории, размножении и др. В этом случ е между отде-льными особями группы устанавливаются особые связи, обеспечив ющие долго-временность их существования. Образуются группы с социальной иер рхией.

Наши рекомендации