Понятие об опасности, риске и видах рисков
Опасность центральное понятие безопасности жизнедеятельности. Опасность - явление, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека. Опасности носят потенциальный характер, т. е. любая деятельность потенциально опасна.
Различают опасности естественного и антропогенного происхождения. Естественные опасности обусловливают стихийные явления, климатические условия, рельеф местности и т. п. Антропогенные опасности возникают вследствие воздействия человека на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различных производств и т. п.). Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных опасностей.
Признаками, определяющими опасность, являются: угроза для жизни, возможность нанесения ущерба здоровью, нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.
По происхождению различают 6 групп опасностей: природные, техногенные, антропогенные, экологические, социальные, биологические.
По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на 5 групп: механические, физические, химические, биологические, психофизиологические.
По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на импульсивные и кумулятивные.
По локализации опасности бывают: связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом.
По вызываемым последствиям: утомление, заболевание, травмы, аварии, пожары, летальные исходы и т. д.
По приносимому ущербу: социальный, технический, экологический, экономический.
По структуре (строению) опасности делятся на простые и производные, порождаемые взаимодействием простых.
По реализуемой энергии опасности делятся на активные и пассивные. К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек. Это - острые (колющие и режущие) неподвижные элементы; неровности поверхности, по которой перемещается человек; уклоны, подъемы; незначительное трение между соприкасающимися поверхностями (скольжение) и др.
Сферы проявления опасностей: бытовая, спортивная, дорожно-транспортная, производственная, военная и др.
Под идентификацией понимается процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности.
Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называются причинами. Причины характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные последствия. Формы нежелательных последствий, или ущерба, разнообразны: травмы различной тяжести, заболевания, урон окружающей среде и др.
Триада “опасность - причины - нежелательные следствия” - это логический процесс развития, реализующий потенциальную опасность в реальный ущерб (последствие). Как правило, этот процесс включает несколько причин, т. е. является многопричинным. В основе профилактики несчастных случаев по лежит поиск причин.
Наиболее распространенной оценкой опасности является риск. Риск - частота реализации опасностей, выражающаяся в отношении числа тех или иных неблагоприятных последствий к их возможному числу за определенный период.
Пример. Ежегодно в РФ вследствие различных опасностей неестественной смертью погибает около 500 тыс. чел. Население страны около 170 млн. Чел., отсюда риск (R) равен:
Различают следующие виды рисков.
Индивидуальный риск. Он характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума.
где Rн – индивидуальный риск; Р – число пострадавших (погибших) в единицу времени t от определенного фактора риска ƒ; L – число людей, подверженных соответствующему фактору риска в единицу времени t.
Источником индивидуального риска в производственной сфере является профессиональная деятельность, а наиболее распространенным фактором риска - опасные и вредные производственные факторы. Индивидуальный риск во многом определяется квалификацией и готовностью индивидуума к действиям в опасной ситуации, его защищенностью.
Социальный риск. Он характеризует масштабы и тяжесть негативных последствий чрезвычайных ситуаций, а также различного рода явлений и преобразований, снижающих качество жизни людей. По существу – это риск для группы или сообщества людей. Оценить его можно, например, по динамике смертности, рассчитанной на 1000 человек соответствующей группы:
где Rc – социальный риск; С1 – число умерших в единицу времени t (смертность) в исследуемой группе в начале периода наблюдения до развития чрезвычайных событий; С2 – смертность в той же группе людей в конце периода наблюдения, например на стадии затухания чрезвычайной ситуации; L – общая численность исследуемой группы
Экономический риск. Он определяется соотношением пользы и вреда, получаемых обществом от рассматриваемого вида деятельности:
где Rэ – экономический риск, %; В – вред обществу от рассматриваемого вида деятельности; П – польза
Экологический риск. Он выражает вероятность экологического бедствия, катастрофы, нарушения дальнейшего нормального функционирования и существования экологических систем и объектов в результате антропогенного вмешательства в природную среду или стихийного бедствия. Нежелательные события экологического риска могут проявляться как непосредственно в зонах вмешательства, так и за их пределами:
где Rо – экологический риск; ΔО – число антропогенных экологических катастроф и стихийных бедствий в единицу времени t; О – число потенциальных источников экологических разрушений на рассматриваемой территории
Ранее техника безопасности базировалась на требовании - обеспечить абсолютную безопасность. Как показала практика, такой подход неадекватен законам техносферы. Обеспечить нулевой риск невозможно. Поэтому современный мир пришел к концепции приемлемого (допустимого) риска. Приемлемый риск это такой риск, который оправдан обществом исходя из политических, социальных и экономических соображений.
Оценка экологического риска - это научное исследование, в котором факты и научный прогноз используются для оценки потенциально вредного воздействия на окружающую среду различных загрязняющих веществ и других агентов. Экологический риск не единственный и во многих случаях не главный вид риска для жизни, здоровья и благосостояния людей, поэтому он должен быть соизмерен с другими видами социального риска.
Управление экологическим риском является процедурой принятия решений, в которой учитывается оценка экологического риска, а также технологические и экономические возможности его предупреждения. Обмен информацией о риске также включается в этот процесс. Схема процесса управления риском представлена на рис. 2.
Для анализа риска, установления его допустимых пределов в связи с требованиями безопасности и принятия управляющих решений необходимы:
· наличие информационной системы, позволяющей оперативно контролировать существующие источники опасности и состояние объектов возможного поражения, в частности, статистический материал по экологической эпидемиологии;
· сведения о предполагаемых направлениях хозяйственной деятельности, проектах и технических решениях, которые могут влиять на уровень экологической безопасности, а также программы для вероятностной оценки связанного с ними риска;
· экспертиза безопасности и сопоставление альтернативных проектов и технологий, являющихся источниками риска;
· разработка технико-экономической стратегии увеличения безопасности и определение оптимальной структуры затрат для управления величиной риска и ее снижения до приемлемого уровня с экономической и экологической точек зрения;
·
составление рискологических прогнозов и аналитическое определение уровня риска, при котором прекращается рост числа экологических поражений;
· формирование организационных структур, экспертных систем и нормативных документов, предназначенных для выполнения указанных функций и процедуры принятия решений;
· воздействие на общественное мнение и пропаганда научных данных об уровнях экологического риска с целью ориентации на объективные, а не эмоциональные или популистские оценки риска.
Рис. 2. Схема процедур анализа риска и управления риском
Литература
1. http://mir.zavantag.com/geografiya/22432/index.html
Тема 5."Виды учебно-практических работ при ЧС" (2 часа)
Цель занятия:ознакомление с основными видами и методами ведения учений по безопасности.
Основные вопросы:тактико-специальные и командно-штабные учения
Тактико-специальные учения
Тактико-специальные учения продолжительностью довосьми часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (далее именуются – формирования) организаций один раз в три года, а с участием формирований постоянной готовности – один раз в год.
При тактико-специальном учении, начальствующий и личный состав формирования в условиях конкретной, развивающейся обстановки выполняют комплекс мер по ее ликвидации. Формирования на тактико-специальных учениях используют учебно-материальную базу своего объекта: коммунально-энергетические сети, защитные сооружения, различные постройки, учебный городок и отрабатывают стоящие перед ними задачи в условиях конкретной тактичнской обстановки при тесном взаимодействии между подразделениями( звеньями, группами, отделениями).
Основными целями тактико-специальных учений являются:
ü совершенствоания практических навыков должностных лиц ГО и ЧС и руководителей формирований в организации и проведения спасательных и других неотложных работ и мероприятий по защите населения;
ü выработки у личного состава формирований практичеких умений в проведении спасательных и других неотложных работ, оказании само-и взаимопомощи при ранениях;
ü слаживания формирований, как для самостоятельного выполнения задач по ликвидации, так и во взаимодействии с другими формированиями;
ü подготовки и проверки готовности формирований к ведению спасательных и других неотложных работ.
Командно-штабное учение
Командно - штабные учения в организациях являются одной из основных форм совместной подготовки начальников Гражданской обороны, руководящего состава, штабов ГО, начальников служб ГО и ЧС и командиров формирований Гражданской обороны к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и по Гражданской обороне.
Они проводятся на основании приказов начальников Гражданской обороны соответствующих уровней, организационных указаний и распоряжений центрального исполнительного органа Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям.
Командно - штабные учения способствуют всесторонней подготовке организаций к комплексным учениям, объектовым тренировкам, а также к участию в других видах учений, проводимых старшими начальниками.
Командно - штабные учения проводятся в целях:
ü достижения слаженности в работе руководящего состава, штабов ГО, начальников служб ГО и ЧС и командиров формирований по ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, по организации и ведению Гражданской оборон;
ü совершенствования приемов и способов защиты людей в чрезвычайных ситуациях и и повышения устойчивости работы организаций;
ü определения наиболее совершенных путей и способов ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и ведения Гражданской обороны в организациях и сокращения сроков приведения ее в готовность;
ü приобретения руководящим составом прочных навыков в управлении подчиненными, правильной оценке создавшейся чрезвычайной ситуации, принятии наиболее целесообразных решений, постановке задач исполнителям и организации их выполнения;
ü достижения взаимодействия между штабами ГО и службами ГО и ЧС и слаженности в их работе;
ü выработке руководящего состава, командиров формирований высоких морально - психологических качеств, готовности грамотно действовать в сложившейся обстановке.
Командно - штабные учения могут быть одностепенными, двухстепенными и многостепенными.
Одностепенное командно - штабное учение - это учение района или организации в отдельности.
Двухстепенное - это одновременное командно - штабное учение района и организаций, расположенных на его территории.
Многостепенное командно - штабнее учение - это учение республики, области, на которое привлекаются начальники ГО, комиссии по ЧС, органы управления и службы ГО и ЧС, эвакоорганы республики или области, а также органы ЧС отдельных сельских районов и органы ГО и ЧС организаций.
Командно - штабное учение проводится не реже одного раза в год, в наиболее удобное для организации время, продолжительностью не менее одних суток, из них 8 часов рабочего времени.
Учение проводится по комплексным темам, обеспечивающим отработку руководящим составом, штабами ГО, службами ГО и ЧС и эвакоорганами всех мероприятий, предусмотренных планом по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и планом ГО организации.
Подготовка к учениям должна носить плановый и организованный характер. Командно - штабным учениям должна предшествовать подготовка руководящего состава (лекции, семинары, групповые упражнения), а также привлекаемых формирований (практические занятия, тренировки по оповещению и сбору).
На командно - штабные учения, как правило, привлекаются:
ü начальники ГО;
ü руководящий состав;
ü штабы ГО;
ü службы ГО и ЧС;
ü эвакуационные органы;
ü командиры формирований ГО;
ü формирования ГО (по решению начальников ГО).
Для отработки учебных вопросов командно - штабных учений должна создаваться сложная и поучительная обстановка, максимально приближенная к условиям чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, в зависимости от темы учения. Она должна побуждать участников учений к активным, инициативным действиям, принимать наиболее правильные решения и действия, осуществлять маневр силами и средствами, в полной мере использовать технику и другие средства оснащения для выполнения поставленных задач и в первую очередь задач, связанных со спасением людей.
Наращивание обстановки в ходе учений необходимо осуществлять путем объявления или вручения вводных, а также по докладам служб, с тем чтобы обеспечить получение участниками учений информации по времени, месту, объему и источникам с учетом реальных возможностей.
В ходе командно - штабных учений обеспечивают практическую отработку задач по ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф, а также применения современных средств поражения и совершенствуют практические навыки в организации управления.
Это достигается:
ü путем развертывания системы связи и оповещения и обеспечения ее непрерывной работы;
ü подготовкой к работе пунктов управления;
ü развертыванием работы оперативных групп и боевого расчета на пунктах управления;
ü созданием необходимой обстановки, сбором данных о ней оценки;
ü своевременным принятием решений и их оформлением;
ü постановкой задач и организацией их выполнения;
ü разработкой документов на проведение мероприятий ГО и ЧС и доведением до их исполнителей.
Практические мероприятия, намечаемые для осуществления в ходе учений, должны охватывать основные задачи ГО и ЧС, решаемые в организациях с учетом их особенностей.
К ним следует отнести:
ü освобождение и приведение в готовность отдельных защитных сооружений, укрытие в них некоторых участников учения;
ü выдача участникам учений средств индивидуальной защиты;
ü выдача личному составу формирований, привлекаемых на учения, средств индивидуальной защиты, имущества, приборов и инструмента;
ü проведение мероприятий по переводу организаций на особый режим работы и светомаскировке;
ü практическая организация работы эвакокомиссии;
ü организация охраны и комендантской службы.
Командно - штабное учение проводится на территории организации с максимальным использованием учебно - материальной базы Гражданской обороны и при этом производственная деятельность организации не прекращается.
Личный состав формирований привлекается к выполнению только тех мероприятий, которые определены планом проведения учения или непосредственно вытекают из сложившейся обстановки.
Командно - штабное учение начинается с оповещения и сбора участников учения, подачи (вручения) сигнала (распоряжения) о приведении в готовность плана Гражданской обороны и задействования плана организации по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Командно - штабное учение проводится по этапам, количество и содержание которых зависит от его темы, учебных целей, уровня подготовки участников, а также отводимого на него времени.
Наращивание обстановки проводится с учетом результатов действий обучаемых. Изменения в обстановке или новые вводные должны соответствовать ходу учения, основным положениям плана проведения командно - штабного учения и современным взглядам на организацию и ведение Гражданской обороны и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.
После объявления очередных вводных обучаемым должны предоставлять время, необходимое для уяснения полученной задачи (изменения в обстановке), оценки обстановки, принятии решения и постановки задач подчиненным.
В ходе командно - штабного учения все основные решения руководящих работников заслушивает руководитель учения, а решения начальников служб ГО и ЧС и командиров формирований - заместители руководителя.
Руководитель учения, его заместители и посредники должны принимать все меры к созданию такой обстановки, которая побуждала бы обучаемых принимать обоснованные решения, но не навязывать им свои готовые решения. В тех случаях, когда обучаемые принимают неправильные решения, руководитель (заместители) путем постановки дополнительных вопросов или вводных побуждают их глубже изучить обстановку и принять целесообразное решение. Руководитель учения должен принимать все меры к тому, чтобы учебные вопросы отрабатывались последовательно, с высоким практическим результатом.
На протяжении всего учения руководитель должен добиваться от обучаемых принятия смелых и инициативных решений, умелой организации действий в ограниченные сроки, настойчивости при выполнении принятых решений, их всестороннего обеспечения, а также эффективного использования всех сил и средств для своевременного выполнения всех мероприятий ГО и ЧС, особенно спасательных работ.
При отработке практических мероприятий руководитель лично контролирует работу аварийно - спасательной службы, начальников служб ГО и ЧС организации, требует от них четкого выполнения всех поставленных перед ними задач.
В ходе организации спасательных и других неотложных работ проводят: розыск людей в завалах; спасение людей из разрушенных и горящих зданий, оказание им первой медицинской помощи; локализацию пожаров; вывод людей из районов радиоактивного заражения; обеззараживание территории, зданий и сооружений, техники и оборудования; санитарную обработку людей.
При отработке вопросов, связанных с организацией рассредоточения рабочих и служащих и эвакуации членов их семей в безопасную зону, после постановки задачи и предоставления необходимого времени для ее уяснения, руководитель, заместители руководителя и посредники проверяют организацию работы штаба, эвакокомиссии и служб Го и ЧС организации по ее выполнению, добиваются их согласованной работы по уточнению объема эвакомероприятий и их осуществлению, контролирует ход оповещения о начале эвакомероприятий, своевременность развертывания сборного и приемного эвакопунктов (если такие на базе этой организации создаются), подготовки транспорта, уточнение списков эвакуируемых и правильность распределения их по видам транспорта и маршрутам пешей эвакуации, организацию комендантской службы, пунктов медицинской помощи, пунктов питания и обогрева.
После отработки учебных вопросов каждого этапа руководитель учения совместно со своими заместителями, штабом руководства учением и посредниками коротко проводит предварительные итоги.
Разбор является заключительной и важной частью командно - штабного учения. От хорошо проведенного разбора во многом зависит правильное усвоение отработанных учебных вопросов и качественное достижение поставленных целей.
Цель разбора заключается в том, чтобы всесторонне проанализировать организацию выполнения запланированных мероприятий на всех этапах учения, степень подготовки руководящего состава, командиров формирований к выполнению своих функциональных обязанностей по ГО и ЧС, вскрыть основные недочеты в обучении, планировании и выполнении основных мероприятий ГО и ЧС и поставить задачи по их устранению.
Разбор проводится, как правило, сразу после окончания учения. Поэтому подготовка к нему начинается заблаговременно, продолжается в ходе учения и заканчивается к моменту окончания учения. Руководитель учения заранее намечает вопросы, которые следует осветить на разборе, а их содержание накапливается из личных наблюдений и из докладов заместителей и посредников.
При разборе изложение материала сопровождается демонстрацией схем, таблиц, расчетов и других документов, на которых отражается обстановка, решения и действия обучаемых.
В докладе руководителя на разборе учения рассматривается:
ü тема, учебные цели и учебные вопросы;
ü состав участников учения;
ü обстановка, в которой действовали обучаемые;
ü основные теоретические положения по организации ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, ведению Гражданской обороны;
ü знание руководящим составом, командирами формирований своих функциональных обязанностей, учение быстро принимать решения, настойчиво проводить их в жизнь и твердо руководить действиями подчиненных;
ü ход учения по этапам, полнота отработки учебных вопросов с приведением положительных и отрицательных примеров действий обучаемых;
ü организация управления, взаимодействия и всестороннего обеспечения;
ü качество разработанных документов;
ü действия личного состава при выполнении практических работ.
В заключении разбора руководитель учения делает общие выводы, в которых определяет степень достижения учебных целей, дает оценку действиям руководящего состава, штаба руководства учением, служб Го и ЧС, командиров формирований, ставит задачи на внедрение положительного опыта в практику обучения и устранения вскрытых недостатков в процессе плановой учебы.
После общего разбора заместителями руководителя учения, посредниками могут проводиться частные разборы со штабом руководства учением, службами ГО и ЧС, эвакокомиссией и формированиями, в ходе которых детально анализируется и оценивается работа каждого обучаемого на основе общей оценки, данной руководителем учения, и личных наблюдений.
По результатам учений первый руководитель организации издает приказ, в котором дается оценка учению, отмечаются положительные стороны, характерные недостатки, поощряются отличившиеся формирования и отдельные участники.
Литература
1. http://www.resque.ssti.ru/index.php - сайт МЧС
2. http://www.oksion.ru/zakluchenie.html - электронное учебное пособие «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»
Тема 6."Критерии отнесения объектов к категории опасных производственных объектов" (2 часа)
Цель занятия: изучить критерии отнесения объектов к категории опасных.
Основные вопросы:категории опасных производственных объектов. Процедура отнесения к таковым
1. Критерии отнесения объектов к категории опасных производственных объектов (ОПО). Методические рекомендации по идентификации ОПО.
К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:
1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:
а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;
б) окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно - восстановительной экзотермической реакции;
в) горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;
г) взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;
д) токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:
- средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно;
- средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно;
- средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно;
е) высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:
- средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм;
- средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм;
- средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр;
ж) вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды, - вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:
- средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 миллиграммов на литр;
- средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр;
- средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр;
2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;
3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;
4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.
Общие положения и требования при осуществлении идентификации опасных производственных объектов.
1. Процедура идентификации опасных производственных объектов проводится для обеспечения исполнения государственной функции по регистрации опасных производственных объектов.
2. Идентификация опасных производственных объектов проводится с целью выявления опасных производственных объектов, эксплуатируемых в составе организации.
При идентификации опасных производственных объектов осуществляются выявление и отнесение объекта к категории опасного производственного объекта, определение его наименования, признаков опасности и типа в соответствии с требованиями Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Идентификация опасных производственных объектов осуществляется в соответствии с Перечнем типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации, на основании п. 1.4. «Общих правил безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов», ПБ 03-517-02, требований настоящего Регламента.
3. В процессе идентификации выявляются все опасные производственные объекты организации вне зависимости от места их эксплуатации. Определяются все признаки опасности (вне зависимости от ведомственной принадлежности), и единственный тип каждого опасного производственного объекта, эксплуатируемого организацией, с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области промышленной безопасности.
Определение признаков опасности осуществляется на основе анализа состава предприятия (имущественного комплекса), проектной документации, деклараций промышленной безопасности, технологических регламентов и других документов, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов.
Идентификация опасных производственных объектов, эксплуатируемых в составе организации, должна полностью отражать потенциальную опасность производственных процессов (при наличии признаков опасности, определенных законодательством), осуществляемых на конкретных производственных площадках организации, при исполнении всех видов деятельности, согласно ее уставным документам.
4. Идентификацию опасных производственных объектов осуществляет организация, эксплуатирующая эти объекты.
5. В организации издается приказ (распоряжение), определяющий сроки проведения идентификации, сроки и порядок представления в регистрирующий орган сведений, необходимых для регистрации объектов в государственном реестре, внесения изменений в государственный реестр, лицо (лиц), ответственное за проведение идентификации и представление сведений.
6. Ответственность за правильность идентификации опасных производственных объектов несет руководитель организации, эксплуатирующей идентифицированные опасных производственных объектов.
7. Идентификация проводится на основании анализа следующих документов организации:
- структуры предприятия;
- генерального плана расположения зданий и сооружений предприятия;
- сведений о применяемых технологиях, основных и вспомогательных производств;
- спецификации установленного оборудования;
- документации на технические устройства, используемые на опасных производственных объектах;
- данных о количестве опасных веществ, обращаемых на производстве;
- учредительных документов предприятия; документов, подтверждающих право на осуществление лицензируемых видов деятельности и разрешений на применение соответствующего оборудования.
8. При рассмотрении спецификации установленного на опасном производственном объекте оборудования, необходимо учитывать все оборудование (технические устройства), эксплуатация которых дает признак опасности, обусловленный перечисленным в приложении 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
9. При идентификации надо учитывать, что опасным производственным объектом не является отдельный механизм, оборудование (техническое устройство), емкость с опасным веществом, сосуд под избыточным давлением. Опасным производственным объектом является определенная площадка производства, на которой при осуществлении определенного вида деятельности, применяется то или иное техническое устройство, есть обращение опасного вещества или горючей пыли.
10. Если на территории организации эксплуатируется несколько объектов, и лишь один из них обладает признаками опасности, то рассматривается в качестве опасного производственного этот объект, а не все территория организации в целом.
11. Наименование объекта (одна из характеристик опасного производственного объекта) присваивается ему по результатам идентификации в соответствии с Перечнем типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре, разработанном Ростехнадзором. В наименовании опасного производственного объекта не должно быть сокращений, за исключением общепринятых.
Присвоение наименования объекту осуществляется на основании анализа всех выявленных на объекте признаков опасности. Определив, какой из них наиболее характеризует то, что осуществляется на объекте, отнесенном к категории опасного производственного объекта (вид деятельности), из соответствующего раздела Перечня типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре необходимо выбрать соответствующее наименование опасного производственного объекта. При этом в карте учета опасного производственного объекта указываются все выявленные признаки опасности, а не только тот признак, что определил наименование опасного производственного объекта.
12. В результате идентификации определяются количественные и качественные характеристики опасного производственного объекта и иные характеризующие его сведения. На основании сведений, характеризующих опасный производственный объект, организация заполняет карту учета опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов.
13. Правильность проведения идентификации опасных производственных объектов контролируется специалистом(ами) регистрирующего органа.
14. При возникновении изменений в информации, ранее внесенной в базу данных государственного реестра, эксплуатирующая организация обязана внести эти изменения в базу данных государственного реестра опасных производственных объектов. Для этого эксплуатирующей организацией проводится идентификация только по отношению: к вновь появившимся опасным производственным объектам, к объектам, где произошли какие-либо изменения в ранее зарегистрированных в государственном реестре сведениях.
15. При осуществлении процедуры перерегистрации опасных производственных объектов процедуру идентификации организация проводит по всем опасным производственным объектам, эксплуатируемым в ее составе.
16. При осуществлении идентификации и отнесении объекта к категории опасного производственного объекта по признаку опасности, связанному с обращением опасного вещества, необходимо руководствоваться следующим.
При определении минимального количества опасного вещества, обуславливающего отнесение объекта, на которых оно обращается, к категории опасного производственного объекта, необходимо учитывать его количество исходя из отраслевых особенностей и условий эксплуатации такого объекта, культуры производства, срока службы применяемого оборудования, взаиморасположения оборудования и т.д
Литература
1. http://helpiks.org/2-110340.html\
Тема 7."Первая медицинская помощь" (2 часа)
Цель занятия:ознакомление с основными видами и методами оказания первой мед помощи.
Основные вопросы:Общие понятия о первой медицинской помощи. Первоочередные меры первой медицинской помощи. Техника искусственного дыхания. Комплекс сердечно-легочной реанимации.