Причины экологического кризиса
Литература
1. «Экология. Учебное пособие» Колесников С.И. – 3-е издание. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д: Академцентр, 2009. – 384с.
2. http://www.prinas.org/article/2370
3. http://www.komtek-eco.ru/ust_razvitie.html
4. http://works.tarefer.ru/98/100503/index.html#
5. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=30300
6. http://www.pereplet.ru/obrazovanie/stsoros/686.html
7. http://www.bestreferat.ru/referat-58684.html
8. http://www.bestreferat.ru/referat-2925.html
9. http://za.zubr.in.ua/2009/03/26/2617/
Тема 2."Токсикологическое нормирование химических веществ. ПДК. Трансформация химических соединений в окружающей среде"(2 часа)
Цель занятия:изучение и классификация различных видов лимитирующих показателей вредности в различных средах
Основные вопросы: токсичность, степень токсичности, ЛПВ, характеристика.
Токсичность – способность веществ вызывать нарушения физиологических функций организма, что в свою очередь приводит к заболеваниям (интоксикациям, отравлениям) или, в тяжелых случаях, к гибели. Фактически токсичность приблизительно мера несовместимости вещества с жизнью.
Степень токсичности веществ принято характеризовать величиной токсической дозыприблизительно количеством вещества (отнесенным, как правило, к единице массы животного или человека), вызывающим определенный токсический эффект. Чем меньше токсическая доза, тем выше токсичность.
Различают среднесмертельные (ЛД50), абсолютно смертельные (ЛД100), минимально смертельные (ЛД0-10) и др. дозы. Цифры в индексе отражают вероятность (%) появления определенного токсического эффекта приблизительно в данном случае, смерти, в группе подопытных животных. Следует иметь в виду, что величины токсических доз зависят от путей поступления вещества в организм. Доза ЛД50(гибель половины подопытных животных) дает значительно более определенную в количественном отношении характеристику токсичности, чем ЛД100 или ЛД0. В зависимости от типа дозы, вида животных и пути поступления, выбранных для оценки, порядок расположения веществ на шкале токсичности может меняться. Величина токсической дозы не используется в системе нормирования.
Литература
1. http://www.resque.ssti.ru/index.php
2. https://studopedia.su/11_115934_gigienicheskoe-normirovanie-himicheskih-veshchestv-v-vode-vodoemov.html
Тема 3."Качество природной среды и здоровье населения. Экологическое нормирование"(3 часа)
Цель занятия:Изучение основных показателей качества окружающей среды.
Основные вопросы:нормативы качества ОС, их классификация. Нормирование качества ОС.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ ПРОВОДИТСЯ С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМЫ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Предельно допустимая концентрация в воде водоема хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (ПДКв, мг/л) выражается как концентрация вредного вещества в воде, которая не должна оказывать прямого или косвенного влияния на организм человека в течение всей его жизни и на здоровье последующих поколений, и не должна ухудшать гигиенические условия водопользования.
Предельно допустимой концентрацией в воде водоема, используемого для рыбохозяйственных целей (ПДКв.р., мг/л) является концентрация вредного вещества в воде, которая не должна оказывать вредного влияния на популяции рыб, в первую очередь, промысловых. Для подавляющего большинства нормируемых веществ величина этого показателя всегда значительно меньше ПДКв в связи с тем, что токсические соединения могут накапливаться в организме рыб в весьма значительных количествах без влияния на их жизнедеятельность.
Предельно допустимый сброс (ПДС, г/ч, кг/сут) регламентирует массу загрязняющего вещества в сточных водах, сбрасываемых в водоем. Применение этого показателя должно обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических нормативов, установленных для водных объектов. Величина ПДС определяется расчетным путем на период, установленный органами по регулированию использования и охране вод. После этого она подлежит пересмотру в сторону уменьшения вплоть до прекращения сброса загрязняющих веществ в водоемы.
Временно допустимая концентрация (ориентировочно безопасный уровень воздействия) загрязняющих веществ в воде водоемов (ВДКв, мг/л). Нормативы, определяемые этим показателем, устанавливаются расчетным путем на срок 3 года.
НОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ВОДЫ
Как и для примесей в атмосферном воздухе, для веществ, загрязняющих воду, установлено раздельное нормирование качества воды, хотя принцип разделения здесь связан с приоритетным назначением водного объекта, т.е. с категориями водопользования:
1. Вода питьевая – вода, в которой бактериологические, органолептические показатели и показатели токсичных химических веществ находятся в пределах норм питьевого водоснабжения.
2. Хозяйственно-бытовое водопользование – использование водных объектов в качестве источника хозяйственно–питьевого водоснабжения, а также для водоснабжения предприятий пищевой промышленности.
3. Культурно-бытовое водопользование – использование водных объектов для купания, занятия спортом и отдыха населения.
Показатели качества воды дифференцируются по взвешенным и плавающим веществам, запахам, привкусам, окраске, температуре, растворенному кислороду, биохимической потребности в кислороде, ядовитым веществам и возбудителям болезней.
При нормировании качества воды в водных объектах устанавливается две категории водоемов: I питьевого и культурно-бытового использования; II рыбохозяйственного назначения.
Для водоемов второго типа – не далее 500 м от места сброса сточных вод.
Вредные и ядовитые вещества нормируются по принципу лимитирующего показателя вредности (ЛПВ) – это наиболее вероятное неблагоприятное воздействие контролируемого вещества.
Для водоемов первой категории существует 3 вида ЛПВ: САНИТАРНО-ТОКСИКОЛОГИЧЕСКИЙ, ОБЩЕСАНИТАРНЫЙ, ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИЙ (запах, вкус и т.д.).
Для водоемов второй категории добавляется еще 2 вида ЛПВ: ТОКСИКОЛОГИЧЕСКИЙ И РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ.
К рыбохозяйственному водопользованию относится использование водных объектов для обитания, размножения, миграции рыб и других водных организмов. Для этих объектов ПДК определяется как максимальная концентрация, при которой вещества не оказывают прямо или косвенно вредного воздействия на рыб и водные организмы, служащие кормовой базой для рыб.
Расчетным научно-техническим нормативом качества водной среды является предельно допустимый сброс – масса загрязняющего вещества, максимально допустимая к отведению от загрязнителя в установленном режиме в единицу времени.
ПДС применяются для регулирования загрязнений водоемов, устанавливается с учетом ПДК конкретного загрязнителя и фиксируется в пункте контроля – не далее чем па 500 м от места сброса сточных вод.
Литература
1. Т.А.Акимова, В.В.Хаскин, «Экология», ЮНИТИ, М., 1998
2. Т.А.Демина, «Экология, природопользование, охрана окружающей среды», М, «Аспект Пресс», 2000
3. В.В.Денисов, «Экология», Ростов-на-Дону, «Март», 2002
4. В.М.Константинов, «Экологические основы природопользования», «Академия», М., 2001
5. Касьяненко, А. А. Контроль качества окружающей среды [Текст] /А. А. Касьяненко. - М.: Изд-во РУДН, 1992.- 150 с.
6. Оценка и регулирование качества окружающей природной среды: учеб. пособие для инженера-эколога / В. И Седлецкий [и др.]; под ред. А. Ф. Порядина, А. Д. Хованского.- М.: Прибой, 1996.- 348 с.
7. Жоростовенко, В.В. Мониторинг и контроль качества окружающей среды: учеб. пособие по экологии для вузов / В. В. Жоростовенко, А. Г. Степанов. - Красноярск, 1998. - 143 с.
8. Коростенко В.В. Мониторинг и контроль качества окружающей среды: учеб. справочное пособие / В.В. Коростенко, А.Г. Степанов. – Красноярск: Изд-во ГАЦМиЗ, 1998. – 144 с.
9.
Темам 4."Оценка риска природных опасностей. Особенности управления риском в экстремальных условиях. Социальные аспекты риска; восприятие рисков и реакция общества на них" (2 часа)
Цель занятия:Изучение принципов оценки ущерба от загрязнения окружающей среды и методов расчета платежей за загрязнение атмосферного воздуха при сжигании топлива (угля) в котельной.
Основные вопросы: понятие об опасности, риске и видах риска. Оценка и управление риском
Литература
1. http://mir.zavantag.com/geografiya/22432/index.html
Тема 5."Виды учебно-практических работ при ЧС" (2 часа)
Цель занятия:ознакомление с основными видами и методами ведения учений по безопасности.
Основные вопросы:тактико-специальные и командно-штабные учения
Тактико-специальные учения
Тактико-специальные учения продолжительностью довосьми часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (далее именуются – формирования) организаций один раз в три года, а с участием формирований постоянной готовности – один раз в год.
При тактико-специальном учении, начальствующий и личный состав формирования в условиях конкретной, развивающейся обстановки выполняют комплекс мер по ее ликвидации. Формирования на тактико-специальных учениях используют учебно-материальную базу своего объекта: коммунально-энергетические сети, защитные сооружения, различные постройки, учебный городок и отрабатывают стоящие перед ними задачи в условиях конкретной тактичнской обстановки при тесном взаимодействии между подразделениями( звеньями, группами, отделениями).
Основными целями тактико-специальных учений являются:
ü совершенствоания практических навыков должностных лиц ГО и ЧС и руководителей формирований в организации и проведения спасательных и других неотложных работ и мероприятий по защите населения;
ü выработки у личного состава формирований практичеких умений в проведении спасательных и других неотложных работ, оказании само-и взаимопомощи при ранениях;
ü слаживания формирований, как для самостоятельного выполнения задач по ликвидации, так и во взаимодействии с другими формированиями;
ü подготовки и проверки готовности формирований к ведению спасательных и других неотложных работ.
Командно-штабное учение
Командно - штабные учения в организациях являются одной из основных форм совместной подготовки начальников Гражданской обороны, руководящего состава, штабов ГО, начальников служб ГО и ЧС и командиров формирований Гражданской обороны к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и по Гражданской обороне.
Они проводятся на основании приказов начальников Гражданской обороны соответствующих уровней, организационных указаний и распоряжений центрального исполнительного органа Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям.
Командно - штабные учения способствуют всесторонней подготовке организаций к комплексным учениям, объектовым тренировкам, а также к участию в других видах учений, проводимых старшими начальниками.
Командно - штабные учения проводятся в целях:
ü достижения слаженности в работе руководящего состава, штабов ГО, начальников служб ГО и ЧС и командиров формирований по ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, по организации и ведению Гражданской оборон;
ü совершенствования приемов и способов защиты людей в чрезвычайных ситуациях и и повышения устойчивости работы организаций;
ü определения наиболее совершенных путей и способов ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и ведения Гражданской обороны в организациях и сокращения сроков приведения ее в готовность;
ü приобретения руководящим составом прочных навыков в управлении подчиненными, правильной оценке создавшейся чрезвычайной ситуации, принятии наиболее целесообразных решений, постановке задач исполнителям и организации их выполнения;
ü достижения взаимодействия между штабами ГО и службами ГО и ЧС и слаженности в их работе;
ü выработке руководящего состава, командиров формирований высоких морально - психологических качеств, готовности грамотно действовать в сложившейся обстановке.
Командно - штабные учения могут быть одностепенными, двухстепенными и многостепенными.
Одностепенное командно - штабное учение - это учение района или организации в отдельности.
Двухстепенное - это одновременное командно - штабное учение района и организаций, расположенных на его территории.
Многостепенное командно - штабнее учение - это учение республики, области, на которое привлекаются начальники ГО, комиссии по ЧС, органы управления и службы ГО и ЧС, эвакоорганы республики или области, а также органы ЧС отдельных сельских районов и органы ГО и ЧС организаций.
Командно - штабное учение проводится не реже одного раза в год, в наиболее удобное для организации время, продолжительностью не менее одних суток, из них 8 часов рабочего времени.
Учение проводится по комплексным темам, обеспечивающим отработку руководящим составом, штабами ГО, службами ГО и ЧС и эвакоорганами всех мероприятий, предусмотренных планом по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и планом ГО организации.
Подготовка к учениям должна носить плановый и организованный характер. Командно - штабным учениям должна предшествовать подготовка руководящего состава (лекции, семинары, групповые упражнения), а также привлекаемых формирований (практические занятия, тренировки по оповещению и сбору).
На командно - штабные учения, как правило, привлекаются:
ü начальники ГО;
ü руководящий состав;
ü штабы ГО;
ü службы ГО и ЧС;
ü эвакуационные органы;
ü командиры формирований ГО;
ü формирования ГО (по решению начальников ГО).
Для отработки учебных вопросов командно - штабных учений должна создаваться сложная и поучительная обстановка, максимально приближенная к условиям чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, в зависимости от темы учения. Она должна побуждать участников учений к активным, инициативным действиям, принимать наиболее правильные решения и действия, осуществлять маневр силами и средствами, в полной мере использовать технику и другие средства оснащения для выполнения поставленных задач и в первую очередь задач, связанных со спасением людей.
Наращивание обстановки в ходе учений необходимо осуществлять путем объявления или вручения вводных, а также по докладам служб, с тем чтобы обеспечить получение участниками учений информации по времени, месту, объему и источникам с учетом реальных возможностей.
В ходе командно - штабных учений обеспечивают практическую отработку задач по ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф, а также применения современных средств поражения и совершенствуют практические навыки в организации управления.
Это достигается:
ü путем развертывания системы связи и оповещения и обеспечения ее непрерывной работы;
ü подготовкой к работе пунктов управления;
ü развертыванием работы оперативных групп и боевого расчета на пунктах управления;
ü созданием необходимой обстановки, сбором данных о ней оценки;
ü своевременным принятием решений и их оформлением;
ü постановкой задач и организацией их выполнения;
ü разработкой документов на проведение мероприятий ГО и ЧС и доведением до их исполнителей.
Практические мероприятия, намечаемые для осуществления в ходе учений, должны охватывать основные задачи ГО и ЧС, решаемые в организациях с учетом их особенностей.
К ним следует отнести:
ü освобождение и приведение в готовность отдельных защитных сооружений, укрытие в них некоторых участников учения;
ü выдача участникам учений средств индивидуальной защиты;
ü выдача личному составу формирований, привлекаемых на учения, средств индивидуальной защиты, имущества, приборов и инструмента;
ü проведение мероприятий по переводу организаций на особый режим работы и светомаскировке;
ü практическая организация работы эвакокомиссии;
ü организация охраны и комендантской службы.
Командно - штабное учение проводится на территории организации с максимальным использованием учебно - материальной базы Гражданской обороны и при этом производственная деятельность организации не прекращается.
Личный состав формирований привлекается к выполнению только тех мероприятий, которые определены планом проведения учения или непосредственно вытекают из сложившейся обстановки.
Командно - штабное учение начинается с оповещения и сбора участников учения, подачи (вручения) сигнала (распоряжения) о приведении в готовность плана Гражданской обороны и задействования плана организации по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Командно - штабное учение проводится по этапам, количество и содержание которых зависит от его темы, учебных целей, уровня подготовки участников, а также отводимого на него времени.
Наращивание обстановки проводится с учетом результатов действий обучаемых. Изменения в обстановке или новые вводные должны соответствовать ходу учения, основным положениям плана проведения командно - штабного учения и современным взглядам на организацию и ведение Гражданской обороны и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.
После объявления очередных вводных обучаемым должны предоставлять время, необходимое для уяснения полученной задачи (изменения в обстановке), оценки обстановки, принятии решения и постановки задач подчиненным.
В ходе командно - штабного учения все основные решения руководящих работников заслушивает руководитель учения, а решения начальников служб ГО и ЧС и командиров формирований - заместители руководителя.
Руководитель учения, его заместители и посредники должны принимать все меры к созданию такой обстановки, которая побуждала бы обучаемых принимать обоснованные решения, но не навязывать им свои готовые решения. В тех случаях, когда обучаемые принимают неправильные решения, руководитель (заместители) путем постановки дополнительных вопросов или вводных побуждают их глубже изучить обстановку и принять целесообразное решение. Руководитель учения должен принимать все меры к тому, чтобы учебные вопросы отрабатывались последовательно, с высоким практическим результатом.
На протяжении всего учения руководитель должен добиваться от обучаемых принятия смелых и инициативных решений, умелой организации действий в ограниченные сроки, настойчивости при выполнении принятых решений, их всестороннего обеспечения, а также эффективного использования всех сил и средств для своевременного выполнения всех мероприятий ГО и ЧС, особенно спасательных работ.
При отработке практических мероприятий руководитель лично контролирует работу аварийно - спасательной службы, начальников служб ГО и ЧС организации, требует от них четкого выполнения всех поставленных перед ними задач.
В ходе организации спасательных и других неотложных работ проводят: розыск людей в завалах; спасение людей из разрушенных и горящих зданий, оказание им первой медицинской помощи; локализацию пожаров; вывод людей из районов радиоактивного заражения; обеззараживание территории, зданий и сооружений, техники и оборудования; санитарную обработку людей.
При отработке вопросов, связанных с организацией рассредоточения рабочих и служащих и эвакуации членов их семей в безопасную зону, после постановки задачи и предоставления необходимого времени для ее уяснения, руководитель, заместители руководителя и посредники проверяют организацию работы штаба, эвакокомиссии и служб Го и ЧС организации по ее выполнению, добиваются их согласованной работы по уточнению объема эвакомероприятий и их осуществлению, контролирует ход оповещения о начале эвакомероприятий, своевременность развертывания сборного и приемного эвакопунктов (если такие на базе этой организации создаются), подготовки транспорта, уточнение списков эвакуируемых и правильность распределения их по видам транспорта и маршрутам пешей эвакуации, организацию комендантской службы, пунктов медицинской помощи, пунктов питания и обогрева.
После отработки учебных вопросов каждого этапа руководитель учения совместно со своими заместителями, штабом руководства учением и посредниками коротко проводит предварительные итоги.
Разбор является заключительной и важной частью командно - штабного учения. От хорошо проведенного разбора во многом зависит правильное усвоение отработанных учебных вопросов и качественное достижение поставленных целей.
Цель разбора заключается в том, чтобы всесторонне проанализировать организацию выполнения запланированных мероприятий на всех этапах учения, степень подготовки руководящего состава, командиров формирований к выполнению своих функциональных обязанностей по ГО и ЧС, вскрыть основные недочеты в обучении, планировании и выполнении основных мероприятий ГО и ЧС и поставить задачи по их устранению.
Разбор проводится, как правило, сразу после окончания учения. Поэтому подготовка к нему начинается заблаговременно, продолжается в ходе учения и заканчивается к моменту окончания учения. Руководитель учения заранее намечает вопросы, которые следует осветить на разборе, а их содержание накапливается из личных наблюдений и из докладов заместителей и посредников.
При разборе изложение материала сопровождается демонстрацией схем, таблиц, расчетов и других документов, на которых отражается обстановка, решения и действия обучаемых.
В докладе руководителя на разборе учения рассматривается:
ü тема, учебные цели и учебные вопросы;
ü состав участников учения;
ü обстановка, в которой действовали обучаемые;
ü основные теоретические положения по организации ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, ведению Гражданской обороны;
ü знание руководящим составом, командирами формирований своих функциональных обязанностей, учение быстро принимать решения, настойчиво проводить их в жизнь и твердо руководить действиями подчиненных;
ü ход учения по этапам, полнота отработки учебных вопросов с приведением положительных и отрицательных примеров действий обучаемых;
ü организация управления, взаимодействия и всестороннего обеспечения;
ü качество разработанных документов;
ü действия личного состава при выполнении практических работ.
В заключении разбора руководитель учения делает общие выводы, в которых определяет степень достижения учебных целей, дает оценку действиям руководящего состава, штаба руководства учением, служб Го и ЧС, командиров формирований, ставит задачи на внедрение положительного опыта в практику обучения и устранения вскрытых недостатков в процессе плановой учебы.
После общего разбора заместителями руководителя учения, посредниками могут проводиться частные разборы со штабом руководства учением, службами ГО и ЧС, эвакокомиссией и формированиями, в ходе которых детально анализируется и оценивается работа каждого обучаемого на основе общей оценки, данной руководителем учения, и личных наблюдений.
По результатам учений первый руководитель организации издает приказ, в котором дается оценка учению, отмечаются положительные стороны, характерные недостатки, поощряются отличившиеся формирования и отдельные участники.
Литература
1. http://www.resque.ssti.ru/index.php - сайт МЧС
2. http://www.oksion.ru/zakluchenie.html - электронное учебное пособие «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»
Тема 6."Критерии отнесения объектов к категории опасных производственных объектов" (2 часа)
Цель занятия: изучить критерии отнесения объектов к категории опасных.
Основные вопросы:категории опасных производственных объектов. Процедура отнесения к таковым
1. Критерии отнесения объектов к категории опасных производственных объектов (ОПО). Методические рекомендации по идентификации ОПО.
К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:
1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:
а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;
б) окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно - восстановительной экзотермической реакции;
в) горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;
г) взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;
д) токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:
- средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно;
- средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно;
- средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно;
е) высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:
- средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм;
- средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм;
- средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр;
ж) вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды, - вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:
- средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 миллиграммов на литр;
- средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр;
- средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр;
2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;
3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;
4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.
Общие положения и требования при осуществлении идентификации опасных производственных объектов.
1. Процедура идентификации опасных производственных объектов проводится для обеспечения исполнения государственной функции по регистрации опасных производственных объектов.
2. Идентификация опасных производственных объектов проводится с целью выявления опасных производственных объектов, эксплуатируемых в составе организации.
При идентификации опасных производственных объектов осуществляются выявление и отнесение объекта к категории опасного производственного объекта, определение его наименования, признаков опасности и типа в соответствии с требованиями Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Идентификация опасных производственных объектов осуществляется в соответствии с Перечнем типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации, на основании п. 1.4. «Общих правил безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов», ПБ 03-517-02, требований настоящего Регламента.
3. В процессе идентификации выявляются все опасные производственные объекты организации вне зависимости от места их эксплуатации. Определяются все признаки опасности (вне зависимости от ведомственной принадлежности), и единственный тип каждого опасного производственного объекта, эксплуатируемого организацией, с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области промышленной безопасности.
Определение признаков опасности осуществляется на основе анализа состава предприятия (имущественного комплекса), проектной документации, деклараций промышленной безопасности, технологических регламентов и других документов, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов.
Идентификация опасных производственных объектов, эксплуатируемых в составе организации, должна полностью отражать потенциальную опасность производственных процессов (при наличии признаков опасности, определенных законодательством), осуществляемых на конкретных производственных площадках организации, при исполнении всех видов деятельности, согласно ее уставным документам.
4. Идентификацию опасных производственных объектов осуществляет организация, эксплуатирующая эти объекты.
5. В организации издается приказ (распоряжение), определяющий сроки проведения идентификации, сроки и порядок представления в регистрирующий орган сведений, необходимых для регистрации объектов в государственном реестре, внесения изменений в государственный реестр, лицо (лиц), ответственное за проведение идентификации и представление сведений.
6. Ответственность за правильность идентификации опасных производственных объектов несет руководитель организации, эксплуатирующей идентифицированные опасных производственных объектов.
7. Идентификация проводится на основании анализа следующих документов организации:
- структуры предприятия;
- генерального плана расположения зданий и сооружений предприятия;
- сведений о применяемых технологиях, основных и вспомогательных производств;
- спецификации установленного оборудования;
- документации на технические устройства, используемые на опасных производственных объектах;
- данных о количестве опасных веществ, обращаемых на производстве;
- учредительных документов предприятия; документов, подтверждающих право на осуществление лицензируемых видов деятельности и разрешений на применение соответствующего оборудования.
8. При рассмотрении спецификации установленного на опасном производственном объекте оборудования, необходимо учитывать все оборудование (технические устройства), эксплуатация которых дает признак опасности, обусловленный перечисленным в приложении 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
9. При идентификации надо учитывать, что опасным производственным объектом не является отдельный механизм, оборудование (техническое устройство), емкость с опасным веществом, сосуд под избыточным давлением. Опасным производственным объектом является определенная площадка производства, на которой при осуществлении определенного вида деятельности, применяется то или иное техническое устройство, есть обращение опасного вещества или горючей пыли.
10. Если на территории организации эксплуатируется несколько объектов, и лишь один из них обладает признаками опасности, то рассматривается в качестве опасного производственного этот объект, а не все территория организации в целом.
11. Наименование объекта (одна из характеристик опасного производственного объекта) присваивается ему по результатам идентификации в соответствии с Перечнем типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре, разработанном Ростехнадзором. В наименовании опасного производственного объекта не должно быть сокращений, за исключением общепринятых.
Присвоение наименования объекту осуществляется на основании анализа всех выявленных на объекте признаков опасности. Определив, какой из них наиболее характеризует то, что осуществляется на объекте, отнесенном к категории опасного производственного объекта (вид деятельности), из соответствующего раздела Перечня типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре необходимо выбрать соответствующее наименование опасного производственного объекта. При этом в карте учета опасного производственного объекта указываются все выявленные признаки опасности, а не только тот признак, что определил наименование опасного производственного объекта.
12. В результате идентификации определяются количественные и качественные характеристики опасного производственного объекта и иные характеризующие его сведения. На основании сведений, характеризующих опасный производственный объект, организация заполняет карту учета опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов.
13. Правильность проведения идентификации опасных производственных объектов контролируется специалистом(ами) регистрирующего органа.
14. При возникновении изменений в информации, ранее внесенной в базу данных государственного реестра, эксплуатирующая организация обязана внести эти изменения в базу данных государственного реестра опасных производственных объектов. Для этого эксплуатирующей организацией проводится идентификация только по отношению: к вновь появившимся опасным производственным объектам, к объектам, где произошли какие-либо изменения в ранее зарегистрированных в государственном реестре сведениях.
15. При осуществлении процедуры перерегистрации опасных производственных объектов процедуру идентификации организация проводит по всем опасным производственным объектам, эксплуатируемым в ее составе.
16. При осуществлении идентификации и отнесении объекта к категории опасного производственного объекта по признаку опасности, связанному с обращением опасного вещества, необходимо руководствоваться следующим.
При определении минимального количества опасного вещества, обуславливающего отнесение объекта, на которых оно обращается, к категории опасного производственного объекта, необходимо учитывать его количество исходя из отраслевых особенностей и условий эксплуатации такого объекта, культуры производства, срока службы применяемого оборудования, взаиморасположения оборудования и т.д
Литература
1. http://helpiks.org/2-110340.html\
Тема 7."Первая медицинская помощь" (2 часа)
Цель занятия:ознакомление с основными видами и методами оказания первой мед помощи.
Основные вопросы:Общие понятия о первой медицинской помощи. Первоочередные меры первой медицинской помощи. Техника искусственного дыхания. Комплекс сердечно-легочной реанимации.
Прекардиальный удар
Прекардиальный удар наносится ребром сжатой в кулак ладони по грудине выше мечевидного отростка на 2–3 см. Почему бьют по грудине?
Потому что сердце находится не слева (как нам всегда кажется!), а за грудиной, в середине грудной клетки! Мечевидный отросток грудины находится в центре между реберными дугами, в месте их прикрепления к грудине. Если наложить на мечевидный отросток два женских пальца или три мужских, то выше пальцев будет точка приложения прекардиального удара. Предплечье наносящего удар должно быть расположено вдоль тела пострадавшего (локот