Расселение населения России и экологические риски

Наиболее многочисленная группа населения (15 млн. человек) подвергается воздействию взвешенных веществ, второе место по масштабу воздействия занимает бенз(а)пирен - 14 млн. человек. Более 5 млн. человек проживает на территориях с повышенным содержанием в воздухе диоксида азота, фтористого водорода, сероуглерода, более 4 млн. человек - формальдегида и окиси углерода, более 3 млн. человек - аммиака, стирола. Значительная часть населения (более 1 млн. человек) подвергается воздействию повышенных концентраций бензола, оксида азота, сероводорода, метилмеркаптана (10, с.74).

Практически все поверхностные источники водоснабжения в последние годы подвергаются загрязнению. Особенно неблагоприятная ситуация с обеспечением населения доброкачественной питьевой водой сложилась в Бурятии, Дагестане, Калмыкии, в Приморском крае. Архангельской, Калининградской, Кемеровской, Курганской, Томской, Ярославской областях.

В ряде регионов страны антропогенные нагрузки давно превысили установленные нормативы, и сложилась критическая ситуация. К числу таких регионов относятся крупнейшие городские агломерации - Московская и Санкт-Петербургская, промышленные зоны Центральной России, промышленные и горнодобывающие центры Крайнего Севера, Юга Сибири и Дальнего Востока, Среднее Поволжье, Северный Прикаспий, Средний и Южный Урал, Кузбасс. Они также оказывают заметное негативное влияние на экологическое состояние соседних регионов.

Среди основных рек России наибольшими экологическими проблемами характеризуются Волга, Дон, Кубань, Обь, Енисей. Они оцениваются как "загрязненные". Их крупные притоки: Ока, Кама, Томь, Иртыш, Тобол, Миасс, Исеть, Тура - оцениваются как "сильно загрязненные".

В составе сельскохозяйственных угодий России эрозионноопасные и подверженные водной и ветровой эрозии почвы занимают более 125 млн. га, в том числе эродированные - 54,1 млн. га. Каждый третий гектар пашни и пастбищ является эродированным и нуждается в осуществлении мер защиты от деградации. Загрязнение и захламление земель отмечены на 54% территории страны.

Существующие экономические механизмы охраны природы оказываются неэффективными в первую очередь потому, что не создают действенных стимулов применения ресурсо- и энергосберегающих технологий и не обеспечивают получения достаточных средств от платежей за выбросы и сбросы, размещение отходов и использование природных ресурсов для финансирования природоохранной деятельности в требуемых масштабах.

По предварительным подсчетам, в пределах России наиболее неблагоприятные экологические ситуации (острые и очень острые) в последние годы отмечались на площади около 2,5 млн. км2 (15% всей территории). С учетом деградированных пастбищ эта величина может достигать 18—20%.

В приложении 1 приведена краткая характеристика региональных экологических проблем, существующих в тех регионах где острая экологическая ситуация в целом (10, с.108) . В пределах России насчитывается более десятка таких регионов, включая также приграничные ареалы — зоны аварии Чернобыльской АЭС, Северный Прикаспий и прибрежные зоны Черного и Азовского морей.

Исходя из данного параграфа, сделаем вывод о том, что несмотря на спад производства и осуществление ряда природоохранных мер как на федеральном, так и на региональном уровне, экологическая обстановка в наиболее населенных и промышленно развитых районах страны остается неблагополучной, а загрязнение природной среды – высоким. Накопившиеся за десятилетия экологические проблемы нередко усугубляются проблемами, возникшими в последние годы (в том числе в результате ослабления государственного управления и поспешной приватизации собственности).

За последние годы произошла деэкологизация государственного управления: сократилась государственная поддержка природоохранной деятельности, перманентные реорганизации (сопровождавшиеся снижением статуса и сокращением штатной численности и объемов бюджетного финансирования) поставили государственную систему охраны природы в критическое положение. Продолжение этого процесса реально угрожает разрушением природоохранных структур.

2.3. Практические возможности совершенствования расселения населения России с учетом требований социально-экономических критериев

Определим возможности совершенствования расселения населения России с учетом социально-экономических критериев.

Можем предложить следующие принципы расселения, которые будут способствовать совершенствованию расселения населения России с учетом требований социально-экономических критериев:

- создание биопозитивных мест расселения, отстоящих друг от друга на экологически обоснованные расстояния и составляющих вместе с природными территориями экологический каркас расселения. Биопозитивные места расселения также должны быть устойчиво развивающимися территориями с биопозитивными зданиями и инженерными сооружениями, с использованием замкнутых технологий и достижением уровня отходности, близкого к природному, не загрязняющие окружающую природную среду, с экологически обоснованными озелененными территориями и зелеными коридорами, обеспечивающие наличие ниш для существования некоторых диких животных и др. (2, с.62);

- необходимо регулирование пределов использования ресурсов с учетом их конечности и знания экологических ограничений, а также экологически допустимого обмена природно-ресурсным потенциалом между странами;

- применять только природосберегающие, биосферосовместимые, ресурсосберегающие и малоотходные технологии и объекты техники, замкнутые циклы, миниатюризация изделий, полное рециклирование, отсутствие свалок;

- любые действия по вмешательству в природную среду страны должны жестко ограничиваться с учетом сохранения природно - ресурсного потенциала и подвергаться предварительной экспертизе, с учетом того, что: чем выше иерархический уровень нарушаемой природной системы, тем опаснее эти действия для природы и человека, и в то же время даже малые воздействия могут при сложении иметь кумулятивный эффект. Вредное для одних организмов вредно и для других, и в конечном счете - для человека. Нарушения в любой экосистеме ведут к нарушениям во всех смежных экосистемах;

- все экологические проблемы России должны решаться на основе признания необходимости экологической справедливости и экологического права, разработки процедур для принятия быстрых своевременных решений с целью исключения конфликтных экологических ситуаций;

- основой успешного устойчивого развития должна стать система экологического образования, воспитания, информации. Люди должны знать правду о состоянии своего дома, страны, Земли.

Возможности совершенствования расселения населения России с учетом требований социально-экономических критериев предполагает комплексное, системное и целенаправленное решение следующих задач:

1) в сфере обеспечения экологической безопасности в регионе, на урбанизированных территориях (Приложение 2): совершенствование инструментов реализации экологической политики: законодательных, административно-управленческих, образовательно-просветительских технических, технологических; снижение и доведение до безопасных уровней техногенной нагрузки на человека и окружающую среду на территориях (в зонах) с особо неблагоприятной экологической обстановкой; создание и эффективное функционирование системы управления экологической безопасностью и охраной окружающей среды города; удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, качественных продуктах питания за счет местных ресурсов; обеспечение поддержания качества рекреационных объектов, поэтапная экологизация производства, внедрение экологически безопасных технологий;

2) в сфере охраны окружающей природной среды и восстановления природных комплексов: создание системы управления качеством окружающей природной среды с учетом сопредельных территорий; создание единой системы мониторинга окружающей среды и здоровья населения в разрезе муниципального образования с учетом сопредельных территорий и трансграничного переноса загрязнений; реабилитация загрязненных территорий города, сохранение и восстановление лесов, парков, скверов и зеленых насаждений, их разнообразия; обеспечение экономного использования природных ресурсов, реализация политики энерго- и ресурсосбережения, достижение устойчивости экосистем УТ;

3) в сфере реабилитации здоровья населения, подверженного воздействию загрязненной окружающей среды: создание системы гигиенической диагностики, популяционной и индивидуальной реабилитации здоровья населения с экологически обусловленными заболеваниями; развитие индустрии качественных продуктов питания и пищевых добавок с заданными лечебно-профилактическими свойствами; экологическое и санитарно-гигиеническое образование, воспитание и просвещение населения. единство экономического, социального и экологического развития муниципального образования, направленное на повышение качества жизни нынешнего и будущих поколений населения (принцип устойчивого развития); предупреждение ухудшения экологической обстановки; постепенный переход от действий, направленных на локализацию отрицательных последствий («борьба со следствием»), обусловленных нарушением экологического равновесия, к их прогнозированию и предотвращению («борьба с причинами»).

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что для создания высокого качества окружающей среды при расселении с учетом экономико-экологических критериев должны быть разработаны решения по экологизации зданий и сооружений, по экологизации всей деятельности, а также экологизации потребления. При расселении с учетом экологических требований должны быть применены новые биопозитивные решения, при этом должна быть использована полностью биопозитивная индустрия отходов и достигнут уровень безотходности, равный биосферному. При этом, основными объектами экологической безопасности будет являться человек (личность) с его правом на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду; общество с его материальными и духовными ценностями, зависящими от экологического состояния территории; благоприятная экосистема как основа устойчивого развития общества и благополучия будущих поколений.

Заключение

Как следует из проведенного исследования, экологический фактор все более влияет на социально-экономическую сферу общества и население в целом, а также лимитирует экстенсивный экономический рост. Экономический фактор все более проявляется в том, что для поддержания природоемкого типа развития России требуется выделять все более средств на поиски, извлечение, переработку природных ресурсов, охрану окружающей среды. Падающая отдача особенно наглядно проявляется в АПК и ТЭК и показывает, что такой тип развития тупиковый: никаких средств нам при нем не хватит.

Социальные ограничения техногенного типа выражаются в ухудшении качества жизни, ростом онкологических, вирусных заболеваний, болезнями сердечно-сосудистой системы, а также национальными и миграционными проблемами, что, в конечном счете, сказывается на проблемах расселения населения нашей страны.

Экологизация общественно-экономического развития России, как следует из работы - назревшая проблема. Сейчас наше общество боремся с последствиями загрязнения окружающей среды, в действительности нужна новая идеология природопользования. Для этого требуется: альтернативные варианты решения экологических проблем (структурная перестройка экономики, в том числе изменение экспортной политики); развитие малоотходных и ресурсосберегающих технологий; прямые природоохранные мероприятия.

Процесс экологизации социально-экономической сферы можно представить в виде пирамиды с постоянно сужающимся основанием и расширяющейся вершиной. Экономика с мощным основанием пирамиды - это индустриальная экономика, а с развитыми верхними слоями - постиндустриальная. В России сохраняется не только индустриальная структура экономики, но и растет природоемкость ВВП.

Инвестиции в альтернативные варианты решения экологических проблем могут дать значительный экологический эффект, который превысит эффект от вложений в охрану природы (прямые природоохранные мероприятия). Вложениями в экологию следует считать не только прямые природоохранные мероприятия, но и капвложения в ресурсосберегающую структурную перестройку, малоотходные и безотходные технологии.

Мы предлагаем следующее решение экономических проблем экологизации социальной сферы, способствующих формированию устойчивого типа экономического развития России:

- структурную перестройку экономики, изменение сырьевой ориентации экспорта;

- разработку и применение природосберегающих или безотходных технологий, замкнутых циклов производства, глубоко продуманное, наиболее рациональное размещение "грязных" производств;

- прямые природоохранные мероприятия: строительство очистных сооружений, фильтров, создание охраняемых территорий, рекультивация;

- внедрение эффективного прямого регулирования с помощью административно-законодательных рычагов (нормативно-правовые, административно-контрольные меры, судебные разбирательства, административные санкции вплоть до закрытия предприятий);

- повышение эффективности экономического регулирования с помощью экономических рычагов (налоги, платежи за пользование ресурсами, платежи за загрязнение окружающей среды, субсидии, займы, страхование на случай непредвиденных экологических ситуаций и пр).

Наши рекомендации