История развития экологических наук.
История развития экологических наук.
История термина экология
Термин экология (гр. oikos - дом, жилище, родина, logos - учение, наука) впервые ввел в 1866 г. немецкий биолог, профессор Йенского университета Эрнст Геккель, (1834—1919), который выделил в самостоятельную науку и назвал этим словом раздел биологии, изучающий совокупность взаимосвязей между живыми и неживыми компонентами природной среды.
Под «экологией» Геккель понимал «познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды… Одним словом, экология – это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе…».
предмет экологии-взаимосвязи
Экология – наука о…
- взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой;
- о связях в надорганизменных системах, о структуре и функционировании этих систем.
Экология изучает взаимосвязи
- между организмами (в т.ч. пищевые и непищевые взаимосвязи);
- между организмами и средой их обитания;
- структуру и функционирование экосистем.
(Био)экология - Наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и со средой их обитания – «(био)экология».
Структура классической (био) экологии включает:
- аутэкологию – экологию отдельных организмов;
- демэкологию – экологию популяций;
- синэкологию – экологию биоценозов и экосистем.
Кроме того, в (био)экологии выделяют
- экологию различных систематических групп
- экология грибов,
- экология растений,
- экология млекопитающих и т.д.;
- экологию жизненных сред
- экология суши,
- экология почвы,
- экология моря и т.п.;
- эволюционную экологию (связь эволюции видов и сопутствующих экологических условий),
- и другие направления.
Структура современной экологии
Социальная экология (≈экология человека)
- Социальная экология – наука о взаимоотношении человеческого общества(социума) с окружающей средой в различных аспектах (экономическом, техническом, физико-техническом, социально-психологическом (экология человека)).
- Возникла в США в 1920-е гг., хотя географы использовали термин значительно раньше.
Геоэкология
- Геоэкология – наука об антропогенном влиянии на окружающую среду и ее трансформации под влиянием человеческого общества.
В систему наук и прикладных дисциплин входит: Прикладная экология, геоэкология, соц. экология (эк. человека),классическая экология (био)
Экологическая парадигма.
Парадигма (греч.) – с конца 60-х годов XX века этот термин используется для обозначения системы теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества.
- Смена парадигм представляет собой научную революцию и эволюционный переход.
Со сменой парадигм связано:
- …воздействие человека на природу начинает восприниматься негативно.
- …приходит понимание, что существуют экологические проблемы, которые
- …интернациональны и глобальны,
- …касаются всех,
- …требуют решения.
- …являются неизбежным следствием деятельности человека (полностью избежать их невозможно, можно только минимизировать).
- …природные ресурсы конечны.
В результате экологической парадигмы:
- Появляются экологические общественные движения и организации («энвайронменталисты»).
- Приходит понимание, что одной классической экологии недостаточно, чтобы решить экологические проблемы.
- Происходит экологизация наук и прикладных дисциплин, появляется макроэкология.
Предмет и задачи современной экологии.
- Диагностика состояния природы Земли и ее ресурсов; определение порога устойчивости биосферы к антропогенной нагрузке.
- Разработка прогнозов изменений состояния окружающей среды при разных сценариях социально-экономического развития стран, регионов и человечества в целом.
- Формирование такой стратегии развития общества (в т.ч. политики, экономики и технологий), которые приведут хозяйственную деятельность в соответствие с пределами выносливости биосферы и предотвратят экологическую катастрофу.
Связи в экосистемах.
- В экосистемах формируются сложные цепи и сети причинно-следственных связей, основанные на механизме обратной связи, которые часто образуют замкнутые кольца – контуры обратной связи.
- При этом сигнал «на выходе» поступает обратно «на вход».
- На контурах обратной связи основывается управление в экосистемах.
Обратные связи бывают
- Положительные – основа развития и неустойчивости экосистем
- Отрицательные – основа устойчивости (гомеостаза) экосистем.
- Классический пример – взаимоотношения в системе «хищник-жертва».
Фотосинтез
СО2 + H2O + энергия солнечного света ® C6H12O6 + O2
· Энергия концентрируется и запасается
· Процесс нуждается в энергии света
· Продукт – молекула гексозы (глюкоза, фруктоза), которая затем используется
o для синтеза тканейорганизма
o и как источник энергии.
· Образующийся кислород является побочным продуктом
· Энергия света в процессе фотосинтезаиспользуется для синтеза органических соединений из углекислого газа (СО2) и воды.
· Фотосинтез осуществляется фотоавтотрофными организмами – растениями, водорослями, определенными бактериями.
· Жизненно необходимый для высших организмов атмосферный кислородтакже поступает в атмосферу преимущественно благодаря фотосинтезу.
Хлорофилл
Использование энергии фотона для химической рекации – сложный процесс, в котором участвует хлорофилл– зеленый пигмент, содержащий ионы Мg+
Автотрофы
· Автотрофы(«самопитающие») – организмы, образующие органическое вещество своего тела из неорганических веществ – диоксида углерода и воды – посредством процессов фотосинтеза и хемосинтеза.
· Фотосинтез осуществляют фотоавтотрофы – все зеленые растения, водоросли и фотосинтезирующие микроорганизмы.
· Хемосинтез наблюдается у некоторых хемоавтотрофных бактерий, которые используют в качестве источника энергии окисление водорода, серы, сероводорода, аммиака, железа.
o Хемоавтотрофы в природных экосистемах играют относительно небольшую роль (за исключением нитрифицирующих бактерий).
o Автотрофы составляют основную массу всех живых существ и полностью отвечают за образование всего нового органического вещества в любой экосистеме.
Гетеротрофы
Гетеротрофы(«питающиеся другими») – организмы, потребляющие готовое органическое вещество других организмов и продуктов их жизнедеятельности.
Разложение в биосфере
1. Аэробное дыхание
C6H12O6 + 6 O2 à 6 H2О + 6 CO2
+ энергия для функционирования организма
2. Анаэробное дыхание
3. Брожение
Закон минимума Либиха
Немецкий химик и агроном Ю.Либих (1840) установил:
Рост растений ограничивается элементом, концентрация которого лежит в минимуме. Фактор, находящийся в недостатке, был назван лимитирующим.
Закон толерантности Шелфорда(1913 г.)
- Лимитирующим факторомсуществования организмов (вида, популяции) может быть как минимум, так и максимум воздействия экологического фактора, диапазон между которыми определяет пределы толерантности (выносливости) к данному фактору
Свойства закона толерантности:
- Применим только в стационарных условиях
- Факторы взаимодействуют и могут частично компенсироваться
- Организмы с широким диапазоном толерантности ко всем факторам широко распространены.
- Организмы могут иметь широкий диапазон толерантности в отношении одного фактора, и узкий – в отношении другого
- Если условия по одному экологическому фактору не оптимальны для вида, то может сузится и диапазон толерантности к другим экологическим факторам
- Период размножения обычно является критическим: в этот период многие факторы среды часто становятся лимитирующими
ПРИМЕР
Теоретическое влияние на фитопланктон шести лимитирующих факторов:
1 – свет и температура;
2 – вихревые потоки, которые выносят клетки из фотической зоны;
3 – дефицит фосфатов;
4 – дыхание фитопланктона;
5 – выедание зоопланктоном.
Только весной и в конце лета условия благоприятствуют быстрому росту популяции.
Свойства экологических ниш
1. Чем шире требования (пределы толерантности) вида к любому или многим экологическим факторам, тем больше то пространство, которое он может занимать в природе, а значит, тем шире его распространение.
2. Сочетание требований организма к различным факторам не является произвольным: все организмы адаптированы к режимам "сцепленных" между собой, взаимосвязанных и взаимозависимых факторов.
3. Если режим любого, хотя бы одного экологического фактора в месте обитания особей данного вида изменился таким образом, что его значения выходят за пределы ниши как гиперпространства, то это означает разрушение ниши, т. е. ограничение или невозможность сохранения вида в данном месте обитания.
4. Каждый вид имеет свою, только ему присущую экологическую нишу, т.e. сколько на Земле видов живых организмов, столько и экологических ниш.
5. Два разных (даже очень близких) вида не могут занимать одну экологическую нишу (принцип конкурентного исключения Г.Ф.Гаузе).
15. Пример экологического фактора и адаптации к нему различных организмов.
Растения не имеют постоянной температуры тела и, в отличие от животных, не могут уйти в укрытие от жары или холода. К вредному воздействию неблагоприятных температур они приспосабливаются с помощью анатомо-морфологических и физиологических механизмов.
Физиологические (биохимические) адаптации: снижение интенсивности транспирации, уменьшающее теплоотдачу; накопление в клетках сахаров и других веществ, увеличивающих концентрацию клеточного сока; накопление в клетках антоцианов, обеспечивающих в холодное время сезона красный цвет и оттенки фотосинтезирующего аппарата (побеги шиповника и чозении, листья копытня, джефферсонии, адониса, ветрениц и тополя; цветки у ивы Крылова); выделение веществ, зачерняющих поверхность вокруг стволов (чозения); и др. Физиологические адаптации проявляются, прежде всего, в изменении физико-химического состава веществ в клетках и тканях.
Уменьшение потери воды: Выделение азота в виде мочевой кислоты, Погруженные устьица, Сбрасывание листьев при засухе
Парниковый эффект
Парнико́вый эффе́кт — повышение температуры нижних слоёв атмосферы планеты по сравнению с эффективной температурой, то есть температурой теплового излучения планеты, наблюдаемого из космоса.
Монреальский протокол.
Монреальский протокол «По веществам, разрушающим озоновый слой», 1987г.
- Протокол определяет мероприятия и сроки, в которые странам необходимо уменьшить и прекратить производство, потребление, импорт и экспорт веществ, разрушающих озоновый слой (96 веществ), а также сроки, в какие необходимо изъять этих вещества из оборота.
- Многосторонний фонд вложений развитых стран, который предоставляет финансовую поддержку развивающимся странам для выполнения требований Протокола.
- Протокол в начальной редакции ратифицировали 189 стран мира, однако многие страны не ратифицировали дополнения к Протоколу, например, Пекинские изменения ратифицировали только 94 страны.
- С 2000 г. в соответствии с Монреальским протоколом в России прекращено производство озоноразрушающих веществ.
- Поскольку Россия не успела разработать и внедрить собственные альтернативные технологии, это привело к практически полной ликвидации российского производства аэрозолей и холодильного оборудования.
- Альянс DuPont-ICI монополизировал производство оборудования для синтеза 1,1,1,2-тетрафторэтана, который в период подписания Монреальского протокола позиционировался как единственная альтернатива озоноразрушающим хладонам.
- Большая часть промышленных холодильных установок в России работает на аммиаке, который является высокотоксичным, пожаро- и взрывоопасным веществом, но не приводит к разрушению озона.
23. Кислотные дожди. Механизм образования, последствия для экосистем и человека.
Кисло́тный дождь — все виды метеорологических осадков — дождь, снег, град, туман, дождь со снегом, при котором наблюдается понижение pH дождевых осадков из-за загрязнений воздуха кислотными оксидами (обычно — оксидами серы, оксидами азота)
Кислотный дождь оказывает отрицательное воздействие на водоемы — озера, реки, заливы, пруды — повышая их кислотность до такого уровня, что в них погибает флора и фауна. Выделяют три стадии воздействия кислотных дождей на водоемы. Первая стадия — начальная. С увеличением кислотности воды (показатели рН меньше 7) водяные растения начинают погибать, лишая других животных водоема пищи, уменьшается количество кислорода в воде, начинают бурно развиваться водоросли (буро-зеленые). Первая стадия эутрофикации (заболачивания) водоема. При кислотности рН 6 погибают пресноводные креветки. Вторая стадия — кислотность повышается до рН 5.5, погибают донные бактерии, которые разлагают органические вещества и листья, и органический мусор начинает скапливаться на дне. Затем гибнет планктон — крошечное животное, которое составляет основу пищевой цепи водоема и питается веществами, образующимися при разложении бактериями органических веществ. Третья стадия — кислотность достигает рН 4.5, погибает вся рыба, большинство лягушек и насекомых.
Повышенная кислотность воды способствует более высокой растворимости таких опасных металлов, как кадмий, ртуть и свинец из донных отложений и почв. Эти токсичные металлы представляют опасность для здоровья человека. Люди, пьющие воду с высоким содержанием свинца или принимающие в пищу рыбу с высоким содержанием ртути, могут приобрести серьёзные заболевания
24.Фотохимический смог. Механизм образования и последствия
§ Впервые был описан в 1950-х гг. в Лос-Анджелесе.
§ Фотохимический смог является результатом химических реакций в загрязнителях воздуха под влиянием солнечного света:
оксиды азота (продукты горения топлива) + летучие органические вещества (пары бензина, красок и пр.) = озон + перекиси нитратов + альдегиды
- Обладает высокой химической активностью.
История развития экологических наук.
История термина экология
Термин экология (гр. oikos - дом, жилище, родина, logos - учение, наука) впервые ввел в 1866 г. немецкий биолог, профессор Йенского университета Эрнст Геккель, (1834—1919), который выделил в самостоятельную науку и назвал этим словом раздел биологии, изучающий совокупность взаимосвязей между живыми и неживыми компонентами природной среды.
Под «экологией» Геккель понимал «познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды… Одним словом, экология – это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе…».
предмет экологии-взаимосвязи
Экология – наука о…
- взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой;
- о связях в надорганизменных системах, о структуре и функционировании этих систем.