Понятие ущерб, вред, убытки от загрязнения среды обитания. Оценка экономического ущерба от загрязения
Термины «ущерб» и «вред», используемые в законодательных актах, регулирующих природопользование и охрану окружающей природной среды, и термины «ущерб» и «вред», применяемые в гражданском праве, могут иметь различное правовое содержание: в природоохранных актах указанные термины могут применяться в смысле негативного воздействия на природу.
В гражданско-правовом смысле понятия «вред» и «ущерб» применимы к окружающей среде в контексте возмещения вреда / ущерба, причиненного природе в результате хозяйственной или иной деятельности (т.е. загрязнения, уничтожения или иного разрушительного воздействия). С точки зрения Гражданского кодекса РФ, термин «вред» является наиболее общим и охватывает реальный ущерб, упущенную выгоду, а также моральный вред.
В документах, имеющих статус нормативно закрепленных, очень часто фигурируют как равнозначные по содержанию термины «вред», «ущерб» и «убытки». Причем понятие «ущерб» обычно трактуется шире, чем материальный или реальный ущерб и приближается по своему значению к понятию «вред».
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» к вреду, причиненному окружающей среде, относится негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Однако термины «деградация естественных экологических систем» и «истощение природных ресурсов» действующим законодательством не раскрыты, что приводит к неоднозначной трактовке понятия «вред окружающей среде» и затрудняет возможность исчисления его размера, так как считается спорным вопрос, с какого момента наступает деградация естественных экологических систем.
Общие принципы оценки и возмещения вреда и убытков (экономического ущерба) содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации.
В Законе РФ «Об охране окружающей среды» содержатся наиболее общие принципы оценки и возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологического правонарушения. Причем данные принципы полностью соответствуют принципам, изложенным в Гражданском кодексе Российской Федерации, в частности, в статье 15, раскрывающей понятие убытков.
В остальных нормативно-методических документах принципы возмещения ущерба и вреда, изложенные в перечисленных документах, либо уточняются, либо дополняются в зависимости от категории природного ресурса или компонента природной среды, которым нанесен вред, или отрасли народного хозяйства, использующей либо контролирующей состояние определенных природных ресурсов или объектов.
В вопросе об экономической оценке ущербов, причиняемых загрязнением окружающей среды, нам необходимо рассмотреть методические вопросы экономической оценки ущербов: от загрязнения окружающей среды в целом, от загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, загрязнения окружающей среды физическими факторами, загрязнения земель, ущерба биоресурсам.
Обозначенный круг вопросов для своего рассмотрения требует значительного количества времени, а рамки нашей программы не позволяют этого сделать. Поэтому кратко (тезисно) остановимся на названных выше вопросах.
В самом общем плане методические вопросы экономической оценки ущербов от загрязнения окружающей среды можно свести к денежной оценке негативных изменений в широком спектре последствий:
социальными ущербами (ухудшения здоровья человека, вынужденного дышать загрязненным воздухом, пить воду, содержащую вредные примеси и есть продукты, "обогащенные" нитратами; изменение возможностей развития и воспитания личности вследствие исчезновения привычного ландшафта и природы, а также исторических и культурных памятников, несших информацию о национальной культуре);
экологическими ущербами (необратимые разрушения уникальных экосистем, исчезновение видов, генетические потери и так далее);
экономическими ущербами (изменение полезности окружающей среды вследствие ее загрязнения).
Экономическая оценка ущерба от загрязнения окружающей природной среды складывается из следующих затрат: дополнительных затрат общества в связи с изменениями в окружающей природной среде; затрат на возвращение окружающей природной среды в прежнее состояние; дополнительных затрат будущего общества в связи с безвозвратным изъятием части дефицитных ресурсов.
Структуру расходов, вызываемых загрязнением окружающей природной среды, можно представить наглядно, на рис. 4 [1]:
Такой подход (учет большего качества элементов) оценки ущерба требует огромного количества информации и не применяется на практике. В существующих методиках используется подход, основанный на упрощенной процедуре, базирующийся на приведении различных примесей к "монозагрязнителю", т.е. агрегированному виду, о чем более подробно будет сказано далее.
Экологический аудит
Экологический аудит – это комплексная проверка предприятия на предмет соответствия его деятельности существующим нормативам в области охраны окружающей среды. Проведение экологического аудита предприятия предполагает комплексные рекомендации по преобразованию всей хозяйственной деятельности к существующим нормативным показателям, от качества проведённого экологического аудита во многом зависит дальнейшая производственная деятельность предприятия.
Специалисты компании "Экология" проведут экологический аудит объектов любой сложности, разработают комплекс мероприятий, выполнение которых снизит до нормы процент вредных выбросов, что предотвратит наложение штрафных санкций со стороны природоохранных органов.
Экологический аудит - это:
- обоснование экологической стратегии и политики предприятия;
- определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия,
- выявление дополнительных возможностей для ее осуществления;
- проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности на окружающую среду;
- снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды.
Экоаудит - реальный способ сэкономить солидные средства предприятия, потому что именно он позволяет выработать оптимальную стратегию развития в экологической плоскости. Например, определить, что выгоднее - регулярно выплачивать штрафы за сверхнормативные выбросы или избежать их, поставив защитные фильтры и системы; модернизировать очистные сооружения или продолжать эксплуатировать старые со всеми - в прямом и переносном смыслах - вытекающими последствиями.
Экоаудит, как воздух, необходим предприятиям, своевременно не прошедшим госэкоэкспертизу, которая, как известно, не может быть проведена по уже построенным объектам. В данном случае это разовое действие, которое определяет соответствие или несоответствие предприятия конкретным стандартам. На основе результата экоаудита намечаются пути изменения ситуации к лучшему и вырабатывается комплекс мероприятий и рекомендаций, необходимых для приведения объекта в соответствие с действующим природоохранным законодательством.
В ряде стран также, начиная с 90-х годов, приняты национальные стандарты и специальные законодательные акты в области экологического аудирования. Основные принципы и положения экологического учёта и аудита получили развитие в Руководстве (Правилах) Европейского Союза по экологическому менеджменту и экологическому аудиту, которое было принято 29 июня 1993 года. Данная программа, которая вступила в силу в апреле 1995 года, принята с целью совершенствования деятельности участвующих в ней промышленных компаний за счёт использования систем управления окружающей средой, регулярного проведения экологического аудита и обнародования заявлений о воздействии на окружающую среду. В настоящее время более 8 тыс. европейских компаний и фирм присоединились к данной схеме экологического менеджмента и экоаудита.
В 1996 году был принят комплекс из 6 международных стандартов ISO серии 14000, охватывающий вопросы экологического аудирования и системы управления окружающей средой. Это наиболее динамично развивающаяся система.
Экологическое аудирование включается в систему мер по обеспечению экологической безопасности и устойчивого развития Российской Федерации на основе внедрения в практику хозяйственного регулирования системы независимой оценки и экспертизы, какой в сущности и является экоаудит.
Если за рубежом экологический аудит стал реальным инструментом управления, то в России работа по формированию правовой и нормативной базы, созданию соответствующих стандартов и документов в данной области только начинается, хотя определенный практический опыт в этом направлении уже существует. Развивающиеся в стране процессы, связанные с внедрением рыночных отношений, переходом на принципы устойчивого развития, привлечением зарубежных инвестиций, осуществлением программ приватизации и реструктуризации государственных и муниципальных предприятий и др. требуют применения соответствующих, общепринятых в мировой практике, экологических процедур.