Компоненты среды человека и общества (по Д. Ж. Марковичу, Н. Ф. Реймерсу, Л. В. Максимовой).
Д. Ж. Маркович. Среда состоит из
- природного компонента (а) неживая природа – атмосфера, гидросфера, литосфера; б) живая природа – растения, животные, микроорганизмы.)
- общественного компонента (а) люди, б) общественные отношения, в) культура – материальная и духоаная)
Н. Ф. Реймерс
Среда
а) природная (естественные системы, способные к системному самоподдержанию)
б) квазиприродная (искусственно преобразованнаые системы, не способные системно самоподдерживать себя)
в) артеприродная (искусственно созданная человеком, разрушающаяся без поддержки человека – асфальт, бетон, транспорт, предприятия)
г) социальная (общество и общественные процессы- культурно-психологический кли мат, созданный людьми)
Максимова Л. В.
Среда
а) природная (абиотическая, биотическая)
б) антропогенная (техногенная, социальная)
в) жизненная (социально-бытовая, производственная, рекреационная)
Дискомфорт среды приводит к возникновению ЧС.
5. Взаимоотношение общ-ва и природыовек общество природа
по Б.Б. Прохорову: вза-я чел-ка с природной средой должны рассматриваться через призму его хоз деят-ти. С этой точки зрения первостепенное значение для становления взаимоотн-й людей и природы имеет изучение хозяйственно-культурных типов чел-го общ-ва.
Основываясь на представлении о хозяйственно-культурном типе как системообразующем факторе во взаимоотношениях природы и общества, мы сочли возможным выделить четыре эпохи (этапа) становления отн-й м|у ними:
Эпоха охотничье-собирательской культуры.
Эпоха аграрной культуры.
Эпоха индустриального общества.
Постиндустриальная эпоха.
Охотническо-собирательная культура
Основу сущ-я чел-го общ-ва на всем протяжении палеолита составляла охота на крупных животных, сопровождавшаяся собирательством. Один из наиболее ранних способов ведения хозяйства в истории человечества складывался из охоты на медведя, крупных копытных (дикая лошадь, косуля, олень, тур, бизон, мускусный бык и др.) и хоботных животных (мамонт, мастодонт), рыбной ловли, добычи водоплавающей дичи, сбора насекомых и их личинок, улиток, съедобных моллюсков, растительной пищи (ягод, плодов, желудей, корневищ, лесных орехов, дикого риса и т.д.).
Как способ объяснения отношений общества с природой существовал не только анимизм, но и тотемизм, фетишизм и магия. Тотемизм - это поклонение животному, растению, явлению природы (тотему), Фетишизм - это поклонение неодуше-у предмету
Аграрная культура
Нестабильность охотничьего хозяйства вынуждала людей искать новые источники обеспечения своего существования. Параллельно с развитием земледелия шло приручение дом животных. Оседлая жизнь требовала надежных долговременных жилищ, а следовательно, производства и совершенствования строительных инструментов. Земледельческая культура предполагает накапливание собираемых продуктов, требующих особой термической обработки, что привело к развитию технологии изготовления керамики. Стремление повысить урожайность эксплуатируемых земель толкало людей к усовершенствованию навыков обработки земли и изобретению новых сельскохозяйственных орудий. Возникновение потребности в одежде из растительных волокон привело к развитию технологии ее изготовления и появлению в эпоху неолита прообраза ткацкого станка. Помимо потребностей в тех или иных предметах в земледельческих поселениях складывались условия для развития ремесел
Индустриальное общество
Наступление индустриальной эпохи во взаимоотношениях человека и природы принято связывать с развиватием машинной индустрии. Основой новой формы организации общ-го произв-ва стала капиталистическая фабрика.
Характерной чертой этого времени являются рост числа городов, их укрупнение, а также повышение концентрации в них населения. Развивается система транспортных коммуникаций; строятся дороги, мосты, интенсивное развитие пром-го и с/х произв-ва и рост численности населения
Постиндустриальное общество
Совр-я эпоха -этап перехода к постинд-ой (информ-ой) цивилизации - переход к главенству произв-ва инф-и, знаний и гармонии взаимоотн-й чел-ка и природы.
Еще Ф. Бэкон обращал внимание на особую роль, к-ю призвано играть научное знание в развитии вза-й общ-а и природы. Он считал, что знание законов природы позволит людям удовл-ть свои насущные потр-ти и интересы.
Эти представления были развиты в получившей в концепции ноосферы. Оно было введено в 1927 г. франц. философом, математиком и антропологом Э. Леруа, предложившим называть ноосферой оболочку Земли, включающую чел-е общ-во с его индустрией, языком и прочими атрибутами разумной деят-ти. Но главнымтворцом ноосферной концепции по праву считается В.И. Вернадский - рассматривал ноосферу как высшую стадию развития биосферы, когда определяющим фактором становится разумная деятельность человека.