Рекультивация и консервация нарушенных земель

Восстановление нарушенных земель осуществляется посредством;• рекультивации нарушенных земель;• консервации деградированных земель.
Земли и природные ландшафты подвергаются разрушению при осуществлении таких видов деятельности, как строительство хозяйственных объектов, размещение отходов, проведение внутрихозяйственных работ, включая разработку общераспространенных полезных ископаемых, строительство подземных сооружений для собственных нужд землевладельца.Законодательство РФ относит к нарушенным землям земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия наокружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова и образованием техногенного рельефа в результате производственной деятельности.Обязанность проведения восстановительных работ предусмотрена для всех категорий землепользователей, деятельность которых связана с нарушением земель,
Под рекультивацией понимают комплекс мероприятий по восстановлению нарушенных земель в целях включения их в сферу хозяйственного использования.Рекультивацииподлежат земли, нарушенные при:• разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа;• ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений;• складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов;• ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы;• проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.
Существует два способа рекультивации земель — технический и биологическийК техническому этапу рекультивации земель относятся планировка, формирование откосов, снятие, транспортирование и нанесение почв и плодородных пород на рекультивируемые земли, при необходимости коренная мелиорация, строительство дорог, специальных гидротехнических сооружений и др. К основным мероприятиям по биологической рекультивации относятся внесение повышенных доз органических и минеральных удобрений, посев многолетних бобовых культур, посадка почвоулучшающих деревьев и кустарников
После осуществления мероприятий по рекультивации должна состояться приемка, передача рекультивируемых земель. Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.10.02 г. «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием из оборота» консервация нарушенных земель означает временное исключение из хозяйственного оборота земель, отрицательно влияющих на окружающую природную среду, рекультивация которых для использования в хозяйственном обороте экономически неэффективна.
Консервация земель проводится с целью предотвращения и устранения процессов деградации почв, восстановления плодородия почв и реабилитации загрязненных территорий.
В соответствии с названным Постановлением допускается консервация земель, подвергшихся негативным (вредным) воздействиям, в результате которых происходят деградация земель и ухудшение экологической обстановки, а также загрязненных земель, использование которых приводит к негативному воздействию на здоровье человека, в том числе:
а) земель, подвергшихся водной и ветровой эрозии, воздействию селей, вторичному засолению, иссушению, уплотнению.
б) земель, имеющих просадки поверхности вследствие использования недр или естественных геологических процессов;
в) земель, загрязненных радиоактивными веществами, нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами и другими токсичными химическими веществами.
Решения о консервации земель, находящихся в частной собственности, принимаются в отношении земель сельскохозяйственного назначения органами исполнительной власти субъектов РФ, а в отношении земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.
Решение о консервации земель принимаются с учетом данных государственного мониторинга земель или специальных обследований.
На основании принятого решений о консервации земель разрабатывается проект землеустройства, в котором определяются сроки консервации земель, мероприятия по предотвращению деградации земель, восстановлению плодородия почв и загрязненных территорий, очередность их проведения и стоимость, а также предложения по использованию земель после завершения указанных мероприятий.
Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с принятым решением об их консервации, сохраняются за собственниками земельных участков, землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участков либо переводятся в земли запаса в случаях, установленных законодательством РФ.
После завершения мероприятий по предотвращению деградации земель, восстановлению плодородия почв и загрязненных территорий специально уполномоченный федеральный орган земельного контроля на основании специальных обследований подготавливает предложения о дальнейшем использовании восстановленных земель и направляет их федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления, принявшим решение о консервации земель.






49.Государственное управление и контроль в области охраны земель.
Государственное управление землями подразделяется на общее и отраслевое управление. Общее управление земельным фондом осуществляется органами общей и специальной компетенции и распространяется на все территории независимо от категорий земель и форм владения ими. Общее управление землями возложено на Федеральное Собрание, Президента, Правительство РФ. Это – органы общей компетенции.Государственный комитет России по земельным ресурсам и землеустройству (Госкомзем) является специально уполномоченным государственным органом в области охраны земель. Госкомзем – орган общего управления специальной компетенции.
Отраслевое управление осуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральными службами, учреждений, организаций, которым предоставлены земли.
Задачами государственного контроля за использованием и охраной земель являются обеспечение соблюдения всеми государственными и общественными органами, государственными, кооперативными предприятиями, учреждениями, организациями, а также гражданами требований законодательства в целях эффективного использования и охраны земель.Государственное управление и контроль в сфере использования и охраны земель в основном заключается в реализации таких мероприятий, как: - осуществление мониторинга земель; - проведение землеустройства; - ведение государственного земельного кадастра;- осуществление государственного контроля.
Государственный земельный кадастр - это систематизированный свод документальных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местонахождении, целевом назначении и правовом положении земель РФ и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов. Целями создания и ведения государственного земельного кадастра является информационное обеспечение:- государственного и муниципального управления земельными ресурсами;- государственного контроля за использованием и охраной земель;- мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;
- государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;- землеустройства- экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе
природных ресурсов;- установления обоснованной платы за землю;- иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по ведению государственного земельного кадастра, является Рос-земкадастр.



50. Возмещение убытков собственникам земель, землевладельцам, землепользователям, арендаторам.
Ущерб, вызванный нарушением земельного законодательства, подразделяется на два вида: экологический и экономический ущерб.
Экологический ущерб находит выражением в форме порчи земель, в результате которой происходит потеря полезных свойств земли.
Убытки, вызванные порчей земель, подлежат компенсации в соответствии со ст. 78 Закона «Об охране окружающей среды» в размере, исчисляемом на основании такс и методик исчисления ущерба либо по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды.
В соответствии с данным Положением выделена особая форма экологического ущерба в сфере земельных отношений. Такой формой являются «потери сельскохозяйственного производства».
Потери сельркохозяйственного производства выражаются в сокращении площадей используемых сельскохозяйственных угодий или ухудшении их качества под влиянием деятельности хозяйственных организаций и возмещаются в целях сохранения уровня сельскохозяйственного производства путем восстановления площадей сельскохозяйственных угодий и их качества.Применяется особый способ расчета убытков, а именно, по фактическим затратам на вос-становление нарушенного земельного участка либо на основе расчета затрат, необходимых для освоения другого земельного участка.Потери сельскохозяйственного производства возмещаются соответствующему органу местного самоуправления для осуществления восстановительных мероприятий,
Компенсация ущерба в натуре допускается только с согласия обеих сторон.Экономический ущерб, вызванный земельным правонарушением, находитвыражение в форме утраты или снижения стоимости жилых зданий, сооружений, объектов, стоимости плодово-ягодных, защитных и иных многолетнихнасаждений.Убытки, а также упущенная выгода подлежат возмещению в полном объеме в соответствии с нормами ГК РФ и Правилами возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков.
Убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, включаются в плату за изымаемый земельный участок (выкупную цену), порядок определения которой регулируется гражданским законодательством.
Основанием для возмещения убытков собственникам земельных участков является:а) соглашение о временном занятии земельного участка между собственником земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;б) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника земельного участка, соглашение о сервитуте;в) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;г) решение суда.Основанием для возмещения убытков землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков является:
а) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;б) соглашение о временном занятии земельного участка между землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельногоучастка;в) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка, соглашение о сервитуте;г) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности
других лиц;д) решение суда.
Возмещение убытков осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшение качества земель.
Размер убытков определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Федеральной службой кадастра объектов недвижимости.

51. Административная и уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства.
Составы земельных правонарушений определены в КоАП РФ. Все составы административных проступков в земельных отношениях можно классифицировать по следую-щим группам:
1) нарушения в сфере государственного управления землепользованием, такие, как самовольное занятие земли, несвоевременный возврат временно занимаемых земель, отступление от проектов внутри хозяйственного землеустройства;
2) нарушения.экологического характера. К ним относятся порча земель, загрязнение и захламление почв;
3) нарушения правил использования земель, в частности, бесхозяйственное использование земель, не принятие мер борьбы с сорняками, нарушение правил благоустройства населенных пунктов.
При малозначительности проступка или при возможности исправления нарушенных отношений другими способами административная ответственность не применяется.
В УК РФ 1996 г. впервые земля выделена в качестве объекта уголовно-правовой охраны. В соответствии со ст. 254 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за совершение экологического преступления в форме порчи земли.
УК устанавливает уголовную ответственность за:
- регистрацию заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных государственного земельного кадастра, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения (ст. 170); (штраф от 80 т. р. Или лишение права занимать определенные должности или др.)
- отравление, загрязнение или порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде (ст.254). (ограничение или лишение свободы на срок до 2 лет, если деяния по неосторожности повлекли смерть человека – до 5)


Наши рекомендации