Лимитирование в сфере природопользования.
Лимиты представляют собой экологически обоснованные предельно допустимые объемы изъятия природных ресурсов и вредных воздействий на окружающую среду, действующие в течение установленного периода времени.Лимиты подразделяются на три вида: территориальные, отраслевые и индивидуальные.
Территориальные лимиты устанавливаются для субъектов Федерации.
Отраслевые действуют в пределах районов, подведомственных отраслевому министерству или ведомству, в частности, в пределах бассейнов рек, лесхозов.Индивидуальные лимиты устанавливаются для конкретных природопользователей.Введение института лимитирования обусловлено ограниченностью запасов природных ресурсов и необходимостью рациональной организации их использования.Лимитирование является правовой формой планирования использования природных ресурсов. Так, лимитирование водопотребления осуществляется на основе и в развитие водохозяйственных балансов, разрабатываемых с учетом соотношения потребностей в воде с имеющимися на данной территории водными ресурсами.
Выделяют два вида лимитов:1) лимиты использования природных ресурсов;
2) лимиты вредного воздействия на окружающую среду.
Лимиты использования природных ресурсов устанавливаются в отношении отдельных видов природных ресурсов на определенный срок.
Лимиты на использование природных ресурсов, находящихся в федеральной собственности, устанавливаются Министерством природных ресурсов РФ.Лимиты на использование природных ресурсов, состоящих в собственности субъектов РФ, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с федеральными государственными органами.Лимиты подлежат корректировке в связи с изменением экологического и санитарно-эпидемиологического состояния природных объектов.
При установлении уточненных лимитов природопользования соответствующие изменения вносятся в лицензии на природопользование.
Лимиты вредного воздействия подразделяются на:
1) лимиты вредных выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду;2) лимиты размещения вредных веществ.
В соответствии со ст. 1 Закона об охране окружающей среды под названными лимитами понимаются ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды
22. Договоры в сфере природопользования.
Право природопользования - совокупность установленных законодательством норм, обусловливающих деятельность юридических и физических лиц относительно пользования природными объектами, которые обладают элементами, свойственными как экологическому за-конодательству, так и законодательству гражданскому.
Договор о передаче природного объекта в пользование — это специальный вид гражданско-правовых сделок. Договор о природопользовании, как правило, является частью сложного фактического состава и заключается на основании лицензии.Положительное значение договора на природопользование состоит в определении взаимных обязательств сторон в сфере природопользования.
Законодательством предусмотрены следующие основные виды договоров в сфере природопользования:1) договор аренды природных ресурсов;2) договор концессии;3) договор об установлении сервитута.
Договор аренды и договор об установлении сервитута порождают вещные права; договор концессии — обязательственное право.
Содержание договора о природопользовании составляют права и обязанности сторон, установленные законом либо договором. Права и обязанности, установленные законом, действуют независимо от включения их в договор.Условия договора, в которых закрепляются права и обязанности сторон, подразделяются на две группы: существенные и факультативные.
Существенными признаются условия, согласнование которых является обязательным для признания договора заключенным.
Факультативными признаются такие условия договора, которые включаются в договор по инициативе сторон.
Договором могут быть предусмотрены и другие условия природопользования, не противоречащие действующему законодательству РФ.В качестве санкции за нарушение условий договора стороны вправе предусмотреть такие меры, как ограничение хозяйственной деятельности природопользователя, взимание сверхнормативной платы за конкретный вид загрязнения окружающей среды и другие виды санкций.
Договор аренды.
Особенности аренды природных ресурсов определяются природоресурснымзаконодательством.В соответствии со ст. 607 ГК РФ объектом аренды могут быть земельные участки и другие обособленные природные объекты, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемыевещиПраво сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику, а также лицу, управомоченному законом или собственником сдавать данное имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ). В тех случаях, когда объектом аренды является государственное либо муниципальное имуще-ство, в качестве арендодателя управомочены выступать государственные и муниципальные органы. Содержанием договора аренды природных ресурсов являются взаимные права и обязанности арендатора по поводу хозяйственного и иного использования природного ресурса. Срок действия договора определяется с учетом установленных законом предельных сроков аренды.Земельный участок может быть предоставлен в аренду на срок не более чем 49 лет. Земли сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены в аренду на срок не более 49 лет. Предельный срок аренды участков леса — 99 лет, по водным объектам — 25 лет.
Договор концессии.
По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на определенный срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю (ст. 1027 ГК РФ).
23. Платежи за право пользования природными ресурсами: виды платежей, порядок их взимания.
К числу основных принципов экологического права относится принцип платности природопользования.все платежи в рассматриваемой сфере можно разделить на плату за использование природных ресурсов и плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Плата за использование природных ресурсов. Платность природопользования является важнейшим элементом системы экономического стимулирования рационального использования природных ресурсов. Платность использования природных ресурсов способствует решению экологических задач по эффективному использованию земель и других природных ресурсов, обеспечивает материальную заинтересованность всех природопользователей в сохранении и воспроизводстве природных ресурсов, дает дополни-тельные средства на поддержание их естественного состояния и охрану.
Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется федеральными законами и издаваемыми в их развитие правовыми актами Правительства РФ.
Платежи за пользование природными ресурсами имеют рентную природу. При помощи платежей законодатель стремится изъять дополнительный доход природопользователя, полученный от использования свойств природных ресурсов.
Платежи за право пользования классифицируются на две группы:
1. регулярные платежи. К ним относятся налоги и иные платежи, применяемые на основании факта пользования природным объектом;
2. разовые платежи, взимаемые с природопользователяединовременно.Регулярные платежи взимаются в течение всего срока действия разрешительного документа.
Налоги в сфере природопользования классифицируются в зависимости от объекта налогообложения на следующие виды:
• земельный налог;• водный налог;• налог на добычу полезных ископаемых.
Земельный налог относится к разряду местных налогов.
Водный налог и налог на добычу полезных ископаемых являются федеральными налогами. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.Неналоговыми платежами в сфере природопользования являются лесные подати, регулярные платежи за пользование недрами, плата за геологическую информацию о недрах.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов и платежей являются российские и иностранные граждане и юридические лица, осуществляющие специальное природопользование на территории РФ, на которых в соответствии с НК и природоресурсным законодательством возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы.
По общему правилу, платежи за пользование взимаются в денежной форме. Однако в отдельных случаях законодательством допускается внесение платежей в иных формах, а именно: в виде части добытой природной продукции либо произведенной природопользователемпродукции, выполненных работ или услуг.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду. К видам негативного воздействия на окружающую среду ст.16 Закона об охране окружающей среды относит:• выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;• сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;• загрязнение недр, почв;• размещение отходов производства и потребления;• загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;• иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Закон предусматривает, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной дея-тельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения наносимого ей вреда.
24. Экологическое страхование.
В соответствии со ст. 18 Закона РФ «Об охране окружающей среды» экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай возникновения экологических рисков.
Выделяют два вида экологического страхования: добровольное и обязательное страхование.
Обязательное экологическое страхование предусмотрено в отношении тех видов деятельности, которые представляют повышенную опасность для окружающей среды.
Заключение договора обязательного экологического страхования предусмотрено следующими нормативными актами:
• Федеральный закон РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 г. №116;• Федеральный закон РФ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 г.;• Федеральный закон РФ «Об использовании атомной энергии» от 20.10. 95 г• Порядок заключения договора обязательного экологического страхования регулируется Письмом Федерального горного и промышленного надзора от 23.04.98 г. :№ 01-17 «О страховании ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов».
Обязательное экологическое страхование — это осуществляемое в силу закона страхование гражданско-правовой ответственности из причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц либо окружающей природной среде вследствие аварии на опасном производственном объекте.
В соответствии с названными выше федеральными законами обязательному экологическому страхованию подлежат следующие виды деятельности:
• деятельность, связанная с использованием горючих, токсичных, взрывчатых веществ;• горные и иные работы в подземных условиях;• атомная энергетика;• эксплуатация гидротехнических сооружений.
Заключение договора страхования риска гражданско-правовой ответственности из причинения вреда при эксплуатации названных объектов является обязательным условием для выдачи лицензии на осуществление данной деятельности. В лицензии делается запись об обязатель-ности наличия у заявителя на момент начала эксплуатации и на протяжении всего периода эксплуатации данного объекта названного договора страхования.
Объектом страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с его обязанностью возместить ущерб, нанесенный жизни, здоровью или имуществу третьих лиц или окружающей природной среде в результате аварии, происшедшей на эксплуатируемом страхователем опасном производственном объекте.
Страховая выплата производится на основании вступившего в законную силу решения суда.Размер страховой выплаты определяется страховщиком на основании акта технического расследования причин аварии, судебных решений и других материалов, содержащих данные о размере причиненного вреда.
В сумму страхового возмещения включаются:
• ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества потерпевшего;
• расходы по восстановлению нарушенной природной среды;
• расходы на восстановление здоровья граждан, которым причинен ущерб вследствие аварии.
В страховое возмещение не включаются:
• убытки, связанные с действием причин, о которых страхователю было известно до начала действия договора;
• убытки, причиненные работникам страхователя при исполнении ими своих трудовых обязанностей;
• штрафы, неустойки.
В качестве страхователей могут выступать как юридические, так и физические лица, чья деятельность связана с опасностью причинения вреда окружающей среде, здоровью либо имуществу третьих лиц.
Объектом экологического страхования, так же, как и в договоре обязательного экологического страхования, является риск гражданской ответственности, Страховые платежи исчисляются путем умножения годового оборота природопользователя на тарифную ставку. Тарифные ставки дифференцированы в зависимости от отрасли производства, в которой осуществляет деятельность страхователь.
Ставки также дифференцируются внутри одной отрасли в зависимости от степени риска производственного процесса и проведения превентивных мероприятий на каждом отдельно взятом объекте.
Страховые платежи уплачиваются в процентах от размера годового оборота предприятия.
25. Правовые основы экономического регулирования в области охраны окружающей среды.Экономический механизм природопользования — это совокупность мер правового воздействия на природопользователя в целях формирования экономического интереса последнего в соблюдении требований рационального природопользования, а также в целях создания экономической основы компенсации вредных последствий, вызванных деятельностью природопользователя.
Экологическое законодательство предусматривает включение в механизм регулирования экологических отношений средств экономического стимулированияОсновными методами экономического .регулирования охраны окружающей среды являются:1) платежи в области природопользования;2) финансирование природоохранных мероприятий;3) экономическое стимулирование рационального природопользования;4) планирование природоохранной деятельности.
Платность природопользования.
Платность природопользования является одним из основных правовых принципов экономического регулирования природопользования.
Следующий элемент экономического механизма природопользования — финансирование затрат на восстановление и охрану природной среды.
В зависимости от источника средств финансирование природоохранных мероприятий подразделяется на: бюджетное и внебюджетное финансирование.
Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны природной среды.
Экономическое стимулирование рационального природопользования включает в себя два составных компонента: налогообложение и кредитование.
Экономическое стимулирование рационального природопользования осуществляется путем:• установления налоговых льгот;• введения специального налогообложения экологически вредной продукции;• применения льготного кредитования природопользователей, эффективно осуществляющих охрану природной среды.
Объектом экономического стимулирования является природоохранная деятельность, осуществляемая с природопользователем инициативно Планирование природоохранной деятельности.
Планирование природоохранной деятельности является составной частью государственного прогнозирования социально-экономического развития.планирование отнесено к методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды основными принципами планирования являются:
1) целевая ориентация на решение приоритетных задач. В соответствии с этим принципом в концепции социально-экономического развития РФ определяется система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей;
2) комплексный подход, предполагающий комплексный анализ демографической ситуации, научно-технического потенциала, социальной структуры, внешнего положения РФ, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.
Прогнозы социально-экономического развития основываются на системе демографических, экологических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других прогнозов отдельных общественно значимых сфер деятельности;
3) согласованность использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов в целях наиболее эффективного их использования;
4) ресурсная обеспеченность мероприятий программы, что означает создание эффективного механизма ее финансирования.
26. Компетенция органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды.
ведению муниципальных образований относятся:
• владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, в том числе природными ресурсами местного значения;• контроль за использованием земель на территории муниципального образования;• регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;• организация утилизации и переработки бытовых отходов;• участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования.
По вопросам местного значения (собственная компетенция муниципальных образований) органы местного самоуправления могут осуществлять правовое регулирование и принимать муниципальные правовые акты.
К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
К вопросам местного значения муниципального района относятся:
• организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;• организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
К вопросам местного значения городского округа относятся:
• организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;• организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, в том числе экологическими, в соответствии с ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов РФ — законами субъектов РФ. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
При этом органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.