По срокам и формам обучения (час)
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(РГТЭУ)
НОВОСИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ
ЭКОЛОГИЯ
Программа, методические указания и задания контрольной и самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения специальностям:
торговое дело – 100700.62
Новосибирск 2011
Кафедра обшегуманитарных дисциплин
«Экология»
Программа, методические указания и задания контрольной и самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения специальности: торговое дело – 100700.62
.
Составитель: профессор кафедры обшегуманитарных дисциплин, доктор с-х. наук Киншт Александр Владимирович
– Новосибирск: НФ ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2011. – 21 стр.
Рецензент: Суходаева Т.С., к.э.н, доцент каф. Общегумантарных дисциплин
Методические указания рекомендованы к изданию кафедрой обшегуманитарных дисциплин, протокол от «17» ноября 2011г. № 3.
Утверждены учебно-методическим советом НФ ГОУ ВПО «РГТЭУ», протокол от «__» _____ 2011г. № __.
Содержание Стр. | |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
Общие положения
Дисциплина «Экология» включена в региональный (вузовский) компонент, цикла МЕН учебного плана специальности
торговое дело – 100700.62
Дисциплина «Экология» являясь общеобразовательной естественнонаучной дисциплиной, формирует представления об особенностях биологического уровня организации материи; принципах воспроизводства и развития живых систем; взаимоотношения организма и среды; человека и окружающей среды; Показывает глобальные экологические проблемы и основы рационального использования природных ресурсов.
Целями изучения дисциплины «Экология» являются:
формирование у слушателей:
· понимание принципов функционирования биосферы и ноосферы;
· понимание связи этапов развития человечества и освоения с природных ресурсов;
· понимание экологизации взаимоотношений человек-природа как необходимое условие дальнейшего экономического развития и существования человечества;
· понимание принципов перехода от биосферы к ноосфере;
· знания основных законов природопользования;
· принципы изменения и конструирования ландшафтов;
· структуру и основные положения международного законодательства и законодательства развитых стран в области природопользовательской и природоохранной деятельности;
Исходя из целей, учебная дисциплина «Экология» предполагает последовательное решение следующих задач:
- рассмотреть представление биосфере и ноосфере
· проанализировать этапы развития человечества и освоения с природных ресурсов;
· структурировать факторы, влияющие на использование природных ресурсов;
· сформировать понимание основных причин экологичских кризисов и катастроф;
· привить навыки историко-географического, экологического и экономического анализа;
· дать анализ различных аспектов и закономерностей территориальной организации отраслей хозяйства России;
· изучить специфику природных условий России, характер экологических проблем в различных частях страны и их влиянии на социально-экономическое развитие территории для обеспечения устойчивого развития.
Учебно-методическое пособие включает перечень тем, их краткое содержание, задания контрольной студентов по дисциплине «Экология», методические указания по выполнению и оформлению контрольной работы, вопросы и задания для самостоятельного изучения, список рекомендуемой литературы.
Содержание дисциплины «Экология» основано на преемственности и взаимосвязи с такими дисциплинами как экономика и др.
Цель выполнения контрольной работы: закрепление теоретических знаний и умение применять полученные теоретические знания при решении конкретных практических заданий.
2. Объем дисциплины и виды учебной работы
По срокам и формам обучения (час)
Заочная форма обучения – 5,5 лет
Вид занятий | 1 курс |
торговое дело – 100700.62 | |
Аудиторные занятия: | |
- лекции | |
- практические | |
Самостоятельная работа | |
Контрольная работа | 1 зач. Ед. |
Общая трудоемкость | |
Вид итогового контроля | Экзамен |
Заочная форма обучения
Наименование темы дисциплины | Заочная форма обучения | ||||||||
5,5 лет | 3,5 года | ||||||||
количество часов на изучение | |||||||||
всего | в том числе | всего | в том числе | ||||||
лекции | практические | СРС | лекции | практические | СРС | ||||
Тема 1. Введение в экологию. | 5.5 | 0.5 | 5.5 | 0.5 | |||||
Тема 2. Экология и системный подход. | |||||||||
Тема 3. Структура геосистем. Экологические законы как основа рационального природопользования. | |||||||||
Тема 4. Ноосфера как закономерная стадия развития биосферы. | 9.5 | 0.5 | 10.5 | 0.5 | |||||
Тема 5. Природные ресурсы. Территория как комплексный природный ресурс. | |||||||||
Тема 6. Основы экологического нормирования и ограничения природопользования. | 12.5 | 0.5 | 12.5 | 0.5 | |||||
Тема 7 Глобальные и региональные эколого-экономические проблемы. | 0.5 | 0.5 | 16.5 | 0.5 | |||||
Тема 8. Основы рационального использования природных ресурсов и Экономические аспекты природоохранных мероприятий. | 16.5 | 1.5 | 16.5 | 1.5 | |||||
Тема 9. Законодательство развитых стран в области природопользовательской и природоохранной деятельности. Международное сотрудничество в области природопользовательской и природоохранной деятельности | 6.5 | 0.5 | 0.5 | 0.5 | |||||
Всего | |||||||||
3.2. Темы и их краткое содержание
Задания для контрольной работы
1. Понятие экологии и ее взаимосвязь с другими науками.
2. Понятие - «что экологично, то экономично».
3. Биологические, социальные, этические аспекты экологии.
4. Особенности биологического уровня организации материи и взаимосвязь живого и неживого.
5. Структура биосферы как самой крупной экосистемы Земли.
6. Природно-антропогенная система.
7. Иерархия природных и природно-антропогенныхсистем.
8. Аксиома эмерджентности.
9. Закон (правило) полноты составляющих;.
10. Принцип перехода избыточности в самоограничение;.
11. Закон перехода в подсистему или принцип кооперативности;.
12. Закон оптимальности;.
13. Принцип иерархической организации, отношения "система - среда".
14. Закон развития системы за счет окружающей ее среды;.
15. Принцип преломления действующего фактора.
16. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.
17. История развития человеческого общества как развитие взаимоотношений человек-среда.
18. Изменение взаимодействия общества и природной среды в процессе развития производства.
19. История и причины возникновения проблемы конфликтов природа-человек.
20. Экономика и экология, их взаимосвязь.
21. Правило меры преобразования природных систем.
22. Правило социально-экологического равновесия.
23. Закон ограниченности (исчерпаемости) природных ресурсов.
24. Соответствие между развитием производительных сил и природно-ресурсным потенциалом.
25. Правило (неизбежных) цепных реакций "жесткого" управления природой.
26. Правило "мягкого" управления природой.
27. Закон снижения природоемкости готовой продукции.
28. Роль природных ресурсов в общественном развитии на разных исторических этапах.
29. Территория как комплексный природный ресурсПонятие ландшафта.
30. Природный, полуприродный, антропогенный (антропогенноизмененный) и культурный ландшафты.
31. Социально-экономические функции ландшафта. Нагрузка на ландшафт.
32. Преобразование и создание новых ландшафтов.
33. Равновесие ландшафта, устойчивость и уязвимость ландшафта.
34. Критическая (предельно допустимая) нагрузка на ландшафт.
35. Емкость ландшафта (территории) хозяйственная и экологическая. Критическое состояние ландшафта.
36. Социальные (социально-экологические), технологические, экологические, экономические ограничения природопользования.
37. Экологизация технологий и природопользования.
38. Экологическая и эколого-экономическая оптимизация ландшафта.
39. Природоохранная и экологическая инфраструктура.
40. Экологическая экспертиза.
41. Система разрешений и лицензий.
42. Основные экологические проблемы человечества.
43. Экология и здоровье человека, биоэтика.
44. Экстенсивное, интенсивное и рациональное природопользование
45. Научно-технический прогресс и направления улучшения природопользованияЭкономические стимулы рационального использования и охраны природных ресурсов.
46. Социальные аспекты экономики природопользования. Механизмы экологизации экономики.
47. Моделирование как решение одной из основных проблем - предвидения и оценки результатов воздействия на окружающую среду.
48. Направление международного сотрудничества.
49. Соотношение национального и международного права.
50. Международные сообщества и экологическая политикаКонцепция устойчивого развития.
Предложенные темы следует раскрывать на каком либо примере. Не бойтесь побольше рассуждать, высказывать собственное мнение.
Итоговый контроль
Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена
Вопросы для подготовки к экзамену по всей дисциплине.
Список рекомендуемой литературы
Список литературы
1. Азроянц Э.А. Социум-XXI век (к концепции устойчивого развития). - М.: Независимый институт устойчивого развития,1995.
2. Базанова А.Е. и др. Человек и окружающая его среда (на примере художественных произведений) // Отечественная литература. - М.: 1994 - с. 152-154.
3. Василенко В.А. Экология и экономика: проблемы и поиски + путей устойчивого развития. Новосибирск 1997. 124 с.
4. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. Т 1, - М.: Наука, 1988, 334 с.
5. Вернадский В.И. Труды по истории науки в России. Т. 2, - М.: Наука, 1988, 468 с.
6. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1988, 520 с.
7. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.- 495с.
8. Данилов-Данильян В.И. Окружающая среда между прошлым и будущим / - М.: 1994
9. Данилов-Данильян В.И. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? - М.: МНЭПУ, 1997. 330 с.
10. Лебедева А.Н., Лаврик О.Л. Природоохранное законодательство развитых стран. В 3 ч. / Ред. М.А.Грачев. -Ч. 1. Право и системы управления. - Новосибирск, 1994.- 144 с.
11. Лебедева А.Н., Лаврик О.Л. Природоохранное законодательство развитых стран. В 3 ч. / Ред. М.А.Грачев. -Ч. 2. Защита окружающей среды от загрязнения: методы контроля и регулирования. - Новосибирск, 1992. - 360 с.
12. Лебедева А.Н., Лаврик О.Л. Природоохранное законодательство развитых стран. В 3 ч. / Ред. М.А.Грачев. -Ч. 3. Экологическая политика. - Новосибирск, 1993.- 256 с.
13. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Знание сила. - 1991. - N 1. - С.1-11.
14. Марков Ю.Г., Турченко В.Н., Чиркин Е.А., Юрков С.А. Социально-правовые механизмы природопользования(Анализ концепций и подходов) Аналитический обзор. Новосибирск, 1995. 152 с.
15. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. Наука 1987 -304 с.
16. Моисеев Н.Н. Экология человечества глазами математика.М.: Молодая гвардия, 1988. 254 с.
17. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера.- М.:олодая гвардия, 1990. 352 с.
18. Моисеев Н.Н. Восхождение к разуму М. 1993
19. Моисеев Н.Н. Пути к созиданию. М. 1993
20. Моуэт Фарли Трагедии моря. -М.: Прогресс. - 352 с.1.
21. Папенов К.В. Экономика и природопользование. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1997.
22. Плюснин Ю.М. Экологическое мировоззрение: конъюнктурность и архаичность. // Социально-политический журнал. 1996. - N 4 - с. 217-222.
23. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России. - М.: Фин. и статистика 1995 528 с.
24. Реймерс Н.Ф. Природопользование. - М.: Мысль, 1990. - 640с.
25. Реймерс Н.Ф. Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы - М.: Россия молодая, 1994. 366 с.
26. Урсул А.Д. Перспективы экоразвития.- М.: Наука, 1990. 270 с.
27. Экологическое оздоровление экономики. М., 1994.
28. Экология России (хрестоматия). М., 1995.
29. Яншин АЛ., АЛ. Мелу а. Уроки экологических просчетов. М.,1991.
Приложение 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(РГТЭУ)
НОВОСИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ
Заочное отделение
Кафедра________________________
Регистрационный номер__________
Контрольная работа
по__________________________________
(название дисциплины)
Вариант № __
Выполнил студент___ курса, ____ группы
Специальность ______________________
ФИО студента_______________________
Рецензент (ФИО, должность) __________
Новосибирск 2011
Приложение 4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(РГТЭУ)
НОВОСИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ
Регистрационный номер____________
Факультет ТЭФ (заочное отделение)
Группа _______ Курс ____________
Студент ______________________________________________________________
Шифр_______ Номер контрольной работы ________________________
Дисциплина__________________________________________________
Рецензент____________________________________________________
Дата получения контрольной работы______________________________
Дата возвращения контрольной работы____________________________
Оценка __________________(зачтено, незачтено)
Подпись преподавателя_____________________
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(РГТЭУ)
НОВОСИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ
ЭКОЛОГИЯ
Программа, методические указания и задания контрольной и самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения специальностям:
торговое дело – 100700.62
Новосибирск 2011
Кафедра обшегуманитарных дисциплин
«Экология»
Программа, методические указания и задания контрольной и самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения специальности: торговое дело – 100700.62
.
Составитель: профессор кафедры обшегуманитарных дисциплин, доктор с-х. наук Киншт Александр Владимирович
– Новосибирск: НФ ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2011. – 21 стр.
Рецензент: Суходаева Т.С., к.э.н, доцент каф. Общегумантарных дисциплин
Методические указания рекомендованы к изданию кафедрой обшегуманитарных дисциплин, протокол от «17» ноября 2011г. № 3.
Утверждены учебно-методическим советом НФ ГОУ ВПО «РГТЭУ», протокол от «__» _____ 2011г. № __.
Содержание Стр. | |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
Общие положения
Дисциплина «Экология» включена в региональный (вузовский) компонент, цикла МЕН учебного плана специальности
торговое дело – 100700.62
Дисциплина «Экология» являясь общеобразовательной естественнонаучной дисциплиной, формирует представления об особенностях биологического уровня организации материи; принципах воспроизводства и развития живых систем; взаимоотношения организма и среды; человека и окружающей среды; Показывает глобальные экологические проблемы и основы рационального использования природных ресурсов.
Целями изучения дисциплины «Экология» являются:
формирование у слушателей:
· понимание принципов функционирования биосферы и ноосферы;
· понимание связи этапов развития человечества и освоения с природных ресурсов;
· понимание экологизации взаимоотношений человек-природа как необходимое условие дальнейшего экономического развития и существования человечества;
· понимание принципов перехода от биосферы к ноосфере;
· знания основных законов природопользования;
· принципы изменения и конструирования ландшафтов;
· структуру и основные положения международного законодательства и законодательства развитых стран в области природопользовательской и природоохранной деятельности;
Исходя из целей, учебная дисциплина «Экология» предполагает последовательное решение следующих задач:
- рассмотреть представление биосфере и ноосфере
· проанализировать этапы развития человечества и освоения с природных ресурсов;
· структурировать факторы, влияющие на использование природных ресурсов;
· сформировать понимание основных причин экологичских кризисов и катастроф;
· привить навыки историко-географического, экологического и экономического анализа;
· дать анализ различных аспектов и закономерностей территориальной организации отраслей хозяйства России;
· изучить специфику природных условий России, характер экологических проблем в различных частях страны и их влиянии на социально-экономическое развитие территории для обеспечения устойчивого развития.
Учебно-методическое пособие включает перечень тем, их краткое содержание, задания контрольной студентов по дисциплине «Экология», методические указания по выполнению и оформлению контрольной работы, вопросы и задания для самостоятельного изучения, список рекомендуемой литературы.
Содержание дисциплины «Экология» основано на преемственности и взаимосвязи с такими дисциплинами как экономика и др.
Цель выполнения контрольной работы: закрепление теоретических знаний и умение применять полученные теоретические знания при решении конкретных практических заданий.
2. Объем дисциплины и виды учебной работы
по срокам и формам обучения (час)