Занятие 2. Современная эволюционная биология. Биологическая картина мира.

План семинара: Вопросы к семинару
1. Основные проблемы современной эволюционной биологии. 1. Сделайте краткие доклады об ученых-создателях биологических учений по обобщенному плану: К.Линей, А.Брайн, Ж.-Б. Ламарк, Л.Пастер, Мечников, Ч.Дарвин, А.И. Опарин, … обобщенный план: I Основание Общий анализ эпохи, в которую жил ученый. Тип его мировоззрения, отношение к религии, власти, научные ориентиры (идеи, личности, …), послужившие толчком к его научной деятельности II Ядро Основное содержание его учения, система идей, научные законы и принципы, методы Ill Следствия Основные труды, где нашли свое применение его научные идеи. Место теории в научной картине мира IV Общее критическое истолкование Положительные и отрицательные моменты с точки зрения современных научных знаний. Роль учения в развитии науки 2. Геронтология и эволюционная биология (взаимосвязь, перспективы развития). 3. Эволюционная биология и эволюционная медицина
2. Современные представления о сущности жизни. «Биологическая эволюция» как одна из основ концепций биологических теорий (дарвинизм, менделизм, синтетическая теория эволюции, популяционно-генетический подход). Биологические эпохи. 1. Перечислите основные факторы и движущие силы эволюции. 2. С чем связан биологический прогресс? 3. Что такое микро- и макроэволюция? Чем отличается макроэволюция от микроэволюции? 4. В чем состоят особенности синтетической теории эволюции? 5. В чем состоит отличие эволюционной теории Ч. Дарвина от синтетической теории эволюции? 6. В чем суть современного популяционно-генетического подхода? 7. Что такое биологические эпохи? Какие биологические эпохи выделяют?
3. Генетика и эволюция (принципы и законы эволюционной теории). Генетический уровень биологических структур Свойства ДНК, РНК и генов. 1. Развитие биологии в XX веке. Современные концепции генетики 2. Каков механизм генетической эволюции? Как объясняет эволюционная теория целесообраз­ность в природе? 3. Что изучает генетика? Охарактеризуйте структуру и функции генов. Каково значение генетики для практики? 4. Что такое мутации и мутагены? Каковы виды мутаций? 5. Какая связь имеется между случайностью и необхо­димостью в живой природе? 6. Можно ли говорить об этике в генетике и нужно ли это делать?
4. Законы генетики Менделя. Цикличность эволюции. 1. Напишите минисочинение отвечая на вопрос: «Представляет ли опасность клонирование человека? Почему?» Ответ обоснуйте. 2. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. 3. В чем заключается суть цикличности эволюции? 4. Свойство генов по Г. Докинзу.
5. Основные идеи современной БКМ: необратимость биопроцессов, их направленность, неэнтропийность, статичность на макроуровне и коэволюционность. 1. Выполните самостоятельную работу «Система идей современной физической картины мира», применив свои знания по физике в области биологии. Какие из идей современной физики можно отнести к биологии? Какие биологические открытия могут подтвердить те или иные физические идеи? 2. Рассмотрите развитие идей квантования, симметрии, близкодействия в 2. биологических системах (на примере электролиза, биофотохимических реакций и фотосинтеза) 3. Рассмотрите основные идеи современной БКМ: необратимость биопроцессов, их направленность, неэнтропийность, статичность. В чем их основная суть?


Тема 9. Учение о биосфере

План семинара: Вопросы к семинару
1. Понятие и свойства биосферы. Круговорот веществ и энергии в биосфере. 1. По обобщенному плану описания явления попытайтесь письменно описать различные природные явления (гроза, снегопад, ветер, наводнение, радуга, землетрясение, цунами, извержение вулкана, горообразование, …) 2. Круговорот веществ и энергии в биосфере: на примере опишите эти явления.
2. Концепции биосферы. Функции и организация биосферы 1. Система «Природа – биосфера – человек» и ее противоречия 2.Солнечная энергия – практически единственный источник тепла и света на Земле. Количество солнечного света закономерно изменяется в течение года и суток. Его биологическое действие обусловлено его интенсивностью, спектральным составом, сезонной и суточной периодичностью
3. Биосфера и цивилизация. Биосфера и человек. 1. Развитие цивилизации и жизнь как био­логический круговорот веществ. 2. Взаимосвязь Космоса и его законов с человечеством. 3. Глобальные проблемы кризиса цивилизации. Понятие, сущность, причины обострения.
4. Понятие ноосферы. Биосфера и ноосфера. Человек, биосфера и космические циклы. 1. Как научиться прогнозировать последствия антропогенного влияния деятельности человека на состояние природы и общества? 2. Как прийти к пониманию того, что в коэволюционном процессе развития природы и общества законы природы приоритетны, а любое разрушение природных и культурных ценностей безнравственно? 3. Человек всегда старался объявить себя господином всего живого на Земле и постоянно стремился утвердить собственное величие. Но не слишком ли много он на себя берет? Задумайтесь на словами И.В. Гете: «Научиться господствовать легко, управлять – трудно». Прав ли он? Почему?
5. Влияние деятельности человека на биосферу. Антропогенные воздействия на биосферу и охрана природы 1. Концепция биосферы В. И. Вернадского. Основные компоненты биосферы. 2.Космос и человек: А. Чижевский о роли космоса в жизни человека 3. Переход биосферы в ноосферу: прогноз и реальность 4. Задачи по созиданию ноосферы 5. Единство биосферы и человека
6. Космизм русских. 1. Обоснуйте сходства и различия в трех течениях русского космизма: религиозно-философском, поэтическо-художественном, естественно-научном. 2. Подготовьте доклады о русских мыслителях-космистах (Бердяев Н.А.,Вернадский В.И., Чижевский А.Л., Федоров Н.Ф., Соловьев В.С., Рерих Н.К., Рерих Е.И., Циолковский К.Э., Флоренский П.А., Холодный Н.Г., Булгаков С.Н., Муравьев В.Н., Сухово-Кобылин А.В., МанеевА.К., Купресич В.Ф. и др.) используя обобщенный план. обобщенный план: I Основание Общий анализ эпохи, в которую жил ученый. Тип его мировоззрения, отношение к религии, власти, научные ориентиры (идеи, личности, …), послужившие толчком к его научной деятельности II Ядро Основное содержание его учения, система идей, научные законы и принципы, методы Ill Следствия Основные труды, где нашли свое применение его научные идеи. Место теории в научной картине мира IV Общее критическое истолкование Положительные и отрицательные моменты с точки зрения современных научных знаний. Роль учения в развитии науки 3. Учение В.И. Вернадского о ноосфере и его современное развитие в геофи­зиологии - науке о Земле как едином организме.
7. Человек как космическое существо. Необратимость времени и будущее человечества. 1. Биосфера, ноосфера и цивилизация 2. Наука как основной фактор ноосферы 3. Диалог западной и европейской культуры – будущее человечества?


Наши рекомендации