Темы семинарских занятий по курсу «Современные концепции естествознания»
Темы семинарских занятий по курсу «Современные концепции естествознания»
Занятие 2. Идея сохранения и принцип возрастания энтропии. Роль СТО и ОТО в эволюции мировоззрения и естествознания.
План семинара: | Вопросы к семинару |
1. Развитие идеи сохранения в естествознании. Законы сохранения. | 1. Программированное задание по идеи сохранения. 2. Используя обобщенный план изучения закона раскройте основное содержание законов сохранения. |
2. Взаимодействие. Близкодействие и дальнодействие. Состояние. | 1. Раскройте сущность категории взаимодействие, состояние. 2. Раскройте основное содержание идеи близкодействия и дальнодействия (по плану изучения явления). |
3.Динамические и статистические закономерности в природе. Принцип возрастания энтропии. Принцип дополнительности. Принцип неопределенности. | 1. Что такое динамическим и статистические закономерности? 2. Все принципы (возрастания энтропии, дополнительности, неопределенности) рекомендуется раскрывать по обобщенному плану изучения. 3. Общее истолкование границ приложимости этих принципов и идей в естественных науках. |
4.Специальная теория относительности (СТО) как образец теории. Пространство и время, движение и материя в естествознании. | 1. Раскройте специальную теорию относительности по обобщенному плану изучения теории. 2. Какие представления о пространстве и времени существовали в доньютоновский период? 3. Как изменились представления о пространстве и времени с созданием гелиоцентрической картины мира? 4. Как трактовал И. Ньютон время и пространство? 5. Какие представления о пространстве и времени стали определяющими в теории относительности А. Эйнштейна? 6. Что такое пространственно-временной континуум? 7. Раскройте современные метрические и топологические свойства пространства и времени. 8. «Проблемная анкете по специальной теории относительности» или «Программированное упражнение по СТО». |
5.Принципы относительности и симметрии. | 1. Почему специальная теория относительности постулирует постоянство скорости света? 2. В чем заключается единство и различие между специальной и общей теориями относительности? 3. Что такое релятивистские эффекты? Приведите примерзадачи и её решения, подтверждающее один из этих эффектов. 4. Почему общая теория относительности, называется иногда теорией тяготения? 5. К каким новым философским выводам приводит теория относительности? 6. Почему Специальная теория относительности потребовала отказа от привычных классических представлений о пространстве и времени? |
6.Основные выводы общей теории относительности (ОТО) и ее роль в естествознании. | 1. Как была проверена правильность общей теории относительности? 2. Поясните основные свойства времени: однородность, непрерывность однонаправленность или необратимость. Можно ли «влиять» на время? 3. Почему время однородно, а пространство однородно и изотропно? 4. Что происходит при переходе к космическим масштабам с геометрией пространства—времени? Объясните, что представляет собой кривизна пространства. Почему луч света искривляется вблизи тяготеющих масс? 5. Сделайте доклад по теме: «Дыры» в пространстве и времени: миф или реальность?» 6. Своеобразие свойств пространства и времени биологических систем 9. 7. Социо-культурное пространство и время 10. Что такое биологическое пространство и время? 11. Какие особенности характерны для психологического пространства и времени? |
Тема 6. Мегамир и его свойства
Тема 9. Учение о биосфере
План семинара: | Вопросы к семинару |
1. Понятие и свойства биосферы. Круговорот веществ и энергии в биосфере. | 1. По обобщенному плану описания явления попытайтесь письменно описать различные природные явления (гроза, снегопад, ветер, наводнение, радуга, землетрясение, цунами, извержение вулкана, горообразование, …) 2. Круговорот веществ и энергии в биосфере: на примере опишите эти явления. |
2. Концепции биосферы. Функции и организация биосферы | 1. Система «Природа – биосфера – человек» и ее противоречия 2.Солнечная энергия – практически единственный источник тепла и света на Земле. Количество солнечного света закономерно изменяется в течение года и суток. Его биологическое действие обусловлено его интенсивностью, спектральным составом, сезонной и суточной периодичностью |
3. Биосфера и цивилизация. Биосфера и человек. | 1. Развитие цивилизации и жизнь как биологический круговорот веществ. 2. Взаимосвязь Космоса и его законов с человечеством. 3. Глобальные проблемы кризиса цивилизации. Понятие, сущность, причины обострения. |
4. Понятие ноосферы. Биосфера и ноосфера. Человек, биосфера и космические циклы. | 1. Как научиться прогнозировать последствия антропогенного влияния деятельности человека на состояние природы и общества? 2. Как прийти к пониманию того, что в коэволюционном процессе развития природы и общества законы природы приоритетны, а любое разрушение природных и культурных ценностей безнравственно? 3. Человек всегда старался объявить себя господином всего живого на Земле и постоянно стремился утвердить собственное величие. Но не слишком ли много он на себя берет? Задумайтесь на словами И.В. Гете: «Научиться господствовать легко, управлять – трудно». Прав ли он? Почему? |
5. Влияние деятельности человека на биосферу. Антропогенные воздействия на биосферу и охрана природы | 1. Концепция биосферы В. И. Вернадского. Основные компоненты биосферы. 2.Космос и человек: А. Чижевский о роли космоса в жизни человека 3. Переход биосферы в ноосферу: прогноз и реальность 4. Задачи по созиданию ноосферы 5. Единство биосферы и человека |
6. Космизм русских. | 1. Обоснуйте сходства и различия в трех течениях русского космизма: религиозно-философском, поэтическо-художественном, естественно-научном. 2. Подготовьте доклады о русских мыслителях-космистах (Бердяев Н.А.,Вернадский В.И., Чижевский А.Л., Федоров Н.Ф., Соловьев В.С., Рерих Н.К., Рерих Е.И., Циолковский К.Э., Флоренский П.А., Холодный Н.Г., Булгаков С.Н., Муравьев В.Н., Сухово-Кобылин А.В., МанеевА.К., Купресич В.Ф. и др.) используя обобщенный план. обобщенный план: I Основание Общий анализ эпохи, в которую жил ученый. Тип его мировоззрения, отношение к религии, власти, научные ориентиры (идеи, личности, …), послужившие толчком к его научной деятельности II Ядро Основное содержание его учения, система идей, научные законы и принципы, методы Ill Следствия Основные труды, где нашли свое применение его научные идеи. Место теории в научной картине мира IV Общее критическое истолкование Положительные и отрицательные моменты с точки зрения современных научных знаний. Роль учения в развитии науки 3. Учение В.И. Вернадского о ноосфере и его современное развитие в геофизиологии - науке о Земле как едином организме. |
7. Человек как космическое существо. Необратимость времени и будущее человечества. | 1. Биосфера, ноосфера и цивилизация 2. Наука как основной фактор ноосферы 3. Диалог западной и европейской культуры – будущее человечества? |
Темы семинарских занятий по курсу «Современные концепции естествознания»