Государствах и международное право окружающей среды
Международные правовые акты и договоры.
1. «Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды» от 8 февраля 1992 года. (Вместе с «Перечнем международных соглашений, заключенных Союзом ССР, по вопросам экологии и охраны окружающей среды»).(Заключено в г. Москве 08.02.1992) // Бюллетень международных договоров. 2000. № 7. С. 7 - 11.
2. «Соглашение об информационном сотрудничестве в области экологии и охраны окружающей природной среды» (Заключено в г. Москве 11.09.1998). // Бюллетень международных договоров. 2003. № 7. С. 6 - 8.
3. «Стокгольмская Декларация» (Принята в г. Стокгольме 16.06.1972 на Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды) // Действующее международное право. Т. 3.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 682 - 687.
4. «Декларация министров по вопросам окружающей среды региона Европейской экономической комиссии организации объединенных наций (ЕЭК/ООН)» (Принята в г. Софии 25.10.1995) // Документ опубликован не был.
5. «Соглашение Европейского Сообщества семи договаривающихся сторон о действиях в области защиты окружающей среды» (Заключено в г. Брюсселе 18.01.1989) // Treaty Series. Vol. 1647. United Nations, New York. 1998. P. 169 - 324.
6. «Конвенция об охране всемирного культурногои природного наследия» (Принята в г. Париже 16.11.1972 на 17-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV.- М., 1991. С. 482 - 492.
7. «Конвенция о трансграничном загрязнениивоздуха на большие расстояния» (Заключена в г. Женеве 13.11.1979) // Ведомости ВС СССР. 8 июня 1983 г. № 23. Ст. 341.
Литература:
1. Брославский Л. И. Государственный экологический контроль в США //Журнал российского права. -2010. - № 4. - С. 105 – 113
2. Закон Китайской Народной Республики о содействии рециркуляционной экономике //Реформы и право. -2010. - № 1. - С. 55 – 63
3. Киблицкая О. А. Историко-правовой анализ особенностей экологического контроля в странах ближнего и дальнего зарубежья //Философия права. -2010. - № 3. - С. 119 – 122
4. Редникова Т. В. Основы экологической политики Европейского Союза //Труды института государства и права Российской академии наук. -2010. - № 2. - С. 149 – 162
5. Кремер Л., Винтер Г. Экологическое право Европейского союза / отв. ред. О.Л. Дубовик. М.: Городец, 2007.
задания и методические рекомендации по темам курса для семинарских Ипрактическихзанятий и для самостоятельной подготовки
Общие методические указания и рекомендации для выполнения практических,теоретических и индивидуальных заданий.
Практические, теоретические и индивидуальные задания предназначены для более глубоко изучения отдельных вопросов и проблем курса. Практические, теоретические и индивидуальные задания выполняются дома каждым студентом, с обязательным составлением письменного отчета о выполненном задании (решения задания с необходимыми приложениями и документами, требуемыми в задании) и подготовленного устного доклада по каждому заданию состоящему из красочно- интересно- подготовленных правильных ответов на поставленные вопросы и проблемы. Для красочности, интересности докладов рекомендуется подготавливать презентации (в формате Paint, MS-OfficePowerPoint и других доступных для воспроизведения форматов).
Практические аудиторные задания к конкретному аудиторному занятию подготавливаются каждым студентом в письменном виде и сдаются по окончании занятия. При этом оценке (общей) за аудиторное занятие подлежат как письменная часть работы студента, так и работа на занятии: доклады решения ситуаций и разрешения поставленных вопросов и проблем, их обсуждение и участие в диспутах.Есть комплексные задания к нескольким темам, которые приводятся к более поздней по графику (плану) изучения теме, и соответственно на практическом занятии по данной теме и выполняются.
Некоторые задания требуют восполнения недостающих данных по собственному усмотрению для составления необходимых документов. Такой прием построения задания позволяет прямо не наводить студента на очевидные ответы, а дает возможность самостоятельно выявлять все обстоятельства которые необходимо устанавливать при решении подобных правовых проблем. Этот навык является весьма значимым и необходимым в работе юриста, в том числе специализирующего на решении эколого-правовых проблем.
Теоретические задания так же выполняются каждым студентом и сдаются перед началом соответствующего практического занятия, к которому они предназначены. На самом занятии заслушивается один из докладов (одного из студентов) и обсуждаются ошибки, им допущенные, и предложения по иному содержанию ответа других студентов о которых они сообщат и сделанные ими ошибки.
Индивидуальные задания распределяются преподавателем, соответствующим студентам – каждое задание каждому студенту (при большой численности группы – одно задание 1-2 студентам). К установленному сроку ответы на задания в письменном виде должны быть сданы студентом. Кроме того им должен быть подготовлен доклад-презентацию о содержании и решении задания на 5-7 минут.Для красочности, интересности докладов так же рекомендуется подготавливать презентации (в формате Paint, MS-OfficePowerPoint и других доступных для воспроизведения форматов). На соответствующем практическом занятии студент со своей презентацией должен выступить и ответить на дополнительные вопросы, дать необходимые пояснения.
Практические задания (коллективные, выполняемые каждым студентом) помогают включить всех студентов в обсуждение сложных спорных проблем курса, подготовиться к обсуждению путем решения каждого вопроса каждого задания. В результате организуется самостоятельная работа студентов по проработке проблем курса, а путем заслушивания и обсуждения их на аудиторных занятиях – закрепления материала и контроль за работой студентов, и письменных отчетов студентов – индивидуальных контроль за результатами самостоятельной работы.
Теоретические задания помогают студентам достаточно полно проработать отдельные теоретические вопросы и усвоить теоретический материал путем сведения в таблицы точного необходимого для заучивания материала, содержащего в различных источниках и закрепления представления о самих нормативных источниках курса. Обсуждения на аудиторных занятиях результатов этой работы помогает выявить ошибки и неточности, допускаемые студентами.
Индивидуальные практические задания предназначены для проверки результатов самостоятельной работы каждого студента в отдельности, выявления ошибок, которые в большинстве своем являются типичными, и обращения внимание на эти ошибки всех студентов присутствующих на аудиторных занятиях, где обсуждаются результаты индивидуальной работы.
Индивидуальное практическое задание №1, к темам 3,5.
Гражданин Н. с сыном пришли в зоопарк. Остановились у клетки с красным волком. Мальчику захотелось покормить волка и он бросил в клетку валявшийся рядом кусок мяса. Работник зоопарка, заметив это, потребовал, чтобы отец с сыном прошли в здание администрации. Там представитель администрации, объяснив посетителям, что они грубо нарушили правила посещения зоопарка, записал ФИО и адрес гражданина Н. и потребовал уйти из зоопарка.
На следующий день волк заболел, а через несколько дней умер. Ветеринар зоопарка дал заключение, что смерть произошла из-за отравления. Администрация зоопарка обратилась в милицию с требованием привлечь гражданина Н. к административной ответственности по ст. 8.35 КоАП РФ.
Одновременно администрация зоопарка предъявила иск к гражданину Н. о возмещении вреда. причиненного зоопарку гибелью волка в размере утвержденной таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.
Какую ответственность будет нести гражданин Н.?
Индивидуальное практическое задание №2, к темам 3,9.
Тумаков, Соколов и Напесочный решили заняться предпринимательской деятельностью в сфере лесопользования. В весенне-летний период они собирали лекарственное техническое сырье (листья брусники, черники и др.), а в августе поехали за клюквой и кедровыми шишками. Набрав по 60 кг ягод и по 100 кг шишек, они направились к поселку и по пути были задержаны лесниками, которые составили протокол о нарушении норм лесного законодательства.
Какие нормы нарушили Тумаков, Соколов и Напесочный?
К какой ответственности они могут быть привлечены?
Определите допустимый (возможный) объем, цели и порядок изъятия клюквы и шишек в данной ситуации. Какими методиками можно пользоваться для определения точного количества предельного изымаемого объема?
Индивидуальное практическое задание №3, к теме 4.
Органы лесного хозяйства предъявили в арбитражном суде иск о возмещении вреда, причиненного усыханием леса на площади около двух тысяч гектаров в результате загрязнения леса отходами металлургического комбината.
Администрация металлургического комбината иска не признала. Она заявила, что загрязнение леса происходит по вине проектной организации и завода-изготовителя очистных сооружений, которые были запроектированы и установлены на момент приемки завода в эксплуатацию.
Решите дело.
Индивидуальное практическое задание №4, к теме 4.
Прокурор Нижегородского района города Нижнего Новгорода принес протест на ряд распоряжений мера города Нижнего Новгорода о расходовании средств целевого бюджетного фонда города Нижнего Новгорода, по его мнению, не по целевому назначению. А именно, средства были направлены на:
1. финансирования программы очистки от мусора пляжей озер Мещерское, Силикатное, озеро-канал в п. Сортировочный и пруда в п. Гнилицы.
2. софинансирование очистных водных сооружений ОАО «ГАЗ».
3. оплату за проведенные экологические просветительские занятия в школах города руководителю общественной экологической организации.
Оцените на сколько обоснованы требования прокурора.
Индивидуальное практическое задание №5, к темам 2,4,5.
Администрацией района принято решение построить птицеводческий комплекс на 300 тыс. кур в 50 м от окраины села «Зеленый бор». Узнав об этом, жители села потребовали собрать сельский сход. Но администрация, отказавшись принять участие в сходе и не дав никаких пояснений селянам, начала строительство комплекса.
Правомерно ли решение администрации? Какие экологические нормы нарушены? Какую ответственность должны понести должностные лица?
Семинарское занятие №1 по теме 5.
«Оценка воздействия на окружающую природную среду и экологический контроль».
Методические указания и рекомендации к семинарскому занятию №1:
Для подготовки к семинарскому занятию №1 необходимо ознакомиться с рекомендуемой к теме 5 нормативными актами, литературой и другими информационными ресурсами.
Занятие организуется по принципу «Круглого стола».В задании к семинарскому занятию приводятся современные теоретические и практические проблемы по теме. Каждый студент готовиться к ответу на каждый вопрос-проблему, вырабатывает свою позицию, готовит ее обоснование, аргументацию. Занятие начинается с предложения высказываться на первую вопрос-проблему. После окончания обсуждения, диспутов по первой проблеме предлагается перейти ко второй проблеме и т.д.
Оценке подлежит продемонстрированная готовность студента к занятию (объем изученного материала), готовность обсуждать каждую проблему, активность, убедительность и обоснованность высказываемой позиции или контраргументации по высказанной позиции, показатель допущенных ошибок.
Вопросы-проблемы к семинарскому занятию №1.
1. Понятие экологического контроля, государственного экологического контроля.Относиться ли экологический контроль к «функции управления» (вообще) или «государственного управления»?Отличие экологического контроля от других элементов государственного экологического управления (иных правовых мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды). Атомный контроль (надзор) – как специфичный вид контрольной деятельности и исключающий в отношении его подконтрольных объектов самостоятельного экологического контроля.
2. Включает ли государственный экологический контроль административный надзор в сфере охраны окружающей природной среды (или является идентичным), а так же правоохранительную деятельность выявлению, пресечению, предупреждению экологических правонарушений, в т.ч. преступлений. Какой же круг и система органов государственный экологического контроля?
3. Какие виды экологического контроля существуют юридически и фактически и их результаты (показатели) деятельности: муниципальный, производственный, общественный?
4. Круг органов федерального государственного экологического контроля. Проблема разграничение полномочий между Росприроднадзором и Ростехнадзором. Проблема наличия (отсутствия) и необходимости иных органов федерального государственного экологического контроля.
5. Проблема правового регулирования деятельности и результативность деятельности Комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области и других аналогичных органов других субъектов федерации.
Теоретическое задание №1 к теме 5.
Заполните следующую таблицу, выявив полномочия конкретных (с дифференциацией и указанием каких именно) федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по осуществлению (возможности осуществления, функции) экологического контроля в отношении отдельных природных объектов, распоряжение (предоставления в пользование) отдельными природными объектами, осуществления нормативного регулирования в сфере охраны и использования отдельных природных объектов. Наряду с наименованием самих органов необходимо указывать и соответствующие основные нормативные акты (в том числе, конкретные их статьи, части, пункты, подпункты) которыми эти полномочия именно этих органов предусмотрены. Таблица заполняется по всем видам отдельных природных объектов.
Вид природного объекта | Подвид (если необходимо конкретизировать) | Полномочия (с указанием НПА, ст., ч., п.) | ||
Экологический контроль | Предоставление в пользование | Осуществление нормативного регулирования в сфере охраны и использования | ||
Индивидуальное практическое задание №6, к теме 16.
Областной комитет по охране окружающей природной среды потребовал прекратить финансирование строительства местной теплоэлектростанции, так как проект не проходил государственной экологической экспертизы. Заказчик документации и строительства объекта возражал против назначения экспертизы, ссылаясь на то, что земельный участок под строительство теплоэлектростанции уже предоставлен на основании утвержденной проектной документации на основании проведенной государственной экспертизе (строительной) проектной документации, предметом которой являлась оценка соответствия проектной документации экологическим требованиям. Кроме того заказчик ссылался на то, что никаких схем / планов развития энерго-, в том числе теплоэнерго- систем (групп объектов) не утверждался, а значит и нарушения их не имело место, и что в случае из принятия государственной экологической экспертизе будет подлежать каждый объект на предмет соответствия данным схемам (планам) организации энергосистем.
Разрешите дело.
Индивидуальное практическое задание №7, к темам 4,5,6,8.
Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора муниципального образования выявлено значительное загрязнение почвы на земельных участках, расположенных в радиусе 10 км вокруг крупного промышленного предприятия черной металлургии. Химическому загрязнению подверглись и поверхностные воды протекавшей рядом с заводом реки. На предписание центра санэпиднадзора руководство акционерного общества не ответило и каких-либо мер по улучшению экологической обстановки не приняло.
Имеются ли законные основания для привлечения должностных лиц предприятия к юридической ответственности? Какие природоохранные мероприятия должны в обязательном порядке производиться на современном промышленном предприятии? В ходе какой процедуры возможно выявление соответствия хозяйственной деятельности существующего промышленного предприятия экологическим требованиям?
Практическое задание №1 к теме 8.
На плане карте, выполненном в масштабе, изображено озеро «Силикатное», расположенное в Ленинском районе гор. Нижнего Новгорода, в районе 1 корпуса НКИ. Отрезком от границы озера до участка между 1 корпусом НКИ (пр. Ленина, 27) и общежитием НКИ (пр. Ленина, 25а) обозначен масштаб: расстояние от двух контрольных точек отрезка обозначенные флажками (два конца указанного отрезка) на местности составляют 100 метров.
Вопросы и задания:
1. Определить вид данного поверхностного водного объекта.
2. В чьей собственности находится и в чей собственности должен находиться данный водный объект?
3. Имеет ли данный водный объект прибрежную защитную полосу и водоохранную зону? Если да то определите соответствующие границы и обозначьте их на карте (плане).
4. Проведите исследования и определите, есть ли какие-либо объекты в районе озера (расположенные рядом с ним) которые не могут находится, действовать, строиться или не могли быть построены, возведены вследствие того что расположены (или были расположены) в границах водоохраной зоны и (или) прибрежной защитной полосы. Для решения данной проблемы необходимо воспользоваться не только положением нового Водного кодекса РФ, но и ранее действующего кодекса, предположив, что все расположенные в районе озера объекты были построены в период действия Водного кодекса РФ от 16.11.1995 № 167-ФЗ.
Индивидуальное практическое задание №8, к темам 5,6,8.
Предприниматели С. и Р. – владельцы автосервиса, решив избавиться от отработанного масла скопившегося в хранилище сервиса, вывезли его к реке Оке и совершили выброс в воду. Сотрудники ОВД застали их на месте происшествия, когда С. и Р. из 50 литровой бочки выливали отработанное масло. Рядом лежали пустые испачканные тем же отработанным маслом еще две 50-ти литровые бочки.
Какие действия должны совершить сотрудники ОВД?
Определите к какой ответственности и в каком точно объеме (размере) должны быть привлечены С. и Р.?
Индивидуальное практическое задание №9, к темам4,5,8.
Арбитражный суд Рязанской области своим решением взыскал в пользу истца – областного комитета по охране окружающей среды – с Кадомского заготовительного потребительского общества сумму ущерба, причиненного сбросом загрязненных сточных вод в р. Мокшу. В судебном заседании было установлено, что в результате сброса сточных вод возникло превышение в несколько раз предельно допустимых концентраций вредных веществ в реке, что причинило вред рыбным запасам и создало угрозу причинения вреда здоровью граждан.
Ответчик против иска возражал. Он считал, что сумма ущерба уже выплачена предприятием путем внесения платежей за нормативное и сверхнормативное загрязнение окружающей среды, рассчитанное в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344.
Оцените ситуацию.
Индивидуальное практическое задание №10, к темам 2,5,8.
Садовод Григорьев с целью сбора воды для полива садовых культур изменил русло горного ручья, протекавшего по его земельному участку. Правление коллективного сада сочло данные действия незаконными и объявило о введении для Григорьева водного сервитута. Садовод обратился в суд за защитой своих интересов.
Существует ли понятие «водный сервитут»?
В чьей собственности находится горный ручей?
Решите дело.
Практическое задание №2 к теме 9.
20 ноября 2006 года проводилась осенняя ревизия в 17 квартале в Островском лесничестве Бутурлинского Лесхоза Нижегородской области. Актом ревизии от 20.11.2006 установлено, что произведена незаконная порубка 21 ствола сосны.
Накануне, 19.11.2006 лесником был составлен протокол об административном правонарушении граждан М. и В., которые незаконно срубили 2 незаклейменных ствола сосны (0,5 куб. м.), с которыми их и застал лесничий. В объяснениях М. и В. пояснили, что украли древесину, так как им нечем топить дома. Эти два ствола дерева оставленные лесником на месте порубки, 20.11.2006 обнаружены не были. Но были обнаружены во дворе дома М. М. пояснил, что все равно за деревья незаконно срубленные придется платить, а дрова нужны, поэтому они с В. 19.11 вернулись к месту порубки и забрали их.
Кроме того, ООО «Заря» 13 ноября производило порубку сосны по лесорубочному билету от 10.11.2006 №67 в квартале 18. При этом обнаружилось, что лесосека протянулась на 17 участок, так что на 17 участке оказалось порубленными 10 стволов сосны. Директор ООО Ведяшкин пояснил, что за границы отведенной лесосеки его работники Ф., В., К. вышли по ошибке, и пообещал, что они будут наказаны.
Кроме того, 5 деревьев были срублены гр-ном Д., который получил ордер на порубку 5 стволов сосны в 17 квартале, однако по причине того, что лесник не разъяснил ему, что нужно было рубить определенные заклейменные деревья, срубил первые попавшиеся.
Вопросы и задания:
Какие упоминаемые в задании документы, предоставляющие право лесопользования, не будут выдаваться в 2007 (2008) году? Определите точный период, с которого в Нижегородской области такие документы не будут выдаваться. Подготовьте по каждому случаю такие документы по новому Лесному кодексу, восполнив все недостающие данные по своему усмотрению. Существуют ли обязательные (рекомендательные) бланки подобных документов и если да, то какова возможность отступления от ее формы (изменения в конкретных случаях отдельных условий и положений и их согласования)?
Кого и за что следует привлечь к ответственности в данной ситуации (по каждому эпизоду), а кого нельзя привлечь к ответственности за то или иное нарушение лесного законодательства? Составьте необходимые резолютивные документы по каждому случаю (по каждому лицу, допустившему нарушение), восполнив все недостающие данные по своему усмотрению.
Практическое задание №3 к теме 9 (является комплексным заданиям к темам №№6-9).
ОАО «Живая вода» заинтересована в организации производства воды (добычу из подземного источника и розлив по бутылкам). Для этого предполагается организовать бурение скважины и добыча воду в районе «Серебряные ключи» Сергачского района Нижегородской области. Земельный участок, на котором предполагается добыча, находится в собственности Нижегородской области и расположен на нелесных землях участка лесного фонда. По заключению специалистов подземные воды в указанной местности содержат большое количество соединений серебра, калия и натрия и некоторых других соединений вследствие чего признаны минеральными.
Вопросы и задания:
Возможна ли и при каких условиях реализация такого проекта?
Подготовьте необходимые документы, которые должны быть у ОАО «Живая вода» (кроме тех, что уже очевидно имеются) для осуществления этого проекта (начала его реализации).
Определите, какие виды платежей связанные непосредственно с добычей воды (а не с розливом, производством в целом) должно осуществлять ОАО, на основании чего, и как они будут исчисляться.
Практическое задание №4 к теме 10.(является комплексным заданиям к темам №№ 5, 8, 10).
Уведомлением от 06.07.2009 территориальное управление Ростехнадзора отказало в выдаче разрешения ОАО «Маяк» на выбросы вредных загрязняющих веществ в атмосферу на новый срок. В основании для отказа значилось, что предприятие испрашивало повторное разрешение на выбросы с превышением ПДВ, в течение действия старого разрешения установленный план уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с целью поэтапного достижения нормативов ПДВ не выполнило, а так же не организовало экологические посты с целью осуществления производственного экологического контроля. Срок ранее выданного разрешения истекал 20.07.2009.
09.09.2009 ОАО «Маяк» допустил выбросы из стационарного источника в атмосферу, аммиака в 10 кратном размере превышающем нормативы ПДВ, ранее установленном в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02-78, «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями». При этом в результате такого выброса часть вредных веществ попала (осела) в водный объект расположенный рядом с предприятием. Разрешения на выбросы в водный объект у предприятия не было.
Вопросы и задания:
Оцените законность действий территориального управления Ростехнадзора.
Какие виды платежей (в том числе в возмещения вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства) и в каком порядке и размере должен совершить ОАО «Маяк»? На основании каких нормативных актов будет произведен расчет?
Теоретическое задание №2 к теме 11.(является комплексным заданиям к темам №№6-9, 11).
Заполните следующую таблицу.
Таблица заполняется по всем видам отдельных природных объектов.
Вид природного объекта | Виды прав, на которых предоставляется природный объект из государственной собственности | Основания (документы) на котором предоставляется объект (возникает право) | Сроки, на которые предоставляется соответствующий объект | Орган, уполномоченный предоставлять природный объект |
Индивидуальное практическое задание №11, к темам 4,11.
Территориальными органами Россельхознадзора была выдана лицензия на изъятие трех бобров из среды обитания гражданину К. Гражданин К. внес плату за пользование объектами животного мира, в соответствии с условиями лицензии. Однако гражданин К. заболел и на охоту в указанный сезон не ходил. Срок действия лицензии истек. К. обратился в территориальные органы Россельхознадзора с просьбой продлить действие лицензии на аналогичный период следующего года. Однако ему было сообщено, что выданные гражданам лицензии на следующий сезон охоты недействительны, а денежные средства за неиспользованные лицензии не возвращаются.
Гражданин К. был не согласен с таким решением, поскольку по его мнению, суммы излишне уплаченных платежей в соответствии со ст. 78 Налогового кодекса РФ, подлежит зачету в счет предстоящих платежей, либо возврату.
Решите дело.
Индивидуальное практическое задание №12, к темам 4,11.
Лесопарк был объявлен памятником природы. При этом обязанности по его охране были возложены на ЗАО (бывший совхоз), на землях которого данный лесопарк находился.
Представитель ЗАО против такого решения возражал, мотивируя отказ принять на себя обязанности по охране памятника природы тем, что у нег о нет на это ни денег, ни специалистов.
Какие правовые последствия влечет за собой объявление природного объекта памятником природы?
Решите дело.
Индивидуальное практическое задание №13, к темам 4,5,6,8,9,10,11.
Правительство РФ приняло решение о проектировании строительства высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург, которая должна пройти по территории Валдайского государственного национального парка. В результате в парке будет уничтожено около 1 тыс. га зеленых насаждений и он не сможет полноценно функционировать как экосистема.
Кроме того, в 20 км от Валдайского национального парка предусмотрено строительство крупной ГРЭС, что может привести к тепловому и химическому загрязнению атмосферы и водоемов, деградации лесных массивов.
Администрация национального парка обратилась в Генеральную прокуратуру с ходатайством об отмене решений о проектировании данных объектов и их размещении на указанных территориях.
Дайте характеристику правового режима использования и охраны природных ресурсов национальных парков. Можно ли отменить принятые Правительством РФ решения?
Индивидуальное практическое задание №14, к темам 5,11,12.
На территории заповедника братья Серовы раскопали выводковую нору барсука, а также с целью отлова бобров разрушили их плотину. Работники заповедника задержали нарушителей.
Какие требования экологического законодательства нарушены, какое наказание должны понести Серовы?
Индивидуальное практическое задание №15, к темам 4,5,6,15.
По многолетним наблюдениям, урожайность сельскохозяйственных культур на земельных угодьях сельскохозяйственных кооперативов и крестьянских хозяйств, расположенных в зоне действия выбросов металлургического комбината, на 25% ниже, чем в других хозяйствах данного района.
Опираясь на эти данные, местная администрация вынесла решение об ограничении экологически вредной деятельности завода (закрытии участка литейного цеха). Завод отказался выполнить это решение, пояснив, что выброс вредных веществ в атмосферу им осуществляется в пределах, установленных ему органами охраны окружающей среды.
Какие меры защиты интересов природопользователей предусмотрены законодательством?
Индивидуальное практическое задание №16, к темам 2,4,10,15.
Городская дума муниципального образования приняла решение об ограничении эксплуатации автотранспортных средств и о специальном регулировании транспортных потоков в черте города.
Правомерно ли решение гордумы? Какие правовые меры охраны атмосферного воздуха действуют в Российской Федерации?
Индивидуальное практическое задание №17, к теме 16.
Председатель Кемеровского областного собрания направил в Конституционный Суд материалы, свидетельствующие о тяжелой экологической обстановке, о росте заболеваемости населения от загрязнения окружающей среды. На этом основании предлагалось объявить город и область зоной экологического бедствия и оказать необходимую помощь для оздоровления экологической среды.
Каковы признаки зоны экологического бедствия в отличие от других видов зон экологического риска?
Каков порядок объявления территории зоной экологического бедствия?
В чем состоят первоочередные меры, вытекающие из статуса зоны экологического бедствия?
Семинарское занятие №2по теме 17.
Право окружающей среды в зарубежных государствах и
международное право окружающей среды.
Методические указания и рекомендации:
Для подготовки к семинарскому занятию необходимо ознакомиться с рекомендуемыми международными правовыми актами и международными договорами в сфере охраны окружающей среды, а так же осуществить самостоятельный поиск иных актов в справочно-информационных правовых системах «Гарант», «КонсультантПлюс» и др., а так же на электронных ресурсах, рекомендуемых в разделе 3 Литературы ко всем разделам (темам). Кроме того, необходимо ознакомиться с рекомендуемыми ресурсами по теме 17, в том числе литературой и ресурсами раздела 3 и 4 списка Литературы ко всем разделам (темам).
Семинарское занятие №2 проводится по принципу заслушивания докладов по примерным рекомендуемым темам, обсуждения наиболее заинтересовавших вопросов и проблем, поднимаемых студентами группы, высказывающихся с места и дополняющих докладчика и(или) возражающих ему. Ответы, комментарии, вопросы, возражения, полемика, инициированная с места, оценивается наряду с умело сделанными докладами с достаточными ответами на вопросы студентов и преподавателя.
Выбранная тема доклада должна быть зарезервирована студентом. Одну тему не могут в качестве доклада выбрать более 4 (5) студентов.
Студент, делающий доклад по теме, может пользоваться отдельными заметками, однако излагать свой материал необходимо в интересной свободной форме рассказа (не читая бумажный носитель). Для красочности, интересности доклада рекомендуется подготовить презентацию (в формате Paint, MS-OfficePowerPoint и других доступных для воспроизведения форматов).
Темы являются взаимосвязанными и пересекающимися и каждый студент должен быть готов высказаться (с места сообщить свое общее представление о проблеме и свою точку зрения) по каждой теме не зависимо от выбранной для доклада темы.
Все студенты должны активно участвовать в дискуссиях, в обсуждении научных сообщений колле по группе, четко формулировать свою позицию, уметь задавать вопросы выступающим, оценивать их ответы.
Учебно-методическое назначение семинара: получение и систематизация знаний по теме, выработка навыков отбора важнейшей правовой информации из ее разнообразноймассы, отбора необходимых международных норм и соглашений в ряду других, поскольку они наименее систематизированных электронными справочно-информационными правовыми системами.
Примерные темы докладов и вопросы для обсуждения на семинарском занятии по теме: «Право окружающей среды в зарубежных государствах и международное право окружающей среды»:
1. Проблемы развития международных стандартов в области охраны окружающей природной среды и влияние на развитие российского законодательства.
2. Влияние международного опыта в области регулирования охраны окружающей среды на формирование международных и российских принципов, норм и стандартов.
3. Проблемы международной защиты экологических прав человека и российская действительность.
4. Международный опыт борьбы с экологическими преступлениями.
5. Иностранные инвестиции и охрана окружающей среды: проблемы международного правового регулирования.
6. Передовые правовые институты охраны окружающей среды в странах СНГ, ЕС, в США.
7. Глобальные экологические проблемы и правовые решения.
Основный перечень нормативно-правовых актов
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. № 237, 25.12.1993.
2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // // Собрание законодательства РФ, 2002, № 2, ст. 133.
3. Земельный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2001, № 44, ст. 4147.
4. Лесной кодекс Российской Федерации.Федеральный закон от 04.12.2006 № 200-ФЗ // Российская газета. № 277, 08.12.2006.
5. Водный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. 2006, № 23, ст. 2381.
6. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ// Российская газета. № 290, 30.12.2004.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая)от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ,1996, № 5, ст. 410.
8. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая.Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2000, № 32, ст. 3340.
9. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» // Собрание законодательства РФ, 1995, № 10, Ст. 823.
10. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Собрание законодательства РФ, 1995, № 17, ст. 1462.
11. Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» // Собрание законодательства РФ, 2004, № 52 (часть 1), ст. 5270.
12. Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства