Сероссийская олимпиада школьников по экологии
СЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП õ2015-2016
Г.ЕКАТЕРИНБУРГ
Класс
Уважаемый участник олимпиады!
Вам предстоит выполнить несколько видов тематических задач, которые отличаются по уровню сложности. Поэтому перед тем, как приступить к выполнению отдельных заданий, ознакомьтесь со всей работой и правильно распределите свои силы.
Внимательно читайте конкурсные задания.
Неразборчиво написанное обоснование Вашего ответа жюри имеет право не оценивать.
После выполнения всех заданий ещё раз удостоверьтесь в правильности выбранных Вами ответов и написанных обоснований.
Работа считается выполненной, если Вы вовремя сдаете её членам жюри.
Тематический блок 1
Тема: Экология (общая)
Продолжите фразу
(каждый правильный ответ – от 0 до 3 баллов
всего 12 баллов)
1. Согласно одной из существующих классификаций, экология как наука имеет следующие разделы:
- «общая экология», которая изучает .............................................................................
- «экология человека», которая изучает .............................................................................
- «социальная экология», которая изучает .............................................................................
- «прикладная экология», которая изучает .............................................................................
Ответ:
- «общая экология» изучает закономерности взаимоотношений организмов и их сообществ со средой в естественных условиях.
- «экология человека» изучает взаимоотношения человека с окружающей средой в различных аспектах (экономическом, техническом, физико-техническом, социально-психологическом) и призвана определить оптимальные условия существования человека, включая допустимые пределы его воздействия на окружающую среду.
- «социальная экология» изучает взаимоотношения в системе «общество – природа»; взаимодействия человеческого общества с природной средой и разрабатывает научные основы рационального природопользования, которые предполагают охрану природы и оптимизацию жизненной среды человека.
- «прикладная экология» изучает и разрабатывает нормы использования природных ресурсов и среды жизни, допустимые нагрузки на них, формы управления экосистемами различного иерархического уровня, способы экологизации хозяйства; разработка принципов рационального использования природных ресурсов без деградации среды жизни.
Обоснуйте правильность/ неправильность утверждения
(обоснование – от 0 до 3 баллов)
2. Если окружающая среда динамична по своим свойствам (большие амплитуды колебания отдельных факторов), например, наземно-воздушная, то в ней больше шансов на выживание имеют стенобионты.
Примерный вариант ответа:ответ нет, т.к. стенобионты имеют узкий диапазон адаптаций к факторам среды и при увеличении амплитуды колебаний отдельных факторов, они, как правило, погибают. При больших амплитудах колебания отдельных факторов больше шансов на выживание в ней имеют эврибионты, обладающие большей экологической валентностью.
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных и обоснуйте его (обоснование правильного ответа – от 0 до 3 баллов)
3. В водной среде мало гомойотермных организмов. Это связано с тем, что:
а) в воде много кислорода и большое колебание температур;
б) в воде мало кислорода и незначительное колебание температур; +
в) вода имеет большую плотность;
г) каждый 10-метровый слой воды увеличивает давление на 1 атмосферу.
Примерный вариант ответа:правильный ответ б. Основной адаптационный механизм гомойотермии – приспособление к неблагоприятным температурам (сильному колебанию температур). В воде перепады температур значительно ниже, чем в наземно-воздушной среде, а в глубинных слоях температура практически постоянна (+4 0С). Кроме того, поддержание постоянной температуры тела обязательно связано с интенсивными процессами обмена веществ, что возможно только при хорошей обеспеченности кислородом. В воде таких условий нет. (ключевые моменты: указание литеры правильного варианта ответа, раскрытие понятия гомойотермии, раскрытие связи потребления кислорода с обменом веществ).
Тематический блок 2
Тема: Отходы. Загрязнение. Деградация экосистем
Тематический блок 3
Тематический блок 3
Продолжите фразу
(каждый правильный ответ – от 0 до 3 баллов
всего 6 баллов)
8. Местообитание (вида) – это ...........................................................................................
Экологическая ниша (вида) – это ...................................................................................
Ответ: Местообитание — место в пространстве; участок суши или водоёма, занятый частью популяции особей одного вида и обладающий всеми необходимыми для их существования условиями (климат, рельеф, почва, пища и др.). Местообитание вида или популяции — важный компонент его/её экологической ниши..
Ответ:Экологическая ниша — роль, которую играет вид в биоценозе, включающая комплекс его биоценотических связей и требований к факторам среды. Экологическую нишу вида характеризуют и границы выносливости его по отношению к разным факторам, и характер связи с другими видами, и образ жизни, и распределение в пространстве. Место в экосистеме.
Ответьте на вопрос
(обоснование ответа – от 0 до 3 баллов)
9. Экологическая ниша – это «адрес» или «профессия» вида?
Примерный вариант ответа:Понятие ниши значительно объемнее и содержательнее, чем понятие местообитания. Американский эколог Одум образно назвал место обитания — «адресом» организма (вида), а экологическую нишу — его «профессией». На одном месте обитания живет большое количество организмов разных видов. Например, смешанный лес — это место обитания для сотен видов растений и животных, но у каждого из них своя и только одна «профессия» — экологическая ниша.
В лесу живут лось и белка, но ниши их совершенно разные: белка живет в основном в кронах деревьев, питается семенами и плодами, там же и размножается. Весь жизненный цикл лося связан с подпологовым пространством: питание зелеными растениями или их частями, размножение и укрытие в зарослях.
Ответьте на вопросы
(обоснование ответа – от 0 до 3 баллов)
10. Экосистему и организм относят к разным уровням организации жизни. Можно ли экосистему рассматривать как организм? Почему?
Примерный вариант ответа:экосистему можно рассматривать как организм, потому что она может функционировать только благодаря согласованной деятельности составляющей ее компонентов.
Тематический блок 4
Продолжите фразу
(каждый правильный ответ – от 0 до 3 баллов
всего 6 баллов)
11. Устойчивое развитие – это ...........................................................................................
Ноосфера (по В. И. Вернадскому) – это .......................................................................
Ответ: Устойчивое (самоподдерживаемое) развитие – такое развитие общества, при котором улучшаются условия жизни человека, а воздействие на окружающую среду остаётся в пределах хозяйственной емкости биосферы, так что не разрушается природная основа функционирования человечества. При устойчивом развитии удовлетворение потребностей осуществляется без ущерба для будущих поколений. Концепция устойчивого развития рассматривается как предпосылка долговременного прогресса человечества, сопровождаемого приумножением капитала и улучшением экологических условий (есть указание на развитие \ переход \ стратегию \ коэволюцию, на потребности и их удовлетворение без ущерба для будущих поколений, на пределы емкости биосферы)
Ответ:Ноосфера (от греч. noos — разум) — это этап развития биосферы, характеризующийся ведущей ролью разумной деятельности человеческого сообщества в её развитии, определяемом, прежде всего ростом роли науки. Ноосфера - это биосфера, разумно управляемая человеком. Ноосфера является высшей стадией развития биосферы, связанной с возникновением и становлением в ней цивилизованного общества, с периодом, когда разумная деятельность человека становится главным фактором развития на Земле. (есть указание на сферу разума, на стадию развития биосферы, при которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором ее развития).
Ответьте на вопрос
(обоснование ответа – от 0 до 3 баллов)
12. Можно ли считать, что концепция устойчивого развития – первая попытка человечества обеспечения ноосферного развития?
Примерный вариант ответа:концепцию устойчивого развития можно считать первой попыткой человечества обеспечения ноосферного развития, поскольку:
- до концепции устойчивого развития в истории человечества не было глобальной концепции развития, охватывающей все человечество и направленной на одновременное решение социальных, экономических и экологических проблем;
- концепция устойчивого развития предполагает долговременное управление (хозяйственной) деятельностью человечества, направленное на улучшение жизни людей и гармонизацию системы «человек – общество – природа», с учетом емкости биосферы и биосферных процессов, что соответствует идее ноосферы.
Всего 84 балла
СЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП õ2015-2016
Г.ЕКАТЕРИНБУРГ
Класс
Уважаемый участник олимпиады!
Вам предстоит выполнить несколько видов тематических задач, которые отличаются по уровню сложности. Поэтому перед тем, как приступить к выполнению отдельных заданий, ознакомьтесь со всей работой и правильно распределите свои силы.
Внимательно читайте конкурсные задания.
Неразборчиво написанное обоснование Вашего ответа жюри имеет право не оценивать.
После выполнения всех заданий ещё раз удостоверьтесь в правильности выбранных Вами ответов и написанных обоснований.
Работа считается выполненной, если Вы вовремя сдаете её членам жюри.
Тематический блок 1
Тема: Экология (общая)
Продолжите фразу
(каждый правильный ответ – от 0 до 3 баллов
всего 12 баллов)
1. Согласно одной из существующих классификаций, экология как наука имеет следующие разделы:
- «общая экология», которая изучает .............................................................................
- «экология человека», которая изучает .............................................................................
- «социальная экология», которая изучает .............................................................................
- «прикладная экология», которая изучает .............................................................................
Ответ:
- «общая экология» изучает закономерности взаимоотношений организмов и их сообществ со средой в естественных условиях.
- «экология человека» изучает взаимоотношения человека с окружающей средой в различных аспектах (экономическом, техническом, физико-техническом, социально-психологическом) и призвана определить оптимальные условия существования человека, включая допустимые пределы его воздействия на окружающую среду.
- «социальная экология» изучает взаимоотношения в системе «общество – природа»; взаимодействия человеческого общества с природной средой и разрабатывает научные основы рационального природопользования, которые предполагают охрану природы и оптимизацию жизненной среды человека.
- «прикладная экология» изучает и разрабатывает нормы использования природных ресурсов и среды жизни, допустимые нагрузки на них, формы управления экосистемами различного иерархического уровня, способы экологизации хозяйства; разработка принципов рационального использования природных ресурсов без деградации среды жизни.