Тихеева Елизавета Ивановна (1867 – 1943)
Е.И. Тихеева активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство К.Д. Ушинского и других педагогов.
В работе «Дошкольное воспитание и детский сад» Е.И. Тихеева предлагает осуществлять одно из требований Ж. Руссо и К.Д. Ушинского – воспитывать детей среди природы, причем необходимо учить их наблюдать эту природу. «Природа является обстановкой наиболее естественной и существенной в своем воспитательном воздействии. Она закаляет здоровье и силы ребенка, врачует, утончает органы восприятия, развертывает условия совершенной наглядности, обогащает представлениями и знаниями…благоприятствует обогащению и развитию языка детей».
Очень важным вопросом является выбор помещения для детского сада. Оно, по мнению Е.И. Тихеевой, должно быть возможно ближе к природе, среди которой нужно отыскать тот уголок, который соответствует психофизическим интересам маленького ребенка. В деревне, в условиях маленького городка это вполне достижимо. «Именно там, в деревне, среди природы, при содействии ее здоровых, нетронутых порчей сил начинается созидательная работа по воспитанию нового человека».
Основную задачу детского сада Е.И. Тихеева видела в том, чтобы дать возможность детям действовать, занять их работой, которую они любили бы, пользу и значение которой бы чувствовали сами. Уже в дошкольном возрасте дети могут самостоятельно ухаживать за животными, птицами, живущими в саду, за цветами и комнатными растениями, то есть могут производить массу работ, неразрывно связанных с их преобладающими интересами. Активно участвуя во всем этом, попутно дети расширяют круг своих знаний, представлений, упражняются в суждениях, мышлении и речи.
Е.И. Тихеева считала необходимым устанавливать дружеское активное общение детей с животными. Дети могут их кормить, поить, прибирать за ними, чистить, наблюдать их нравы, привычки, присматриваться к их внешности и особенностям поведения. Таким образом, дети незаметно приобретают ряд определенных знаний, усвоенных из конкретной действительности. Опираясь на эти знания и представления, дошкольники имеют постоянную возможность упражняться в речи, совершенствовать внешние чувства, развивать руку и глаз, наблюдательность.
Большое внимание уделяла Е.И. Тихеева подбору обитателей для живого уголка природы в детском саду. «Мы должны позаботиться, – писала она, – о том, чтобы предоставить возможность ребенку общаться с природой. Наша основная педагогическая обязанность – создать в комнатах обстановку, которая «предоставит детям по возможности то, что они не могут черпать из открытой природы, а нести природу в дом». Объекты живой природы должны быть сосредоточены не только в одном уголке природы, а должны рассыпаться по всему учреждению, быть представлены в каждой комнате. Дети больше всего любят все живое, движущееся. Воспитателю нужно сделать все от него зависящее, чтобы создать природу в стенах детского сада.
Уход за живым инвентарем имеет громадное специальное воспитательное значение: ответственность за благополучие и саму жизнь живого существа дисциплинирует, воспитывает этически, при условии надлежащего педагогического подхода к этому вопросу со стороны воспитателя».
При приеме детей в детский сад Е.И. Тихеева рекомендовала в числе прочих задавать им такие вопросы: 1) был ли в деревне? 2) где именно, как она называлась? 3) видел ли ты лес, поле, луг, реку, огород, сад? 4) каких ты знаешь животных, птиц? 5) чем люди занимаются в деревне? 6) когда лучше: зимой или летом? 7) видел ли ты небо, солнце, звезды? 8) слышал ли ты, как гремит гром?
На основе полученных во время опроса данных Е.И. Тихеева рекомендовала строить занятия с детьми. Элементами их могут быть: 1) наблюдения красоты в природе: в общем и в частностях; 2) художественное музыкальное восприятие; 3) слушание художественных сказок и других литературных произведений; 4) просмотр произведений живописи.
Заслуживают внимания рекомендации Е.И. Тихеевой по проведению экскурсий в природу с детьми: сначала необходимо предоставить детям возможность собственными глазами увидеть лес во всей его красоте и разнообразии издалека, затем услышать звуки леса, обонять его запахи. То есть необходимо сначала создать более целостное впечатление от объекта, не отвлекать внимание частностями и подробностями, а затем обращать внимание на детали. В заключение экскурсии Е.И. Тихеева предлагает принести из лесу природный материал и использовать его для разнообразных игр и занятий.
Е.И. Тихеева предъявляет высокие требования к личности воспитателя и его подготовке к работе с детьми. «Приобретайте знание природы в ее наиболее распространенных явлениях, доступных наблюдению маленького ребенка, и навыки к этим явлениям его подводить. Черпайте знания о природе, откуда возможно, идите в природу, вначале без детей, с целью практического деятельностного изучения ее. А потом передайте это детям»
Е.И. Тихеева разработала план-программу ознакомления дошкольников с природой, в которой выделила разделы: времена года, животный и растительный мир, наблюдение труда людей в природе. Она считала, что каждый педагог, познакомившись с окружающей обстановкой, основательно разобравшись в ней и распределив материал соответственно педагогическим целям и задачам, должен составить подробный план-программу для каждой возрастной группы в отдельности.
Определенный интерес представляют рекомендации Е.И.Тихеевой по использованию загадок о природе в работе с дошкольниками. На стол выставляются несколько игрушек (фанерные фигурки козла, петуха, лошади). Для каждой разработана загадка: «Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает», «На голове красный гребешок, под носом красная бородка; на хвосте узоры, на ногах шпоры», «Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей челка, на ногах щетки». Воспитатель отчетливо, выразительно читает одну из загадок.Дети отгадывают. Желательно, по мнению Е.И. Тихеевой, привлекать самих детей к составлению подобных загадок. Дети 5 лет на это уже способны. В пособии «Развитие речи у детей» автор приводит примеры загадок детей 5 лет: «Кричит ку-ка-ре-ку» (петух); «Яйца несет» (курица); «В лесу живет» (лиса); «Растет в лесу» (елка).