Правовая охрана озонового слоя Земли и климатической системы.

В соответствии со ст. 54 Федерального закона «Об охране окру­жающей среды» охрана озонового слоя атмосферы от экологически опасных изменений обеспечивается посредством регулирования про­изводства и использования веществ, разрушающих озоновый слой ат­мосферы, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международ­ного права, а также законодательством Российской Федерации.

В 1977 г. Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) был принят Мировой план действий по озоновому слою, предусмотревший необходимость изучения воздействия озонового слоя и его разрывов на ультрафиолетовую радиацию и заболеваемость людей (документ носил научный характер).

В 1985 г. в Вене состоялась конференция, принявшая Конвенцию об охране озонового слоя. Был установлен список веществ, отрица­тельно влияющих на озоновый слой, и установлены обязанности госу­дарств по поэтапному снижению производства и использованию этих веществ. Решающим стало подписание Монреальского протокола в 1987 г. По веществам, разрушающим озоновый слой, согласно которо­му устанавливался контроль за производством и использованием фреонов и хлорфгоруглеродов, наиболее разрушающих озоновый слой.

В соответствии с международным соглашением министерства и ве­домства, предприятия, учреждения, организации обязаны сократить и в последующем полностью прекратить производство и использова­ние химических веществ, вредно воздействующих на озоновый слой. 24 мая 1995 i. было принято посшновление Правительства РФ № 526 «О первоочередных мерах по выполнению Венской конвенции об ох­ране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, раз­рушающим озоновый слой».

Было установлено, что с 1 января 1996 г. ввоз и вывоз озоно­разрушающих веществ и содержащей их продукции в страны, являю­щиеся Сторонами Венской конвенции и Монреальского протокола, осуществляются по соответствующим лицензиям. Ввоз в Российскую Федерацию озоноразрущающих веществ и содержащей их про­дукции из стран, не являющихся Сторонами Венской конвенции и Монреальского протокола, а также вывоз из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в страны был запрещен. Постановлением Правительства РФ от 8 мая 1996 г. № 563 утверждено Положение о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и со­держащей их продукции.

Постановлением Правительства РФ от 5 мая 1999 г. № 490 «Об усиле­нии мер государственного регулирования производства и потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации** было установ­лено, что с 1 августа 1999 г. производство на территории России озоно­разрущающих веществ осуществляется по специальным квотам, исходя из расчетных ставок, сроков и других требований Монреальского про­токола по веществам, разрушающим озоновый слой.

Постановлением Правительства РФ от 8 мая 1996 г. № 563 были утверждены Перечень озоноразрушающих веществ и Перечень про­дукции, содержащей озоноразрушающие вещества, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации которых подлежит го­сударственному регулированию. Обязательства по ограничению выбросов диоксида углерода в ат­мосферу зафиксированы в Киотском протоколе к Рамочной конвен­ции ООН об изменении климата 1997 г.

Российская Федерация ратифицировала Киотский протокол Федеральным законом от 4 ноября 2004 г. № 128-ФЗ.

Важным документом в области охраны атмосферного воздуха явля­ется Климатическая доктрина Российской Федерации, утвержденная распоряжением Президента Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 861-рп

В Доктрине подчеркивается, что изменение климата является од­ной из важнейших международных проблем XXI века, которая выхо­дит за рамки научной проблемы и представляет собой комплексную междисциплинарную проблему, охватывающую экологические, эко­номические и социальные аспекты устойчивого развития Российской Федерации. При этом особенную обеспокоенность вызывает беспре­цедентно высокая скорость глобального потепления, наблюдаемая в течение последних десятилетий. Современная наука предоставляет все более веские основания в подтверждение того, что хозяйственная дея­тельность человека, связанная прежде всего с выбросами парниковых газов в результате сжигания ископаемою топлива, оказывает заметное влияние на климат.

Изменения климата многообразны и проявляются, в частности, в изменении частоты и интенсивности климатических аномалий и экстремальных погодных явлений. В течение XXI века высока вероят­ность ускорения динамики наблюдаемых изменений климата.

Глобальное изменение климата создав! для Российской Федерации (с учетом размеров ее территории, географического по­ложения, исключительного разнообразия климатических условий, структуры экономики, демографических проблем и геополитических интересов) ситуацию, которая предполагает необходимость заблаго­временного формирования всеобъемлющего и взвешенного подхода государства к проблемам климата и смежным вопросам на основе комплексного научного анализа экологических, экономических и социальных факторов.

Согласно Климатической доктрине стратегической целью полити­ки в области климата является обеспечение безопасного и устойчивого развития Российской Федерации, включая институциональный, эко­номический, экологический и социальный, в том числе демографиче­ский, аспекты развития в условиях изменяющегося климата и возник­новения соответствующих угроз. При этом основными принципами политики в области климата являются:

— глобальный характер интересов Российской Федерации в отно­шении изменений климата и их последствий;

— приоритет национальных интересов при разработке и реализа­ции политики в области климата;

— ясность и информационная открытость политики в области климата;

— признание необходимости действий как внутри страны, так и в рамках полноправного международного партнерства Российской Федерации в международных исследовательских программах и про­ектах, касающихся изменений климата;

— всесторонность учета возможных потерь и выгод, связанных с изменениями климата;

— предосторожность при планировании и реализации мер по обе­спечению защищенности человека, экономики и государства от не­благоприятных последствий изменений климата.

Основными задачами политики в области климата являются:

— укрепление и развитие информационной и научной основы по­литики в области климата, включай усиление научно-технического и технологического потенциала Российской Федерации, обеспечиваю­щего максимальную полноту и достоверность информации о состоя­нии климатической системы, воздействиях на климат, его происходя­щих и будущих изменениях и об их последствиях;

— разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по адаптации к изменениям климата;

— разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по смягчению антропогенного воздействия на климат;

— участие в инициативах международного сообщества в реше­нии вопросов, связанных с изменениями климата и смежными проблемами.

Своевременное выявление и оценка связанных с изменениями климата угроз устойчивому развитию и безопасности Российской Федерации, включая угрозы обороноспособности, экономике, состоя­нию окружающей среды, жизни и здоровью населения, относятся к числу приоритетов политики в области климата.

Доктриной также определены основные направления политики в области климата, которыми являются:

— развитие нормативно-правовой базы и организация государ­ственного регулирования в области изменений климата;

— развитие экономических механизмов, связанных с реализацией мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;

— научное, информационное и кадровое обеспечение разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздей­ствия на климат;

— международное сотрудничество в облает разработки и реали­зации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат.

Наши рекомендации