Правовая охрана озонового слоя Земли и климатической системы.
В соответствии со ст. 54 Федерального закона «Об охране окружающей среды» охрана озонового слоя атмосферы от экологически опасных изменений обеспечивается посредством регулирования производства и использования веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также законодательством Российской Федерации.
В 1977 г. Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) был принят Мировой план действий по озоновому слою, предусмотревший необходимость изучения воздействия озонового слоя и его разрывов на ультрафиолетовую радиацию и заболеваемость людей (документ носил научный характер).
В 1985 г. в Вене состоялась конференция, принявшая Конвенцию об охране озонового слоя. Был установлен список веществ, отрицательно влияющих на озоновый слой, и установлены обязанности государств по поэтапному снижению производства и использованию этих веществ. Решающим стало подписание Монреальского протокола в 1987 г. По веществам, разрушающим озоновый слой, согласно которому устанавливался контроль за производством и использованием фреонов и хлорфгоруглеродов, наиболее разрушающих озоновый слой.
В соответствии с международным соглашением министерства и ведомства, предприятия, учреждения, организации обязаны сократить и в последующем полностью прекратить производство и использование химических веществ, вредно воздействующих на озоновый слой. 24 мая 1995 i. было принято посшновление Правительства РФ № 526 «О первоочередных мерах по выполнению Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой».
Было установлено, что с 1 января 1996 г. ввоз и вывоз озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в страны, являющиеся Сторонами Венской конвенции и Монреальского протокола, осуществляются по соответствующим лицензиям. Ввоз в Российскую Федерацию озоноразрущающих веществ и содержащей их продукции из стран, не являющихся Сторонами Венской конвенции и Монреальского протокола, а также вывоз из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в страны был запрещен. Постановлением Правительства РФ от 8 мая 1996 г. № 563 утверждено Положение о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции.
Постановлением Правительства РФ от 5 мая 1999 г. № 490 «Об усилении мер государственного регулирования производства и потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации** было установлено, что с 1 августа 1999 г. производство на территории России озоноразрущающих веществ осуществляется по специальным квотам, исходя из расчетных ставок, сроков и других требований Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой.
Постановлением Правительства РФ от 8 мая 1996 г. № 563 были утверждены Перечень озоноразрушающих веществ и Перечень продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации которых подлежит государственному регулированию. Обязательства по ограничению выбросов диоксида углерода в атмосферу зафиксированы в Киотском протоколе к Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1997 г.
Российская Федерация ратифицировала Киотский протокол Федеральным законом от 4 ноября 2004 г. № 128-ФЗ.
Важным документом в области охраны атмосферного воздуха является Климатическая доктрина Российской Федерации, утвержденная распоряжением Президента Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 861-рп
В Доктрине подчеркивается, что изменение климата является одной из важнейших международных проблем XXI века, которая выходит за рамки научной проблемы и представляет собой комплексную междисциплинарную проблему, охватывающую экологические, экономические и социальные аспекты устойчивого развития Российской Федерации. При этом особенную обеспокоенность вызывает беспрецедентно высокая скорость глобального потепления, наблюдаемая в течение последних десятилетий. Современная наука предоставляет все более веские основания в подтверждение того, что хозяйственная деятельность человека, связанная прежде всего с выбросами парниковых газов в результате сжигания ископаемою топлива, оказывает заметное влияние на климат.
Изменения климата многообразны и проявляются, в частности, в изменении частоты и интенсивности климатических аномалий и экстремальных погодных явлений. В течение XXI века высока вероятность ускорения динамики наблюдаемых изменений климата.
Глобальное изменение климата создав! для Российской Федерации (с учетом размеров ее территории, географического положения, исключительного разнообразия климатических условий, структуры экономики, демографических проблем и геополитических интересов) ситуацию, которая предполагает необходимость заблаговременного формирования всеобъемлющего и взвешенного подхода государства к проблемам климата и смежным вопросам на основе комплексного научного анализа экологических, экономических и социальных факторов.
Согласно Климатической доктрине стратегической целью политики в области климата является обеспечение безопасного и устойчивого развития Российской Федерации, включая институциональный, экономический, экологический и социальный, в том числе демографический, аспекты развития в условиях изменяющегося климата и возникновения соответствующих угроз. При этом основными принципами политики в области климата являются:
— глобальный характер интересов Российской Федерации в отношении изменений климата и их последствий;
— приоритет национальных интересов при разработке и реализации политики в области климата;
— ясность и информационная открытость политики в области климата;
— признание необходимости действий как внутри страны, так и в рамках полноправного международного партнерства Российской Федерации в международных исследовательских программах и проектах, касающихся изменений климата;
— всесторонность учета возможных потерь и выгод, связанных с изменениями климата;
— предосторожность при планировании и реализации мер по обеспечению защищенности человека, экономики и государства от неблагоприятных последствий изменений климата.
Основными задачами политики в области климата являются:
— укрепление и развитие информационной и научной основы политики в области климата, включай усиление научно-технического и технологического потенциала Российской Федерации, обеспечивающего максимальную полноту и достоверность информации о состоянии климатической системы, воздействиях на климат, его происходящих и будущих изменениях и об их последствиях;
— разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по адаптации к изменениям климата;
— разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по смягчению антропогенного воздействия на климат;
— участие в инициативах международного сообщества в решении вопросов, связанных с изменениями климата и смежными проблемами.
Своевременное выявление и оценка связанных с изменениями климата угроз устойчивому развитию и безопасности Российской Федерации, включая угрозы обороноспособности, экономике, состоянию окружающей среды, жизни и здоровью населения, относятся к числу приоритетов политики в области климата.
Доктриной также определены основные направления политики в области климата, которыми являются:
— развитие нормативно-правовой базы и организация государственного регулирования в области изменений климата;
— развитие экономических механизмов, связанных с реализацией мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;
— научное, информационное и кадровое обеспечение разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;
— международное сотрудничество в облает разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат.