Правовое регулирование использования и охраны морей России.
Территорию РФ омывает 12 морей и одно — Каспийское — море-озеро, общая акватория которых составляет 7 млн кв. км Моря имеют важное экономическое и экологическое значение. Они являются средой обитания морских биоресурсов, используются в качестве транспортного пути, являются естественным поглотителем углекислого газа — одного из газов, вызывающих парниковый эффект, играют важную роль в климатической системе планеты. Моря делятся на два вида: внутреннее море или внутренние морские воды и территориальное море РФ. Внутренние морские воды охватывают акваторию и воды портов, заливов, лиманов и континентальных морей, также называемые внутри государе! венными историческими морями1. За пределами морской государственной границы РФ расположена прилежащая зона, внешняя граница которой находится на расстоянии 24 миль, отмеряемых от исходных линий. Прилежащая зона является одновременно частью исключительной экономической зоной РФ, которая охватывает акваторию на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, а также воздушное пространство над ней. В соответствии со ст. 67 Конституции РФ Россия обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.
Правовой режим моря в пределах территории РФ, а также прилежащей и экономической зоны определяется, наряду с водным законодательством, также международными договорами РФ. В системе международного морского права основное место занимает кодифицирующий акт — Конвенция по морскому праву, принятая 10 декабря 1982 г. и вступившая всилу 16 ноября 1994 г. Россия ратифицировала Конвенцию 26 февраля 1997 г. Конвенция содержит правила по использованию и охране морской среды и ее природных ресурсов от негативного воздействия. Кроме этой Конвенции, Протоколом 1992 года об изменениях Международной конвенции о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 г. определен порядок гражданско-правовой ответственности за загрязнение моря нефтяными разливами и предусматривает обязанность организаций, занимающихся перевозкой нефти, платить взносы в учрежденный Международный фонд- Также вопросам гражданско-правовой ответственности судов посвящена Международная конвенция ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1969 г., ратифицированная Россией в 20001. Различными международными соглашениями также регулируются отношения по поводу использования и охраны морских биоресурсов — ведения рыболовного промысла, добычи и охраны морских млекопитающих, охраны белого медведя, ведения китобойного промысла. Заключены соглашения по охране и использованию региональных морей — Балтийского, Черного и Каспийского. Своего рода кодифицирующее значение имеет Соглашение 1995 года об осуществлении Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими. В системе российского водного законодательства правовые требования использования и охраны морских вод и морских природных ресурсов установлены Федеральным законом от 31 июля 1998 1. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ», от 17 декабря 1998 г. «Об исключительной экономической зоне РФ», а также, частично. Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе РФ». По отношению к использованию и охране морей в границах РФ действует также общий порядок, предусмотренный ВК. подзаконными нормативными правовыми актами.
Морские воды РФ используются для таких целей, как судоходство, рыболовство и добыча водных биологических ресурсов, разработка недр, ведение научных исследований, строительство искусственных сооружений, прокладка трубопроводов. Они осуществляются в соответствии с общим порядком приобретения права водопользования, предусмотренным ВК.
За пределами территории РФ в прилежащей зоне действует ограниченная юрисдикция, включающая право контроля за соблюдением только таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил и право контроля за извлечением со дна моря археологических и исторических объектов. Здесь не применяется порядок водопользования, установленный ВК и принятыми в его исполнение подзаконными актами, хотя действуют правила, связанные с обязанностью не причинять ущерба прибрежному государству и нести гражданско- правовую ответственность в соответствии с нормами международного права за загрязнение морских вод РФ и ее природных объектов.
Подобным образом реализуется юрисдикция РФ в ее исключительной экономической зоне, которая включает право контроля и применения мер гражданско-правовой ответственности в соответствии с нормами международного права по отношению к морским научным исследованиям, защите и сохранению морской среды от загрязнения с любых источников. На этот район не распространяется суверенитет РФ, а действуют лишь некоторые суверенные права в строго определенных областях и конкретном объеме. В частности, РФ в соответствии с Конвенцией по морскому праву и Федеральным законом «Об исключительной экономической зоне РФ», обладает суверенным правом на разведку, разработку, промысел и сохранение живых и неживых ресурсов, разведку морского дна и его недр, геологическое изучение, разведку и разработку минеральных ресурсов дна, промысел «сидячих» видов, создание и эксплуатацию искусственных островов, осуществление морской научно-исследовательской деятельности. Иностранные субъекты осуществляют промысел живых и минеральных ресурсов в соответствии с российской разрешительной системой. Хозяйственная деятельность в исключительной экономической зоне РФ всеми субъектами осуществляется при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Все водопользователи в пределах морской территории РФ и исключительной экономической зоны обязаны соблюдать требования по охране морской среды от загрязнения и других негативных воздействий. Во внутренних морских водах и на территориальном море запрещается захоронение и сброс отходов, вредных веществ и других материалов. В исключительной экономической зоне сброс допускается, но только при соблюдении установленных для этого условий. Не допускается сброс с судов опасных веществ, а сброс других вредных веществ ограничен. Сброс нефти и нефтепродуктов с танкеров допускается при соблюдении таких условий, как интенсивность сброса и объем сбрасываемой нефти. Захоронение твердых радиоактивных отходов в морях запрещается.
Сброс вредных веществ осуществляется в соответствии со специально установленными для морской среды нормативами предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря-.
Особо регулируются вопросы аварийного загрязнения моря нефтью и другими опасными веществами. Предусмотрен порядок передачи сообщений о загрязнении мирской среды, в соответствии с которым суда обязаны передавать в спасательно-координационные центры. В целях предупреждения загрязнения суда должны быть оснащены средствами мониторинга.
Отношения по компенсации вреда, причиненного загрязнением нефтью в результате аварии, регулируются на основе принципа ограниченной ответственности судов. Ограничение ответственности допускается при условии страхования ответственности. Дополнительно предусматривается создание Международного фонда компенсации вреда от загрязнения нефтью. Государства обязаны обеспечить внесение в Международный фонд ежегодных взносов. Во исполнение этих положений РФ обязала платить взносы в Международный фонд организации — получатели перевезенных морем нефти и нефтепродуктов.