Правовое регулирование использования и охраны морей России.

Территорию РФ омывает 12 морей и одно — Каспийское — мо­ре-озеро, общая акватория которых составляет 7 млн кв. км Моря имеют важное экономическое и экологическое значение. Они яв­ляются средой обитания морских биоресурсов, используются в ка­честве транспортного пути, являются естественным поглотителем углекислого газа — одного из газов, вызывающих парниковый эф­фект, играют важную роль в климатической системе планеты. Моря делятся на два вида: внутреннее море или внутренние морские воды и территориальное море РФ. Внутренние морские воды охватывают акваторию и воды портов, заливов, лиманов и континентальных морей, также называемые внутри государе! венными историческими морями1. За пределами морской государственной границы РФ рас­положена прилежащая зона, внешняя граница которой находится на расстоянии 24 миль, отмеряемых от исходных линий. Прилежащая зона является одновременно частью исключительной экономической зоной РФ, которая охватывает акваторию на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, а также воздушное пространство над ней. В соответствии со ст. 67 Конституции РФ Россия обладает суверен­ными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.

Правовой режим моря в пределах территории РФ, а также прилежа­щей и экономической зоны определяется, наряду с водным законода­тельством, также международными договорами РФ. В системе между­народного морского права основное место занимает кодифицирующий акт — Конвенция по морскому праву, принятая 10 декабря 1982 г. и вступившая всилу 16 ноября 1994 г. Россия ратифицировала Конвенцию 26 февраля 1997 г. Конвенция содержит правила по использованию и охране морской среды и ее природных ресурсов от негативного воздей­ствия. Кроме этой Конвенции, Протоколом 1992 года об изменениях Международной конвенции о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 г. определен порядок гражданско-правовой ответственности за загрязнение моря нефтяными разливами и предусматривает обязанность организаций, занимающих­ся перевозкой нефти, платить взносы в учрежденный Международный фонд- Также вопросам гражданско-правовой ответственности судов посвящена Международная конвенция ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1969 г., ратифицированная Россией в 20001. Различными международными со­глашениями также регулируются отношения по поводу использования и охраны морских биоресурсов — ведения рыболовного промысла, добы­чи и охраны морских млекопитающих, охраны белого медведя, ведения китобойного промысла. Заключены соглашения по охране и использо­ванию региональных морей — Балтийского, Черного и Каспийского. Своего рода кодифицирующее значение имеет Соглашение 1995 года об осуществлении Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими. В системе российского водного законодательства правовые требо­вания использования и охраны морских вод и морских природных ре­сурсов установлены Федеральным законом от 31 июля 1998 1. «О вну­тренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ», от 17 декабря 1998 г. «Об исключительной экономической зоне РФ», а также, частично. Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе РФ». По отношению к использованию и охране морей в границах РФ действует также общий порядок, пред­усмотренный ВК. подзаконными нормативными правовыми актами.

Морские воды РФ используются для таких целей, как судоходство, рыболовство и добыча водных биологических ресурсов, разработка недр, ведение научных исследований, строительство искусственных сооружений, прокладка трубопроводов. Они осуществляются в соот­ветствии с общим порядком приобретения права водопользования, предусмотренным ВК.

За пределами территории РФ в прилежащей зоне действует огра­ниченная юрисдикция, включающая право контроля за соблюдением только таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил и право контроля за извлечением со дна моря археологических и исторических объектов. Здесь не применяется порядок водополь­зования, установленный ВК и принятыми в его исполнение подза­конными актами, хотя действуют правила, связанные с обязанностью не причинять ущерба прибрежному государству и нести гражданско- правовую ответственность в соответствии с нормами международного права за загрязнение морских вод РФ и ее природных объектов.

Подобным образом реализуется юрисдикция РФ в ее исключитель­ной экономической зоне, которая включает право контроля и при­менения мер гражданско-правовой ответственности в соответствии с нормами международного права по отношению к морским научным исследованиям, защите и сохранению морской среды от загрязнения с любых источников. На этот район не распространяется суверенитет РФ, а действуют лишь некоторые суверенные права в строго опре­деленных областях и конкретном объеме. В частности, РФ в соот­ветствии с Конвенцией по морскому праву и Федеральным законом «Об исключительной экономической зоне РФ», обладает суверенным правом на разведку, разработку, промысел и сохранение живых и не­живых ресурсов, разведку морского дна и его недр, геологическое из­учение, разведку и разработку минеральных ресурсов дна, промысел «сидячих» видов, создание и эксплуатацию искусственных островов, осуществление морской научно-исследовательской деятельности. Иностранные субъекты осуществляют промысел живых и минераль­ных ресурсов в соответствии с российской разрешительной системой. Хозяйственная деятельность в исключительной экономической зоне РФ всеми субъектами осуществляется при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Все водопользователи в пределах морской территории РФ и ис­ключительной экономической зоны обязаны соблюдать требования по охране морской среды от загрязнения и других негативных воз­действий. Во внутренних морских водах и на территориальном море запрещается захоронение и сброс отходов, вредных веществ и других материалов. В исключительной экономической зоне сброс допуска­ется, но только при соблюдении установленных для этого условий. Не допускается сброс с судов опасных веществ, а сброс других вред­ных веществ ограничен. Сброс нефти и нефтепродуктов с танкеров допускается при соблюдении таких условий, как интенсивность сброса и объем сбрасываемой нефти. Захоронение твердых радиоак­тивных отходов в морях запрещается.

Сброс вредных веществ осуществляется в соответствии со специ­ально установленными для морской среды нормативами предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ре­сурсы внутренних морских вод и территориального моря-.

Особо регулируются вопросы аварийного загрязнения моря нефтью и другими опасными веществами. Предусмотрен порядок передачи со­общений о загрязнении мирской среды, в соответствии с которым суда обязаны передавать в спасательно-координационные центры. В целях предупреждения загрязнения суда должны быть оснащены средствами мониторинга.

Отношения по компенсации вреда, причиненного загрязнени­ем нефтью в результате аварии, регулируются на основе принципа ограниченной ответственности судов. Ограничение ответственности допускается при условии страхования ответственности. Дополнительно предусматривается создание Международного фонда компенсации вреда от загрязнения нефтью. Государства обязаны обеспечить внесе­ние в Международный фонд ежегодных взносов. Во исполнение этих положений РФ обязала платить взносы в Международный фонд орга­низации — получатели перевезенных морем нефти и нефтепродуктов.

Наши рекомендации