Правовая охрана водных объектов.
Пользование водными объектами, особенно для хозяйственных целей, а также прилегающими к ним природными объектами — землями, лесами, недрами, растительным миром, способно вызвать негативные изменения в состоянии вод и тем самым оказать вредное воздействие на окружающую среду, здоровье людей и экономику страны. В целях предупреждения и устранения таких негативных изменений, в том числе восстановления водных объектов, водное законодательство устанавливает меры по охране водных объектов от загрязнения, засорения и истощения. Кроме того, с водами связаны такие опасные природные явления, как наводнения, разрушение берегов, плотин и других водохозяйственных сооружений, эрозия почв, образование оползней, селевых потоков, заболачивание и засоление земель, которые именуются негативным воздействием вод (ст. 67). Опасность этих явлений требует разработки и выполнения чрезвычайных мер, направленных на предотвращение негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, предусмотренных, в частности, ст. 67 В К.
Таким образом, под правовой охраной водных объектов следует понимать установленные нормами права меры, направленные на предотвращение загрязнения, засорения и истощения вод, сохранение, улучшение и восстановление водных объектов, а также меры по предупреждению негативного воздействия вод.
Характеризуя данный институт водного права, необходимо исходить из того, что охрана водных объектов не является абсолютно самостоятельным видом деятельности, которым должны заниматься специальные организации или органы государственной власти. Охрана водных объектов не отделима от водопользования и пользования другими природными объектами, так как именно на стадии предоставления водных объектов в пользование и определения требований, обращенных к водопользователям, по предупреждению и устранению негативных последствий хозяйственного использования вод достигается наилучший экологический эффект. Охрана вод — это, прежде всего, обязанность самих водопользователей, хотя специальные меры, скажем, по укреплению берегов, лесопосадкам и прибрежной полосе, созданию особо охраняемых водных объектов, выполняются и могут выполняться самостоятельно специальными организациями и органами вне прямой связи с водопользованием.
Общие требования охраны водных объектов установлены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». На этапе проектирования водопользователи обязаны учитывать последствии своей деятельности на водные и другие природные объекты (ст. 35). Они также обязаны применять наилучшие существующие технологии, устанавливать технические средства обезвреживания сточных вод (ст. 36). При решении вопроса о строительстве объектов гидроэнергетики должны учитываться реальные потребности в электрической энергии и предусматриваться меры по охране водных объектов, водосборных площадей и экосистем в целом (ст. 40).
Специальные меры охраны водных объектов от деградации, в том числе меры обеспечения рационального водопользования, содержатся в водном законодательстве. Эти меры включают:
— установление специального режима охраны водных объектов;
— установление общих и индивидуальных прав и обязанностей водопользователей по охране вод и их рациональному использованию;
— исполнительной деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления;
— разработка комплексных схем использования и охраны вод.
Правовой режим охраны водных объектов, под которым понимается система правил и мероприятий, нацеленных на предупреждение и устранение деградации вод, включает, прежде всего, запреты и ограничения на сбросы отходов и не подвергшихся санитарной очистке сточных вод, а также на осуществление отдельных видов деятельности. В частности, запрещается сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления. Содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ в водных объектах не должно превышать естественною фона, захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ запрещено (ст. 56 ВК). Запрещается загрязнение засорение болот отходами производства и потребления, нефтепродуктами, ядохимикатами (ст. 57). На водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается размещение захоронений отходов, свалок, кладбищ. Также не разрешается орошение земель сточными водами, если это не соответствует санитарному законодательству (ст. 59). Водные объекты, обладающие особой природоохранной, научной, культурной, рекреационной и иной нематериальной значимостью, могут быть признаны Правительством РФ особо охраняемыми водными объектами (ст. 66). Такие объекты могут быть полностью или частично, постоянно или временно изъяты из хозяйственной деятельности.
(ст. 65). Водоохранная зона — это территория, примыкающая к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которой действует специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности. В пределах водоохранных зон запрещены такие действия, как использование сточных вод для удобрения почв, захоронение отходов, радиоактивных, химических и иных опасных веществ, размещение кладбищ и скотомогильников, движение и стоянка транспортных средств, за исключением их проезда по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
В состав водоохранной зоны входит прибрежная защитная полоса - часть водоохранной зоны, непосредственно примыкающая к береговой линии. Здесь действует более строгий режим хозяйственной деятельности запрещается распашка земель, выпас сельскохозяйственных животных, размещение отвалов размываемых грунтов. Ширина водоохранной зоны зависит от вида водного объекта и его размеров. Так, для рек и ручьев в зависимости от их протяженности ширина водоохранной зоны колеблется от 50 до 200 метров. Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 метров. Внешние границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос закрепляются на местности специальными информационными знаками.
Вторую группу мер охраны водных объектов образуют общие и индивидуальные права и обязанности водопользователей по охране и рациональному использованию вод. ВК возлагает на водопользователей такие общие обязанности, как обязанности не допускать причинение вреда окружающей среде, своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах, вести учет объема забора и сброса сточных вод, вести наблюдение за состоянием водных объектов и водоохранными зонами (ст. 39). Кроме того, водопользователи, использующие водные объекты для теплоэнергетики и атомной энергетики, обязаны соблюдать температурный режим водных объектов, т. е. не допускать изменения естественного температурного фона (ст. 62). При эксплуатации водохозяйственных систем водопользователи не могут осуществлять сброс сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке или не соответствующих требованиям технических регламентов (ст. 60).
В интересах охраны водных объектов, Федеральное агентство водных ресурсов ведет государственный водный реестр, Росгидромет осуществляет мониторинг состояния водных объектов. По каждому речному бассейну Федеральным агентством водных ресурсов готовятся схемы комплексного использования и охраны водных объектов. В целях выявления правонарушений и обеспечения соблюдения водопользователями требований водного законодательства осуществляется государственный надзор за использованием и охраной водных объектов (ст. 36). Полномочия по ведению надзора возложены на территориальные органы Росприроднадзора.
Важным правовым механизмом обеспечения охраны водных объектов является нормирование. Статья 35 В К предусматривает установление следующих нормативов и иных качественных показателей для водных объектов:
— нормативов допустимых воздействий на водные объекты;
— нормативов предельно допустимых концентраций химических, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах (ПДК);
— целевых показателей качества воды в водных объектах;
— нормативов допустимых сбросов с объектов водопользования.
Нормативы допустимых воздействий на водные объекты разрабатываются Росводресурсы на основании предельно допустимых концентраций химических, радиоактивных веществ, микроорганизмов и иных показателей качества воды в водных объектах (нормативы ПДК). Они определяются по каждому бассейну водного объекта с учетом природной особенности территории и содержат допустимую величину антропогенной нагрузки и массу вредных веществ, которая может поступить в водный объект- Нормативы ПДК определяют показатель максимально допустимого содержания в водных объектах химических и биологических веществ. В отличие от нормативов допустимых воздействий, которые могут быть различными по каждому водному объекту, нормативы ПДК едины для всех водоемов и водотоков и определяют по каждому загрязняющему веществу его допустимую максимальную концентрацию. Этот показатель определяется исходя из назначения водного объекта и, по сути, не учитывает естественные различия в качестве вод.
Лимиты (предельный объем) забора водных ресурсоь и сброса сточных вод, устанавливаемые Росводресурсы для каждого речного бассейна.
Квоты забора водных ресурсов и сброса сточных вод утверждаются Росводресурсы и выделяются для каждого субъекта РФ как часть лимита.
Нормативы и иные меры охраны водных объектов определяются в комплексных схемах использования и охраны вод. Схемы разрабатываются Росводресурсы для каждого речного бассейна сроком на 10 лет и утверждаются Миприроды. Они устанавливают целевые показатели качества воды в водных объектах, перечень водохозяйственных мероприятий по охране водных объектов, водохозяйственные балансы, лимиты забора водных ресурсов и сброса сточных вод для речных бассейнов, квоты забора и сброса, устанавливаемые по каждому субъекту РФ, количественные и качественные показатели водных ресурсов и параметры водопользования, которые включают материалы о состоянии водных объектов, их использовании. На основе таких материалов определяется допустимая антропогенная нагрузка на водные объекты, мероприятия по охране водных объектов, водохозяйственные мероприятия, водохозяйственные балансы, лимиты забора воды, квоты забора и сброса сточных вод, необходимые финансовые ресурсы, а также другие необходимые мероприятия. На основе схем комплексного использования и охраны водных объектов, которые являются обязательными для соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления, принимаются решения о предоставлении водных объектов в пользование и определяются условия водопользования.