Порядок обращения с химическими и биологическими веществами.
Одной из центральных проблем обеспечения экологической безопасности в настоящее время является борьба с загрязнением окружающей среды опасными химическими биологическими и иными веществами.
Под загрязнением окружающей среды понимается поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Единого понятия вредного или опасного вещества в законодательстве нет, поэтому под вредными веществами мы понимаем химические, в том числе токсичные и радиоактивные, вещества; биологические и иные вещества, при обращении с которыми может оказываться отрицательное воздействие на окружающую природную среду и здоровье человека. Так, например, в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76 (1999) ССБТ «Вредные вещества» под вредным веществом понимается вещество, которое при контакте с организмом человека в случае нарушения требований безопасности может вызвать производственные травмы и профессиональные заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами, как в процессе работы, так и в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений.
В соответствии с указанным стандартом вредные вещества, содержащиеся в сырье, продуктах, полупродуктах и отходах производства (кроме биологических и радиоактивных), по степени воздействия на организм человека делятся на четыре класса опасности:
— 1-й — вещества чрезвычайно опасные:
— 2-й — вещества высокоопасные;
— 3-й — вещества умеренно опасные,
— 4-й — вещества малоопасные.
В основе отнесения вещества к тому или иному классу опасности лежат нормативы предельно допустимой концентрации (ПДК) вредных веществ в воде, почве, атмосферном воздухе
Среди химических веществ наибольшей опасностью обладают токсические вещества. Они определяются как вещества, которые при внесении в окружающую природную среду оказывают или могут оказать прямой или косвенный, непосредственный или в отдаленной перспективе вред, выражаемый в загрязнении (отравлении) природной среды, влекущий отрицательные последствия для человека и других живых организмов
Биологические вещества — это потенциально опасные для здоровья человека и окружающей среды природного и искусственного происхождения вирусы, микробы, бактерии, одноклеточные микроорганизмы, в том числе генно-инженерно-модифипированные организмы Особенно загрязняют окружающую среду предприятия, производящие антибиотики, ферменты, вакцины, сыворотки, кормовой белок, биоконцентраты и др., т. е. предприятия промышленного биосинтеза, в выбросах которых присутствуют живые клетки микроорганизмов.
Федеральная целевая программа «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009— 2014 годы)», утвержденная постановлением Правительства РФ от 27 октября 2008 г. № 7913, определила цель, основные принципы, приоритетные направления, задачи и меры государственной поддержки в области обеспечения химической и биологической безопасности личности, общества и государства, а также механизм реализации государственной политики в этой области4 Целью государственной политики в данной сфере является последовательное снижение до максимально приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на население, производственную и социальную инфраструктуру и экологическую систему. Основу государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности составляет создание юсударственной системы обеспечения химической и биологической безопасности как подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Общие требования в области охраны окружающей среды при обращении с химическими и биологическими веществами установлены в Федеральных законах: «Об охране окружающей среды» (ст. 47, 49, 50) и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 14,26,43). Так, производство и обращение потенциально опасных химических веществ и микроорганизмов допускаются на территории РФ после проведения необходимых токсиколого-гигиенических и токсикологических исследований, установления порядка обращения с ними, природоохранных нормативов и государственной регистрации этих веществ в соответствии с законодательством РФ.
Юридические и физические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов. Запрещается применение токсичных химических препаратов, не подвергшихся распаду.
В целях охраны окружающей среды от негативного биологического воздействия запрещается производство, разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, без разработки мер по предотвращению их неконтролируемого размножения, положительного заключения государственной экологической экспертизы, разрешения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды.
Потенциально опасные для человека химические, биологические вещества и отдельные вилы продукции допускаются к производству, транспортировке, закупке, хранению, реализации и применению после их государственной регистрации.
Осуществление работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсикантами допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий выполнения таких работ санитарным правилам.
Также действующим законодательством предусмотрена государственная регистрация потенциально опасных химических и биологических веществ.
Государственная регистрация потенциально опасных химических и биологических веществ (далее — государственная регистрация) осуществляется с целью охраны здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия этих веществ и возможных неблагоприятных последствий их применения. В соответствии со ст. 43 Федеральною закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственной регистрации подлежат:
— впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовленные на их основе препараты, потенциально опасные для человека;
— отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека;
— отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации.
Государственная регистрация данных веществ и отдельных видов продукции проводится на основании:
— оценки опасности веществ и отдельных видов продукции для человека и среды обитания;
— установления гигиенических и иных нормативов содержания веществ, отдельных компонентов продукции в среде обитания;
— разработки защитных мер, в том числе условий утилизации и уничтожения веществ и отдельных видов продукции, по предотвращению их вредного воздействия на человека и среду обитания.
Оценка опасности веществ и отдельных видов продукции для человека и среды обитания, установление гигиенических и иных нормативов содержания веществ и отдельных компонентов продукции в среде обитания, разработка защитных мер осуществляются организациями, аккредитованными в установленном порядке.
Присвоение химическому и биологическому веществу номера государственной регистрации и выдача свидетельства о регистрации подтверждают достаточность и качество токсиколого-экологиче- ских и других показателей и являются основанием для внесения их в нормативно-техническую документацию (НТД — ГОСТ, ТУ и др.) по разделам «Требования безопасности» и «Охрана окружающей среды».
75.Правовые требования к уничтожению химического оружия.
Учитывая повышенную потенциальную опасность для обеспечения безопасности граждан и окружающей среды при проведении работ по уничтожению химического оружия, хранящегося на территории РФ, законодательство устанавливает систему специальных требований по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.
Основой международно-правового регулирования в данной сфере является конвенция «О запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении». Под химическим оружием понимается — в совокупности или в отдельности — токсичные химикаты, боеприпасы и устройства, специально предназначенные для смертельного поражения или причинения иного вреда за счет токсических свойств токсичных химикатов, высвобождаемых в результате применения таких боеприпасов и устройств, а также оборудование, специально предназначенное для использования непосредственно в связи с применением указанных боеприпасов и устройств.
Основными организационными мерами в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия являются:
— лицензирование деятельности, связанной с выполнением работ и оказанием услуг по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия; приостановление в установленном порядке деятельности объектов по уничтожению химического оружия в случае возникновения угрозы безопасности граждан и окружающей среде;
— надзор и контроль за выполнением работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;
— установление критериев и стандартов безопасности хранения, перевозки, уничтожения химического оружия и обеспечения контроля за их соблюдением;
— создание зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия;
— организация и проведение государственных санитарно-гигиенической, экологической и других экспертиз.
76.Понятие, содержание, принципы, объекты и субъекты права недропользования.
Полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, содержащиеся в недрах, являются фундаментом экономики Российской Федерации, их использование определяет основные векторы экономического и социального развития страны и обеспечивает до трети ВВП и более 70% валютных поступлений.
По данным Государственного доклада «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2010 году» наиболее значимыми для отечественной экономики являются пятнадцать видов минерального сырья, доля каждого из которых в мировой добыче превышает 40%, — это нефть, природный газ, уголь, уран, железные руды, платина и палладий, медь, никель, вольфрам, золото, серебро, алмазы, калийное и фосфатное сырье, значительная часть которых реализуется на мировых рынках. В недрах Российской
Федерации разведана значительная часть мировых запасов важнейших видов полезных ископаемых: половина запасов алмазов, более четверти — природного газа и железа, около 20% — палладия и углей, 17% — никеля, а также от 7 до 10% — нефти, золота, серебра, платины и др. Доля России в мировой добыче нефти составляет 12,8%, газа, никеля, алмазов — более 20%, платины — 14,5%, золота — 7%.
Юридическое понятие «недра» определяется в преамбуле Закона Российской Федерации от I февраля 1992 г. N« 2395-1 «О недрах» как часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения, в свою очередь, с хозяйственной точки зрения для пользователя недр имеют значение не сами недра, а используемые или предназначенные для использования ресурсы недр, к которым относятся содержащиеся в недрах полезные ископаемые, пространства и пустоты недр, используемые в различных целях (подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подземные хранилища газа, метрополитен), энергетические и иные ресурсы (подземные воды, тепловая энергия, используемая в виде термальных вод и т. д.).
Система законодательства в области рационального использования и охраны недр базируется на следующих, основополагающих федеральных законах:
— Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах». Данный закон является базовым законом, обеспечивающим разрешительный (лицензионный) порядок предоставления участков недр в пользование и регулирующим общественные отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
— Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», принятый в развитие законодательства Российской Федерации в области недропользования и инвестиционной деятельности и устанавливающий правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях раздела продукции;
— Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», устанавливающий особенности пользования недрами на континентальном шельфе, в том числе порядок разведки и добычи минеральных ресурсов, а также создания, эксплуатации, использования искусственных островов, установок, сооружений, прокладки подводных кабелей, трубопроводов на континентальном шельфе;
— Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N® 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», устанавливающий особенности предоставления в пользование участков недр федерального значения, содержащих газ.
Центральным понятием, используемым в науке права, является понятие «право пользования недрами (право недропользования)», которое может рассматриваться в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле право пользования недрами представляет собой «систему правовых норм, регулирующих отношения по использованию участков недр управомоченным лицом в установленном порядке, устанавливающую основания возникновения, изменения, приостановления, прекращения, реализации прав и обязанностей недропользователей и компетентных органов в сфере недропользования, а также по предо| вращению и устранению вмешательства третьих лиц в недропользование. При этом такое пользование недрами осуществляется в соответствии с определенными принципами, установленными законодательством и являющимися важной составляющей частью права пользования недрами в объективном смысле, к числу основных из которых можно отнести невозможность участия в гражданском обороте участков недр, общий разрешительный порядок предоставления права пользования недрами, в порядке исключения — договорной порядок, рациональное и комплексное недропользование, платность недропользования, обязательное соблюдение правил безопасности при осуществлении горных работ»
В свою очередь, в субъективном смысле «право пользования недрами представляет собой возникающий, изменяющийся, длящийся и прекращающийся на основании закона, актов компетентных органов государственной власти или договора комплекс прав и обязанностей лиц, имеющих своей целью поиск, оценку, разведку и разработку месторождений полезных ископаемых, строительство подземных инженерных сооружений, образование особо охраняемых геологических объектов, сбор минералогических, палеонтологических и иных материалов, а также пользование недрами для иных соответствующих законодательству и законным интересам других лиц целей».
В качестве объектов правового регулирования отношений недропользования выступают индивидуализированные используемые участки недр, представляющие собой геометризированные блоки недр и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, в совокупности составляющие государственный фонд недр, владение, пользование и распоряжение которым осуществляется в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Субъектный состав права пользования недрами может существенно варьироваться в зависимости от непосредственного вида пользования недрами, а также от участка недр, предоставляемого в пользование. По общему правилу согласно ст. 9 Закона Российской Федерации «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
В свою очередь, на участках недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, а также на участках недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, пользователями недр могут быть юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа Российской Федерации не менее чем пять лет, в которых доля (вклад) Российской Федерации в уставных капиталах составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капталы таких юридических лиц.
Пользователями недр также могут быть собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, которые согласно ст. 19 Закона Российской Федерации «О недрах» имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Право пользования недрами осуществляется на основе ряда принципов, к наиболее значимым из которых следует отнести:
1. Принцип совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в сфере государственного регулирования отношений недропользования В соответствии со ст. 1.1 Закона Российской Федерации «О недрах» разграничение предметов ведения и полномочий межд> органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется на основе Конституции Российской Федерации и принятых в соответствии с ней федеральных законов.
Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относятся вопросы владения, пользования и распоряжения недрами на территории Российской Федерации (пп. «в» ч. 1 ст. 72), природопользование, в том числе недропользование (пп. «д»
ч. 1 ст. 72), а также законодательство о недрах (пп. «к» ч. 1 ст. 72). На основании данной нормы федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют в определенном объеме регулятивные, исполнительно-распорядительные и контрольно-надзорные функции в сфере государственного регулирования отношений недропользования в пределах, установленных ст. 3 и 4 Закона Российской Федерации «О недрах» и иными федеральными законами пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лииа к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. В свою очередь, добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
2. Принцип срочности право пользования недрами
Согласно ст. 10 закона Российской Федерации «О недрах» участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. В частности, на определенный срок участки недр предоставляются в пользование для:
— геологического изучения — на срок до 5 лет или на срок до 10 лет при проведении работ по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;
— добычи полезных ископаемых — на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месюрождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр;
— добычи подземных вод — на срок до 25 лет;
— добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр в соответствии со ст. 21.1 Закона Российской Федерации «О недрах» — на срок до I года.
Срок пользования участком недр может быть продлен по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
В свою очередь, без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, а также для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей.
недрами и действие лицензии, переходит в нераспределенный фонд недр с последующим представлением его в пользование в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации
3. Принцип платности пользовании недрами
Пользование недрами, являясь по своей правовой природе одним из видов природопользования, осуществляется, как правило, на возмездной основе. В частности, разделом V Закона Российской Федерации «О недрах» предусматривается определенная система платежей за пользование недрами, включающая в себя:
— разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, включая разовые платежи, уплачиваемые при изменении границ участков недр, предоставленных в пользование;
— регулярные платежи за пользование недрами;
— сбор за участие в конкурсе (аукционе);
— иные налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
4. Принцип рационального использования и охраны недр
Актуальность данного принципа обусловливается тем, что «основной
целью пользования недрами является добыча полезных ископаемых, которые относятся к исчерпаемым и невозобновимым природным ресурсам, поэтому рациональное (разумное, целесообразное) использование недр должно обеспечивать максимальное извлечение полезных свойств от каждого участка недр с тем, чтобы сохранить возможно большее количество запасов полезных ископаемых на будущее, в связи с чем недра следует беречь как часть среды обитания человека, как составляющую экосистемы».
Кроме того, хозяйственная деятельность, связанная с пользованием недрами, оказывает существенное негативное воздействие на окружающую среду не только посредством изъятия полезных ископаемых из недр, вызывая оседание, обрушение, сдвиги находящихся на поверхности объектов, но и приводит к загрязнению поверхности земли, вод и воздушного пространства, тем самым создавая опасные для окружающей среды условия, которые могут привести к неблагоприятным экологическим последствиям.