Правовое регулирование деятельности в области обращения с отходами производства и потребления.
Законодательным актом, устанавливающим правовые основы общественных отношений при обращении с отходами, является Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Им определены: обязательность установления нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение (ст. 24); требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления (ст. 51); права, обязанности и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды (ст. 66).
Специальные нормы, регулирующие отношения в области обращения с отходами содержит Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». В нем определено понятие «обращение с отходами» — деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Использование — вовлечение отходов в хозяйственный оборот (переработка отходов в целях получения новых видов продукции). Утилизация — обезвреживание с одновременным извлечением полезных свойств, необходимых для дальнейшего производства. Под обезвреживанием понимается обработка отходов, в том числе сжигание и обезвреживание отходов на специализированных установках в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду. Размещение — любая операция по хранению и захоронению отходов. Хранение — изоляция с учетом временной нейтрализации (складирование) отходов, направленная на снижение их опасности для окружающей среды. Для хранения устанавливается срок его нахождения в местах складирования. Захоронение — изоляция отходов, направленная на исключение попадания загрязняющих веществ в окружающую среду и возможности дальнейшего использования этих отходов. Объекты для размещения отходов — полигоны по обезвреживанию и захоронению промышленных и бытовых отходов, шламонако- пители и т. д.
Деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I—IV классов опасности подлежит лицензированию (ст. 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п. 30 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановление Правительства РФ от 28 марта 2012 г. «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1—IV классов опасности»1). На отходы I—IV класса опасности должен быть составлен паспорт.
Основными требованиями, предъявляемыми к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами являются: соблюдение установленных требований в области охраны окружающей среды; разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; внедрение малоотходных технологий; проведение инвентаризации отходов и объектов их размещения; проведение мониторинга состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов; предоставление в установленном порядке необходимой информации в области обращения с отходами; соблюдение требований предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, принятие неотложных мер по их ликвидации.
Норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимит на размещение отходов представляет собой предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г.1
Требования к объектам размещения отходов установлены в ст. 12 Федерального закона “Об отходах производства и потребления», согласно которой создание специально оборудованных сооружений, предназначенных для размещения отходов, допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований в порядке, установленном законодательством РФ, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Запрещается захоронение отходов на территориях городских и сельских поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Также запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. Все объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г. N® 801 и от 30 мая 2001 г. № 162 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». СанПиН 2.1.7.1322-03 и соответственно санитарные правила «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» СП 2.1.7.1038-01. Правила устанавливают гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления. Эти требования не распространяются на полигоны захоронения радиоактивных отходов; полигоны твердых бытовых и смешанных отходов; могильники для органических веществ и трупов животных; склады просроченных и непригодных к использованию лекарственных препаратов и пестицидов.
За деятельностью в области обращения с отходами производства и потребления предусмотрен государственный надзор, производственный и общественный контроль. Государственный экологический надзор, в том числе и в области обращения с отходами, осуществляет в пределах своей компетенции Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией.
Правовые нормы, регулирующие деятельность по обращению с отходами производства и потребления в Российской Федерации, содержатся, помимо федеральных законов, в подзаконных актах и в законодательстве субъектов РФ. В ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»3 установлены санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию.
транспортировке, хранению, захоронению и утилизации отходов производства и потребления. Отношения при обращении с отходами горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств регулируются Законом РФ О недрах», где рассматриваются вопросы пользования недрами, в том числе для захоронения отходов (ст. 9, 10, 16, 23). Правовое регулирование предупреждении негативного воздействия отходов на окружающую среду осуществляется также в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе», согласно которому договоры, предусматривающие использование отходов производства, подлежат обязательной государственной экологической экспертизе (ст. 11, 12). Отношения при размещении и захоронении отходов в водных объектах регулируются водным законодательством. Водным кодексом РФ запрещены сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов (ст. 96), а также засорение ледяного покрова водных объектов, ледников и снежников производственными, бытовыми и иными отходами и отбросами (ст. 101). Федеральным законом от 31 июля 1998 1 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»1 запрещаются захоронение отходов и других материалов, а также сброс вредных веществ во внутренних морских водах и в территориальном море (ст. 37). Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. М 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»2 установлено, что перечень отходов и других материалов, запрещенных к захоронению на континентальном шельфе, публикуется в «Извещениях мореплавателям», а также, что захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе допускается только на основании разрешения, выдаче которою должна предшествовать государственная экологическая экспертиза, и при обеспечении надежной локализации захороненных отходов и других материалов (ст. 34).
Органы местного самоуправления, в свою очередь, разрабатывают планы мероприятий по исполнению региональных иелевых программ, а также принимают муниципальные нормативные правовые акты в области обращения с отходами производства и потребления. Таким образом, законодатель дает возможность повысить роль местных администрации в строительстве и организации объектов утилизации отходов, включая очистные сооружения мусоросжигательных заводов.
71.Правовые требования обращения с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами.
Федеральная целевая программа «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010—2015 годов и на перспективу до 2020 года», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г № 50', устанавливает, что одной из основных проблем современной атомной энергетики Российской Федерации является высокое и постоянно нарастающее количество отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов.
В ряде регионов России фиксируется дополнительное радиоактивное загрязнение объектов окружающей среды. На Европейской территории России таким источником остается Чернобыльская АЭС, на Азиатской территории России — радиационная авария в 1957 г. на ПО «Маяк» в Челябинской области и ветровой вынос радионуклидов с обнажившихся берегов озера Карачай, куда сливались жидкие радиоактивные отходы этого предприятия
Под радиоактивными отходами действующее законодательство понимает не подлежащие дальнейшему использованию материалы и вещества, а также оборудование, изделия (в том числе отработавшие источники ионизирующего излучения), содержание радионуклидов в которых превышает уровни, установленные в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации Радиоактивными отходами также могут признаваться материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов, образовавшиеся при осуществлении не связанных с использованием атомной энергии видов деятельности по добыче и переработке минерального и органического сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов, в случае, если эти материалы не подлежат дальнейшему использованию.
Необходимо различать понятия радиоактивные отходы (РАО) и отработавшее ядерное топливо (ОЯТ), содержащееся в облученных в ядерном реакторе и извлеченных из него тепловыделяющих сборках. Федеральный закон от II июля 2011 г. № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения в области обращения с радиоактивными отходами, но его положения не применяются к отношениям в области обращения с отработавшим ядерным топливом.
Обращение с радиоактивными отходами — это деятельность по сбору, сортировке, переработке, кондиционированию, перевозке, хранению и захоронению радиоактивных отходов. Под захоронением РАО понимается безопасное их размещение в пункте захоронения радиоактивных отходов без намерения их последующего извлечения. Пункт захоронения радиоактивных отходов предназначен для размещения радиоактивных отхолов без намерения их последующего извлечения и обеспечивающий радиационную безопасность работников такого пункта, населения и окружающей среды в течение периода потенциальной опасности радиоактивных отходов.
Согласно ст. 4 вышеуказанного Закона РАО подразделяются на удаляемые радиоактивные отходы и особые радиоактивные отходы. Удаляемые радиоактивные отходы для целей их захоронения классифицируются по следующим признакам:
1) по периоду полураспада соцержашихся в РАО радионуклидов — долгоживущие и короткоживушие радиоактивные отходы;
2) по удельной активности — высокоактивные, среднеактивные, низкоактивные, очень низкоактивные радиоактивные отходы;
3) по агрегатному состоянию — жидкие, твердые, газообразные РАО;
4) по содержанию ядерных материалов — радиоактивные отходы, содержащие ядерные материалы и не содержащие ядерных материалов;
5) отработавшие закрытые источники ионизирующего излучения;
6) радиоактивные отходы, образовавшиеся при добыче и переработке урановых руд;
7) радиоактивные отходы, образовавшиеся при осуществлении не связанных с использованием атомной энергии вндов деятельности по добыче и переработке минерального и органического сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов.
Критерии отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам; радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам и к удаляемым радиоактивным отходам и критерии классификации удаляемых радиоактивных отходов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2012 г. № 1069'. Порядок и сроки создания единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами и порядок государственного регулирования тарифов на захоронение радиоактивных отходов также регулируются постановлениями Правительства Российской Федерации.
Федеральный .закон «Об обрашении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает Федеральные нормы и правила, регулирующие обращение с РАО и требования к обеспечению безопасности при обращении с ними: лицензирование деятельности по обращению с РАО; государственный учет и контроль радиоактивных отходов; регистрацию радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов; ответственность за нарушение требовании в области обращения с РАО.
Отношения в области обращения с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами регулируются также Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которым установлены общие требования по обращению с радиоактивными веществами и ядерными материалами, порядок их ввоза в Российскую Федерацию из иностранных государств (ст. 48). Юридические и физические лица обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки, применения, захоронения радиоактивных веществ (источников ионизирующих излучений) и ядерных материалов, не допускать превышение установленных предельно допустимых нормативов ионизирующего излучения, а в случае их превышения немедленно информировать органы исполнительной власти в области обеспечения радиационной безопасности о повышенных уровнях радиации, опасных для окружающей среды и здоровья человека, принимать меры по ликвидации очагов радиационного загрязнения.
Ввоз в Российскую Федерацию радиоактивных отходов и ядерных материалов из иностранных государств в целях их хранения или захоронения, а также затопление, отправка в космическое пространство запрещаются, кроме случаев, установленных Федеральным законом «Об охране окружающей среды» и Федеральным законом «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» случаев ввоза в Российскую Федерацию радиоактивных отходов в целях их хранения, переработки или захоронения. Ввоз в Российскую Федерацию из иностранных государств облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов для осуществления временного технологического хранения и (или) их переработки разрешается в случае, если проведены государственная экологическая экспертиза и иные государственные экспертизы соответствующего проекта, предусмотренные законодательством
РФ, обоснованы общее снижение риска радиационного воздействия и повышение уровня экологической безопасности в результате реализации соответствующего проекта. Ввоз в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации.
Федеральный закон от21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» определяет правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, направлен на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды, защиту собственности при использовании атомной энергии, призван способствовать развитию атомной науки и техники, содействовать укреплению международного режима безопасного использования атомной энергии.
Закон распространяется, в частности, на следующие виды деятельности в области использования атомной энергии: размещение, проектирование, сооружение, эксплуатацию и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов, проведение экспертизы безопасности объектов использования атомной энергии.
В законодательстве используются различные понятия, обозначающие вещества, обладающие радиоактивным эффектом: ядерные материалы, радиоактивные вещества, радиоактивные отходы, облученные тепловыделяющие сборки ядерного реактора и др. К ядерным материалам относятся материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества. Под радиоактивными веществами понимаются вещества, не относящиеся к ядерным материалам и испускающие ионизирующее излучение.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» ядерные материалы, радиоактивные вещества, радиоактивные отходы независимо от формы собственности подлежат государственному учету и контролю в системе государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
Порядок и правила осуществления государственного учета и контроля радиоактивных отходов, в том числе регистрации радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов, органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2012 г. М 1188'.
Большое значение для охраны окружающей среды имеет установленная законодательством необходимость лицензирования деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ и физическая защита ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов.