Понятие и особенности охраны окружающей среды в энергетике.
Требования в области охраны окружающей среды -это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Экологические требования конкретизируются в законодательстве в зависимости от видов таких объектов: промышленных предприятий. в том числе нефтедобывающих и нефтегазовых производств, транспортных средств, военных и оборонных объектов, объектов энергетики, объектов сельскохозяйственного назначения, городских и сельских строений и иных объектов.
Специальные экологические требования к промышленным предприятиям предусмотрены в различных нормативных источниках.
Например, в соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры санитарно-защитной зоны определяются в зависимости от ряда условий: мощности, условий эксплуатации объектов, характера и количества выделяемых вредных веществ и вредных физических факторов, с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния на среду обитания и здоровье человека при обеспечении соблюдения требований гигиенических нормативов. Минимальные размеры таких зон составляют для предприятий первого класса — 1000 м, второго класса — 500 м, третьего класса — 300 м, четвертого класса — 100 м, пятого класса — 50 м и конкретизируются в зависимости от характера производства.
Сложный характер воздействия тех или иных отраслей промышленности вызывает необходимое 1ь его учета при установлении для таких объектов экологических требований. Так, воздействие нефтедобывающей промышленности на окружающую среду осуществляется посредством загрязнения атмосферы выбросами вредных веществ; сброса загрязняющих веществ в поверхностные и подземные воды, на рельеф местности; изменении ландшафта в процессе строительства объектов нефтедобычи; вырубки лесов, загрязнения нефтепродуктами почвы, пластов недр; захоронения отходов; аварийных разливов нефти.
Эти и другие особенности учтены при установлении специальных экологических требований для нефтегазодобывающих и перерабатывающих производств. Статьей 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрены следующие требования в области охраны окружающей среды при создании (размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию) и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки:
— необходимость предусматривать эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов;
— строительство и эксплуатация таких объектов допускаются при наличии проектов восстановления загрязненных земель в зоне временного и (или) постоянного отвода земель, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации;
— строительство и эксплуатация объектов нефтедобывающих производств, объектов переработки, транспортировки и хранения нефти и газа, расположенных в акваториях водных объектов, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, допускает при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы, государственной экспертизы проектной документации и иных установленных законодательством государственных экспертиз после восстановления загрязненных земель
Требования к эксплуатации такого объекта хранения и реализации нефтепродуктов, как автозаправочная станция, включая ее территорию, здания, сооружения, оборудование, инженерные коммуникации, порядок приема, хранения, выдачи и учета нефтепродуктов, экологической безопасности и т. д. установлены в РД 153-39.2-080-01. Правила технической эксплуатации автозаправочных станций, принятом и введенном в действие приказом Минэнерго РФ от 1 августа 2001 г. № 229'.
Экологическое законодательство содержит экологические требования при создании и эксплуатации опасных промышленных объектов. Так, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» устанавливает требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, приемке в эксплуатацию и эксплуатации опасного производственного объекта, которые должны соответствовать, в частности, нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности (п. 2 ст. 3 Закона).
Транспортный комплекс является одним из самых крупных загрязнителей окружающей среды среди других отраслей экономики. Основные требования в области охраны окружающей среды для транспортных средств установлены ст. 45 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Они заключаются в обязывании юридических и физических лиц, осуществляющих эксплуатацию автомобильных и иных оказывающих негативное воздействие на окружающую среду транспортных средств, соблюдать нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также принимать меры по обезвреживанию загрязняющих веществ, в том числе их нейтрализации, снижению уровня шума и иного негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» запрещены производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих веществ) в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов. Транспортные и иные передвижные средства подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. № 83'.
Действующее законодательство устанавливает специальные экологические требования и к отдельным видам транспорта с учетом его особенностей. Так, в соответствии с техническим регламентом «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 октября 2005 г. № 6092, все автомобили подразделяются на экологические классы, к которым применяются технические требования еще на этапе их производства. С момента вступления в силу данного технического регламента произведенные на территории России автомобили должны соответствовать экологическому классу Евро-2, а с I июля 2008 г. Госстандартом России введены в действие в качестве государственных стандартов РФ нормы Евро-3, касающиеся требований к выбросам загрязняющих веществ и дымности отработавших газов автомобилей.
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г № 24-ФЗ* устанавливает обязанности судовладельца по охране окружающей среды при эксплуатации судов (ст 39). Они заключаются в обеспечении экологической безопасности, предотвращении загрязнения с судов хозяйственно-бытовыми, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и другими вредными для здоровья людей и водных биологических ресурсов веществами.
Объекты поенной и оборонной деятельности (космодромы, полигоны, аэродромы, производственные и ремонтные предприятии, базы и склады боеприпасов, ракетного топлива и горюче-смазочных материалов, тепло- и энергоснабжения и т. д.), наряду с гражданскими объектами, являются источниками загрязнения окружающей среды. Экологические требования в процессе создания и эксплуатации объектов военной деятельности установлены ст. 41 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
63.Экологические требования к использованию ТЭС, ГЭС, АЭС и альтернативных источников энергии.
Специальные экологические требования к созданию и эксплуатации объектов энергетикиустановлены ст. 40 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Тепловые электростанции (ТЭС) являются главным источником вырабатываемой энергии и дают самый большой уровень загрязнения окружающей среды. Поэтому основным требованием к ТЭС является необходимость предусматривать при их проектировании и строительстве оснащение высокоэффективными средствами очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществ, использование экологически безопасных видов топлива и безопасное размещение отходов производства.
Экологические требования, предъявляемые к гидроэнергетическим объектам, установлены п. 3 ст. 40 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Гидроэнергетическое строительство (ГРЭС) оказывает особенно существенное воздействие на экосистемы рек и других водных объектов. Это проявляется в затоплении и подтоплении значительных территорий, изменении ландшафтов, климата, качества воды, структуры биоценозов. Поэтому при создании и эксплуатации ГРЭС в законодательстве предусматриваются экологические требования, охватывающие природные ресурсы и природные объекты, расположенные в месте нахождения такого объекта. Так, при размещении ГРЭС должны предусматриваться меры по сохранению водных объектов, водосборных площадей, водных биологических ресурсов, земель, почв, лесов и иной растительности, биологического разнообразия, обеспечиваться устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение природных ландшафтов, особо охраняемых природных территории и памятников природы, а также приниматься меры по своевременной утилизации древесины и плодородного слоя почв при расчистке и затоплении ложа водохранилищ и иные необходимые меры по недопущению негативных изменений природной среды, сохранению водного режима, обеспечивающего наиболее благоприятные условия для воспроизводства водных биологических ресурсов.
Общие экологические требования по использованию водных объектов для целей производства электрической энергии установлены ст. 46 ВК РФ, в соответствии с которой такое использование осуществляется с учетом других водопользователей и соблюдением требований рационального использования и охраны водных объектов.
Важные экологические требования для пиротехнических сооружений установлены Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»1: обязанности собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации при строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации обеспечивать соблюдение норма и правил безопасности гидротехнических сооружений; составлять декларацию безопасности гидротехнического сооружения; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и др.
Ядерные установки, в том числе атомные станции (АЭС), относятся к источникам повышенной опасности, и их деятельность представляет угрозу жизни, здоровью населения и окружающей среде. Это проявляется в том, что в выбросах в атмосферный воздух и сбросах сточных вод в водные объекты содержатся вредные вещества от I до IV класса опасности. Результатом деятельности таких объектов является образование токсичных отходов. Существует проблема рекультивации нарушенных земель. Исходя из этого п. 4 ст. 40 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает такие требования, как обеспечение охраны окружающей среды от радиационного воздействия таких радиационных установок, принятие мер по обеспечению полной радиационной безопасности окружающей среды и населения и др.
Порядок размещения, приемки к эксплуатации, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации источников ионизирующего излучения определен Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. М 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»1. Ст. 30 Закона предусматривает необходимость обеспечения их размещения и сооружения на основании норм и правил в области использования атомной энергии и в области охраны окружающей среды с учетом требований законодательства о градостроительной деятельности.
В экологическом законодательстве содержатся требования в области охраны окружающей среды в отношении потенциально опасных химических веществ, в т. ч. радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, производство и обращение которых согласно п. 1 ст. 47 Федерального закона «Об охране окружающей среды» допускается на территории Российской Федерации после проведения необходимых токсиколого-гигиенических и токсикологических исследований этих веществ, установления порядка обращения с ними, природоохранных нормативов и государственной регистрации этих веществ в соответствии с законодательством РФ.