Государственный экологический надзор.
По ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный экологический надзор - это деятельность уполномоченных органов исполнительной власти федеральных и субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требовании в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами.
Контроль осуществляется:
1) За охраной атмосферного области;
2) В области обращения с отходами;
3) Охраны области использования и охраны водных объектов.
4) За геологическим изучением, рациональном использованием и охраной недр;
5) Земельный контроль;
6) Контроль в области охраны, использования объектов животного мира и среды их обитания.
7) В области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
8) Во внутренних морских водах и в территориальном море и в исключительной экономической зоне.
9) На континентальном шельфе РФ.
10) Лесной контроль и надзор.
11) Государственный контроль в области охраны озера Байкал.
На федеральном уровне уполномоченным органом является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы, помимо этого отдельные функции могут возлагаться и на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии и т. д. Государственный экологический контроль осуществляют должностные лица и федеральные службы, на основании Постановления Правительства от 25 сентября 2008 года №716 «О должностных лицах в сфере природопользования, осуществляющих государственный экологический контроль…». В этом же постановлении они называются «Экологическими инспекторами» и наделяются полномочиями.
Проводимые Росприроднадзором проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Порядок их проведения регламентируется ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также Административным регламентом по осуществлению федерального государственного экологического надзора (приказ Минприроды России от 29 июня 2012 г. № 191). Плановая проверка тоже может осуществляться в двух формах: документарная проверка, выездная проверка.
Основанием для включения в план (составляется ежегодно) любой плановой проверки является:
1) Истечение трёх (3-х) лет со дня государственной регистрации юридического лица или ИП.
2) Окончание проведения последней плановой проверки в отношении юридических лиц и ИП.
3) Если о начале осуществления предпринимательской деятельности было какое-то уведомление со стороны юридического лица или ИП.
О проведении любой такой плановой проверки юридическое лицо или ИП уведомляются росприроднадзором не позднее чем за 3 (три) дня до проведения такой проверки путём направления подконтрольному объекту приказа руководителю соответствующей службы.
Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях (длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз) срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на 50 часов, микропредприятий не более чем на 15 часов.
Срок проведения проверки в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.
Основания внеплановой проверки:
1) По истечения срока исполнения выданного предписания об устранении выявленного правонарушения.
2) Поступления в росприроднадзор обращений и заявлений граждан или информации о следующих фактах: о возникновении угрозы причинения вреда (жизни, здоровью, животным или растениями).
3) По фактам причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениями, окружающей среде в целом.
4) Приказ руководителя этой службы, изданный в соответствии с поручением Президента или Правительства РФ,
Если обращения или заявления поступают анонимно, то это не может служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Внеплановые также проводятся в двух формах: документарная и выездная проверки.
Внеплановая выездная проверка может осуществляться после согласования её с органом прокуратуры соответствующего уровня. Приказ генпрокуратуры от 29 марта 2009 года №93.
О проведении внеплановой выездной проверки ИП или юридическое лицо должны быть предупреждены заранее не позднее чем за 24 часа. Когда возникает какая-то угроза – то можно без уведомления (в случае, если уже причиняется вред или угроза реальная причинения вреда).
По результатам проводимой проверки после её завершения составляется акт – в двух экземплярах, один предоставляется подконтрольному субъекту.
Срок проведения внеплановой проверки составляет не более 20 рабочих дней со дня начала ее проведения. В исключительных случаях срок проведения выездной внеплановой проверки может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий - не более чем на 15 часов.
В случае выявления в результате планового или внепланового мероприятия по надзору нарушений обязательных требований или в результате проведения внеплановой проверки должностные лица Росприроднадзора (его территориального органа):
— фиксируют факты выявленных нарушений в акте проверки;
— выдают предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
— при выявлении признаков административного правонарушения, предусмотренного КоАП, возбуждают дела об административных правонарушениях и обеспечивают их рассмотрение, устанавливают и применяют административное наказание.
В случае если в ходе планового мероприятия по надзору или внеплановой проверки стало известно, что хозяйственная или иная деятельность связана с нарушениями требований законодательства, вопросы выявления, предотвращения и пресечения нарушений, которые не относятся к компетенции Росприроднадзора, должностные лица Росприроднадзора (его территориального органа) обязаны направить в соответствующие уполномоченные органы государственной власти РФ информацию (сведения) о таких нарушениях.