Оценка воздействия на окружающую среду.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) представляет собой вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, кос­венных и иных последствий воздействия на окружающую среду плани­руемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.

В соответствии с ФЗ «Об охране окру­жающей среды» ОВОС проводится в отношении планируемой хозяй­ственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от органи­зационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. Цель проведения ОВОС — предотвращение или смягчение воз­действия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.

ОВОС тесным образом связана с экологической экспертизой. Они в совокупности образуют национальную процедуру оценки воз­можного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятель­ности на окружающую среду. Результаты ОВОС документируются в материалах по ОВОС, которые являются частью документации по намечаемой деятельности, представляемой на экологическую экспертизу.

Обязанность проведения ОВОС лежит на заказчике. Им может быть любое юридическое или физическое лицо, отвечающее за под­готовку документации по намечаемой деятельности. Заказчик может выполнить работы по ОВОС самостоятельно. Но, как правило, право на прове­дение этих работ заказчик поручает исполнителю — физическому или юридическому лицу, осуществляющему проведение ОВОС, поскольку для этого нужно иметь определенные познания (научно-исследовательские и другие институты, имеющие штат специалистов, ученые).

Результатами ОВОС, которые документируются в материалах по ОВОС, являются:

— информация о характере и масштабах воздействия на окружаю­щую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий;

— выявление и учет общественных предпочтений при принятии за­казчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;

— решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размеще­ния объекта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее с учетом результатов проведенной ОВОС.

Этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду. Процедура проведения ОВОС включает в себя три этапа.

Первый этап представляет собой уведомление, предварительную оценку и составление технического задании на приведение ОВОС.

На этом этапе заказчик совершает ряд действий: подготавливает и представляет в органы власти обосновывающую документацию, со­держащую описание намечаемой деятельности; цели ее реализации; возможные альтернативы; описание условий ее реализации; другую информацию, предусмотренную действующими нормативными доку­ментами; информирует общественность; проводит предварительную оценку по основным положениям и документирует ее результаты; про­водит предварительные консультации с целью определения участни­ков процесса ОВОС, в том числе заинтересованной общественности.

На основании результатов предварительной оценки заказчик со­ставляет техническое задание на проведение ОВОС. Техническое задание рассылается участникам про­цесса ОВОС и доступно общественности.

Второй этап включает в себя проведение исследований по ОВОС и подготовку предварительного варианта материалов по ОВОС.

Исследование включает в себя: определение характеристик намечаемой деятельно­сти и возможных альтернатив (в том числе отказа от деятельности); анализ состояния территории, на которую может оказать влияние на­мечаемая деятельность; выявление и оценку возможных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив; определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предот­вращающих негативные воздействия, оценку их эффективности и воз­можности реализации; оценку значимости остаточных воздействий и их последствий; сравнение альтернативных вариантов (включая отказ от деятельности) по экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям, обоснование варианта, предлагаемого для реализации; разработку предложений по программе экологиче­ского мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой деятельности; разработку рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой деятельности; подготовку пред­варительного варианта материалов по ОВОС.

На этом этапе заказчик также предоставляет возможность обще­ственности ознакомиться с предварительным вариантом материалов по ОВОС и представить свои замечания.

На третьем этапе происходит подготовка окончательного вариан­та материалов по ОВОС. Он готовится на основе предварительного варианта материалов с учетом замечаний, предложений и информа­ции, поступившей от участников процесса ОВОС на стадии обсуж­дения. В окончательный вариант материалов по ОВОС должна вклю­чаться информация об учете поступивших замечаний и предложений, а также протоколы общественных слушаний. Окончательный вариант материалов по ОВОС утверждается заказчиком, передается для ис­пользования при подготовке обосновывающей документации и в ее составе представляется на государственную экологическую эксперти­зу, а также на общественную экологическую экспертизу (если таковая проводится).

Участие общественности в ОВОС является важным элементом реализации конституционных прав граждан на благоприятную окру­жающую среду. Участие общественности в ОВОС включает в себя ин­формирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее привлечение к процессу проведения ОВОС, в том числе к обсуждению общественностью объекта экспертизы, включая материалы по ОВОС.

Наши рекомендации