Правовые основы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды.
В условиях возрастания роли и значения информации существует объективная потребность в информационном обеспечении охраны окружающей среды, экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов.
Экологическая информация необходима для реализации экологических прав граждан, в т. ч. конституционного права каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде, производится на основании сведений о загрязнении ее отдельных компонентов (земель, почв, водных объектов и т. д.).
Экологическая информация необходима для экологического образования и воспитания, проведения эколого-правовых и других научных исследований, реализации всех эколого-правовых мер, предусмотренных экологическим законодательством, научного обоснования, разработки и принятия нормативных правовых актов в области природопользования и охраны окружающей среды.
При осуществлении экологического управления органы государственной власти и органы местного самоуправления, реализуя возложенные на них управленческие функции, обязаны создать условия для обеспечения доступа к экологической информации пользователей.
Информационного сопровождения требует реализация всех функций экологического управления и принятие эколого-правовых мер (прогнозирования и планирования мероприятий в области природопользования и охраны окружающей среды, экологического нормирования, оценки воздействия на окружающую среду, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации, экологического надзора и контроля и др.).
При этом информационным содержанием обладают государственный экологический учет и отчетность, государственные кадастры природных ресурсов и природных объектов, экологический мониторинг. Они направлены на сбор, получение, обработку, анализ, совершение иных действий с экологической информацией, сведениями, входящими в ее состав. Эти функции и эколого-правовые меры наряду с правом граждан и др. субъектов на экологическую информацию составляют основу информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды.
Правовые основы прав граждан на экологическую информацию заложены в нормах Конституции Российской Федерации (ст. 29,42 и др.). ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Государственная отчетность в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляется в соответствии с ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».
Требования к сведениям, относящимся к экологической информации, включая ее состав, право доступа к ней, порядок предоставления и т. д. предусмотрены в федеральных законах: «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». «Об охране атмосферного воздуха», «Об использовании атомной энергии», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений» и др.
Экологический мониторинг.
Экологический мониторинг является одной из основных функций экологического управления.
Выделяются различные виды экологического мониторинга. В зависимости от территории и масштабов — федеральный, региональный, территориальным (административно-территориальный) и локальный. Различаются также национальные (государственный), межгосударственные и глобальные.
В зависимости от уровня изменения человеком окружающей среды выделяется фоновый (за явлениями и процессами, происходящими в окружающей среде, минимально затронутой вмешательством человека) и импактный (за источниками антропогенного воздействия на окружающую среду, связанными с экологическими рисками) экологический мониторинг. В зависимости от объекта выделяется собственно экологический мониторинг, мониторинг атмосферного воздуха, водных объектов, земель, объектов животного мира и т. д.
Составной частью экологического мониторинга в России является государственный экологический мониторинг, который в ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» определяется как комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды
Согласно ст. 63 Закона государственный экологический мониторинг осуществляется посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках единой системы государственного экологического мониторинга, а также государственного фонда данных.
Статьей 63.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрена Единая система государственного экологического мониторинга, которая создается в целях обеспечения охраны окружающей среды.
Задачами единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) являются:
- регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, изменениями ее состояния;
— хранение, обработка информации о состоянии окружающей среды;
— анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды, оценка и прогноз этих изменений;
— обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.
Единая система государственного экологического включает в себя подсистемы:
— государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды,
— государственного мониторинга атмосферного воздуха (ст. 23 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»);
— государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской федерации (ст. 21 ФЗ «Об использовании атомной энергии»);
— государственного мониторинга земель (cт. 67 ЗК РФ);
— государственного мониторинга объектов животного мира (ст.15 ФЗ «О животном мире»);
— государственного лесопатологического мониторинга (ст. 56 ЛК РФ);
— государственного мониторинга состояния недр (ст. 36.1 Закон РФ «О недрах»),
— государственного мониторинга водных объектов (ст. 30 ВК РФ);
— государственного мониторинга водных биологических ресурсов (ст. 42 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»);
— государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря (ст. 36 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ»);
— государственного мониторинга исключительной экономической зоны (ст. 29 ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»);
— государственного мониторинга континентального шельфа (ст. 33 ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»);
— государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал (ст. 20 ФЗ «Об охране озера Байкал»);
— государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (ст. 32, 36 ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Организацию и осуществление экологического мониторинга обеспечивают Минприроды России, Росгидромет, Росреестр, Минсельхоз России, Росводресурсы, Рослесхоз, Росрыболовство и др.
Составной часть государственного экологического мониторинга является Государственный фонд данных государственного экологического мониторинга, который согласно ст. 63.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» является федеральной информационной системой, обеспечивающей сбор, обработку, анализ данных и включающей в себя:
— информацию, содержащуюся в базах данных подсистем единой системы государственного экологического мониторинга;
— результаты производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора;
— данные государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Органы государственной исполнительной власти РФ и субъектов РФ, уполномоченные на осуществление государственного экологического мониторинга обязаны направлять получаемую в ходе осуществления соответствующего мониторинга информацию в государственный фонд данных.
На основе информации, содержащейся в государственном фонде данных, Минприроды России подготавливает ежегодный государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды в соответствии.