Разнообразие экологических сказок для дошкольников

Известны разнообразные классификации сказок.

Различают бытовые и волшебные; авторские и народные и др.

Существуют разные подходы к анализу этих произведений, например, с позиций лингвиста, фольклориста, литературоведа. Наш анализ показал, что сказки в большинстве своем «экологичны»: в них нашло отражение

· осмысление человеком окружающего мира,

· изменение взаимоотношений людей со средой обитания.

Так, в течение долгого времени человек воспринимал природу как нечто враждебное, таящее опасность, непознанное. В сказках народов мира леса, болота обычно населены духами лешими, кикиморами и прочими «отрицательными персонажами».

Со временем природа становится все более понятной человеку, он постигал ее законы, учился использовать ее богатства. Теперь он выражает в сказках не только свою зависимость от окружающей среды, но и благодарность природе. Например, земля называется ласково – матерью-кормилицей. Бережное, уважительное отношение к природе предполагает, что она отплатит человеку тем же: удовлетворит его потребности в пище, крове и т.п.

Чем старше становилось человечество, тем активнее оно стремилось покорить природу, взять у нее как можно больше богатств, подчинить своей воле. Сказки впитывали исторический опыт человечества.

В сказках, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов, описываются национальные и культурные традиции и праздники.

Во многих сказках природа воспринимается именно с точки зрения ее житейской пользы для человека. Отсюда описание сказочных полей, по которым летают жареные куропатки, и молочных рек с кисельными берегами. Часто спастись героям помогают широкие реки и дремучие леса.

Особое внимание уделяется животным – помощникам человека. Впрочем, помогать людям они начинают только в определенных условиях (в которые их поставил человек) – например, чтобы сохранить свою жизнь или жизнь своих детей: «Не ешь меня: я тебе еще пригожусь!». А отношение Емели и Щуки или Старика и Золотой Рыбки – это уже настоящий шантаж со стороны человека.

При анализе сказок можно выделить группу животных, которых люди считают своими врагами. Это, как правило, хищные звери. Например, во многих народных сказках волк – злой, явно отрицательный герой. Это связано с опасностью, которую он представляет для людей и его хозяйства. В то время как большинство травоядных животных, особенно если они симпатичные, пушистые и вызывают сочувствие, наделяют положительными чертами.

У многих детей и взрослых благодаря сказкам формируются стереотипы: хищные животные – плохие, злые, им не место рядом с человеком, волк и крокодил не нуждаются в нашей защите и помощи.

Дети очень хорошо усваивают характеристики животных – героев сказок: волк–злой, лиса – хитрая, заяц – трусливый и т.д. Очень часто эти представления у них остаются на всю жизнь. Поэтому важно помнить, что в таких характеристиках нашли отражение взаимоотношения людей с животными и наблюдения за ними во время охоты или защиты от них домашних животных. Конечно, у человека более теплое отношение к корове, дающей молоко, чем к волку, который может напасть на корову.

Во многих сказках нашло отражение деление животных на красивых и безобразных. Последние, естественно, не вызывают сочувствия. Например, отрицательная характеристика крота и жабы в сказке Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». Такое отношение автора к персонажам передается и детям. С другой стороны, Э. Успенский, сделав обаятельным и симпатичным крокодила Гену, вызвал тем самым у детей доброе отношение к этому животному, которое, как правило, в сказках многих народов выполняет ту же роль, что волк в русских сказках.

В сказках разных народов можно найти сведения о природных особенностях тех мест, которые они населяют. Так, в восточных сказках часто подчеркивается ценность воды, ее роль в жизни человека, а в сказках северных народов – роль солнца. В сказках североамериканских индейцев отчетливо ощущается почтительное отношение к природе – как к живой, так и неживой (например, к камням, горам, солнцу).

Существует еще один тип сказок, которые многими педагогами рассматривается как природоохранные, хотя на самом деле также отражают потребительский подход людей к природе. Сюжет их строится следующим образом: сначала дети узнают, как много благ дает нам природа (например, лес рассматривается как источник пищи, древесины, как место охоты), а затем делается вывод о том, что именно поэтому природу надо беречь.

Такая потребительская точка зрения прочно укоренилась в нашем сознании. Особенно она характерна для произведений, написанных в 1930-1970-ые гг., когда в литературе воспевались покорение и завоевание природы. В этот период господствовала установка «человек – хозяин природы», и авторы ряда сказок воплощали такой стереотип в своих произведениях. В авторских сказках того времени, как правило, подчеркивалась красота природы, описывался сбор букетов цветов, ловля рыбы или бабочек для того, чтобы показать их друзьям и вместе с ними «насладиться» природой.

Несмотря на разнообразие и многочисленность авторских сказок, среди них на удивление мало таких, которые несут достоверную информацию о природе (такие сказки называются познавательные). Авторские сказки отражают взгляды авторов на окружающую среду и человека, уровень знаний авторов о природе. Часто авторские сказки выполняют лишь развлекательную функцию и направлены главным образом на то, чтобы удивить и рассмешить детей.

Наши рекомендации