Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника

Основные отношения. Показатели воспитанности Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)
Отношение к обществу
Патриотизм
1. Отношение к родной природе 3 – любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других; 2 – любит и бережет природу; 1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя; 0 – природу не ценит и не бережет.
2. Гордость за свою страну 3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим; 2 - интересуется историческим прошлым; 1 – знакомится с историческим прошлым при побуждении старших; 0 – не интересуется историческим прошлым.
3. Служение своими силами 3 – находит дела на службу малому Отечеству и организует других; 2 – находит дела на службу малому Отечеству; 1 – участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей; 0 – не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству.
4. Забота о своей школе 3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других; 2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса; 1 – в делах класса участвует при побуждении; 0 – в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.
Отношение к умственному труду
Любознательность
5. Познавательная активность 3 – сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное; 2 – сам много читает; 1 – читает при побуждении взрослых, учителей; 0 – читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует.
6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности 3 – стремится учиться как можно лучше, помогает другим; 2 – стремится учиться как можно лучше; 1 – учится при наличии контроля; 0 – плохо учится даже при наличии контроля.
7. Саморазвитие 3 – есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей; 2 – есть любимое полезное увлечение; 1 – нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя; 0 – во внеурочной деятельности не участвует.
8. Организованность в учении 3 – работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам; 2 – работу на уроке и домашнее задание выполняет внимательно, аккуратно; 1 – работу на уроке и домашнее задание выполняет под контролем; 0 – на уроках невнимателен, домашнее задание не выполняет.
Отношение к физическому труду
Трудолюбие
9. Инициативность и творчество в труде 3 – находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд; 2 – находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом; 1 – участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими; 0 – в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.
10. Самостоятельность 3 – хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей; 2 – сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен; 1 – трудится при наличии контроля; 0 – участия в труде не принимает.
11. Бережное отношение к результатам труда 3 – бережет личное и общественное имущество, стимулирует других; 2 – бережет личное и общественное имущество; 1 – требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу; 0 – небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.
12. Осознание значимости труда 3 – осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам; 2 – осознает значение труда, сам находит работу по своим силам; 1 – не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве; 0 – не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.
Отношение к людям
Доброта и отзывчивость
13. Уважительное отношение к старшим 3 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников; 2 – уважает старших; 1 – к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве; 0 – не уважает старших, допускает грубость.
14. Дружелюбное отношение к сверстникам 3 – отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость; 2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам; 1 – проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших; 0 – груб и эгоистичен.
15. Милосердие 3 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других; 2 – сочувствует и помогает слабым, больным; 1 – помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля; 0 – неотзывчив, иногда жесток.
16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми 3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других; 2 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми; 1 – не всегда честен; 0 – нечестен.
Отношение к себе
Самодисциплина
17.Самообладание и сила воли 3 – проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других; 2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей; 1 – развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других; 0 – силой волей не обладает и не стремится ее развивать.
18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения 3 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других; 2 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других; 1 – нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля; 0 – нормы и правила не соблюдает.
19. Организованность и пунктуальность 3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других; 2 – своевременно и качественно выполняет свои дела; 1 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле; 0 – начатые дела не выполняет.
20. Требовательность к себе 3 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 2 – требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 1 – не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 0 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.





Литература

1. Базовые национальные ценности. «Закладки» для учителя, внедряющего Федеральный государственный образовательный стандарт. Источник: http://freeref.ru/wievjob.php?id=1005388

2. Бук Дж. Методика «Дом – дерево – человек» [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.psylist.net

3. БуткевичВ.В., ЛюбимоваБ.С.. Методика организации эстетического воспитания младших школьников. - Мн.: Начатковая школа, 2008. 144с. (с.127-128)

4. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2011. - 23 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-025274-8.

5. Данилюк, А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / А. Я. Данилюк, А.А. Логинова. - М.: Просвещение, 2012. - 32 с. - (работаем по новым стандартам). - ISBN 978-5-09-026202-6 .

6. Елизарова Е.М., Киселёва Ю.А./Справочник учителя начальных классов.- Волгоград, Учитель,2011-с.367

7. Игнатова В.А., Игнатов С.Б., Позигун Ю.А., Трушников Д.Ю.Формирование ценностного отношения учащихся к природе в условиях интеграции общего и дополнительного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.lit.lib.ru

8. Качур М.М. Патриотическое воспитание младших школьников средствами художественного краеведения.–Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Киев, 2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.avtoreferati.ru

9. Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?» /Завуч начальной школы. – 2004. – № 6. – С. 118.

10. Лазарева Л.А. Новым стандартам – нестандартный подход. Методические рекомендации .-УЦ Перспектива, 2012.-с.36.

11. Методика «Рисунок семьи» [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.psylist.net

12. Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой)/ Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004, С.149-150.

13. Программа воспитания школьников 1-4-х классов школы гражданского становления / Сост. М.А. Захаревич, Л.И. Чепикова. Науч. конс. Т.А. 9. Стефановская[Электронный ресурс]. Режим доступа: www.schoolgs.ru

14. Сиденко, Е. А. Стандарты второго поколения в начальной школе: от понимания теории к практике/Е. А. Сиденко, Н. Л. Хачатрян/ Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. – № 1. – С. 47 – 54.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-022995-1 .

16. Федосеева О. Ю. Педагогическая диагностика духовного и нравственного развития младших школьников // Современные научные исследования: актуальные теории и концепции - ART 64342. - URL: http://e-koncept.ru/teleconf/64342.html - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X

17. Федосова, Н. А. Начальная школа на пороге апробации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения . Н. А. Федосова /Управление начальной школой . - 2008. - № 0. - С. 4 - 9.

18. Фундаментальное ядро содержания общего образования /под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. - 59 с. - (Стандарты второго поколения).

19. Шилова М.И. Диагностика нравственной воспитанности [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.74213np.edusite.ru/p169aa1.html

20. Щедрина Е.В. Методика «Референометрия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.vsetesti.ru/298/

21. Цой О.Н; Проценко О.Ю., Хуторской А.В. Индивидуальные образовательные траектории учащихся как условие их творческой самореализации / Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент: Сборник научных трудов .Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 1999. - С. 285-291.

Наши рекомендации