Комплект диагностических методик по оценке духовно-нравственного развития младших школьников сельской школы
Комплект диагностических методик по оценке духовно-нравственного развития младших школьников сельской школы
Методическое пособие
Прокопьевский район, 2015
Комплект диагностических методик по оценке духовно-нравственного развития младших школьников сельской школы: Методическое пособие адресовано руководителям общеобразовательных учреждений, учителям, специалистам школы, а также родителям / Сост.: Н.В Наконешнюк. – Прокопьевский район, 2015. – 101 с.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ_ 4
Базовая ценность: Патриотизм_ 8
Базовая ценность: Социальная солидарность_ 10
Базовая ценность: Семья_ 12
Базовая ценность: Человечество_ 13
Базовая ценность: Природа_ 14
Базовая ценность: Труд и творчество_ 15
Базовая ценность: Искусство и литература_ 16
Приложение I 19
Приложение II 27
Приложение III 50
Приложение IV_ 63
Приложение V_ 68
Приложение VI 76
Приложение VII 85
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника 94
Литература_ 99
ВВЕДЕНИЕ
«Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни».
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям, себе.
Важнейшим показателем эффективности функционирования «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является нравственное совершенствование ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире.
Ориентирами, по отношению к которым человек определяет свое отношение к существующему миру, являются базовые национальные ценности.
«Набор» ценностных ориентаций, приоритетных для муниципальной системы начального общего образования, представлен такими ключевыми понятиями, как:«Патриотизм», «Гражданственность», «Социальная солидарность», «Семья», «Труд и творчество», «Наука», «Традиционные российские религии», «Искусство и литература», «Природа», «Человечество».
Объективная оценка по выявлению отношения ребенка к определенным нравственным категориям возможна при помощи диагностики результатов духовно-нравственного развития младших школьников.
Младший школьный возраст от 7 до 10 лет является важнейшим периодом детского развития, имеющим самостоятельное значение. Данный возраст является периодом активного формирования личности, развития индивидуального механизма поведения (А.В.Запорожец, Л.И. Божович, А.Н.Леонтьев) Как отмечают ученые Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, В.С.Мухина, Е.В.Субботский, именно в младшем школьном возрасте начинает формироваться нравственная регуляция. Нравственность ребенка связана с внутренней мотивацией его поведения, позволяющей делать ребенку правильный моральный выбор (Л.И.Божович, В.С.Мухина). Овладевая нравственными представлениями и понятиями и развития произвольности всех психических процессов осуществляется интенсивное формирование духовно-нравственной сферы личности (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин). В процессе духовно-нравственного воспитания в непосредственном общении и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками у младшего школьника формируются интегрированные свойства личности – нравственные качества, которые, закрепляясь в нравственном опыте ребенка, обусловливают его нравственные действия, поступки и отношения.
Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника предполагает осознание ребёнком самого себя; развитие личностных механизмов поведения; развитие нравственных представлений, понятий и на их основе моральной оценки; возникновение новых мотивов поступков. Оно связано с общим процессом социального и психического развития ребёнка, становлением целостной личности. Развитие духовно-нравственной сферы личности младшего школьника есть процесс приобретения ребенком нравственного опыта через освоение заданных обществом нравственных образцов, вырабатываемых на основе базисных этических понятий.
Рассмотрим возрастные особенности, которые оказывают непосредственное влияние на подбор диагностических методик и способов организации процесса духовно - нравственного воспитания младших школьников.
Исследователи эмоциональной сферы личности младшего школьника (К.Н.Волков, Л.С. Выготский, У.Джеймс, Н.Н. Ланге, А.Н. Лутошкин, З.Фрейд) обнаружили, что именно она предопределяет атмосферу развития, активизирует и одухотворяет ценностное отношение к деятельности, стимулирует творчество. Благодаря обобщению переживаний в этом возрасте появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, становится возможна борьба переживаний. Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. С другой стороны, внутренняя жизнь – жизнь переживаний влияет на поведение, и, тем самым, на внешние события, в которые активно включается ребенок. Система нравственных норм и ценностей становится регулятором жизни и деятельности младшего школьника только благодаря тому, что нормы приняты, осмыслены и реализуются в действии.
Духовно-нравственное воспитание невозможно без речевого развития младшего школьника, т.к. развитие речи способствует развитию коммуникативных навыков, формированию умений отстаивать свое мнение, грамотно выражать свою мысль. Воображение способствует зарождению у младших школьников способности переноса. Это нацеливает учителя в организации духовно-нравственного воспитания создавать как можно больше ситуаций проживания, приобретения личного опыта, предоставлять возможность для анализа, сопоставлений, раздумий, выводов, обобщений.
Особенности поведения младшего школьника во многом определяются его новым социальным статусом: он ученик, он впервые вне семьи получает права и обязанности школьника, становится членом классного коллектива.
Анализ выводов психологов, изучавших особенности развития младших школьников, позволил нам сделать следующие выводы, что проблема духовно - нравственного развития младшего школьника взаимосвязана с тремя факторами. Во-первых, переход от фрагментарного эмпирического познания окружающей действительности к изучению целостной картины мира на основе научных знаний. Во-вторых, учебная деятельность предполагает взаимодействие и сотрудничество классного коллектива. Такое сотрудничество способствует принятию и усвоению нравственных норм, являющихся регулятором взаимоотношения обучающихся между собой и с педагогом. И третий фактор: содержание гуманитарных дисциплин, изучаемых в курсах начального образования, а также специально сориентированное содержание дисциплин естественно-математического цикла позволяет оптимизировать работу над духовным и нравственным воспитанием обучающихся.
Важную роль в духовно - нравственном развитии ребёнка играет эмпатия – способность человека эмоционально отзываться на переживания другого. По мере психического развития эмпатия сама становится источником нравственного развития. С возрастом способность ребёнка переживать за другого переключается с реакции на физический ущерб человека на реакцию на его чувства и далее – на реакцию на жизненную ситуацию в целом. Для развития эмпатии у младших школьников очень важно учитывать, что в этом возрасте дети особенно восприимчивы к воздействиям взрослого. Но для этого нужно, чтобы сам педагог был эмоционально отзывчив на переживания ребёнка, умел вовремя прийти ему на помощь.
Через эмпатию возможно формирование непроизвольной нравственной мотивации. Если ребёнок совершает нравственный поступок из потребности в самоутверждении, его всё равно необходимо похвалить, дать понять, что он очень помог кому-то или доставил радость. Видя такую реакцию, ребёнок переживает удовлетворение. В результате повторения таких ситуаций произойдёт сдвиг мотива: он будет стремиться удовлетворить потребности других людей ради их благополучия.
Поступки младших школьников часто носят подражательный характер или вызываются импульсивными внутренними побуждениями, поведение также часто бывает импульсивным, непоследовательным. Это связано с отсутствием социального опыта и с недостаточной сформированностью волевых качеств личности.
В то же время дети младшего школьного возраста начинают активно наращивать свой опыт, стараясь самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий и поступков часто носит ситуативный характер. Учитель должен, поддерживая стремление детей во всём разобраться, помогать им в выборе правильной оценки. По мере того, как жизненный опыт детей обогащается знанием нравственных норм и представлений, развивается способность совершенствовать своё поведение на основе полученных знаний о морали, а также способность принятия альтернативных решений.
В данном пособии представлена система методик, позволяющих изучать динамику нравственных качеств младшего школьника, уровня сформированности ценностного отношения к базовым национальным ценностям. Формы диагностического сопровождения, собранные в пособии, имеют разнообразный характер - это опросники, анкеты, тесты, интервью, наблюдения, ролевые игры, психолого-педагогические тренинги, индивидуальные и групповые ситуации. Достоинством приведенных диагностических методик является их универсальность, доступность, мобильность, удобство и экономичность в проведении исследования и обработке результатов.
Пособие состоит из семи разделов и списка рекомендуемой литературы. Содержание каждого раздела представлено показателями оценивания, примерным инструментарием для оценки и выявления уровня сформированности у обучающихся начальной школы ценностного отношения к базовым национальным ценностям, рекомендуемые сроки проведения диагностических исследований. Приведенный список литературы с ссылками на электронные ресурсы, окажет действенную помощь в работе педагога по подготовке к диагностическим исследованиям. Индикаторы уровня сформированности у младшего школьника ценностного отношения к базовым национальным ценностям включены в структуру каждой диагностической методики.
Базовая ценность: Семья
(любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших)
Диагностическое сопровождение | Сроки проведения | Ответствен-ные | Показатели |
Методика «Референометрия» (Е.В. Щедрина) Методика «Рисунок семьи» Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?» (Л.И. Лаврентьева, Э.Г. Ерина, Л.И. Цацинская) Анкета «Я и моя семья» Методика «Список желаний» | 1 раз в год по запросу по запросу 1 раз в год 1 раз в год | учитель Педагог - психолог Педагог - психолог Учитель учитель | 1 класс – общее представление образа семьи (основной состав семьи); – общее представление об отдельных семейных ролях, обязанностях; – любовь к родителям и другим членам семьи; – эпизодическое выполнение трудовых обязанностей в семье 2 класс – более полное представление образа семьи – умение проигрывать семейные роли; – уважение к родителям и другим членам семьи; – стремление участвовать в трудовой деятельности семьи. 3 класс – ценностное отношение к семье; – готовность выполнять семейные роли, обязанности; – толерантное отношение к недостаткам родственников; – проявление самостоятельности, инициативности в выполнении трудовых обязанностей в семье. 4 класс – понимание значимости семьи в жизни человека; – самостоятельное выполнение семейных обязанностей, готовность в будущем иметь семью; – наличие собственной позиции, аргументированных оценочных суждений о членах семьи; – осознание общественной значимости своих трудовых обязанностей в семье. |
Базовая ценность: Природа
(эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание)
Диагностическое сопровождение | Сроки проведения | Ответственные | Показатели |
Диагностика нравственной воспитанности (М.И. Шилова) Диагностика сформированности экологических знаний (Методика Т. А. Серебряковой) | 1 раз в год 1 раз в год | Учитель Учитель | 1 класс – чувственное восприятие объектов природы; – личностная отзывчивость на различные результаты деятельности человека в природе; – наличие установки на экологически сообразную деятельность. 2 класс – системность знаний, необходимых для организации экологически сообразной деятельности; – осознание необходимости экологически сообразной деятельности человека в природе; - элементарный опыт природоохранительной деятельности; – умение использовать теоретические знания на практике. 3 класс – сформированность экологического мышления; – ответственность за свои действия и поступки; – экологическая активность. 4 класс – сформированность ценностного отношения к природе и всем формам жизни; – адекватная самооценка личного отношения к объектам природы; – практическая экологически сообразная деятельность в природе. |
Приложение I
Бережливость
Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами. | ||||||
Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах. | ||||||
Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью). | ||||||
Экономлю природные ресурсы (электроэнергию, воду, бумагу - до конца использую тетради и т.д). |
Дисциплинированность
Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы. | ||||||
Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя. | ||||||
Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе). | ||||||
Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса. |
Доброта и отзывчивость
Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними. | ||||||
Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим. | ||||||
Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим. | ||||||
Ко мне всегда можно обратиться за помощью. |
Честность и справедливость
Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки. | ||||||
Честно сознаюсь, если что-то натворил. | ||||||
Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре. | ||||||
Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом. |
Простота и скромность
Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей. | ||||||
Понимаю, что человека уважают не за деньги. | ||||||
Иногда люблю похвастаться. | ||||||
Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности. |
Культурный уровень
Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц. | ||||||
Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы (из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую. | ||||||
Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно. | ||||||
Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте) |
Анкета «Оцени поступок»
(Дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э.Туриелю в модификации Е.А. Кургановойи О.А. Карабановой, 2004)
Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм.
Описание задания: детям предлагают оценить поступок мальчика/девочки (причем ребенок оценивает поступок сверстника своего пола), выбрав один из четырех вариантов оценки.
Детям предстоит оценивать разные поступки таких же, как они, мальчиков и девочек, всего 18 поступков. Напротив каждой ситуации они должны поставить один из выбранных ими баллов. В верхней части анкеты есть таблица, в которой указано, что означает каждый балл. После обсуждения значения каждого балла дети приступают к выполнению задания.
Ниже представлены:
- семь ситуаций, включающих нарушение конвенциональных норм
(1, 3, 6, 9, 11, 13, 16);
- семь ситуаций, включающих нарушение моральных норм
(2, 4, 7, 10, 12, 14, 17);
- четыре нейтральные ситуации, не предусматривающие моральной оценки (5, 15, 8, 18).
Анкета Оценка поступка в баллах
1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла |
Так делать можно | Так делать иногда можно | Так делать нельзя | Так делать нельзя ни в коем случае |
Инструкция: поставь оценку в баллах мальчику (девочке) в каждой ситуации.
1. Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы.
2. Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса.
3. Мальчик (девочка) пришел (пришла) в школу в грязной одежде.
4. Мальчик (девочка) не помог(ла) маме убраться в квартире
5. Мальчик (девочка) уронил(а) книгу.
6. Мальчик (девочка) во время еды разлил(а) суп и на накрошил(а) на столе.
7. Мальчик (девочка) не угостил (а) родителей конфетами.
8. Мальчик (девочка) вымыл(а) дома пол.
9. Мальчик (девочка) разговаривал(а) на уроке во время объяснения учителя.
10.Мальчик (девочка) не угостил(а) друга (подругу) яблоком.
11. Мальчик (девочка) бросил(а) на землю фантик от конфеты.
12. Мальчик (девочка) взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее.
13. Мальчик (девочка) перешел (перешла) улицу в запрещенном месте.
14. Мальчик (девочка) не уступил(а) место в автобусе пожилому человеку.
15. Мальчик (девочка) купил(а) в магазине продукты.
16. Мальчик (девочка) не спросил(а) разрешения пойти гулять.
17. Мальчик (девочка) испортил(а) мамину вещь и спрятал(а) ее.
18. Мальчик (девочка) зашел (зашла) в комнату и включил свет.
Критерии оценки:соотношение сумм баллов, характеризующих степень недопустимости для ребенка нарушения конвенциональных и моральных норм.
Уровни оценивания:
1. Сумма баллов, характеризующая недопустимость нарушения конвенциональных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм более чем на 4 балла.
2. Суммы равны (±4 балла).
3. Сумма баллов, характеризующая недопустимость нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, характеризующую недопустимость нарушения конвенциональных норм более чем на 4 балла
Анкета «Я и моя страна»
В процессе диагностического исследования анкетирование проводитсяв 1 классе в начале и конце учебного года, во 2-4 классах в конце учебного года.
В начале учебного года дети первого класса устно отвечают на вопросы анкеты, ответы фиксируются взрослыми. В конце учебного года с дополнительными вопросами. Со 2 по 4 классы анкета повторяется в письменной форме, некоторые вопросы изменяются. Выполненная анкета хранится в портфолио ученика.
Цель: определение уровня сформированности патриотизма как ценности.
Вопросы на начало учебного года для 1 класса:
1. Назови своё имя, фамилию и отчество.
2. Как называется страна, в которой ты живёшь?
3. Назови свой адрес (город, улица, дом, квартира).
4. Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку,…
5. Чем ты гордишься в своей семье, в своем городе, в своей стране.
6. Что ты знаешь о Великой Отечественной войне (если знаешь, расскажи об этом).
7. Кто такой ветеран?
Вопросы на конец учебного года для 1класса:
1. Назови своё имя, фамилию и отчество.
2. Как называется страна, в которой ты живёшь?
3. Назови свой адрес (город, улица, дом, квартира).
4. Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку,…
5. Чем ты гордишься в своей семье, в своем городе, в своей стране.
6. Что ты знаешь о Великой Отечественной войне (если знаешь, расскажи об этом)
7. Есть ли в твоей семье ветераны (если есть, расскажи, что ты об этом знаешь).
8. Что ты узнал в этом году про войну, про свой город, свою семью?
9. Нужно ли было заниматься этой работой, если нужно, то зачем?
Вопросы на конец учебного года для 2 класса:
1. Назови своё имя, фамилию и отчество.
2. Как называется страна, в которой ты живёшь?
3. Как называется столица нашей Родины?
3. Назови свой адрес (область, город, улица, дом, квартира).
4. Напиши фамилию, имя и отчество своих родителей.
5. Чем ты гордишься в своей семье, в своем городе, в своей стране.
6. Что ты знаешь о Великой Отечественной войне (если знаешь, расскажи об этом).
7. Когда в нашей стране отмечают День Победы?
8. Есть ли в твоей семье ветераны (если есть, расскажи, что ты об этом знаешь).
9. Что ты узнал в этом году про войну, про свой город, свою семью?
Вопросы на конец учебного года для 3 класса:
1. Назови своё имя, фамилию и отчество.
2. Как называется область, в которой ты живёшь?
3. Напиши фамилию, имя и отчество своих родителей.
4. Чем ты гордишься в своей семье, в своем городе, в своей стране.
5. Что ты знаешь о Великой Отечественной войне (если знаешь, расскажи об этом).
6. Кто защищает Родину?
7. Есть ли в твоей семье ветераны (если есть, расскажи, что ты об этом знаешь).
8. Что ты узнал в этом году про войну, про свой город, свою семью?
9. Зачем нужно помнить о героях?
Вопросы на конец учебного года для 4 класса:
1. Назови своё имя, фамилию и отчество.
2. Как называется столица области, в которой ты живёшь?
3. Напиши фамилию, имя и отчество своих родителей, бабушек и дедушек.
4. Чем ты гордишься в своей семье, в своем городе, в своей стране.
5. Про какие войны в нашей стране ты знаешь?
6. Что ты знаешь о Великой Отечественной войне (если знаешь, расскажи об этом).
7. Есть ли в твоей семье ветераны (если есть, расскажи, что ты об этом знаешь).
8. Что ты узнал в этом году про войну, про свой город, свою семью?
9. Нужно ли было заниматься этой работой, если нужно, то зачем?
Ответы детей позволяют выявить пробелы в знаниях, зафиксировать самые проблемные вопросы, определить задачи патриотической работы в классе на новый учебный год.
Приложение II
Задание на выявление уровня моральной децентрации
(Ж. Пиаже)
Цель: выявление уровня моральной децентрации как спорности к координации (соотнесению) трех норм: справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи на оспине принципа компенсации.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действия нравственно-этического оценивания, уровень моральной децентрации как координации нескольких норм.
Возраст: 7—10 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа.
Описание задания: учитель читает рассказ ребенку и задает ему вопросы.
Текст рассказа:
Однажды в выходной день мама с детьми гуляла по берегу реки. Во время прогулки она дала каждому ребенку по булочке. Дети принялись за еду. А самый маленький, который оказался невнимательным, уронил свою булочку в воду.
Вопросы:
1. Что делать маме? Должна ли она дать ему еще булочку?
2. Почему?
3. Представь, что у мамы больше нет булочек. Что делать и почему?
Критерии оценивания:
1. Решение моральной дилеммы (ответ на вопрос 1).
2. Способ координации норм (ответ на вопрос 2).
3. Решение моральной дилеммы с усложнением условий (ответ на вопрос 3).
Уровни оценивания:
1. Отказ дать малышу еще одну булочку с указанием необходимости нести ответственность за свой поступок — нет, он уже получил свою булочку, он сам виноват, уронил ее (норма ответственности и санкция). Осуществляется учет только одной нормы (справедливого распределения). Не учитываются все обстоятельства, включая намерения героя.
2. Предлагается осуществить повторное распределение булочек между всеми участниками — дать еще, но каждому (норма справедливого распределения). Координация норм справедливого распределения и принципа эквивалентности. Переход к координации нескольких норм.
Предложение дать булочку самому слабому — дать ему еще, потому что он маленький (норма взаимопомощи и идея справедливости с учетом обстоятельств, принцип компенсации, снимающий ответственность с младшего и требующий оказать ему помощь как нуждающемуся и слабому). Децентрация на основе координации нескольких норм на основе операций эквивалентности и компенсации (Л. Кольберг).
Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи
Цель: выявление уровня усвоения нормы взаимопомощи.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действия нравственно-этического оценивания – выделение морального содержания ситуации; учет нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений.
Возраст: 7—8 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа.
Описание задания: учитель читает рассказ ребенку и задаёт ему вопросы. Пол героя рассказа и соответственно его имя меняются в зависимости от пола исследуемого ребенка. Для мальчиков персонаж — мальчик, для девочек — девочка.
Текст рассказа:
Мама, уходя на работу, напомнила Андрею (Лене), что ему (ей) надо есть на обед. Она попросила его (ее) помыть посуду после еды, потому что вернется с работы уставшей. Андрей (Лена) поел(а) и сел(а) смотреть мультфильмы, а посуду мыть не стал(а). Вечером пришли с работы мама и папа. Мама увидела грязную посуду, вздохнула и начата мыть ее сама. Андрею (Лене) стало грустно, и он (она) ушел (ушла) в свою комнату.
Вопросы:
1. Почему Андрею (Лене) стало грустно?
2. Правильно ли поступил(а) Андрей (Лена)?
3. Почему?
4. Как бы ты поступил(а) на месте Андрея (Лены)?
Критерии оценивания:
1. Ориентация на эмоции и чувства героя в выделении морального содержания ситуации (ответ на вопрос 1).
2. Решение моральной дилеммы (ответ на вопрос 4).
3. Ориентация на норму взаимопомощи (ответы на вопросы 2 и 3). Возможно выделение и вербализация нормы ребёнком уже при ответе на вопрос 1.
4. Уровень моральных суждений (ответ на вопрос 3).
5. Выделение установки ребенка на просоциальное поведение (ответ на вопрос 2).
Уровни выделения морального содержания поступка:
К в о п р о с у 1:
1. Ребенок не выделяет морального содержания рассказа,
у него нет адекватного ответа (не знаю). Ориентировка на связь эмоций Андрея (Лены) и невыполненного поручения отсутствует.
2. Ребенок ориентируется на связь эмоций матери и Андрея (Лены), но еще не выделяет морального содержания рассказа — грустно, потому что мама вздохнула.
3. Ребенок выделяет моральное содержание рассказа, ориентируясь на чувства героев, указывает на невыполненную просьбу матери — ему грустно, потому что мама его попросила, а он не сделал. Ориентировка на связь эмоций ребенка и невыполненной просьбы мамы.
4. Ребенок выделяет моральное содержание рассказа и даёт ответ с указанием причины негативных эмоций героя — невыполнения нормы взаимопомощи — грустно, потому что нужно помогать, когда тебя просят.
Уровни ориентации на просоциальное поведение:
К вопросу 2:
1. Установка на просоциальное поведение отсутствует — нет ответа, неадекватная оценка поведения.
2. Неустойчивая ориентация на просоциальное поведение — и верно, и неверно.
3. Принятие установки на просоциальное поведение — указание на неправильное поведение героя.
Уровни развития моральных суждений:
К вопросу 3:
1. Указание на власть и авторитет – мама (папа) накажет.
2. Инструментальный обмен – не дадут мультики смотреть.
3. Межличностная комфортность – не будет больше просить, обидится; хорошие дети так не делают.
4. Называет норму как правило – надо помогать.
Уровни решения моральной дилеммы:
К вопросу 4:
1. Нет выделения морального содержания ситуации — нет ответа.
2. Отсутствует ориентация на выполнение нормы — поступил бы, как Андрей (Лена); возможно добавление развлекательных действий — поиграл, попрыгал.
3. Ориентация на норму взаимопомощи как основание поступка — помыл бы посуду, помог бы маме помыть посуду, старшим надо помогать.
Для уровня начальной школы показателями благополучия морального развития являются; 1) ориентация на чувства и эмоции героев (грустно, вздохнула) как показатель децентрации (учет позиции матери); 2) установка на просоциальное поведение; 3) уровень развития моральных суждений — конвенциональный уровень, 3-я стадия межличностной комфортности (пай-мальчик или девочка).
Моральная дилемма
(норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами)
Цель: выявление усвоения нормы взаимопомощи в условиях моральной дилеммы.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действия нравственно-этического оценивания.
Возраст: 7—10 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа.
Описание задания: то же, что в предыдущем задании.
Текстрассказа:
Олег и Антон учились в одном классе. После уроков, когда все собирались домой, Олег попросил Антона помочь найти свой портфель, который пропал из раздевалки. Антону очень хотелось пойти домой поиграть в новую компьютерную игру. Если он задержится в школе, то не успеет поиграть, потому что скоро придет папа и будет работать на компьютере.
Вопросы:
1. Что делать Антону?
2. Почему?
3. А как бы поступил ты?
Уровни оценивания: ориентация на интересы и потребности других людей; направленность личности — на себя или на потребности других.
К в о п р о с у 1 (3):
1. Решение проблемы в пользу собственных интересов без учета интересов партнера — пойти домой играть.
2. Стремление к реализации собственных интересов с учетом интересов других — найти кого-то, кто поможет Олегу, взять Олега к себе в гости поиграть в компьютер.
2. Отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи, — остаться и помочь, если в портфеле что-то очень важное, если больше некому помочь найти.
Уровни развития моральных суждений:
К в о п р о с у 2:
1. Стадия власти и авторитета — Олег побьет, если Антон не поможет, Антон уйдет, потому что дома будут ругать, и: он задержится в школе.
2. Стадия инструментального обмена — в следующий раз Олег поможет Антону, нет, Антон уйдет, потому что Олег раньше ему не помогал.
3. Стадия межличностной комфортности и сохранения хороших отношений — Олег — друг, приятель, друзья должны помогать, и наоборот.
4. Стадия «закона и порядка» — люди должны помогать друг другу.
Методика «Как поступать»
Составлена И.Б.Дермановой
Назначение теста:
Методика предназначена для выявления у отношения ребенка к нравственным нормам.
Инструкция к тесту:
Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он себя в ней повел.
Тестовый материал
Первая ситуация: во время переменки один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему?
Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?
Обработка и интерпретация результатов теста
Для обработки результатов можно воспользоваться следующей ориентировочной шкалой:
0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
Стимульный материал.
1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сидишь ты.
2. Обозначь крестиком, где ты сядешь.
3. Обозначь крестиком, где ты сядешь.
4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения — папа, мама, брат, сестра или друг, товарищ, одноклассник.
5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?
6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.
Брат | Папа и мама | |||
Сестра |
7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую бы выбрал ты.
Папа и мама | ||||
Дедушка и бабушка |
8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.
&n Наши рекомендации
|