Ответ. Экологическая экспертиза составные элементы и порядок реализации.

Возрастающее внимание к охране окружающей среды обуславливает необходимость в экспертном анализе как отдельных объектов живой и неживой природы, так экологической обстановки в целом. Одной из форм обеспечения экологической безопасности населения, охраны природной среды и рационального использования ее ресурсов является привлечение к юридической ответственности за экологические правонарушения.

В ходе досудебного и судебного производства по уголовным, гражданским и административным делам данной категории требуется использование специальных знаний в области экологии, биологии, почвоведения и других естественных наук. Для установления причинной связи между экологическим правонарушением и наступившими отрицательными последствиями требуется проведение судебных экспертиз.

Судебно-экологические экспертизы, как класс судебных экспертиз, производятся для установления фактических обстоятельств негативного антропогенного воздействия на окружающую среду в целях отправления правосудия.

К задачам судебно-экологической экспертизы относятся следующие:

1. определение вида и местоположения источника негативного антропогенного воздействия;

2. характеристика негативного антропогенного воздействия на окружающую среду во времени и пространстве;

3. установление механизма негативного антропогенного воздействия;

4. выявление масштабов, а также условий и обстоятельств, способствующих усилению негативного антропогенного воздействия;

5. установление обстоятельств, связанных с нарушением природоохранного законодательства, условий эксплуатации потенциально опасных объектов и действий (бездействий) специально уполномоченных лиц в области охраны окружающей среды и природопользования, которые способствовали причинению вреда здоровью человека (смерти человека) или иных тяжких последствий.

Таким образом, судебно-экологическая экспертиза производится в целях установления источника, механизма, характеристики и масштабов негативного антропогенного воздействия на окружающую среду. При этом выясняются важные фактические обстоятельства, позволяющие в дальнейшем определить виновность субъекта правонарушения и размеры материального ущерба, нанесенного окружающей среде, а также выработать рекомендации по восстановлению экологического равновесия. Судебно-экологическая экспертиза является формирующимся классом судебных экспертиз, который может быть в дальнейшем разделен на роды: “Исследование экологического состояния почвенно-геологических объектов”; “Исследование экологического состояния биогеоценозов” и др. Каждый из указанных родов предусматривает создание соответствующей экспертной специальности, отличной от существующих в настоящее время. Экспертное исследование фактических обстоятельств негативного антропогенного воздействия может быть комплексной судебно-экологической экспертизой лишь тогда, когда в комиссию по ее производству включен эксперт хотя бы одной из судебно-экологических экспертных специальностей.

Судебными экспертами в области судебно-экологической экспертизы могут быть специалисты, имеющие высшее экологическое, почвенно-агрохимическое, биологическое, географическое или геологическое образование, прошедшие специальную подготовку, получившие право самостоятельного производства экспертиз по специальностям, сопряженным с оценкой экологического состояния окружающей среды, и специализирующиеся в области исследования различных ее компонентов в целях отправления правосудия.

48.ответ. Экологическая стандартизация и сертификация, содержание и формы.

Стандарт - нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований, обязательных для исполнения.

Соответственно экологическую стандартизацию определяют как установление в стандартах научно обоснованных норм и требований по охране окружающей среды, рациональному природопользованию и обеспечению экологической безопасности.

Генеральным стандартом для природоохранной деятельности является ГОСТ 17.0.0.01-76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов».

Государственные стандарты в области строительства утверждаются Госстроем России. Нормативные документы в строительстве имеют несколько уровней: федеральный - ГОСТ, ГОСТ Р и СНиПы, а также Своды правил (СП), например СП 11-102-97 «инженерно изыскания для строительства»; субъектов Российской Федерации - территориальные строительные нормы - ТСН; производственно-отраслевые нормативные документы - СТИ и СТИ.

С 1 января 1995 г. проводится обновление и совершенствование нормативов в соответствии со СНиП 10-01-94, утвержденным Госстроем России. Кроме того, в настоящее время в правовой системе Российской Федерации закрепляются действующие международные стандарты в области охраны окружающей среды, в том числе экологические стандарты (ИСО) Международной организации по стандартизации.

Международная конференция по устойчивому строительству (США, 1994) рекомендовала странам провести разработку сети международных экологических стандартов в строительной сфере по:

- минимизации воздействия строительства на окружающую среду;

- ограничению опасных экологических последствий;

- оптимизации энергетических и материальных ресурсов;

- планированию жизненного цикла строительного объекта;

- минимизации строительных отходов.

Например, в Швеции в 1998 г. был разработан международный стандарт ISO/TC 58 «планирование жизненного цикла сооружения».

На основе принятых международных стандартов ИСО серии 1400 Госстандарт издал стандарты ГОСТ Р ИСО 14001-98 «Система управления окружающей средой. Требования и руководство по применению» ГОСТ Р ИСО 14040-98 «Система управления окружающей средой. Общие руководящие указания...» и др.

В настоящее время при экспорте российской продукции заграницу и работе с иностранными инвесторами требуется сертификат системы управления качеством на Основе международных Стандартов ИСО Серии 9000.

Внедрение в нашей стране международных систем управления Окружающей Средой в Соответствии со стандартами ИСО серии 14000 и ИСО серии 9000 дает возможность организациям разрабатывать собственную программу внедрения и реализации экологической политики, улучшает отношения с контролирующим государственными органами и др.

Экологическая сертификации - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя и потребителя организация удостоверяет в письменной форме соответствие продукции (работ, услуг) экологическим требованиям и документам.

Правовые основы экологической сертификации закреплены законом РФ «О сертификации предприятий и услуг а также государственными и принятыми в качестве национальными международными стандартами.

С помощью сертификации в строительстве контролируют безопасность строительной продукции (работ, услуг) для человека и окружающей среды, защищают потребителя от некачественных, экологически «грязных» строительных материалов, предотвращают ввоз в страну экологически опасной строительной продукции и технологий, способствуют внедрению экологически чистой строительной продукции на всех стадиях ее жизненного цикла и др. Документальным свидетельством подтверждения соответствия продукции установленным требованиям служит экологический сертификат соответствия.

В настоящее время в строительной отрасли применяется два вида сертификации обязательная и добровольная. Например в г. Москве и области с 1998 г. введёна обязательная сертификация стройматериалов. Руководство работами по обязательной сертификации в строительстве осуществляет управление стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России.

В декабре 1997 г. Правительство РФ утвердило «Правила подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве». Проверке пригодности подлежит вся продукция, от которой зависят безопасность жизнедеятельности человека, состояние окружающей среды, а также надежность, долговечность и другие эксплуатационные качества зданий и сооружений.

Продукция, получившая сертификат соответствия, регистрируется Федеральным научно-техническим центром сертификации в строительстве (ФЦС). Срок действия сертификата - до 5 лет.

Не сертифицированные по российским правилам импортные строительные материалы не могут использоваться на территории России. Это относится, в частности, к импортным отделочным материалам, фурнитуре, оконной продукции, утеплителям и др.

Пригодность этой продукции должна быть подтверждена соответствующим техническим свидетельством. Контроль за применением в строительстве продукции, подлежащей обязательной сертификации, осуществляется органами Государственного архитектурно-строительного надзора.

49.ответ. Экологический аудит, состав, характеристика и реализация.Чаще всего под экологическим аудитом понимают систематическую, периодическую, подкрепленную документами объективную оценку результатов хозяйственной деятельности предприятий с учетом их экономических целей и приоритетов, а также соответствие данной деятельности критериям экоправа, экостандартам, эконормативам и т.д. То есть, под экоаудитом обычно подразумевается вневедомственная независимая оценка, анализ, разработка соответствующих рекомендаций и предложений по фактическим результатам любой экологически значимой деятельности.

По мнению ученых,[2] существует целый ряд определений экоаудита, среди которых можно выделить 4 основных подхода к данному понятию: послепроектная экспертиза, проверка соответствия нормативным экологическим требованиям, экологическая составляющая обычного финансового аудита, проверка системы управления охраной окружающей среды (экоменеджмента) на предприятии.

Предпосылкой понимания сущности экоаудита и формирования его концепции должно служить определение места экологического аудирования в системе общего аудита. Это связано с увеличением объема и значимости природоохранных затрат в финансовой деятельности предприятий, поэтому недостаточное внимание к ним существенно увеличивает риск ошибочной оценки финансового положения ор­ганизаций, формирующейся в бухгалтерском учете и отчетности.

Термин «аудит», «аудирование» заимствован из финансового менеджмента и означа­ет проверку финансовой отчетности и счетов организации, а также оценку иных параметров и анализ полного цикла функционирования организации и окружающей ее среды, выходя за рамки бухгалтерского учета. С середины 70-х годов, данный термин стал применяться в области экологии.

В России понятие аудита было введено Указом Президента РФ «Об аудиторской деятель­ности в Российской Федерации» от 22.12.93г. № 2263.[3] В настоящее время в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 7.08.2001г. № 119-ФЗ[4] аудит определяется как предпринимательская деятель­ность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных прове­рок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых де­клараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также по оказанию иных аудиторских услуг. В России, по мнению ряда авторов[5], сформировались две основные концепции развития аудиторских фирм. Первая — включает ограничение аудита вопросами бухгалтерского учета и налогообложения. Вторая — предполагает постепенное комплексное развитие аудиторской фирмы, соб­ственные разработки информационных систем, методологии проведения бизнес-аудита, эколо­гического аудита.

В соответствии с Классификатором правовых актов[6] (110.010.100), одобренным Указом Президента РФ от 15.03.2000 г. № 511, экологический аудит является видом общего аудита (рис. 1). Следовательно, можно сделать вывод о том, что экоаудит, по сути, является одной из составных частей общего аудита предприятия, т.е. экономическим видом хозяйственной деятельности, осуществляемым по общим принципам и нормам аудита в России.

Наши рекомендации