Основные направления научных исследований социально-экономической географии.
Социально-экономическая география с момента своего зарождения теснейшим образом связана с решениями задач развития и совершенствования экономических и социальных основ общества в их территориальном разрезе. В результате бурного развития производительных сил на современном этапе (современная инфраструктура, новые мощные потоки сырья, энергии, готовой продукции, новые сверхмагистрали, новые формы расселения и т, д.) расширился и усложнился социально-экономический заказ географической науке. В настоящее время географы участвуют в решении вопросов формирования и развития территориально-производственных комплексов (ТПК), делают обоснования для проектирования городов, новых транспортных коммуникаций, размещения учреждений сферы обслуживания, систем туризма и отдыха, дают экономическую оценку природных и трудовых ресурсов, участвуют в разработке экологической и демографической политики. Географические исследования все больше применяются в качестве научной основы в региональной политике, управлении хозяйством, расселением и природопользованием. Конструктивная направленность исследований, выход в практику хозяйственного планирования и проектирования стали отличительной чертой современных научных исследований. Географическая наука, особенно ее общественные, социально-экономические ветви, переживает глубокие структурные изменения. Объект ее изучения расширяется и дополняется экономическими, социальными и экологическими направлениями. В рамках географии стали усиленно развиваться такие новые направления, как география населения, география сферы обслуживания, география туризма и отдыха, медицинская география, географическая экология и др.
Всеобщее внимание современной мировой и отечественной географии привлекают проблемы территориальной организации общества, в частности рациональное размещение производства и населения, его взаимодействие с природой. Быстрая урбанизация всех регионов выдвинула много острых проблем развития систем городов, взаимосвязанного развития города и села, формирования единой системы населенных мест, взаимодействия их с окружающей средой.
Необходимость оценки взаимосвязей в системе «общество - производство - окружающая среда» обусловила экологизацию современной социально-экономической географии. Отсюда вытекают новые направления исследований: контроль за изменениями природной среды, вызванными деятельностью человека; научные географические прогнозы последствий этого воздействия; предупреждение, ослабление, ликвидация стихийных природных бедствий; оптимизация среды в природно-техногенных системах. Новые проблемы ставят перед наукой необходимость увязки технологических и градостроительных решений с природным окружением; обостряется проблема взаимосвязей в системе «экономика - техника - природа». В связи с этим актуальны такие задачи, как районирование территории по технико-экономическим условиям проектирования, строительства, эксплуатации сооружений и машин, географическое картографирование для прикладных целей. В области экономики природопользования важны научные обоснования путей рационального и экономного использования всех видов ресурсов.
Таким образом, все современные проблемы имеют четкую географическую интерпретацию и проявляются на любом территориальном уровне.
Возросший круг проблем предъявил требования к совершенствованию методики исследования. Географические школы в большинстве стран мира, в том числе и в нашей стране, совершили стремительный прыжок в овладении количественными методами, математическим моделированием; математика стала важнейшим инструментом в исследовательской работе географов. Совершенствуется и обновляется техника исследований: находят применение аэрокосмические съемки, вычислительная и электронная техника, автоматическое картографирование и т. д. В этих условиях возросли требования к подготовке специалиста-географа. Ему нужны широкая эрудиция в различных областях знаний, комплексность подхода, умение убедительно аргументировать свои выводы. Географу необходимы глубокие знания основ физической и экономической географии, экономики, статистики, социологии, математики, технологии производства и других смежных наук. Кроме того, он должен в совершенстве владеть методами и приемами научных исследований не только в области географии, но и экономики, демографии, социологии и других общественных наук.