Заповедник, входящий в состав биосферных заповедников
функционирование которых регулирует ЮНЕСКО:
1.Западно-Алтайский
2.Наурзумский
3.Маркакольский
4.Алматинский
5.Аксу-Джабаглинский
Какие заповедники находятся в Южно-Казахстанской области? .
1.Западно-Алтайский, Маркаколъский.
2.Алакольский, Устюртский, 3.Аксу-Джабаглинский., Наурзумский.
4.Устюртский, Кургальджинский.
5.Аксу-Джабаглинский, Каратуский, Алакольский,, Алматинский.
3.Национальный парк «Кокшетау» находится:
1.В Павлодарской области.
2. В Акмолинской области.
3.В Карагандинской области.
4. В Северно-Казахстанской области.
5.В Чимкентской области.
4.Заповедник международного значения, созданный с целью охраны джейранов, муфлона:
1.Нурзумский.
2.Маркакольский
3.Алаколъский.
4.Устюртский,
5. Аксу-Джабаглинский.
5.Сколько процентов территории РК занимают особо охраняемые природные территории:
1.21
2.5
3.3
4.1
5.13
6..Заповедник, созданный с целью сохранения популяции сайгаков:
1.Наурзумский.
2.Маркакольский.
3..Алакольский
4.Барсакельмесский.
5.Алматинский
7.Виды животных РК, внесенные в Международную Красную Книгу :
1.кулан, гепард, белый журавль, розовый фламинго, пеликан
2.летучая мышь, лебедь-кликунъ
3.ящерица, жерлянка, тигр
4.горный козел, архар
5.малый суслик, серый волк
8.Исчезающие виды растений и животных относятся к:
1. Четвертой категории. 2.Третьей категории.
3. Второй категории.
4. Пятой категории.
5. Первой категории
9.Виды растений и животных относящиеся к пятой категории Красной Книги:
1. Неизвестные виды
2. Редкие виды.
3.Восстановленные виды
4.Исчезающие виды.
5.Сокращающиеся виды.
10.Комплекс мероприятий направленных на восстановление нарушенных территорий:
1.Стагнация. 2.Стратификация
3. Мониторинг
4.Рекультивация.
5.Рекреация.
1.Тема№13:Актуальные экологические проблемы РК и устойчивое развитие.
2.Цель:Познакомить студентов с основными экологическими проблемами РК. Рк
3.Задачи обучения:
Студент должен уметь –пользоваться полученными данными в области охраны окружающей среды.
Студент должен знать– основные экологические проблемы РК..
4.Основные вопросы темы:
1.Назовите основные экологические проблемы РК.
2.Проблема радиоактивного загрязнения РК.
3.Проблема загрязнения и истощения гидросферы.
4.Проблема загрязнения атмосферного воздуха.
5.Проблема опустынивания РК
6.Проблема сведения лесов и снижения биоразнообразия.
7. Решение экологических проблем РК.
5.Методы обучения и преподавания:
Эвритическая беседа:
Вступительное слово преподавателя:
1.преподаватель дает ориентировку в теме занятия и цели, которую и преподаватель и студенты должны достичь.
2.Предоставлется слово в соответствии с планом занятия первому студенту (на добровольной основе, а не по вызову).
3.Внимательно выслушать доклад студента, проследить за содержанием и логикой его построения. Если по содержанию речь отходит в сторону от поставленного вопроса или декларативна (бездоказательна, описательна, «книжна»), не содержит собственных размышлений студента, а является только пересказом прочитанного в книге или услышанного на Лекции, то преподаватель задает вопрос. Например: «Почему вы так думаете? Какое отношение ваши слова имеют к теме?, Что из этого следует? Высказана следующая мысль…Все ли с этим согласны или есть другие мнения?, У кого есть дополнения или уточнения? И т.д.».
4.Если выступающий не находит ответа, то вопрос адресуется ко всей группе и слово предоставляется желающему.
5. Если и он не сумел исчерпывающе ответить на поставленный вопрос, то выступления будут продолжаться о тех пор, пока не будет получен ответ на вопрос по существу рассматриваемой темы.
Если ответы полностью не удовлетворили преподавателя, то он сам дает полный, правильный ответ.
Подводит итог занятию:
-оценивает степень обсуждения вопросов и глубину их уяснения и усвоения; качество выступления студентов; дает задание для дальнейшей самостоятельной работы по неусвоенным вопросам.
Литература
Основная:
1. Экология : учебник / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. - 12-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 602 с. - (Высшее образование)
2. Алишева К, Экология, Алматы.,2006
3. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Устойчивое развитие: вводный курс: Учеб.
пособие. — М.: Университетская книга. — 312 с. 2006 г
4. Кенесариев У.И., Жакакшов Н.Ж.»Экология и здоровье населения» Алматы,2012 г
Дополнительная:
1. Доклады Министерства охраны окружающсй среды РК «О состоянии природой среды РК» 2000-2007 гг.
2 .Концепция экологической безопасности РК, Астана, 2002.
3.Доклад конференции 00Н по окружающей среде и устойчивому развитию, Рио-де-Жанейро, 1992. Том 1, Нью_Йорк,1993.
4.Экологический кодекс РК, Астана 2007.
5. Шилов И.А. Экология : учебное пособие / И. А. Шилов. - 4-е изд., стериотип. - М. : Высшая школа, 2003. - 512 с.
6. Алибеков А.С. Токмолдаева З.К., Алибеков С.С., Краткий словарь по общей экологии,Алматы,Эверо,2010г,144 стр.
7. Экология и гигиена жилой среды: для специалистов Роспотребнадзора Губернский Ю.Д., Иванов С.И., Рахманин Ю.А.М., 2008
8. Атчабаров, Бахия Атчабарович. Заблуждения, ложь и истина по вопросу оценки влияния на здоровье людей испытания атомного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне : научное издание / Б. А. Атчабаров. - Алматы, 2012. - 279 с. :
9. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М., «ФАИР-ПР Е С С » ,20 0 3
10.Ю.П.Пивоваров, В.В.Кролик, Л.С.Зиневич.,Гигиена и основы экологии человека. Серия «Учебники и учебные пособия».Ростов на Дону:Феникс, 2002 –512 с.
11. Марфенин Н.Н. Концепция устойчивого развития» в развитии / Россия в окружающем мире: 2002 (Аналитич кий ежегодник) /1 Под общей редакцией: Данилова-Данильян ВИ., Степанов С.А. - М.:Изд-во МНЭПУ, 2002.
13. Л.С.Зиневич.,Гигиена и основы экологии человека. Серия «Учебники и учебные пособия».Ростов на Дону:Феникс, 2008 –512 с.
14. Иванов В.П. Общая и медицинская экология. : учебник / В. П. Иванов, О. В. Васильева, Н. В. Иванова ; ред. В. П. Иванова. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 507 с. : ил
15. Экология человека Ю.А. Габов Караганда,
7. Контроль:
Контрольные вопросы:
1. Что относится к основным экологическим проблемам РК.
2.Пути решения экологических проблем РК.
3.Экологические проблемы и устойчивое развитие.