Рассмотрения заявок и поддержки лучших из них.
Рассмотрения заявок и поддержки лучших из них.
Имейте в виду:
каждая организация отбирает для поддержки те заявки, которые соответствуют ее специфике, целям и задачам, утвержденным программам,
конкурсный отбор предполагает выбрать лучшие из заявок, удовлетворяющих этим условиям,
каждая донорская организация – это отдельный мир, живущий по своим правилам. Хотя в общих чертах эти правила похожи друг на друга, именно частности могут быть решающими для судьбы каждой заявки,
пунктуально соблюдая правила организации донора, представляя ей своевременные отчеты, вы строите отношения доверия, которые в итоге позволят организации увеличить размеры помощи, оказываемой лично вам и вашим коллегам.
Уровни грантовых программ
А теперь давайте разберемся в системе многочисленных организаций, оказывающих грантовую поддержку.
Международный уровень
Национальный уровень
(общероссийские программы)
Межрегиональный уровень
(дальневосточные грантовые программы)
Местный уровень(программы органов региональной власти, органов местного самоуправления, местных фондов, коммерческих организаций)
Составные элементы заявки
Как правило, заявка включает следующие разделы
Аннотация проекта | Краткое содержание всей заявки, выражающее ее основную суть | |
Введение/описание организации/история организации | Описывает миссию, основные цели организации, ее опыт, квалификацию сотрудников | |
Постановка /обоснование проблемы | Описывает проблему, обосновывает необходимость ее решения и актуальность | |
Цели и задачи проекта | Определяют, для чего необходим данный проект и средства на его реализацию в определенный период времени | |
Методы достижения поставленных целей и задач | Описывают виды деятельности, необходимые для достижения желаемых результатов | |
Ожидаемые результаты | Указывает, какие предполагается получить результаты в ходе реализации проекта | |
Оценка результатов проекта и отчетность | Количественные и качественные показатели, критерии оценки достижения намеченных результатов/ Система отчетности за использование средств | |
Дальнейшее развитие проекта/Устойчивость проекта | Описывает дальнейшее развитие проекта после окончания гранта | |
Бюджет | Детальная смета расходов о проекту с подробными комментариями | |
Приложения | Дополнительные материалы, поясняющие содержание заявки |
Внимание! Надо иметь в виду, что доноры предлагают подавать заявки по определенным требованиям, которые соответствуют интересам организации-донора.
И мы можем сразу в этом убедиться, сравнив условия трех конкурсов.
Гранты администрации Сахалинской области | Муниципальный грант (г.Южно- Сахалинск) | Гранты компании Сахалинская энергия |
Титульный лист содержит следующую информацию | Титульный содержит следующую информацию | Название организации |
♦ название проекта | ● название проекта | Ф., и., о. руководителя организации/исполнителя проекта |
♦ направление работы по проекту | ● название и адрес организации | Юридический адрес организации, контактная информация (телефон/факс/электронная почта) |
♦ грантозаявитель (полное наименование в соответствии со свидетельством о регистрации) | ● полностью Ф.И.О. руководителя проекта | Название проекта, описание проекта, включая: |
♦ руководитель организации, ф.и.о., контактные телефоны | ● контактная информация (рабочий и домашний адрес, телефоны) | ♦ цели и задачи проекта |
♦ руководитель проекта,ф.и.о., контактные телефоны | ● банковские реквизиты организации | ♦ сроки реализации |
♦ запрашиваемая сумма | ● сроки и продолжительность выполнения проекта | ♦ количество людей, вовлеченных в его реализацию |
♦ общий бюджет проекта | ● запрашиваемая сумма | ♦ география проекта |
♦ сроки реализации проекта | Описание проекта содержит следующую информацию: | ♦ ожидаемые результаты, |
♦ география проекта | ● название проекта | ♦ дополнительные источники финансирования и помощи |
♦ краткое содержание проекта (несколько предложений) | ● аннотация | ♦ партнерские отношения с другими организациями |
Описание проекта содержит следующую информацию | ● постановка проблемы | ♦ подробная смета проекта |
♦ название проекта | ● цели и задачи проекта | ♦ информация о том, как будет осуществляться управление проектом |
♦ цель проекта | ● календарный план выполнения проекта | ♦ финансовые реквизиты |
♦ проблема, на решение которой направлен проект | ● результаты проекта и предложения по оценке эффективности проекта | |
♦ задачи проекта | ● оценка перспективы продолжения проекта | |
♦ содействие реализации программ социально-экономиеского развития Сахалинской области | Смета проекта | |
♦ партнерские отношения | Информация об организации, руководителе проекта и основных исполнителях содержит: | |
♦ целевая аудитория проекта | ● краткая история организации | |
♦ способы распространения информации о проекте | ● опыт организации | |
♦ ожидаемые конечные результаты проекта (конкретные и измеримые) | Приложения и список приложений | |
♦ опыт заявителя в использовании грантов | ||
Календарный план проекта | ||
♦ мероприятия | ||
♦ срок исполнения | ||
♦ исполнитель | ||
Смета расходов с обоснованием | ||
Информация о заявителе | ||
Приложения к заявке | ||
♦ копия свидетельства о государственной регистрации | ||
♦ копия свидетельства о внесении в единый государственный реестр юридических лиц | ||
♦ копия Устава | ||
♦ справка территориального органа налоговой инспекции об отсутствии задолженности по налоговым платежам в областной бюджет |
Проблема
Отсутствие знаний по подготовке заявок на получение грантовых средств у инициативных
Цели и задачи проекта
Цели и задачи дают представление, каковы же будут итоги выполнения проекта.
Цели– это наиболее общие утверждения типа: прекратить сбор и продажу редких видов дикорастущих растений; создать службу мониторинга; обеспечить сохранение уникального ландшафта.
Утверждения подобного рода не могут быть оценены количественно. Их главное назначение показать тип проблемы, с которой имеет дело проект. Тем самым цели отличаются от задач.
Цели могут быть краткосрочными и долгосрочными.
Обычно достижение долгосрочной цели будет зависеть от достижения ряда краткосрочных целей. При
двух и более краткосрочных целях Вы должны четко указать, как они увязаны друг с другом и с долгосрочными целями.
Цели должны быть достижимыми. Из раздела должно быть ясно, кто извлечет пользу от выполнения проекта.
Задачи– конкретные и поддающиеся измерению возможные изменения ситуации, которую Вы описали в разделе «Постановка проблемы».
Эти изменения (улучшения) произойдут в результате осуществления Вашего проекта. Если каждый
раз при написании задач проекта Вы будете рассматривать их в этом ключе, то легко поймете, как они должны выглядеть.
Таким образом, задачи должны быть максимально конкретизированы. В них должны содержаться количественные данные о степени полезности проекта. Такие количественные данные называются
показателями. Показатели – инструмент, позволяющий точнее определить и разъяснить цели и задачи проекта и измерить его эффект.
Когда мы говорим в проекте об «усилении», «улучшении», и «увеличении» чего-либо, то неясно, какой конкретно результат позволит считать задачи выполненными, проект осуществленным. Для того
чтобы не быть голословным и нужны показатели.
Утверждать, что эффект нельзя измерить, что Вы не можете подобрать нужных показателей, равносильно признанию, что проект не даст заметного эффекта.
Проверьте, чтобы по каждой проблеме, сформулированной в предыдущем разделе, имелась, по крайне
мере, одна четкая задача.
Внимание! Цели и задачи должны логически вытекать из постановки проблемы.
Критерии оценки раздела:
описываются предполагаемые итоги выполнения проекта, поддающиеся оценке. Цель – общий итог. Задачи – конкретные частные результаты, и они заметно отличаются друг от друга,
из раздела ясно, что получится в результате выполнения проекта, какие произойдут изменения в существующей ситуации,
насколько цели и задачи логически вытекают из постановки проблемы,
по каждой проблеме, сформулированной в предыдущем разделе, имеется, по крайней мере, одна честная задача,
вероятность того, что в результате выполнения проекта задачи будут решены,
цели в принципе достижимы и результаты поддаются измерению.
из раздела ясно, кто извлечет пользу от выполнения проекта,
указывается срок достижения целей,
язык ясен и четок,
постановку задач авторы не путают с методами их решения.
Практический пример
Проблема | Отсутствие знаний по подготовке заявок на получение грантовых средств у инициативных граждан Корсаковского района |
Цель проекта | Содействие развитию гражданской активности жителей Корсаковского района в решении местных проблем сообщества через использование возможности привлечения грантовых средств местного уровня. |
Задача проекта | Дать жителям области в концентрированном виде знания по процессу участия в грантовых программах, подготовке документов. |
Методы (деятельность в рамках проекта)
В данном разделе Вы указываете мероприятия, которые необходимо провести для достижения намеченных результатов и для решения поставленных задач, описываете схему организации работы по проекту.
Из раздела должно быть ясно, что будет сделано,
кто будет осуществлять действия,
как они будут осуществляться,
когда и в какой последовательности,
какие ресурсы (исполнители, помещения, оборудование и др.) будут привлечены.
Существует два главных вопроса, которые должны быть разъяснены в этом разделе:
1. какова Ваша стратегия в достижении желаемых результатов?
2. почему Вы выбрали ее из всех других возможных?
Ответ на последний вопрос потребует от Вас знания аналогичных Вашему проектов. Кто еще работал по Вашей проблеме в вашем районе или где-либо еще? Какие методы применялись ранее и применяются сейчас и с какими результатами? Другими словами, вы должны обосновать ваш выбор методов.
Рассмотрение альтернатив – важный аспект Вашей методологии.
Демонстрируя Ваше знакомство с аналогичными работами, и, объясняя Ваш выбор используемых средств, Вы приобретаете больше доверия в глазах донора.
Важно, чтобы Вы показали себя компетентным во всех разделах заявки. Ваш подход к решению проблемы должен выглядеть для рецензента привлекательным. Реалистичный и обоснованный проект произведет нужное впечатление. Нереалистичный проект не спасут самые благие намерения. Соблюдайте естественность логической цепочки: проблема – цель – задача – метод.
Помимо перечня мероприятий Вы можете проиллюстрировать данный раздел также организационной схемой, календарным и рабочим планами. Их можно либо вставить непосредственно в раздел, либо поместить в приложении.
Примерная форма рабочего плана.
Мероприятие | Срок исполнения | Ответственный |
2….. |
Важно отличать задачи от методов.
Если Вам трудно сразу различить задачи и методы, попытайтесь представить, чем Вы будете заниматься через год - два, какие бы Вы хотели увидеть изменения, какие различия между существующим положением дел и будущим? Подобное изменение ситуации и может явиться задачей
Вашего проекта, а способы, которыми Вы станете добиваться этих изменений, Вы можете отнести к методам.
Критерии оценки раздела:
из раздела ясно, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены,
указывается разумно ограниченный набор мероприятий, которые могут быть выполнены в срок и в пределах общей стоимости проекта,
в разделе ясно описываются мероприятия в рамках программы,
понятны причины выбора именно таких мероприятий,
понятна и убедительна предлагаемая последовательность выполнения мероприятий,
ясен состав разработчиков,
описываются состав и обязанности исполнителей программы,
описывается, кому служит данный проект и принципы подбора этих людей, групп, объектов,
естественность логической цепочки: проблема – цель – задача – метод.
Практический пример
Проблема | Отсутствие знаний по подготовке заявок на получение грантовых средств у инициативных граждан Корсаковского района |
Цель проекта | Содействие развитию гражданской активности жителей Корсаковского района в решении местных проблем сообщества через использование возможности привлечения грантовых средств местного уровня. |
Задача проекта | Дать жителям области в концентрированном виде знания по процессу участия в грантовых программах, подготовке документов. |
Методы (деятельность в рамках проекта) | Предлагается: провести 4 лекции-практикума для 40 человек по теме «Серьезная заявка на победу»: в Корсакове - 2, в с.Соловьевка -1, в п.Озерское – 1. предоставить 20 консультаций (по 1 часу каждая) по конкретным заявкам (в г.Корсакове – 2 дня по 4 часа, в с.Соловьевка – 2 дня по 3 часа, в п.Озерский – 2 дня по 3 часа), в случае необходимости будет предоставлено большее число консультаций, разработать рабочую тетрадь по подготовке документов к участию в грантовых конкурсах и растиражировать ее для участников лекций. |
Деятельность по проекту
Сроки | Мероприятия/деятельность |
1 месяц | - Сбор материалов для лекций-практикумов и рабочей тетради с использованием практических примеров, реализованных на территории Сахалинской области, редактирование, - организация взаимодействия с партнерами, - составление и согласование графика проведения лекций-практикумов и консультаций. |
2 месяц | Рабочая тетрадь: - формирование рабочей тетради, - подготовка (тиражирование) для участников лекций-практикумов. Лекции-практикумы: организационная работа по проведению лекций-практикумов: информирование, поиск помещение, формирование групп |
3 месяц | Проведение лекций-практикумов. Проведение консультаций. Подготовка отчета. |
Конкретные ожидаемые результаты
В этом разделе должна содержаться конкретная информация (с указанием количественных показателей) о результатах проекта.
Бюджет
Бюджет, или смета расходов, - возможно, самая главная часть заявки. Не всегда требуется подробно описывать существующую проблему, не все доноры дотошно интересуются применяемыми Вами методами, однако бюджет просматривают все.
В этом разделе Вы должны оговорить, сколько денег потребуется для выполнения намеченного проекта.
Он (бюджет) должен быть хорошо проработан и подробно разъяснен, реалистичным и безошибочным.
Он должен включать в себя две части: подробный список расходов (обычно в форме таблицы), и пояснения к нему (бюджетное описание или пояснения к бюджету)
Планируя бюджет, полезно заглянуть в разделы «Цели и задачи” и “Методы» для выработки подходящего плана Вам необходимо учесть все, на что Вы будете тратить деньги (ресурсы), а также основные факторы, влияющие на размеры расходов. Прежде чем Вы начнете распределять деньги по статьям бюджета, внимательно изучите налоговое законодательство и особенности финансовой отчетности, чтобы не оказаться в ситуации, когда половина полученных Вами денег уйдет на непредвиденные налоги и выплаты.
Вы должны показать, из каких источников Вы намерены получить деньги и когда они потребуются. Если Вы обращаетесь к другим спонсорам или к другой организации, обязательно упомяните об этом, поскольку это сработает только в Вашу пользу.
Предпочтение отдается проектам, которые имеют дополнительные источники финансирования, такие как взносы в качестве материалов, добровольного или самостоятельно оплаченного труда участников проекта, собственных или привлеченных финансовых средств. Такие проекты имеют более сильный потенциал для оказания устойчивого влияния.
Взносы заявителя могут включать в себя помещение для проведения обучения, оборудование, приобретенное для проекта без использования средств предполагаемого спонсора и т.д.
Если у Вашей организации есть дополнительные источники финансирования, эти взносы надо включить в колонку «Взнос заявителя» сметы. Стоимость таких взносов необходимо рассчитать в денежном выражении. Взносы материалов могут быть сделаны заранее, но денежные взносы, внесенные в колонку «Взнос заявителя», должны отражать только расходы, которые будут сделаны в течение периода реализации Проекта.
Помимо заполненных рекомендованных таблиц Вам необходимо представить подробный комментарий по расходам, где подробно и четко объяснить, почему расходы, перечисленные Вами, столь необходимы для выполнения проекта. Дайте обоснование, а по возможности — подтверждение стоимостной оценки Ваших расходов.
Внимание! Составляя бюджет, внимательно ознакомьтесь с требованиями донора и учтите их!
Не стоит запрашивать средства, превышающие максимальный размер гранта, или обращаться с просьбой профинансировать те статьи расходов, которые условиями конкурса исключены из финансовой поддержке. В противном случае вы рискуете тем, что ваша заявка, практически на последнем этапе, может быть отклонена.
Критерии оценки раздела «Бюджет»:
четко разграничиваются средства, получаемые от донора и из других источников,
бюджет соответствует описательной части заявки,
подробен,
включает все статьи, финансируемые донором,
включает все статьи, финансируемые из других источников (в том числе из собственных ресурсов заявителя),
включает все виды работ на добровольной безвозмездной основе.
Партнерские отношения
Раздел «Партнерские отношения» не является обязательным разделом заявки. Но его наличие может характеризовать Вашу заявку с положительной стороны. А именно наличие этого раздела показывает, что проблема, изложенная в заявке, является проблемой, которую разделяют представители местного сообщества.
Если Проект совместный, перечислите все партнерские организации (название организации, адрес, роль в реализации Вашего проекта, имя лица, ответственного за проект, должность и номер телефона), опишите сотрудничество с коммерческими, некоммерческими, государственными организациями и должностными лицами.
Партнерские организации, участвующие в проекте вместе с Вами, должны предоставить Вам подтверждающий документ на официальном бланке организации. Такого рода документы войдут в приложение к Вашему Проекту.
Опишите, какие договоренности уже достигнуты с предполагаемыми участниками Проекта. По возможности приложите имеющиеся договоры о сотрудничестве.
Любой вид поддержки Вашей организации или Проекта должен быть документально отражен в приложении. Помните, что поддержка может быть как финансовой, так и организационной. И тот, и другой вид поддержки должен быть отражен в нашей заявке.
Приложите письма поддержки от областных и городских органов управления, коммерческих организаций, промышленных предприятий, групп граждан или аналогичных организаций.
Практический пример
Распределение обязанностей между организациями-партнерами по проекту:
РАУЦБ: координация действий в рамках проекта, подготовка информационных материалов, подготовка тренеров-консультантов, проведение лекций-практикумов, консультаций, мониторинг и отчетность.
Общественные организации: информирование заинтересованных лиц о проводимых лекциях-
практикумах, консультациях и участие в них.
Другие заинтересованные организации:
Представители по связям с общественностью компании Сахалинская Энергия – участие в
информировании о проводимых мероприятиях.
Районные и поселковые библиотеки – участие в информировании жителей района о проекте и проводимых мероприятиях.
Приложения включают дополнительные материалы, поясняющие содержание заявки (письма поддержки, биографии участников проекта, годовой финансовый отчет, буклеты, подборка статей о деятельности организации, фотографии, др.).
• Письма поддержки
• Биография участников проекта или сведения об исполнителях проекта
• Данные о месте реализации проекта
• Рекомендации на исполнителей проекта и ходатайства о целесообразности проекта
• Планы достижения самообеспеченности организации в будущем
• Годовой финансовый отчет
• Буклеты
• Подборка статей о деятельности организации
• Фотографии
• Другие
ИНФОРМАЦИЯ
Цель проекта
Обучить представителей общественности, местных администраций, жителей способам и механизмам
взаимодействия всех секторов (на примере модели Engage, ТОС) путем проведения серии семинаров
на территории Сахалинской области. Распространить имеющийся на территории области опыт работы по общественному самоуправлению.
Задачи проекта
Провести 3-5 - дневные семинары в Корсаковском, Холмском, Томаринском, Долинском,
Углегорском, Невельском, Ногликском районах, и г. Южно-Сахалинске
Содействие реализации программ социально-экономического развития Сахалинской областиДанный проект будет содействовать реализации программ социально-экономического развития Сахалинской области, т.к. на семинарах чиновники, общественники и представители бизнеса получат знания о механизмах планирования общественных инициатив, о расстановке приоритетов сообществом, о процессе осуществления действий, основанных на активном участии граждан. Партнерские отношения
• Администрации вышеназванных районов
• Центр делового сотрудничества «Перспектива», Углегорск
• Ассоциация предпринимателей Тымовского района
Целевая аудитория проекта
• Чиновники местных администраций
• Общественные организации
• Бизнес
• Общественность
География проекта
Смирныховский, Углегорский, Поронайский, Холмский, Макаровский, Анивский, Тымовский,
Долинский и Невельский районы, Южно-Сахалинск.
Краткое содержание проекта
Проект направлен на укрепление детского и волонтерского Экологического Движения на основе
стимулирования развития и распространения системы конкурсно-фестивальных, исследовательских,
полевых, и природоохранных эколого-воспитательных мероприятий по Сахалинской области.
В рамках проекта планируется цикл связных региональных мероприятий с участием экологических детских и молодежных групп, педагогов и волонтеров из 10 районов Сахалина: информационная акция
«Песня утреннего ветра», заочный конкурс «Загляни в Зелёный Мир», экофестиваль «Зеленый
калейдоскоп - 2005», полевые выходы, семинар, детские лагеря и фестиваль «ЭкоЛето - 2005», итоговая конференция «С заботой о будущем», фильм по проекту с трансляцией на Сахалинскую область.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Название проекта- «Лесной Перекресток Сахалина» Цель проекта
Укрепление волонтёрского, молодёжного экологического движения и активного взаимодействия экоотрядов области на основе подготовки и распространения системы конкурсно-фестивальных, полевых, исследовательских и природоохранных эколого-воспитательных мероприятий по Сахалинской области.
Партнерские отношения
Проект реализуется на базе Сахалинского Общественного Координационного Совета по
экологическому воспитанию в рамках региональной благотворительной программы «Сахалин - ДЭЛ», совместно с Департаментом по природопользованию и охране окружающей среды, Департаментом
образования Сахалинской области, Департаментом образования и Комитетом по делам молодежи администрации г. Южно-Сахалинска, МУ МПЦ «Южный», Сахалинской областной универсальной научной библиотекой.
Целевая аудитория проекта
Педагоги, студенты высших и средних учебных заведений, работающая молодежь, старшеклассники, детские и молодежные экогруппы Сахалинской области.
Основные понятия.
Муниципальным грантомпризнается безвозмездное и безвозвратное целевое финансирование за счет средств бюджета муниципального образования общественно полезных проектов некоммерческих организаций (далее по
тексту НКО), действующих на территории муниципального образования «город Южно-Сахалинск», по их заявкам на конкурсной основе с обязательным последующим отчетом о выполнении программ и использовании
предоставленных средств.
Грантополучателемявляется организация, признанная победителем в конкурсе на предоставление
муниципального гранта.
Грантодателемявляется администрация города Южно-Сахалинска в пределах бюджетных средств,
утверждаемых городским Собранием специально для распределения в виде муниципальных грантов, и иных средств.
Муниципальный заказчик- представитель администрации города во взаимоотношениях с грантополучателями в период реализации проектов, утвержденный распоряжением мэра города, в лице уполномоченного
структурного подразделения.
Муниципальные гранты предоставляются администрацией города по результатам конкурса, проводимого в
порядке, установленном настоящим положением.
Требования к участникам конкурса муниципальных грантов.
1.5.1. Право на участие в конкурсе предоставляется следующим НКО:
- прошедшим государственную регистрацию и осуществляющим общественно полезную деятельность на территории муниципального образования город Южно-Сахалинск не менее 1 года, которая по своему содержанию и результатам соответствует приоритетным направлениям социальной политики города;
- своевременно подавшим заявки на участие в конкурсе и предоставившим все необходимые документы в
установленные сроки.
1.5.2. Не могут быть участниками конкурса:
- органы местного самоуправления и органы государственной власти
- коммерческие организации,
- физические лица,
- кооперативы,
- политические партии и религиозные организации,
- профессиональные союзы,
- НКО, созданные с участием государства.
1.5.3. Организатор конкурса вправе устанавливать дополнительные требования к участникам, обусловленные
приоритетными направлениями проводимого конкурса.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА
2.1. Непосредственным организатором конкурсаявляется администрация города Южно-Сахалинска, которая выделяет в распоряжение структурных подразделений средства, предусмотренные бюджетом города для распределения среди победителей конкурса.
2.2. Решение о проведении конкурсапринимается мэром города.
2.3. Перечень документов, представляемых на конкурс организацией-участником:
- копия свидетельства о регистрации организации;
- копия Устава организации;
- решение организации об участии в конкурсе, заверенное печатью и подписью ее руководителя;
- справка налоговой инспекции МНС РФ о постановке на учет;
- справка налоговой инспекции МНС РФ об отсутствии задолженности по налоговым платежам;
- справка уполномоченного банка о наличии рублевого счета;
- копия последнего бухгалтерского баланса;
- заявка на осуществление проекта или программы;
- материалы о деятельности организации (публикации, издания, видеоматериалы и т.д.);
- письма поддержки (не менее 2);
- не менее 2 отзывов о реализованных в городе социально значимых проектах.
Порядок финансирования.
Решение о порядке и сроках перечисления средств и передаче имущества на счет организации-победителя принимается муниципальным заказчиком, в лице уполномоченного структурного подразделения,
согласовывается с финансовым управлением администрации города. Договор между организацией и уполномоченным структурным подразделением администрации города заключается в соответствии с решением
конкурсной комиссии.
2.9. Контрольза целевым использованием муниципальных грантов осуществляется уполномоченным структурным подразделением администрации города в порядке, определенном Договором, с последующим ежегодным отчетом перед финансовым управлением администрации города.
2.10. Ответственность сторонза неисполнение или ненадлежащее исполнение проекта или программы определяется Договором, заключаемым между организацией, победившей в конкурсе, и уполномоченным структурным подразделением администрации города.
2.10.1. Лица, признанные виновными в нарушении правил проведения конкурса, несут ответственность в
соответствии с действующим законодательством .
2.10.2. В случае нецелевого использования полученных средств, действие Договора приостанавливается и
грантополучатель обязан возвратить финансовые средства, имущество гранта.
2.10.3. Спорные ситуации, которые могут возникнуть в ходе проведения конкурса или в ходе реализации
проектов, решаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
3. ИСПОЛНЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ГРАНТА
Использование гранта.
Грантополучатель обязан использовать грант исключительно в целях, связанных с реализацией проекта. Грантополучатель не вправе использовать денежные средства и имущество гранта для коммерческих целей.
Грантополучатель в пределах утвержденной сметы расходов вправе по своему усмотрению привлекать к выполнению работ, предусмотренных календарным планом, третьих лиц.
Грантополучатель обязан вести бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность в соответствии с действующим законодательством.
После окончания срока или досрочного расторжения договора Грантополучатель обязан возвратить неиспользованную часть средств и переданное ему имущество муниципальному заказчику, если иное