Информация о состоянии окружающей среды и иная экологическая информация: понятие, источники.
Право на информацию вообще является основополагающим правом личности и закреплено в ст. 19 Всеобщей Декларации прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года.
Конституция РФ не только в наиболее общем виде провозгласила право граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29), но и закрепила положение о том, что каждый гражданин имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42). Статья 24 (ч. 2) гласит, что органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. А статья 41 (ч. 3) Конституции РФ предусматривает ответственность в соответствии с федеральным законом за сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.
Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды установлено в федеральных законах «Об охране окружающей среды» (ст. 11), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 8), в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан (ст. 19), в Градостроительном кодексе РФ (ст. 18) и в других нормативных правовых актах как Российской Федерации, так и субъектов РФ.
Правовое определение информации дано в Федеральном законе от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ « Об информации, информатизации и защите информации» (ст. 2): информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
К сожалению, в законодательстве РФ отсутствует определение экологической информации, что создает трудности при отнесении той или иной информации к экологической.
М.М. Бринчук считает, что достоверной является неискаженная (заведомо или по небрежности) экологически значимая информация, которой располагают или должны располагать специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды в пределах их компетенции. По его мнению, экологическая информация может содержать следующие данные:
- о состоянии земли, почвы, недр, вод, атмосферного воздуха, флоры, фауны, природных комплексов;
- об экологической угрозе или риске для здоровья и жизни людей;
- о химических, физических и биологических воздействиях на состояние окружающей среды и их источниках;
- о деятельности, отрицательно влияющей или могущей повлиять на природные объекты и человека;
- о мерах по охране окружающей среды, в том числе правовых, административных и иных;
- о деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан предпринимателей в сфере распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения и защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, если необходимость осуществления такой деятельности установлена законодательством России. Право на достоверную информацию вообще конкретизировано в Федеральном законе « Об информации, информатизации и защите информации». Так, согласно п. 1 ст. 12 Закона, пользователи (в том числе и граждане) обладают равными правами на доступ кгосударственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации, за исключением информации с ограниченным доступом, причем доступ физических лиц и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за состоянием экологии. Согласно п. 3 ст. 12 указанного Закона, запрещено относить к информации с ограниченным доступом данные, содержащие экологическую информацию. В соответствии со ст. 13 Закона, на органы государственной власти и местного самоуправления возлагается обязанность создавать доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций и в пределах своей компетенции осуществлять массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес; отказ в доступе к информационным ресурсам может быть обжалован в суде. Согласно ст. 24 Закона, во всех случаях лицо, которому отказано в доступе к информации, и лицо, получившее недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба.
Огромное значение в обеспечении граждан правдивой и достоверной информацией о состоянии окружающей среды имеет Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ (в ред. от 28.10.2002 г.) «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В соответствии со ст. 6 указанного Закона, информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях. Указанная информация, а также информация о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них. Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
создан Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, который формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении. Состав и структуру документированной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, порядок ее комплектования, учета, хранения и использования, а также порядок создания и ведения Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении определяет Правительство Российской Федерации. В соответствии с Положением о создании и ведении Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.12.1999 г. № 1410, основной задачей фонда является накопление и сохранение информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении в целях обеспечения такой информацией отраслей экономики, Вооруженных Сил РФ и населения страны
Согласно ст. 17 Закона, информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационная продукция предоставляются пользователям (потребителям) бесплатно, а также на основе договоров в соответствии с указанным Федеральным законом и законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной среды. Причем информация общего назначения доводится до пользователей (потребителей) в виде текстов в письменной форме, таблиц и графиков по сетям электрической и почтовой связи, через средства массовой информации в режиме регулярных сообщений или по запросам пользователей (потребителей), а специализированная информация предоставляется пользователям (потребителям) на основе договоров. Порядок предоставления информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении физическим и юридическим лицам иностранных государств устанавливается международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об участии в международном информационном обмене в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Кроме того, ежегодно Правительство РФ обязано разрабатывать и опубликовывать ряд государственных докладов, в той или иной степени затрагивающих состояние окружающей среды. Это закреплено в следующих документах:
- Постановление Правительства РФ от 29.04.1995 г. № 444 «О подготовке ежегодного государственного доклада «О состоянии защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
- Постановление Правительства РФ от 24.01.1993 г. № 53, утвердившее порядок разработки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды, и др.
25. Экологическое нормирование: понятие, правовое регулирование, основные нормативы и их правовой режим. Как закреплено в Конституции Российской Федерации, каждый гражданин России имеет право на благоприятную окружающую среду и на достоверную информацию о ее состоянии, что означает право жить в такой окружающей среде (ОС), в которой не возникает угроз для его здоровья и условий деятельности. Это право обеспечивается нормированием качества ОС («экологическим нормированием»).
Нормированиеявляется важнейшим средством охраны ОС, регулирования природопользования и обеспечения безопасностив экологической сфере, которое широко применяется как в отечественной, так и зарубежной практике экологического менеджмента. По своей сущности оно относятся к административным методам управления.
Экологическое нормирование - это установление показателей качества окружающей среды и предельно допустимых воздействий на нее, научная, правовая, административная деятельность, направленная на установление предельно допустимых норм воздействия (экологических регламентов, нормативов) на окружающую среду, при соблюдении которых не происходит деградация экосистем, гарантируется сохранение биологического разнообразия и экологическая безопасность населения.
Конечная цель нормирования, как и Закона «Об охране окружающей среды: обеспечение сбалансированного решения социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, обеспечения экологической безопасности.
Согласно Закону «Об охране окружающей среды» от 26 июня 2007 г., «качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и их совокупностью».
Экологические нормативы делятся на 5 групп:
1. Санитарно-гигиенические. Цель установления – определить показатели качества окружающей среды применительно к здоровью человека:
1.1. ПДК – предельно допустимые концентрации вредных химических, биологических веществ. ПДК определяется для каждого вредного вещества в отдельности. В процессе экологического мониторинга выясняется имеет ли место превышение ПДК, т.е. превышение находящегося в воздухе, воде, почвах безопасного количества вредного вещества. Если норматив ПДК превышен, то замеряется во сколько раз. Безопасное содержание того или иного вещества обозначается как ноль ПДК.
1.2 . МДУ (максимально допустимые уровни вибрации и шума, магнитных полей) - относится к акустическим видом загрязнением окружающей среды. Смертельный уровень шума для человеческого организма 150 ДцБ.
1.3. НРП (нормы предельно допустимого содержания радиактивных веществ в окружающей среде, продуктах питания, радиационного облучения населения). Они представлены для 3-х групп населения:
1 – для всего населения (самый строгий норматив)
2 – для ограниченной части населения (например, вблизи объекта атомной энергетики)
3 – для персонала, работающего на объектах, где профессиональная деятельность связана с контактами с источником излучения (например, персонал атомной энергетики и военных объектов).
2. Производственно-хозяйственные нормативы. Цель установления – устанавливают требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность определенной пароговой величиной.
2.1. ПДС – предельно допустимый сброс
ПДВ – предельный дополнительный выброс
Устанавливаются эти нормативы для определения возможного с точки зрения закона объема загрязнения воздуха, воды и земли с учетом производственных мощностей объекта, который производит сброс/выброс, и данных о вредных последствиях по каждому источнику загрязнения.
Ст. 23 ФЗ « Об охране окружающей среды» устанавливает, что при невозможности соблюдения нормативов ПДС и ПДВ могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы (лимиты - менее строгие нормативы).
Условия установления лимитов:
a) Временный характер (допускается только на период проведения мероприятии по охране окружающей среды)
b) Устанавливается на основе разрешений специально уполномоченных органов
c) Устанавливается при наличии планов поэтапного достижения ПДС и ПДВ
2.2. Технологические нормативы – устанавливаются для стационарных, передвижных источников,. Для технологических процессов и оборудования, и отражают допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в расчете на единицу выпускаемой продукции.
- ПНО (предельно допустимые лимиты образования отходов)
- ПЛР (предельно допустимые лимиты на размещение отходов)
-ПДОК: 2 значения: 1) предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в с/х; 2) предельно допустимые остатоочные количества химических веществ в продуктах питания.
3. Нормативы, относящиеся к природным объектам - нормативы дополнительного изъятия компонентов окружающей среды.
3.1. ОДУ (объемы допустимых уловов рыбы, отстрела охотничьих животных).
Норматив, который входит в эту группу: расчетная лесосека – отношение между количественным животным приростом леса и вырубаемым для заготовки древесины.
По водным объектам применяются утвержденные органами водного хозяйства лимиты потребления вод для орошаемого земледелия, промышленного потребления, при эксплуатации системы коммунального водоснабжения.
3.2. ПДН (предельно допустимая нагрузка на природную среду).
4. Территориальные нормативы:
4.1. СЗЗ - санитарно-защитные зоны промышленных предприятий (для ядерных предприятий кроме этого устанавливается зона наблюдения).
4.2. Водоохранные зоны (включающие прибрежные защитные полосы).
4.3. Округа горной (водно-санитарной) охраны курортов.
5. Экологические стандарты (ЭС) – количественные или качественные показатели природных объектов, имеющие юридическую значимость (стандарты качества окружающей среды – научно обоснованные предельно допустимые нормативы состояния окружающей среды, превышение которых создает угрозу для человека и окружающей среды).
Иногда потребляется, вместо ЭС, понятие качество окружающей среды, установленные компетентными органами государства.
Виды ЭС:
-ГОСТы
-СНИПы (строительные нормы и правила)
-САНПиНы (санитарные правила и нормы)
- природоохранные нормативные документы.
1976 г. действует система экологических нормативов и содержит более 80 гос. стандартов и около 50 отраслевых стандартов.
27. Природоохранные требования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности: понятие, виды.
Природоохранные (экологические) требования (требования в области охраны окружающей среды) - предъявляемые хозяйственной и иной деятельности обязательные условия ограничения или их совокупность, установленные законами и иными НПА, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны ОС.
Природоохранные требования делятся на:
1) общие. Ст. 34-39 ФЗ «ОБ ООС» содержатся общие экологические требования, которые предъявляются ко всем видам хозяйственной деятельности, независимо от их специфики.
Общеэкологические требования поделены на группы, в зависимости от стадий хозяйственной деятельности.
Ст. 34 содержит общие требования для всех стадий.
Ст. 35 – требования при размещении зданий, строений и сооружений.
Ст.36 – требования при проектировании зданий, строений и сооружений.
Ст. 37 - при строительстве и реконструкции.
Установление технических регламентов в области охраны окружающей среды осуществляется на основании ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании»: технический регламент – документ, который принят международным договором РФ, федеральным законом, указом президента, постановлением правительства, органом исполнительной власти РФ, и который устанавливает обязательные для применения и исполнения природоохранные требования к объектам технического регулирования (объекты – продукция,. Технологические процессы производства, строительства, монтажа, наладки и эксплуатации).
2) специальные. Ст. 40-55 содержат специальные экологические требования в зависимости от специфики хозяйственной деятельности.
Ст. 56 устанавливает, что за невыполнение норм об экологических требованиях деятельность, которая осуществляется с нарушением этих нормативов должна быть ограничена, остановлена или прекращена.
Ст. 38 – содержит природоохраняемые требования при вводе в эксплутацию.
Ст. 39 – требования при эксплуатации или выводе из эксплуатации.