Пояснительная записка о проекте

Обозначения и сокращения

Минобрнауки России – Министерство образования и науки Российской Федерации

Урок – Всероссийский экологический урок

Диктант – Всероссийский экологический диктант

НИИ – Научно-исследовательский институт

КВН – Клуб Веселых и Находчивых

ООН – Организация Объединенных Наций

ТСО – Технические средства обучения

Введение

В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 7 от 05.01.2016 г., 2017 год объявлен Годом экологии. Несколько ранее, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 392 от 01.08.2015 г., в целях привлечения внимания общества к вопросам сохранения объектов природного наследия и в связи с исполняющимся 100-летием создания в России первого государственного природного заповедника «Баргузинский», 2017 год был объявлен и Годом особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с планом мероприятий, в 2017 году будет проведен цикл всероссийских и региональных мероприятий, посвященных наиболее актуальным вопросам в области экологии, более 600 тематических мероприятий.

В связи с Годом особо охраняемых природных территорий Правительством Российской Федерации утвержден план основных мероприятий по его проведению (распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. № 2720-р). Планируется проведение 168 мероприятий, направленных на развитие идей заповедного дела, их распространение среди различных слоев общества и усиление поддержки государственной системы особо охраняемых природных территорий среди российского общества.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1082-р утвержден План основных мероприятий в связи с Годом экологии. Мероприятия организуются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и автономными некоммерческими организациями, деятельность которых связана с охраной заповедных и охраняемых природных территорий. Запланированные мероприятия будут проводиться во всех субъектах Российской Федерации, в каждой школе. События эти будут объединены единой идеей экологической безопасности и сохранения уникальной природы России.

В целях приобщения обучающихся к культурным ценностям своего народа, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, Минобрнауки России рекомендует включать в программы воспитания и социализации образовательные мероприятия (тематические уроки, внеурочную деятельность и другие), приуроченные к значимым событиям. В 2017 году одним из значимых образовательных событий года является Год экологии и особо охраняемых природных территорий, в рамках которого проводится Всероссийский экологический урок.

Минобрнауки России рекомендует организовать проведение во всех общеобразовательных организациях Российской Федерации Всероссийского экологического урока и Всероссийского экологического диктанта.

Диктант проводится с целью повышение интереса школьников к вопросам экологии, сохранению и изучению биоразнообразия, формированию основ экологической культуры, личностного отношения к природе, нравственной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде.

Цель и задачи проекта

Диктант проводится с целью формирования экологической культуры школьников и полностью соответствует основным целям Года экологии и особо охраняемых природных территорий: привлечение внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранению биологического разнообразия, обеспечение экологической безопасности и привлечение внимания общества к вопросам сохранения объектов природного наследия.

Основными задачами Диктанта являются:

– получение объективной информации об уровне экологических знаний населения России с учетом его возрастной и социальной структуры;

– предоставление возможности участникам Диктанта получить независимую оценку своих знаний в области экологии;

– привлечение внимания средств массовой информации и российского общества к проблеме экологической грамотности населения;

– мотивация различных слоев населения к изучению экологии, знание в области которой являются частью целостного естественнонаучного мировоззрения человека;

– разработка рекомендаций по улучшению качества экологического образования.

Проведение Диктанта основано на следующих принципах:

– принцип добровольности участия в написании Диктанта и работе по его подготовке и проведению;

– принцип открытости – принять участие в написании Диктанта может любой обучающийся в общеобразовательной организации Российской Федерации;

– принцип доступности – участие в Диктанте является абсолютно бесплатным, каждому участнику Диктанта гарантировано бесплатное получение бланка для написания Диктанта, бланка с заданиями Диктанта, проверка работы и получение результатов написания Диктанта;

– принцип компетентности – в создании текста диктанта и проверке работ участвуют только профессиональные преподаватели-экологи;

– принцип единства времени, текста, порядка написания и проверки – Диктант проводится в один день в одно и то же время во всех регионах страны (по местному времени); участники получают одинаковые по уровню сложности задания и одинаковое время на их выполнение; все задания проверяются и оцениваются по единым критериям.

Формы организации диктанта

Общая тема Диктанта в 2017 г. – «Что мы знаем об экологии и особо охраняемых природных территориях»

Текст Диктанта включает в себя 25 тестовых заданий и состоит из трех частей:

– 1 часть – задания на знание экологических понятий и терминов;

– 2 часть – задания на знание биологического разнообразия растений и животных на особо охраняемых природных территориях России;

– 3 часть – экологические задачи.

Текст Диктанта включает открытые и закрытые вопросы.

Общая максимальная сумма баллов за правильно решенные задания Диктанта – 100.

Рабочий язык Диктанта – русский.

Текст диктанта составляется в двух вариантах, идентичных по степени сложности.

Во избежание утечки информации каждая региональная площадка назначает ответственное за конфиденциальность проведения Диктанта лицо. Данный человек несёт ответственность за нераспространение содержания бланков с заданиями Диктанта до начала его проведения.

Перед началом Диктанта каждый участник получает в распечатанном виде бланк для написания Диктанта, бланк с заданиями Диктанта и устный инструктаж по его заполнению. Время выполнения заданий участниками Диктанта – 45 минут. Общее время проведения диктанта, включая инструктирование участников, – 60 минут.

Каждому участнику присваивается индивидуальный идентификационный номер, вписываемый в бланк для написания Диктанта при его получении. Данный номер также дублируется и остается у участника Диктанта.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья возможно увеличение времени выполнения заданий (при необходимости, по их запросу).

Участники Диктанта выполняют задания лично, без посторонней помощи. Запрещается выполнять задания коллективно и/или с любой посторонней помощью (включая комментарии и ответы на вопросы по условиям задач), пользоваться при выполнении заданий Конкурса книгами, конспектами, Интернет-ресурсами и любыми иными внешними источниками информации, а также любыми техническими средствами передачи и обработки информации, включая средства мобильной связи. При несоблюдении данного пункта организаторы Диктанта оставляют за собой право исключить нарушителя и аннулировать результаты его работы.

Заполненные участниками и сданные на проверку бланки для написания Диктанта проверяются в образовательном учреждении.

Сданные на проверку бланки для написания Диктанта не рецензируются и участникам Диктанта не возвращаются. Апелляция не предусмотрена.

Формы контроля знаний

Задания Диктанта (в двух вариантах) с ответами приведены в пункте 4.4.

Обучающиеся получают зачет по Экологическому уроку и считаются освоившими результаты обучения при наличии более 50% правильных ответов.

Содержание

Содержательная часть Диктанта должна включать знания из представленных ниже разделов:

1). Экология как наука о взаимоотношении живых организмов между собой, с окружающей их неорганической природой, о связях в надорганизменных системах (популяциях, биоценозах и экосистемах), о структуре и функционировании этих систем. Охрана биологического разнообразия как основа существования и устойчивости экосистем.

2). Глобальный экологический кризис современности, связанный с напряженным состоянием отношений между человечеством и природой, характеризующийся несоответствием запросов и возможностей человечества с ресурсно-экологическим потенциалом биосферы. Характеристики кризиса, заключающиеся в деградации естественных экосистем и загрязнении окружающей среды. Борьба с загрязнениями окружающей среды. Поиск путей к устойчивому (сбалансированному) развитию общества в гармонии с природой.

3). Особо охраняемые природные территории как основа экологического каркаса территорий. Роль особо охраняемых природных территорий в сохранении и развитии естественных экосистем. Значение особо охраняемых природных территорий в охране редких видов животных, растений и грибов.

3.1. Тематический план

№ раздела тем Название раздела тем
1). Экология как наука
2). Глобальный экологический кризис современности
3). Особо охраняемые природные территории

Содержание разделов и тем

Экология как наука

История развития экологии.

Элементы экологических знаний на заре цивилизации и в Античное время. Значение биогеографии, фаунистических исследований и географических открытий в первой половине 19 века для накопления экологических знаний. Значение теории Дарвина для определения предмета будущей науки экологии. Обособление экологии как науки Эрнстом Геккелем. Работы К. Мёбиуса и понятие биоценоза. Подразделение экологии на аут- и синэкологию. Отделение популяционной экологии Ч. Элтоном. Понятие экосистемы А. Тэнсли и биогеоценоза В.Н. Сукачёва, принцип приоритета. Работы В.И. Вернадского, целостное учение о биосфере. Структура и задачи современной экологии как мировоззренческого направления. Роль экологического образования в современном обществе.

Окружающая среда и адаптации к ней организмов.

Среда обитания. Основные среды жизни. Факторы среды, их классификация. Общие закономерности действия факторов среды на живые организмы. Правило толерантности Шелфорда. Границы толерантности, критические точки, экологическая валентность. Совместное действие факторов. Лимитирующие факторы. Эврибионтные и стенобионтные организмы. Правило экологической индивидуальности.

Особенности наземно-воздушной среды обитания как самой разнообразной и сложной. Адаптации наземных обитателей к основным факторам наземно-воздушной среды. Свет как экологический фактор. Адаптации животных к световому режиму. Фотосинтетически-активная радиация. Адаптации растений к световому режиму. Температурный режим, температурные параметры жизни. Правило Вант-Гоффа. Адаптации животных к температурному фактору. Три пути терморегуляции. Правила Бергмана и Аллена. Влажность в наземно-воздушной среде. Адаптации растений. Водный баланс животных в наземно-воздушной среде. Предельные размеры и форма тела в связи с малой плотностью воздуха. Полет и анемохория. Снеговой покров и пожары как особые экологические факторы наземно-воздушной среды.

Специфика водной среды обитания и адаптации гидробионтов. Основные экологические зоны океана. Адаптации планктонных, нектонных и бентосных форм. Световой режим и способы ориентации в водной среде. Температурный режим в водной среде.. Кислородный и солевой режимы в водной среде. Специфика приспособлений к жизни в пересыхающих водоемах. Биофильтрация.

Почва как среда обитания. Специфика условий. Стратегии почвенных обитателей: нано-, микро-, мезо- и макро-фауны почвы.

Живые организмы как среда обитания. Адаптации паразитов правило «большого числа паразитов».

Цикличность как одно из фундаментальных свойств живой природы. Внешние и внутренние ритмы. Адаптивные биологические ритмы (циркадный и цирканный), фотопериодизм.

Популяции.

Понятие популяции в экологии. Популяционная структура вида. Понятие о генетической целостности популяции. Свойства популяций (численность, плотность, прирост, темпы роста).

Половая структура в популяциях животных и растений. Определение пола. Возрастная структура в популяциях животных и растений, адаптивное значение. Пространственная структура популяций. Типы распределения особей в пространстве. Оседлый образ жизни, индивидуальные участки у животных. Территориальность и формы ее проявления у животных. Агрессия. Ритуальное поведение. Кочевой образ жизни. Групповые объединения оседлых и кочевых животных (семья, стая, колония, стадо). Этологическая структура в группах. Динамика популяций. Кривые выживания. Кривые роста популяций. Различные стратегии популяций в биотических сообществах. Понятие о гомеостазе популяции.

Биотические связи.

Биотические факторы среды обитания. Разнообразие форм взаимодействий организмов. Хищничество, паразитизм, нейтрализм, конкуренция прямая и непрямая, комменсализм, протокооперация и мутуализм. Примеры этих форм в природе и их значение.

Биоценозы.

Понятие биоценоза. Биотоп. Роль трофических, топических, форических и фабрических отношений для совместно обитающих видов.

Видовая структура биоценоза. Пространственная структура сообществ. Ярусность в фитоценозах. Мозаичность.

Понятие местообитания и стации. Концепция экологической ниши. Потенциальная и реализованная ниши. Влияние межвидовой и внутривидовой конкуренции на трансформацию экологических ниш. Конкурентное исключение.

Экосистемы.

Понятие экосистемы. Основные элементы экосистем, обеспечивающие биологический круговорот. Поток энергии в экосистеме. Пищевые цепи и сети. Трофические уровни. Понятие первичной, вторичной, валовой и чистой продукции. Экологические пирамиды числа, биомассы и энергии. Продуктивность разных биомов. Распределение первичной продукции на Земле.

Динамика экосистем. Циклические и направленные изменения в экосистемах. Экологические сукцессии, их причины и механизмы. Сериальные и климаксовые сообщества в сукцессионных рядах. Проблема устойчивости и продуктивности экосистем в связи с антропическим прессом.

Биосфера. Воздействие на биосферу.

Понятие биосферы. Работы В.И. Вернадского. Структура биосферы. Климат и географические механизмы, обеспечивающие его устойчивость. Биосфера как глобальная экосистема. Принципиальная роль живых организмов в создании и поддержании биосферы. Глобальный биологический круговорот вещества. Положение человека в биосфере. Способы взаимодействия с природой.

Самостоятельная работа участников проекта

Участники проекта могут осуществлять самостоятельную подготовку к Диктанту, зная его общую тему и темы разделов.

Рекомендуется самостоятельное изучение литературы, указанной в перечне учебно-методического обеспечения в соответствии со списком тем, указанных в разделе выше.

Учебно-методическое обеспечение

Темы для обсуждений

В целом темы для обсуждений в содержательной части Диктанта будут должны соответствовать содержанию. Рекомендуется использовать отдельные темы и блоки из одного, а лучше – из всех трёх структурных разделов формируемых знаний:

1). Экология как наука о взаимоотношении живых организмов между собой, с окружающей их неорганической природой, о связях в надорганизменных системах (популяциях, биоценозах и экосистемах), о структуре и функционировании этих систем. Охрана биологического разнообразия как основа существования и устойчивости экосистем.

2). Глобальный экологический кризис современности, связанный с напряженным состоянием отношений между человечеством и природой, характеризующийся несоответствием запросов и возможностей человечества с ресурсно-экологическим потенциалом биосферы. Характеристики кризиса, заключающиеся в деградации естественных экосистем и загрязнении окружающей среды. Борьба с загрязнениями окружающей среды. Поиск путей к устойчивому (сбалансированному) развитию общества в гармонии с природой.

3). Особо охраняемые природные территории как основа экологического каркаса территорий. Роль особо охраняемых природных территорий в сохранении и развитии естественных экосистем. Значение особо охраняемых природных территорий в охране редких видов животных, растений и грибов.

В частности могут быть обсуждены следующие темы и проблемные вопросы:

1. Роль трофических, топических, форических и фабрических связей в биоценозе, приведите конкретные примеры.

2. Какие изменения в биоценозе леса, луга, водоема происходят под влиянием посещения людьми этих природных систем.

3. Что такое «экологическая ниша». Как меняется экологическая ниша в результате внутривидовой и межвидовой конкуренции?

4. Какие редкие виды животных, растений и грибов нашего края вы знаете?

5. Почему необходимо охранять биологическое разнообразие?

6. Какие экологические проблемы современности можно считать глобальными?

7. В чем состоит механизм «парникового эффекта»?

8. Что такое кислотные дожди? Причина их возникновения и воздействие на экосистемы.

9. Смоги, их виды и причины возникновения.

10. Разрушение озонового слоя, механизмы и последствия.

11. Какие группы наиболее экологически опасных веществ вы знаете?

12. Загрязнение атмосферы выбросами предприятий и автомобилей.

13. Загрязнение гидросферы коммунально-бытовыми сбросами.

14. Система очистных сооружений населенного пункта.

15. Механизмы засоления почвы.

16. Как влияет повышенное содержание углекислого газа на человека, растения.

17. Что такое самоочищение водоёма, его механизмы.

18. Как изменятся условия жизни на Земле, если все углеводороды из её недр будут использованы человечеством?

19. Почему считают, что человечество стало сейчас силой геологического масштаба?

20. Что произойдет, если человек полностью вырубит все леса на Земле, заменив их полями и пастбищами?

21. Почему наиболее совершенной является охрана всей экосистемы, а не отдельных видов?

22. Что такое особо охраняемые природные территории? Какие виды особо охраняемых природных территорий узаконены в Российской Федерации?

23. В чем разница между национальным и природным парком?

24. Какие Государственные заповедники Российской Федерации вы знаете, как их символика отражает их географическое положение и специфику?

25. Где находится «Баргузинский» заповедник, с какой целью он был организован и когда?

Вариант 1

Часть А

1. Что такое ареал?

Ответ: Ареал-область распространения вида или экосистемы определенного типа.

2. Что такое загрязнение?

Ответ: загрязнение окружающей среды – поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду (Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об охране окружающей среды").

3. Продолжи один из законов Б. Коммонера: За все…

Ответ: За все надо платить

4. Кислотные дожди – это …

Ответ: Кислотные дожди – это атмосферные осадки, содержащие серную или азотную кислоту, наблюдаются при загрязнении атмосферы оксидами серы и азота.

5. Лес – это …

Ответ: лес – экосистема, где главной жизненной формой являются деревья, которые продуцируют основную растительную биомассу.

6. Что называют отходами?

Ответ: Отходы – вещества, производственного или коммунально-бытового происхождения, которые, как правило, не пригодны для дальнейшего использования и удаляются

7. Степь – это …

Ответ: Степь – экосистема, где основным продуцентом и главной жизненной формой являются травянистые растения, устойчивые к недостатку влаги.

8. Фунгициды – это …

Ответ: Фунгициды – химические вещества, используемые против грибковых заболеваний растений и животных.

9. Экологическое равновесие – это …

Ответ: Экологическое равновесие – устойчивое состояние экосистемы, при котором сохраняются постоянными ее видовой состав и циклы элементов питания.

10. Эрозия почв – это …

Ответ: Эрозия почв – процесс разрушения почв и выноса ее частиц, связанный с воздействием поверхностных вод, ветра или хозяйственной деятельности человека.

Часть Б

1.Какое растение уже давно является символом навязчивости? Ответ: Лопух.

2.По какому травянистому лесному растению, имеющему маленькие белые цветочки в виде звездочек, можно легко определить дождь?
Ответ: Звездчатка средняя, её народное название – мокрица.

3.Какое известное растение наших лесов получило такие названия: «виноград севера», «северный лимон»?

Ответ: Облепиха – имеет мелкие оранжевые плоды богатые аскорбиновой кислотой.

4.К какому из известных растений наших лесов подходит следующее описание? Могучий, кряжистый, коричневатый, покрытый глубокими морщинами ствол. Толстые изогнутые, узловатые ветви, как мускулистые руки великана, поднимают ввысь широкий шатер листвы. Листья с резко очерченным контуром, прямые и жесткие, словно вырезанные из жести.

Ответ: Дуб.

5. Об этом пернатом синоптике в народе говорят: «У нее поясницу ломит – накаркает дождь»

Ответ: Ворона.

6. Кто изображен на эмблеме Государственного природного заповедника «Уссурийский» им. В.Л. Комарова?

Пояснительная записка о проекте - student2.ru

Ответ: Белогрудый (гималайский) медведь и женьшень.

7. Кто изображен на эмблеме Государственного природного биосферного заповедника «Черные земли»?

Пояснительная записка о проекте - student2.ru

Ответ: Сайгак и тюльпан.

8. Что изображено на эмблеме Баргузинского государственного природного биосферного заповедника?

Пояснительная записка о проекте - student2.ru

Ответ: Баргузинский соболь, Баргузинский хребет и озеро Байкал.

9. Что изображено на эмблеме Хинганского государственного природного заповедника?

Пояснительная записка о проекте - student2.ru

Ответ: Японский журавль, летящий над предгорьями хребта Малый Хинган. Под графическим изображением размещена надпись «Хинганский государственный природный заповедник". Место диакритического знака в букве "й" в слове «Хинганский» занимает изображение цветка лотоса Комарова.

10. Что изображено на эмблеме Байкальского государственного природного биосферного заповедника?

Пояснительная записка о проекте - student2.ru

Ответ: Озеро Байкал и ненарушенные кедровые леса.

Часть В

Задача 1.

Одна из фирм в свое время занималась поставкой для различных банков и компаний настоящих яблок с эмблемой заказчика. Эмблемы и торговые марки представляли собой зеленые пятна в виде контуров на неповрежденной кожице ярко-красных или желтых яблок. Опишите способ, каким это делалось. Дайте свое объяснение возможному механизму «изготовления» подобных яблок?

Ответ. Из плотного картона вырезался контур, который прикрепляли на зеленое яблоко, закрывая, таким образом, часть плода от солнечных лучей. Когда плод созревал, оказывалось, что закрытая часть так и оставалась зеленой.

Задача 2. В каком типе леса больше всего задерживается пыли в год?

Ответ: В дубраве, задерживается до 54 т. пыли в год.

Задача 3. Ученые в ходе исследований обратили внимание на такую закономерность. В воздухе хвойного леса в 2 раза меньше бактерий, чем в лиственном, а в эвкалиптовом лесу их ещё меньше, чем в хвойном. Как можно объяснить разное содержание бактерий в разных растительных сообществах?

Ответ: Наличие фитонцидов, биологически активных веществ, убивающих или подавляющих рост и развитие бактерий.

Задача 4. В 1 кг свежих листьев разных растений содержится разное количество хлорофилла. У подорожника – 1,8 г; у аспидистры – 4 г. Определите, какое из этих растений светолюбивое, а какое теневыносливое.

Ответ: Подорожник – светолюбивое, аспидистра – теневыносливое. Теневыносливые растения имеют больше хлорофилла на единицу массы, что позволяет им эффективнее использовать небольшое количество света проникающего к ним.

Задача 5.

Существует легенда о том, как к Долине алмазов около Голконды в IV веке до н.э. приблизились воины Александра Македонского. Но заветное место охраняли ядовитые змеи, и спуститься туда было невозможно. Тогда полководец приказал бросить вниз куски жирного мяса. Алмазы прилипли к ним, а прирученные орлы, спланировав вниз, схватили их и положили к ногам царя Македонии. В чем здесь может быть ошибка?

Ответ. Орлы – хищники, а не падальщики, и вероятность того, что они схватят именно куски мяса, мала. Хотя знаменитый полководец мог не только приручить орлов, но и приучить их. Орлы, даже воспитанные для охоты, никогда не приносят добычу охотнику, охотник сам подходит к орлу и забирает добычу.

Вариант 2

Часть А

1. Что такое памятник природы?

Ответ: Памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения (статья 25 раздел VI 33-ФЗ). Основная цель объявления природных комплексов и других объектов памятниками природы – сохранение их в естественном состоянии.

2. Автотрофы – это …

Ответ: Автотрофы – продуценты, организмы, которые из неорганических веществ синтезируют органические (зеленые растения, цианобактерии, фотосинтезирующие бактерии и простейшие, хемосинтезирующие бактерии).

3. Бентос – это …

Ответ: Бентос – совокупность организмов водной экосистемы (гидробионтов), обитающих на дне.

4. Экосистема – это …

Ответ: Экосистема – это сообщество живых организмов и окружающая их неорганическая среда, при взаимодействии которых в потоке энергии осуществляется круговорот вещества.

5. Бытовое загрязнение – это …

Ответ: Бытовое загрязнение – загрязнение окружающей среды коммунально-бытовыми отходами, выбросами и сбросами.

6. Продолжи закон Б. Коммонера – Все надо …

Ответ: Все надо куда-то девать.

7. Канцерогены – это …

Ответ: Канцерогены – химические вещества, вызывающие онкологические заболевания.

8. Национальный парк – это …

Ответ: Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма (статья 12 раздел III N 33-ФЗ).

9. Нетрадиционная энергетика – это …

Ответ: Нетрадиционная энергетика – получение энергии из экологически чистых, неисчерпаемых источников – ветра, солнца, тепла земных глубин.

10. Охрана природы – это …

Ответ: Охрана природы – комплекс мер по сохранению, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов и естественной окружающей среды.

Часть Б

1. В мае месяце появляются: не рыба, не рак, не зверь, не птица, не человек. Нос долог, голос тонок; летит – кричит, сидит – молчит. Кто его убьет, тот свою кровь прольет?

Ответ: Комар.

2. Листья каких деревьев осенью краснеют?
Ответ: Рябина, осина, клен.

3. Какие цветы носят человеческие имена?

Ответ: Роза, Вероника, Лилия, Василек, Иван-да-Марья.

4. Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду и ночью?

Ответ: Колокольчик.

5. Какой регион России богат лесом?

Ответ: Сибирь.

6. Что изображено на эмблеме Государственного природного заповедника «Остров Врангеля»?

Пояснительная записка о проекте - student2.ru

Ответ: Белая медведица с медвежатами.

7. Что изображено на эмблеме Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес»?

Пояснительная записка о проекте - student2.ru

Ответ: Черный аист и лесной массив, где он гнездится.

8. Что изображено на эмблеме Кавказского государственного природного биосферного заповедника?

Пояснительная записка о проекте - student2.ru

Ответ: Кавказский зубр на фоне Кавказских гор и ветвей самшита.

9. Что изображено на эмблеме Кроноцкого государственного природного биосферного заповедника?

Пояснительная записка о проекте - student2.ru

Ответ: Дикий северный олень, лосось и бурый медведь. Солнце над рогами оленя отражает географическое положение заповедника – Восточную Камчатку. Эмблема размещена в неправильном овале, символизирующем естественную асимметричность озер, камней и других природных объектов.

10. Что изображено на эмблеме Вишерского государственного природного заповедника?

Пояснительная записка о проекте - student2.ru

Ответ: Горный хребет Тулымский камень, горно-таежные леса, река Вишера и обитающий в ней хариус.

Часть В

Задача 1.

Дятлы часто сильно повреждают деревянные опоры линий электропередач, причем некоторые опоры пользуются у птиц повышенной популярностью. Назовите причины, по которым дятлы могут стремиться расклевать столб.

Подсказка. Известно, что дятлы питаются насекомыми. Кроме того, звонкий стук по стволу дерева служит сигналом для привлечения самки.

Ответ. Причиной является неправильная обработка деревянных опор линий электропередач из-за которой в столбах начинают развиваться личинки жуков-дровосеков, златок и некоторых других насекомых, это и привлекает дятлов.

Задача 2.

Летящую кукушку легко можно спутать с ястребом-перепелятником: у нее похожие окраска, размеры тела и характер полета. Какое значение имеет это в жизни кукушки?

Ответ. Это приспособление к гнездовому паразитизму. Названные особенности позволяют кукушке вспугнуть птиц. Птицы покидают гнездо, кукушка замечает место расположения гнезда и откладывает в него яйцо.

Задача 3.

В минуту сильного потрясения у рябчика (например, если его атакует ястреб) обильно выпадают перья. Чем это можно объяснить?

Ответ. Это защитное приспособление. Атакующий хищник остается с облачком перьев, а рябчик успевает избежать его когтей.

Задача 4.

В морозную погоду птиц в воздухе заметно меньше. Казалось бы, должно быть наоборот: работа мышц повышает теплопродукцию, и птицы должны бы стремиться больше летать. Почему в мороз птицы чаще сидят, и сидят нахохлившись?

Ответ. В мороз птицы сидят нахохлившись, распушив перья и тем самым создав возле своего тела воздушную рубашку, так они сохраняют тепло. В полете воздух у тела птицы все время меняется, отнимая тепло. Эта потеря может быть настолько сильной, что летящая птица иногда замерзает. Кроме того, полет энергоемкий процесс, а энергию (тепло) в мороз нужно беречь.

Задача 5. Почему лес называют санитаром атмосферы?

Ответ: Деревья задерживают пыль и насыщают воздух фитонцидами.

Обозначения и сокращения

Минобрнауки России – Министерство образования и науки Российской Федерации

Урок – Всероссийский экологический урок

Диктант – Всероссийский экологический диктант

НИИ – Научно-исследовательский институт

КВН – Клуб Веселых и Находчивых

ООН – Организация Объединенных Наций

ТСО – Технические средства обучения

Введение

В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 7 от 05.01.2016 г., 2017 год объявлен Годом экологии. Несколько ранее, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 392 от 01.08.2015 г., в целях привлечения внимания общества к вопросам сохранения объектов природного наследия и в связи с исполняющимся 100-летием создания в России первого государственного природного заповедника «Баргузинский», 2017 год был объявлен и Годом особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с планом мероприятий, в 2017 году будет проведен цикл всероссийских и региональных мероприятий, посвященных наиболее актуальным вопросам в области экологии, более 600 тематических мероприятий.

В связи с Годом особо охраняемых природных территорий Правительством Российской Федерации утвержден план основных мероприятий по его проведению (распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. № 2720-р). Планируется проведение 168 мероприятий, направленных на развитие идей заповедного дела, их распространение среди различных слоев общества и усиление поддержки государственной системы особо охраняемых природных территорий среди российского общества.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1082-р утвержден План основных мероприятий в связи с Годом экологии. Мероприятия организуются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и автономными некоммерческими организациями, деятельность которых связана с охраной заповедных и охраняемых природных территорий. Запланированные мероприятия будут проводиться во всех субъектах Российской Федерации, в каждой школе. События эти будут объединены единой идеей экологической безопасности и сохранения уникальной природы России.

В целях приобщения обучающихся к культурным ценностям своего народа, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, Минобрнауки России рекомендует включать в программы воспитания и социализации образовательные мероприятия (тематические уроки, внеурочную деятельность и другие), приуроченные к значимым событиям. В 2017 году одним из значимых образовательных событий года является Год экологии и особо охраняемых природных территорий, в рамках которого проводится Всероссийский экологический урок.

Минобрнауки России рекомендует организовать проведение во всех общеобразовательных организациях Российской Федерации Всероссийского экологического урока и Всероссийского экологического диктанта.

Диктант проводится с целью повышение интереса школьников к вопросам экологии, сохранению и изучению биоразнообразия, формированию основ экологической культуры, личностного отношения к природе, нравственной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде.

Пояснительная записка о проекте

Последние девять лет каждый год в России традиционно посвящается конкретной сфере или проблематике для привлечения к ней общественного внимания.

2008 – Год семьи,

2009 – Год молодежи,

2010 – Год учителя,

2011 – Год российской космонавтики,

Наши рекомендации