Фоновый экол. мониторинг и концепция его организации
Измеряется min откликов в нетронутых человеком местах. Воздействия и соответствующие ему отклики достаточно малы. Он начался с создания атмосферного заповедника (это международная система) с 70-х г. концепцией ЮНЕСКО « Человек и биосфера».
Биосферный заповедник – представительная ландшафтная единица, характерная, а не уникальная, выделяемая с целью сохранения в естественном виде характерных прир. экосистем определенных биогеографических областей и их генофонда и постоянного и всестороннего наблюдения за состоянием и ходом прир. процессов.
Биосферный заповедник – саморегулирующаяся система. Они достаточно крупные и экол. обособленные от соседних экосистем.Основное направление исследований – сравнение естественных экосистем с экосистемами, изменёнными под воздействием антропог. деятельности.
Заповедники включают разные типы территорий:
1) Ядро заповедника – центр. часть практически неизменённая.
2) Буферная зона – может быть к.-л. деятельность.
Биосф. заповедники объединены во всемирную сеть и могут обмениваться информацией о состоянии биосферы и должны быть глобально оценены. Осн. цель сети – создать хотя бы по 1 заповеднику основных экосистем мира.
Вся территория суши поделена на 193 биогеографические провинции, и в каждой – по заповеднику. 57 шт. – созданы в 1976 году, 1984 – 243 заповедника в 65 странах, начало 90-х – 324 заповедника в 82 странах – 120 млн. га - общая площадь. Max количество в США – 47. В СССР в 1972 году в договоре с США по вопросам охраны окр. среды начали создавать новые биосф. заповедники. Всю ранее существовавшую территорию объявили ядром, а вокруг создавали буферную зону, где вводили ограничения на землепользование. В России сейчас 19 биосферных заповедников. Пр.: 1985 г. – Центрально-чернозёмный гос. Заповедник, 2002 г. – Висимский заповедник.
Комплексная программа экомониторинга на фоновом уровне:
- абиотический мониторинг – мониторинг откликов биоты на антропогенные воздействия.
- изучение загрязнений по показателям (распространённость вещ-в в биосфере, устойчивость и мобильность, способность к воздействию на биол. и геофиз. системы).
4.изучение гидрометеорологических параметров и характеристик (геофизических) среды, что нужно для интерпретации данных о загрязняющих вещ-вах.
- биотический мониторинг: фиксация откликов биоты на антропог. загрязнения с уровнями, близкими к фоновым. Решают на разных уровнях организации:
5. биоценозы
6. видовой уровень (динамика популяций индикаторных видов)
7. физиологический (параметры фотосинтеза, дыхания, роста и размножения)
8. молекулярно-генетический (мутагенез, терратогенез (появление аномального развития организмов под воздействием загрязнений)).
Выполнение программы биотического мониторинга организуют в виде 3 программ:
А) Оценка текущего состояния биоты
Б) Установление чувствительности биоты к загрязнениям
В) Контроль состояния биоты полевыми методами
42. Экологическая экспертиза.
Экологическая экспертиза – установление соответствия намечаемой и иной деятельности экотребованиям определение допустимости реализации объекта экоэкспертизы в целях предупреждения возможного неблагоприятного воздействия этой деятельности на окр. среду и связанных с ними эконом-х, соц-х и иных последствий реализации объектов экол. экспертизы.
Законодательная и нормативная базы.
1) Законодательная: осуществляется на 3 уровнях:
А) конституция РФ: человек имеет право на хорошее качество окр. среды, и его обязанности охранять и заботиться о ней.
Б) Законодательство РФ в области охраны окр. среды
В) Законодательство субъектов РФ (имеют право принимать законы, не противоречащие федеральному законодательству).
Основной закон: Закон об охране окр. среды 1991 г. – это 1 закон, который регламентирует взаимоотношения человека и природы. В нём ~ 90 статей, компетенция президента, субъектов, органов исполнительной власти, спец. уполномоченных органов в области охраны окр. среды, граждан и общественных объединений. Содержит ряд законодательных актов более узкого направления:
- з-н об экол. экспертизе
- з-н об особо охраняемых территориях
- з-н об охране животного мира
- з-н об охране растительного мира
- з-н об отходах производства и потребления
- водный кодекс РФ
- лесной кодекс РФ
- з-н о недрах
- земельный кодекс
+ в нашей области действуют:
- обл. з-н об особо охраняемых территориях
- обл. з-н об охране животного мира
- обл. з-н об отходах производства и потребления
- обл. з-н о мониторинге
Законодательство объектов РФ имеет право уточнять и ужесточать федеральные нормы, но побеждает норма федеральная.
2) Нормативная: нормативный документ – документ, устанавливающий правил, общие принципы или характеристики, касающиеся определённых видов деятельности или их результатов и доступны широкому кругу потребителей.
Осуществляется на 3 уровнях:
А) Гос. Фед. документы:
- СНиП (строительные нормы и правила)
- Система ГОСТов (гос. стандартов)
- СП (свод правил) – нормативный документ, рекомендующий техническое решение или процедуры инженерных изысканий для строительства, проектировки, строительно-монтажных работ и изготовлению строительных изделий и эксплуатации строительной продукции, определяющих способы достижения её соответствия обязательным требованиям строительных норм, правил и стандартов.
- РДС (руководящие документы системы) – детализируется то, что написано в СП.
Б) субъекты федерации:
- ТСН – территориальные строительные нормы
- Стандарты предприятий
- Стандарты общественных объединений
- Нормативные документы надзорных органов (пр. СанПиН – санитарные нормы и привила)
В) производственно-отраслевые документы субъектов хозяйственной деятельности:
- инструкции
- методы рекомендации
- методики
Все нормативные документы контролирующих организаций имеют право применяться на территории России, когда они зарегистрированы в МинЮсте.
Объекты и этапы экологической экспертизы:
Объекты: Имеются на 2 уровнях:
4) Федеральный уровень: объекты, действие которых затрагивает 2 и более субъектов федерации (нефтезаводы, строительство АЭС, крупные водохранилища и т.д.) + объекты федеративного подчинения (закрытые города – предприятия топливно-ядерного цикла) + объекты, иностранная инвестиция в которые >500 тыс. $.
5) Уровень субъектов федерации: проекты нормативно-правовых актов субъектов федерации, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окр. среду, схемы размещения производительных сил, комплексные схемы охраны окр. среды, все виды гидростроительной документации, проекты рекультивации земель, нарушаемых в результате хозяйственной деятельности.
Основной вид документации: технико-экономическое обоснование и проекты строительства, реконструкции, расширения и ликвидации в независимости от форм собственности и их стоимости.
Проекты охраны водных, лесных, земельных и других прир. ресурсов, в том числе проекты лесоустройства, землепользования, охотоустройства. Иные виды документации, которые обосновывают хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать отрицательное воздействие на окр. среду.
Гос. Экол. Экспертиза выступает в форме предупредительного контроля. Основная политика – НЕ ДОПУСТИТЬ строительства объектов, которые плохо воздействуют на окр. среду.
Этапы:
1) Разработка декларации о намерениях – содержит первые сведения о воздействии на окр. среду. Этот документ не подлежит никаким видам экспертиз. Он идёт в органы исполнительной власти для получения разрешения на этот вид деятельности.
Обоснование инвестиций – привлекается проектировщик, который всё разрабатывает и впервые появляется раздел охраны окр. среды в форме оценки воздействия на окр. среду. Определяются цели проектирования, назначение и мощность объекта строительства, номенклатура выполняемой продукции, место размещения объекта, источники и объём финансирования, социальные показатели и сроки реализации. Обоснование инвестиций идёт в органы надзора и контроля для получения, заключения и условий для дальнейшего проектирования. На обосновании заключения гос. органов принимается дальнейшее решение проекта. Обоснование инвестиций – служит основанием для принятия решений о хоз. необходимости, технической возможности, эконом. и соц. целесообразности инвестирования в строительство и для получения акта выбора земельного участка для размещения строительства. Это важнейший этап (принципиальная возможность или невозможность размещения данного производства в данных условиях).
Обоснование инвестиций может использоваться инвестором для:
-проведения соц. исследований, опросов, общественных мнений и референдумов о возможности сооружения объекта
для разработки бизнес-плана, обеспечивающего подтверждение инвестирования объекта
для переговоров заказчика с гос. и местными органами исполнительной власти для получения субсидий, налоговых и др. льгот.
3) На выбранной площадке выполняются различные типы изысканий:
- инженерные
- инженерно-геологические
- инженерно-экологические
4) ТЭО (технико-экономическое обоснование) – основной этап гос. экол. экспертизы, принимается решение о строительстве объекта.
Основные документы ТЭО:
a. Общая пояснительная записка
b. Генеральный план и транспорт
c. Технологические решения
d. Управление производством и предприятием
e. Условия труда
f. Архитектурно-строительные решения
g. Инженерное оборудование и сети
h. Организация строительства
i. Охрана окр. среды
5) Рабочий проект – рабочий документ и чертежи, по которым будут строить.
Акт выбора участника (площадки):
Учитываются все природоохранные ограничения по размещению объекта, они связаны с определёнными средами:
j. санитарно-защитные зоны (не должны попадать селетебные территории).
k. Поверхностные и подземные воды: определяются прибрежная полоса и водоохранная зона (у каждой реки) и зоны санитарной охраны для подземных вод.
l. Зоны санитарной охраны 1,2,3 поясов (кирпичный домик над скважиной, обнесённый железной проволокой).
m. Ограничения, связанные с использованием геологической среды - промышленные объекты запрещено размещать на территории, на которой разведаны и утверждены данные полезные ископаемые.
n. Связь с особо охраняемыми территориями (на всех типах)
o. Запрет размещения промышленных объектов, кроме исключительных случаев в лесах 1 группы.