Тематика семинарских занятий для заочного отделения (сокращенные сроки обучения)

Семинар 1. Тема «Право собственности на природные ресурсы и право природопользования» (2 часа)

Цель занятия: углубленное изучение и закрепление материала по теме.

1. Понятие права собственности на природные ресурсы.

2. Объекты права собственности на природные ресурсы.

3. Формы и виды права собственности на природные ресурсы.

4. Основания возникновения, ограничения и прекращения права собственности на природные ресурсы.

5. Понятие права природопользования, виды, принципы.

6. Субъекты права природопользования. Права и обязанности природопользователей.

7. Объекты права природопользования.

8. Право общего и специального природопользования.

9. Основания возникновения, изменения и прекращения права природопользования.

10. Плата за использование природных ресурсов.

Нормативные правовые акты:

1. Конституция РФ.

2. Земельный кодекс РФ.

3. Лесной кодекс РФ.

4. Водный кодекс РФ.

5. Гражданский кодекс РФ.

6. Федеральный закон «О недрах» от 08.02.1995 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 10. Ст. 823.

7. Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1452.

8. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2222.

9. Федеральный закон «О континентальном шельфе» от 30.11.1995 № 187-ФЗ в // Собрание законодательства РФ. 1995. № 49. Ст. 4694.

10. Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно – оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.1995 года № 26-ФЗ.

11. Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ

12. Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 24 декабря 2004 года № 166-ФЗ

Литература:

1. Волков Г. А. Вопросы приобретения права собственности по давности владения // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 2000. № 1.

2. Егорова М. Б. Международный опыт конституционно- правового регулирования права государственной собственности на природные ресурсы // Федеральный вестник экологического права «Экос-информ». 2002.№ 12. С. 43-51.

3. Крассов О. И. Право частной собственности на землю. - М., 2000.

4. Корсунов А. С. Ограничение права собственности на землю // Закон. 2003. № 11. С. 57.

5. Малая Т. Н. К вопросу о формах реализации права собственности на природные ресурсы // Экологическое право. 2003. № 6. С. 21.

6. Певзнер М. С. Право собственности в недропользовании // Государство и право. 2002. № 3. С. 27-32.

7. Прохорова Н. А. Содержание права государственной собственности на землю по Земельному кодексу РФ // Журнал российского права. 2003. № 8. С. 107.

8. Крассов О. И. Право собственности на леса // Экологическое право. 2006. № 2. С. 12-15.

Семинар 2 «Юридическая ответственность за нарушение экологического законодательства» (2 часа)

Цель занятия: углубленное изучение и закрепление материала по теме.

1. Понятие, сущность и функции юридической ответственности за экологические правонарушения. Виды юридической ответственности.

2. Понятие и виды экологических правонарушений. Состав экологического правонарушения.

3. Уголовная ответственность за экологические преступления.

4. Административная ответственность за экологические правонарушения.

5. Дисциплинарная и материальная ответственность за экологические правонарушения.

6. Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный нарушением экологического законодательства.

7. Понятие и виды экологического вреда.

8. Возмещение экологического вреда.

9. Особенности таксовой ответственности в экологическом праве.

Нормативные правовые акты:

1. Конституция РФ.

2. Земельный кодекс РФ.

3. Лесной кодекс РФ.

4. Водный кодекс РФ.

5. Гражданский кодекс РФ.

6. Уголовный кодекс РФ.

7. Трудовой кодекс РФ.

8. Кодекс РФ об административных правонарушениях.

9. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 года № 7 – ФЗ.

10. Федеральный закон «О недрах» от 08.02.1995 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 10. Ст. 823.

11. Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1452.

12. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № // Собрание законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2222.

13. Федеральный закон «О континентальном шельфе» от 30.11.1995 № // Собрание законодательства РФ. 1995. № 49. Ст. 4694.

14. Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно – оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.1995.

15. Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ.

16. Приказ Минприроды от 04.05.94 года «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного и растительного мира».

17. Постановление Правительства РФ от 25.05.94 года «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов».

18. Постановление Правительства РФ от 28.11.02 № 847 «О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» // СЗ РФ, 2002, № 48, ст. 4807.

19. Постановление Правительства РФ "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» от 8 мая 2007 года № 273.

20. Приказ Минприроды РФ от 28. 04.2008 № 107 «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу РФ, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 26.

21. Приказ Минприроды России от 8 июля 2010 года № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды».

22. Методика оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и нарушения их среды обитания Утверждена Госкомэкологией России 28 апреля 2000 года.

23. Приказ Минприроды России от 13 апреля 2009 года № 87 «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства».

24. Методические рекомендации по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей среде в результате экологических правонарушений от 06.09.99 года.

Судебная практика:

1. Постановление Верховного Суда РФ от 18.10.2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».

Литература:

1. Абашидзе А.Х. Усиление экологической ответственности в системе Договора об Антарктике: (на пути к Международному полярному году (2007-2008 гг.)) // Государство и право. - 2006. - N 10. - С. 59-66.

2. Жевлаков Э. Проблемы применения нормы об ответственности за незаконные добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации // Уголовное право. - № 1. - 2014. - С. 26-31

3. Краснова И.О. Возмещение экологического вреда // Российская юстиция. – 2005. - № 1, 2. – С. 51-55.

4. Краснова И.О. Правовое регулированиевозмещения экологического вреда // Экологическое право. – 2005. - № 4. – С. 26-34.

5. Мисник Г. А. Правовые формы возмещения экологического вреда //Государство и право. - 2006. - № 7. - С. 48-58.

6. Пушкарев В.Г. К вопросу о системе экологических преступлений (критический анализ современных научных позиций) // Экологическое право. – 2007. - № 3. – С. 17-21.

7. Ротш Т. Теоретические проблемы уголовно-экологического права - взгляд из Германии // Государство и право. - 2007. - N 2. - С. 74-80.

8. Тангиев Б. Б.Экокриминология и ее научно-понятийный аппарат // Государство и право. - 2006. -№ 4. - С. 107-110.

9. Чертова Н.А. Объективные признаки преступлений против экологической безопасности водной среды и пути их совершенствования // Государство и право. - 2004. - № 8. - С. 67 - 72.

Семинар 3. «Государственное управление в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды» (2 часа).

Цель занятия: углубленное изучение и закрепление материала по теме.

1. Понятие и сущность экологического управления.

2. Виды экологического управления.

3. Компетенция органов общего управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

4. Компетенция органов, специально уполномоченных в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

5. Функции государственного экологического управления.

Нормативные правовые акты:

1. Конституция РФ.

2. Федеральный конституционный закон "О Правительстве РФ" от 16.12.1997 № 2-ФКЗ в // Собрание законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.

3. Водный кодекс РФ.

4. Лесной кодекс РФ.

5. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 № 7 - ФЗ.// Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133; 2004. № 35. Ст. 3607.

6. Федеральный закон «О недрах» от 08.02.1995 № 3134-1 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 10. Ст. 823.

7. Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1462; 2003. № 46. Ст. 4444.

8. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ.2003. № 40. Ст. 3822; 2007. № 45. Ст. 4640.

9. Федеральный закон "О гидрометеорологической службе" от 3 июля 1998 года № 113-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 30. Ст. 3609; 2006. № 6. Ст. 638.

10. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 400 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 22 июля 2004 года № 370» в ред. от 24.03.2011 N 210 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 32. Ст. 3347; 2009. № 6. Ст. 738.

11. Постановление Правительства РФ «О Министерстве природных ресурсов и экологии» от 29 мая 2008 года № 404 в ред. от 04.09.2012 N 881// Собрание законодательства РФ. 2008. № 22. Ст. 2581; 2009. № 6. Ст. 738.

12. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения РФ».

13. Постановление Правительства РФ от 12 июня 2008 года № 450 в ред. от 04.09.2012 N 881 «О Министерстве сельского хозяйства РФ».

14. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 400 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 22 июля 2004 года № 370» в ред. от 24.03.2011 N 210 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 32. Ст. 3347; 2009. № 6. Ст. 738.

15. Постановление Правительства РФ «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» от 30 июля 2004 года № 401 в ред. от07.07.2012 N 695// Собрание законодательства РФ. 2004. № 32. Ст. 3348; 2009. № 6. Ст. 738.

16. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 327 в ред. от 11 июня 2008 года в ред. от 17.10.2011 N 845 «О федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» // Российская газета. 2004. 15 июля; 2009. № 6. Ст. 738.

17. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 322 в ред. от 19.06.2012 N 612«Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

18. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства» от 23 сентября 2010 г. N 736 в ред. 30.06.2012 N 671.

19. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов» от 16 июня 2004 года № 282 в ред. от 29.03.2011 N 217// Собрание законодательства РФ. 2004. № 25. Ст. 2564; 2009. № 6. Ст. 738.

20. Постановление Правительства РФ от 11 июня 2008 года № 444 в ред. от 27.07.2012 «О федеральном агентстве по рыболовству».

Литература:

1. Пугач Е. Н. Отдельные аспекты содержания государственного управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов // Экологическое право. 2003. № 6. С. 23.

2. Телентипов В. Е. Концепции и механизмы управления охраной окружающей среды (за рубежом) // Экономика природопользования. 1999. № 2. С. 8.

3. Вылегжанин А. Н. Управление природными ресурсами России: к учету международно - правового иностранного законодательного опыта // Государство и право. 2000. № 1. С. 61.

4. Маташева О. Д. Роль прокуратуры в обеспечении права человека на благоприятную окружающую среду // Законность. - 2014. - № 2. - С. 51-56

Семинар 4 «Экономический механизм охраны окружающей среды» (2 часа)

Цель занятия: углубленное изучение и закрепление материала по теме.

1. Понятие и значение экономического регулирования в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

2. Прогнозирование, планирование и финансирование природоохранных мероприятий.

3. Плата за природопользование.

4. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.

5. Экологическое страхование.

6. Экологический аудит

Нормативные правовые акты:

1. Конституция РФ.

2. Земельный кодекс РФ.

3. Лесной кодекс РФ.

4. Водный кодекс РФ.

5. Налоговый кодекс РФ (главы 25.1.-25.2, 26, 26.4, 31).

6. Гражданский кодекс РФ (часть вторая).

7. Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

8. Федеральный закон «О недрах» от 08.02.1995 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 10. Ст. 823.

9. Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1452.

10. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2222.

11. Федеральный закон «О континентальном шельфе» от 30.11.1995 № 187-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 49. Ст. 4694.

12. Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно – оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.1995 года № 26-ФЗ в ред. от 27 декабря 2009 года.

13. Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ

14. Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 24 декабря 2004 года № 166-ФЗ

15. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

16. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

17. Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 года № 632 в ред. от 14 мая 2009 года. «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 10. Ст. 726.

18. Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 года № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные объекты, размещение отходов производства и потребления» // Собрание законодательства РФ.2003. № 120.

Судебная практика:

1. Постановление Конституционного Суда РФ от 14 мая 2009 года № 8-П «По делу о проверке конституционности положения пп. «б» п. 4 Постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 года № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» в связи с запросом Верховного суда Республики Татарстан» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2009. № 3.

Литература:

1. Бусарова М. Н. Правовые аспекты введения экологического аудита в РФ // Экономика природопользования. 2001. № 4. С. 53.

2. Бажайкин А. Л. Методология экологического страхования // Экологическое право. 2005. № 4. С. 8-11.

3. Бринчук М. М. Планирование как элемент эколого-правового механизма // Экологическое право. - № 5. - 2013. - С. 6-15

4. Петрова Т. В. Система правового обеспечения экономического механизма охраны окружающей среды // Экологическое право, 2001, № 3, с. 12.

5. Петрова Т. В. Плата за загрязнение окружающей среды: платежи или налоги? // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1999. № 3. С. 62.

6. Юсупова Т. З. Экологический аудит: понятие, значение и содержание // Юрист. 2004. № 4.

7. Хлуденева Н.И. Правовое обеспечение экономического стимулирования в области охраны окружающей среды //Журнал российского права. - № 2. - 2013. - С. 5-13

Модуль 2. Особенная часть

Семинар 5 «Правовая охрана окружающей среды в сельском и лесном хозяйстве» (2 часа).

Цель занятия: углубленное изучение и закрепление материала по теме.

1. Требования в области охраны окружающей среды при мелиорации земель, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений

2. Требования в области охраны окружающей среды при использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Российская газета. 2002. N 6.

3. Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ.

4. Федеральный закон "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" от 16 июля 1998 года № 101 – ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 29. Ст. 3399.

5. Федеральный закон "О мелиорации земель" от 10 января 1996 года № 4 - ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 142.

6. Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" от 19 июля 1997 года № 109 – ФЗ // Собрание законодательства РФ.1997. № 29. Ст. 3510.

7. Постановление Правительства РФ от 13.08.1996 N 997 «Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи».

8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Семинар 6 «Правовая охрана окружающей среды в населенных пунктах» (2 часа).

Цель занятия: углубленное изучение и закрепление материала по теме.

1.Правовое обеспечение охраны окружающей среды в городах и иных населенных пунктах.

2. Понятие санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Формы и методы правового обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

3. Экологические требования при планировке и застройке городских и сельских поселений. Соотношение градостроительного и экологического законодательства.

4. Правовое обеспечение создания защитных и охранных зон, в т.ч. озелененных территорий.

Нормативные правовые акты:

1. Градостроительный кодекс РФ.

2. Жилищный кодекс РФ.

3. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // Российская газета. 2002. N 6.

4. Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" // Российская газета. 1998. N 121.

5. Федеральный законот 30.03.1999 N 52-ФЗ"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".

Семинар 7 «Правовой режим охраны отдельныхвидов природных объектов» (2 часа)

Цель занятия: углубленное изучение и закрепление материала по теме.

1. Правовая охрана земель.

2. Правовая охрана недр.

3. Правовая охрана лесов.

4. Правовая охрана водных объектов.

5. Правовая охрана объектов животного мира.

6. Правовая охрана атмосферного воздуха.

Нормативные правовые акты:

1. Земельный кодекс РФ.

2. Водный кодекс РФ от 4 июня 2006 года № 74-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2007. № 26. Ст. 3075.

3. Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 50. Ст. 5278; 2010. № 30. Ст.3998.

8. Федеральный закон «Об охране озера Байкал» от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2220; 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5498.

9. Федеральный закон "О мелиорации земель" от 10 января 1996 года № 4 - ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 142; 2008. № 29 (1 ч.). Ст. 3418.

10. Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" от 19 июля 1997 года № 109 – ФЗ // Собрание законодательства РФ.1997. № 29. Ст. 3510; 2008. № 28. Ст. 3022.

11. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7 - ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

12. Федеральный закон «О недрах» от 8 февраля 1995 года № 3134-1 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 10. Ст. 823.

13. Федеральный закон «О континентальном шельфе» от 30 ноября 1995 года № 107-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 49. Ст. 4694.

14. Федеральный закон "О животном мире" от 24 апреля 1995 года № 52 - ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1462; 2006. № 1. Ст. 10.

15. Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2004. № 52 (часть 1). Ст. 5270; Российская газета. 2006. 8 июня.

16. Федеральный закон «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ.

17. Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" от 4 мая 1999 года № 96 – ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2222; 2006. № 1. Ст. 10.

18. Федеральный закон "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года № 52 – ФЗ // Российская газета. 1999. 6 апреля; Собрание законодательства РФ. 2006. № 1. Ст. 10.

Модуль 3. Специальная часть

Семинар 8 «Международное экологическое право» (2 часа)

Цель занятия: углубленное изучение и закрепление материала по теме.

1. Система международного экологического права.

2. Источники международного экологического права.

3. Международные экологические организации.

4. Международные экологические конференции.

5. Понятие и система экологического права ЕС.

6. Источники экологического права ЕС.

7. Экологическое законодательство ЕС.

8. Меры реализации экологического законодательства ЕС.

Международные документы:

1. Стокгольмская декларация 1972 года.

2. Декларация Рио 1992 года.

3. Венская конвенция об охране атмосферного воздуха 1985 г.

4. Монреальский протокол об озонсодержащих веществах 1987 г.

5. Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г.

6. Киотский протокол 1997 года.

7. Доклад Генерального Секретаря ООН «О ходе осуществления повестки дня XXI век» // Федеральный вестник экологического права «Экос-информ». 2002. № 5. С. 41-48.

8. Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию // Федеральный вестник экологического права «Экос-информ». 2002. № 11. С. 26-39.

9. Программные документы Рио+20.

10. Орхусская конвенция о праве на экологическую информацию и о доступе к правосудию по экологическим делам. // Федеральный вестник экологического права «Экос-информ». 2001. № 11.

Литература:

1. Боголюбов С. А. Глобализация и развитие экологического законодательства // Журнал российского права. 2004. № 5. С. 14 – 27.

2. Воронцова А. А. Экологические права граждан в международных документах о правах человека и гражданина // Экологическое право. 2005. № 1. С. 96-99.

3. Вылегжанина Е. Е. Международно-правовое развитие процедуры оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду // Экологическое право. 2005. № 3. С. 35-41.

4. ВайерсЙохем. Торговля и экология в ЕС и ВТО // Экологическое право. 2006. № 1. С. 36-39.

5. Ганс – Вернер Ренгелинг. Европейский кодекс окружающей среды: утопия или действительность? // Экологическое право. 2003. № 3. С. 34.

6. Гиряева В. Н. Экологические платежи Германии // Экологическое право. 2002. № 5. С. 45.

7. Гиряева В. Н. Реформирование и совершенствование водного права и охраны вод в Германии // Экологическое право. 2005. № 5. С. 33-40.

8. Голубецкая Н. П. Роль межгосударственных структур СНГ в решении экологических проблем // Государство и право. 1996. № 2. С. 104-109.

9. Егорова М. Б. Международный опыт конституционно - правового регулирования права государственной собственности на природные ресурсы // Федеральный вестник экологического права «Экос-информ». 2002.№ 12. С. 43-51.

10. Климанова Г. И. Международный опыт развития экологического предпринимательства // Федеральный вестник экологического права «Экос-информ». 2002. № 12. С. 11-14.

11. Колбасов О. С. Международный экологический суд // Государство и право. 1996. № 5. С. 158-159.

12. Калиниченко Т. Г. Формирование и развитие международного водного права // Экологическое право. 2005. № 6. С. 33-40.

13. Копылов М. Н., Кузьменко Э. Ю. Роль института кодификации и прогрессивного развития в формировании международного экологического права // Экологическое право. 2005. № 5. С. 41-46.

14. Калиниченко П. А. Рациборинская Д. Н. Защита экологических прав в законодательстве Европейского сообщества // Экологическое право. 2003. № 2. С. 55-59.

15. Кремер Л. Политика переработки отходов в ЕС: тенденции и перспективы // Экологическое право. 2002. № 2. С. 45.

16. Кремер Л. Будущая роль Европейского суда в развитии европейского экологического права // Экологическое право. 2005. № 5. С. 23-28.

17. Кромарек Паскаль О чудо - кодексе Франции // Экологическое право. 2002. № 5. С. 39.

18. Круглов В.В. Законодательство Европейского Сообщества в сфере охраны окружающей среды в промышленности // Экологическое право. 2005. № 2. С. 42-46.

19. Люббе-Вольф Гертруда Основные характеристики права окружающей среды Германии // Государство и право. 2000. № 11. С. 89-94.

20. Лапина М.А. Нормативное правовое обеспечение экологической безопасности в зарубежных странах // Экологическое право. 2001. № 1. С. 32.

21. Меньших А.А. Охрана окружающей среды во Франции. Уголовно- правовые аспекты // Журнал российского права. 2000. № 10. С. 141.

22. Самсен Х. Текущие вопросы выполнения, соблюдения, осуществления и принуждения в экологическом праве ЕС // Экологическое право. 2005. № 4. С. 42-48.

23. Третьякова А.А. Понятие экологических прав граждан по законодательству стран-членов ЕС // Экологическое право. 2002. № 1. С. 51.

24. Телентипов В.Е. Концепции и механизмы управления охраной окружающей среды (за рубежом) // Экономика природопользования. 1999. № 2. С. 8.

25. Хейне И. Определение термина «отходы» в праве Европейского Союза // Экологическое право. 2004. № 4. С. 35.

26. Хохлявин С.А. Экологический кодекс Франции и нормы финансового характера, обеспечивающие его реализацию при обращении с отходами // Экологическое право. 2005. № 3. С. 31-35.

27. Шестаков А. С. Биологическое разнообразие: регулирование использования и охраны в международном праве // Экологическое право.2001. № 2. С. 43.

28. Шунеман Б. Уголовное законодательство в постмодернистском обществе, принципы касающиеся экологического права (на примере ФРГ и США) // Экологическое право. 2003. № 2. С. 48.

29. Шудегов В. Е. К вопросу о глобальной деградации окружающей среды и парламентской поддержки Киотского протокола // Экологическое право. 2002. № 4. С. 62.

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов

Важным моментом при организации СРС является организационно-последовательное изучение курса. Последовательность изучения курса отражена в программе курса дисциплины «Экологическое право» (см. раздел «Рабочая программа дисциплины»). Для организации СРС студентам рекомендуется использовать фонд контрольных заданий, представленных в УМКД (см.раздел «Фонд контрольных заданий»).

Целью самостоятельной работы студентов является всестороннее и углубленное изучение материала курса в соответствии с программой курса, а также развитие у студента устойчивых способностей к самостоятельному (без помощи преподавателя) изучению и изложению полученной информации.

В связи с этим, основными задачами самостоятельной работы студентов, изучающих экологическое право, являются:

во-первых, продолжение изучения дисциплины «Экологическое право» в домашних условиях по программе, предложенной преподавателем;

во-вторых, привитие студентам интереса к юридической литературе, арбитражной и судебной практике, правотворческому процессу.

Изучение и изложение информации, полученной в результате изучения научно-теоретической литературы и практических материалов, предполагает развитие у студентов как владения навыками устной речи, так и способностей к четкому письменному изложению материала.

Основными формами самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов являются:

- работа над конспектом лекции (конспекты лекций являются основным источником информации, позволяющих не только изучить материал, но и получить представление о наличии других источников);

- подготовка к семинарскому (практическому) занятию;

- доработка конспекта лекций с применением и использованием учебника, методической и дополнительной литературы;

- подготовка рефератов по отдельным темам рабочей программы;

- подготовка доклада и участие в научных студенческих конференциях;

- подготовка ВКР по экологическому праву;

- подготовка к зачету по экологическому праву.

Рекомендации по отдельным формам самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов:

1. Работа над конспектом лекции: необходимо находить время для беглого просмотра и прочтения записанного конспекта лекции и непонятные и дискуссионные вопросы обсуждать с преподавателем и другими студентам.

2. Подготовка к семинарскому занятию: производится с использованием УМКД «Экологическое право» раздел «Тематика семинарских занятий». В разделе представлены: план семинарских занятий, цель, нормативные правовые акты по конкретной представленной теме.

3. Доработка конспекта лекций. Эта форма СРС особенно важна, когда изучаемый предмет содержит много неоднозначно трактуемых вопросов и проблем. В связи с тем, что преподаватель может не успеть изложить различные точки зрения, студент должен ознакомиться с ними по имеющейся литературе. Студентом может быть использована как представленная основная литература, так и дополнительная.

4. Участие в научных студенческих конференциях.Участие в научной студенческой конференции имеет своей целью дать студенту возможность приобрести навыки научной работы, связанные со способностью публично высказывать на высоком теоретическом уровне свои суждения и делать обоснованные теоретические выводы, основанные на глубоком изучении и обобщении мнений, высказанных в научно-теоретической литературе различными авторами, а также анализе нормативного материала и правоприменительной практики.

5. Подготовка к экзамену по экологическому праву. Критерии оценки см. в разделе «Критерии оценки уровня знаний студентов при текущем и итоговом контроле». Для подготовки к экзамену по дисциплине «Экологическое право» необходимо использовать УМКД «Экологическое право» в качестве отправной точки. В УМКД содержатся: программа курса, в которой показана последовательность изучения материала и ответов на экзаменационные вопросы, экзаменационные вопросы по курсу, основная и дополнительная литература для более всестороннего, систематизированного и глубокого ответа на поставленные в билете вопросы.

Фонд контрольных заданий

ЗАДАЧИ:

Задача. Государственное учреждение Республики Карелия «Питкярантское центральное лесничество» обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к открытому акционерному обществу «Ладэнсо» (далее – Общество) о взыскании 649 368 руб., ущерба причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства.

Исковые требования обоснованы статьями 99, 100 Лесного кодекса Российской Федерации.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, не согласился с возражениями ответчика в связи со следующим. Лесорубочный билет № 24 был выписан 03.04.2008, т.е. после вступления в законную силу Правил заготовки древесины (далее – Правила заготовки), утвержденных приказом МПР России от 16.07.2007 № 184. В лесорубочном билете указан способ учета «по количеству». В соответствии с пунктом 24 Правил заготовки «При таксации лесосек производится натурное определение качественных характеристик лесных насаждений и объема древесины, подлежащей заготовке, при сплошных рубках с учетом по площади, при выборочных рубках с учетом по количеству деревьев, назначенных в рубку … не допускается отвод и таксация лесосек по результатам визуальной оценки лесосек». На основании материалов отвода, материально-денежной оценки лесосек, в которых указано число стволов, подлежащих рубке по породам и распределениям на деловую и дровяную части, был выписан лесорубочный билет. Ссылка ответчика на п. 5 «Наставлений по отводу и таксации лесосек в лесах РФ, является неправомерной, поскольку противоречит пункту 24 Правил заготовки.

Ответчик в отзыве на исковое заявление и его представитель в судебном заседании с требованиями истца не согласился, указав следующее. 03 апреля 2008 года на основании договора аренды участков лесного фонда от 31.01.1997 ОАО «Ладэнсо» был выписан лесорубочный билет №24 для проведения постепенных рубок. Способом учета отпускаемой древесины, при выписке лесорубочного билета Питкярантским лесничеством, был избран способ "по количеству фактически заготовленной древесины", при котором отметка в рубку деревьев не производится. При этом, в соответствии с п.5 Наставлений по отводу и таксации лесосек в лесах РФ, утвержденных Приказом Федеральной службы лесного хозяйства от 15 июня 1993 г. №155 в лесорубочных билетах при данном способе учета предварительно указывается примерное количество намечаемой к заготовке древесины по данным глазомерной таксации или по материалам пробных площадей. В соответствии с п.п. 5, 29 Указаний по освидетельствованию мест рубок, утвержденных Приказом Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 01.11.1983 №130, при отпуске древесины с учетом "по количеству" до начала их вывозки производится освидетельствование количества заготовленной древесины. 26 мая 2008 года составлен акт освидетельствования заготовленной древесины, которым установлено, что фактически вырублено 90,7 кбм. при разрешенных по лесобилету- 103кбм. в т.ч. дров- 17,5 кбм., деловой древесины- 73,2 кбм. Древесина разрешена к вывозке без замечаний. 15 июля 2008 года составлен протокол о лесонарушении № 14 П, согласно которому установлена рубка деревьев, не назначенных в рубку, а, именно, деловой древесины в объеме 51,3 кбм.

ОАО «Ладэнсо» считает, что не совершало незаконной рубки деревьев, осуществляло рубку деревьев по лесорубочному билету №24 от 03.04.2008, не выходя за границы лесосеки, тех пород деревьев, которые не запрещены к рубке, в сроки, установленные лесорубочным билетом. Также ответчик считает необоснованными заявления лесничества о рубке деревьев, не назначенных в рубку, так как назначение в рубку деревьев (отметка) не производилось в связи с тем, что отвод деревьев осуществлялся по примерному количеству намечаемой к заготовке древесины. Установленное лесорубочным билетом общее количество подлежащей заготовке древесины не превышено.

Ответчик считает необоснованным довод лесничества о том, что ОАО «Ладэнсо», перерубив деловой древесины, допустило недоруб по дровяной, полагает, что расхождение объемов фактически заготовленной деловой древесины и дров по акту освидетельствования с указанными в лесорубочном билете объемами нельзя расценивать как переруб по деловой древесине и недоруб по дровяной, так как при

Наши рекомендации