Тема № 10. Международно-правовая охрана окружающей среды
Учебные вопросы
1. Понятие, система и субъекты международно-правовой охраны окружающей среды.
2. Объекты международно-правовой охраны окружающей среды.
3. Источники международного экологического права.
Темы рефератов, докладов, сообщений:
1. Правовой статус международных организаций по охране окружающей среды.
2. Международно-правовая охрана атмосферного воздуха и озонового слоя Земли.
3. Проблемы международно-правовой охраны Мирового океана.
4. Правовой режим охраны и использования исключительной экономической зоны и континентального шельфа.
Рекомендации по изучению темы
Приступая к рассмотрению данной темы, имеет смысл вспомнить основные положения учебного курса «Международное публичное право», поскольку раскрыть и провести подробный анализ международно-правовой защиты окружающей среды, не имея представления о понятии, принципах, системе, источниках и субъектах международного права, крайне затруднительно.
Для начала необходимо разобраться с понятием и содержанием международно-правовой охраны окружающей среды. При этом важно учесть, что подходы к определению указанной категории могут быть различны. В частности, следует различать международно-правовую охрану окружающей среды как осуществляемую в целях сохранения экологического баланса и обеспечения экологической безопасности населения планеты деятельность субъектов международных отношений и как совокупность норм международного права, определяющих и регулирующих всю сложность и многогранность международного сотрудничества в области защиты окружающей среды от негативного воздействия и рационального использования её компонентов.
Требует серьёзного внимания и характеристика принципов международно-правовой охраны окружающей среды, как установленных нормами международного публичного права основополагающих начал правового регулирования международных отношений, складывающихся в целях охраны и рационального использования компонентов окружающей среды нашей планеты.
Переходя к построению системы международно-правовой охраны окружающей среды существенное значение имеет правильное определение её основных элементов. В первую очередь целесообразно определить понятие и раскрыть классификацию субъектов международно-правовой охраны окружающей среды. При этом следует обратить внимание на определённые отличия международно-правового статуса государств и международных организаций.
Рассматривая особенности, виды и формы осуществления деятельности международных организаций, действующих в области международно-правовой охраны окружающей среды и сохранения экологического равновесия, важно уметь разделять правительственные и неправительственные международные организации, иметь представление об основных признаках их правового статуса. При этом студенты должны знать примеры универсальных и региональных международных экологических организаций, обладать информацией о целях, задачах и характере реализации ими своих функций. Кроме этого, исследуя особенности правового статуса международных организаций экологического характера, нужно определить, являются ли международные неправительственные экологические организации субъектами международного права?
В результате изучения нормативного, научного и учебного материала следует определить понятие и представить характеристику объектов международно-правовой охраны окружающей среды. В целях более полного освоения темы надо учесть, что классификацию природных комплексов, природных объектов и компонентов окружающей среды, подлежащих международно-правовой защите, целесообразно проводить в зависимости от правового режима их охраны. При этом необходимо различать содержание и основные признаки международно-правового и смешанного режима охраны окружающей среды, а также уметь приводить примеры объектов, в отношении которых установлен тот или другой правовой режим.
Проведя анализ правовой основы международно-правовой охраны окружающей среды, следует дать понятие международного экологического права и определить его место в системе международного публичного права. При этом немаловажно вспомнить понятие и раскрыть классификацию источников международного экологического права, подразделяя последние на основные и вспомогательные.
В заключение имеет смысл провести сравнительно-правовой анализ международного и внутригосударственного экологического права и показать значение международно-правовой охраны для сохранения качественного состояния окружающей среды и выхода из глобального экологического кризиса.
Вопросы для самоконтроля:
1. Понятие и принципы международно-правовой охраны окружающей среды.
2. Система международно-правовой охраны окружающей среды.
3. Понятие и классификация субъектов международно-правовой охраны окружающей среды.
4. Международные организации по охране окружающей природной среды.
5. Особенности правового режима объектов международно-правовой охраны окружающей природной среды.
6. Понятие и система международного экологического права.
7. Источники международного экологического права и их классификация.
8. Международное и внутригосударственное экологическое право.
Литература
Основная
Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1993 г.
Рамочная Конвенция ООН об изменении климата. Ратифицирована федеральным законом от 4 ноября 1994. № 34-ФЗ // Бюллетень международных договоров. 1996. № 12.
Конвенция о биологическом разнообразии. Ратифицирована федеральным законом от 17 февраля 1995. № 16-ФЗ // Бюллетень международных договоров. 1996. № 9.
Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. Ратифицирована федеральным законом от 26 февраля 1997 г. № 30-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 9. Ст. 1013.
Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 29. Ст. 2757.
Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (в редакции от 22 апреля 2003 г.) //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 49. Ст. 4694; 1999. № 7. Ст. 879; 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3429; 2003. № 17. Ст. 1557.
Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (в редакции от 22 апреля 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3833; 2003. № 17. Ст. 1556.
Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (в редакции от 22 апреля 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 51. Ст. 6273; 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3429; 2002. № 12. Ст. 1093; 2003. № 17. Ст. 1555.
Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в редакции от 9.05.2005) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 18. Ст. 2222; 2004. № 35. Ст. 3607; 2005. № 19. Ст. 1752.
Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции от 9.05.2005) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 2. Ст. 133; 2005. № 19. Ст. 1752.
Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 52 (Ч. 1). Ст. 5270.
Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. М., Юристъ, 2004.
Бринчук М.М. Экологическое право. Учебник для вузов. М.: Юристъ, 2004.
Винокуров А.Ю. Экологическое право. Краткий курс лекций. М.: Юрайт-Издат, 2004.
Дубовик О.Л. Экологическое право. Учебник. М.: Издательство «Проспект», 2007.
Духно Н.А., Чубуков Г.В. Экологическое право. Учебник. М.: Издательство «Экзамен», 2006.
Ерофеев Б.В. Экологическое право. Учебник. М., 2006.
Исмаилова Э.Ю., Трунцевский Ю.В., Саввич Н.Е. Экологическое право: Учебник. – М.: «Центр ЮрИнфор», 2003.
Крассов О.И. Экологическое право. Учебник для вузов. М., Юристъ, 2005.
Экологическое право. Курс лекций и практикум. / Под ред. Винокурова Ю.Е. М., 2005.
Экологическое право России. Учебник. Под ред. Ермакова В.Д., Сухарева А.Я. М.: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада Лтд», 1997.
Экологическое право. Учебник. Под ред. Боголюбова С.А. М., 2006.
Дополнительная
Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Библиотечка «Российской газеты». 1999. № 22 – 23.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции от 28.10.2002) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 35. Ст. 3648; 2002. № 44. Ст. 4294.
Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции от 29.12.2004) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 12. Ст. 1024; 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 2; 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 25.
Федеральный Закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» (в редакции от 29.12.2004) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 17. Ст. 1462; 2003. № 46 (ч. 1). Ст. 4444; 2004. № 45. Ст. 4377; 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 25.
Федеральный закон от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (с изменениями и дополнениями, внесёнными федеральными законами от 8 июля 1997 г. № 96-ФЗ и от 10 февраля 1999 г. № 32-ФЗ) //Российская газета от 12 июля 1997 и 17 февраля 1999.
Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 28. Ст. 3347.
Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» (в редакции от 25.06.2002) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 30. Ст. 3609; 2002. № 26. Ст. 2516.
Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (в редакции от 24.12.2002) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 18. Ст. 2220; 2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5132.
Экологическая доктрина Российской Федерации. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации № 1225-р от 31 августа 2002 г. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 36. Ст. 3510.
Байдаков С.Л., Серов Г.П. Правовое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности. Учебно-практическое пособие. М.: «Анкил», 2003.
Воронин В.П. Проблемы охраны окружающей среды в деятельности Европейского Экономического Совета. М., 1991.
Вылежанина Е.Е. Сохранение биосферы и международная ответственность. М., 1993.
Современное экологическое право в России и за рубежом. Сборник научных трудов. М., 2001.
Тимошенко А.С. Формирование и развитие международного права окружающей среды. М., 1986.
Фединский Ю.Н. Экология. Охрана окружающей среды. Правовой словарь- справочник. М., 2002.
Экологическая безопасность на пороге XXI века. СПб.: Издательство ВСЕГЕИ, 1999.
Экологическое право на рубеже XXI века. Сборник научных статей. М., 2000.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Экологическое право - отрасль российского права, одно из проявлений правовой охраны окружающей среды и природопользования, представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей среды для настоящих и будущих поколений людей. В современных условиях развития Российского государства и общества, интенсивного природопользования, возникновения чрезвычайных ситуаций экологического характера, большую важность приобретает изучение механизма правового регулирования общественных отношений в области охраны окружающей среды и природопользования. В связи с этим, настоящее время экологическое право является одной из необходимых учебных дисциплин высших образовательных учреждений юридического профиля.
Успешное освоение студентами учебного курса «Экологическое право» является неотъемлемым условием подготовки специалистов с высшим юридическим образованием. Данная учебная дисциплина изучается параллельно с такими предметами как конституционное, административное, уголовное, гражданское, международное право и другими. Это предусматривает использование знаний указанных курсов при освоении тем, предусмотренных учебной программой и тематическим планом. В то же время и овладение знаниями экологического права помогает уяснению механизма правового регулирования других отраслей права и законодательства Российской Федерации, составляющих содержание квалификации юриста.
Программа учебного курса «Экологическое право» состоит из десяти тем, объединенных в Общую, Особенную и Специальную части. Тематическим планом изучения дисциплины для студентов факультета заочного обучения в числе аудиторных занятий проводятся установочные и итоговые лекции. Существенный объём учебного времени отводится на самостоятельное изучение дисциплины. Помимо аудиторных занятий и самостоятельной работы, для освоения курса студентам необходимо выполнить контрольную работу в соответствии с требованиями, изложенными в Методических рекомендациях по выполнению контрольных работ для студентов факультета заочного обучения.
Итоговой формой контроля изучения курса «Экологическое право» в соответствии с учебным планом для студентов факультета заочного отделения является дифференцированный зачёт.
Работа студентов факультета заочного обучения по дисциплине «Экологическое право» осуществляется как во время установочных, экзаменационных сессий (аудиторные занятия), так в межсессионный период (самостоятельная работа).
Аудиторные занятия по экологическому праву проводятся в форме установочных и итоговых лекций, которые организуются в соответствии с учебной программой и тематическим планом.
Целями данных занятий по курсу являются:
- активное и глубокое усвоение наиболее важных и сложных вопросов курса «Экологическое право»;
- приобретение необходимых практических навыков в использовании теоретических основ и положений экологического права в практической юридической деятельности.
Установочные лекции - аудиторные занятия, на которых студентам даются знания, составляющие теоретическую основу дисциплины. На лекциях излагается систематизированный материал, базирующийся на положениях программы учебного курса. Лектор концентрирует внимание аудитории на наиболее сложных для усвоения, ключевых элементах изучаемого предмета, освещает современное состояние и перспективы развития экологического права.
На лекционных занятиях обучаемым рекомендуется внимательно слушать преподавателя, вести конспект, задавать вопросы для более глубокого понимания темы, предварительно знакомиться с учебной и нормативной литературой по курсу. Необходимо тщательно изучать наглядные материалы, которые демонстрируются лектором, делать зарисовки схем, графиков, изображений, воспроизводимых при помощи технических средств обучения.
Самостоятельная работа, осуществляемая студентами заочного отделения в межсессионный период, является одним из основных видов учебной деятельности обучаемых по курсу «Экологическое право». Изучение предмета нужно начинать со знакомства с его программой. Необходимо четко осмыслить структуру каждой темы, логику её построения.
Затем по списку литературы требуется подобрать относящиеся к конкретной теме нормативно-правовые акты, учебные материалы, дополнительные источники (книги, брошюры, журналы и др.).
После тщательного изучения и глубокого осмысления записей, сделанных на установочных лекциях, а также указанных источников целесообразно краткое конспектирование материала темы, выполнение рабочих иллюстративных схем. По завершении усвоения содержания всех тем рационально сравнение их структуры и определение логических связей между ними. Не лишним может стать изучение тех нормативно-правовых актов, которые являются базовыми источниками экологического права, и тех, которые регулируют общественные отношения, складывающиеся по поводу охраны и использования отдельных природных компонентов и экологических систем.
Учебная деятельность студентов факультета заочного обучения в межсессионный период должна строиться по определенным правилам, которых необходимо придерживаться. Их выполнение гарантирует равномерность изучения курса «Экологическое право», сочетание процесса его усвоения с овладением знаниями по другим предметам.
Прежде всего, нужно уяснить сроки изучения предметов, представления контрольных работ, даты установочных и экзаменационных сессий. Целесообразно составить график работы, увязав изучение различных предметов. В нем следует учесть основные этапы учебной деятельности: подборку необходимой литературы, нормативно-правовых актов; изучение тем в соответствии с программой учебного курса; написание контрольной работы; подготовку к итоговой форме контроля.
Изучение теоретических положений экологического права следует дополнять материалами, отражающими специфические черты регулирования общественных отношений, складывающихся в области охраны окружающей среды и природопользования, в своём регионе. Для этого полезно изучить экологическое законодательство субъекта Российской Федерации, систему охраны природы, выяснить случаи применения мер ответственности к правонарушителям.
Немаловажной формой заочного обучения являются консультации. Они проводятся в зависимости от необходимости разъяснения студентам наиболее сложных для усвоения положений курса, при выполнении контрольных работ, а также перед итоговой аттестацией. Присутствие на устных консультациях обязательно. Студенты в процессе самостоятельной работы накапливают вопросы, которые задают преподавателям. Необходимо подробно записывать ответы в конспектах, а при необходимости обращаться к преподавателям за разъяснениями.
Устные консультации проводятся представителями кафедры по отдельным темам, с выделением в массе их материала наиболее проблемных в освоении вопросов. После проведения консультаций необходимо внимательно ознакомиться с полученной информацией, которую следует использовать при изучении курса и подготовке к итоговой аттестации.
Контрольная работа - вид учебной работы, призванный закрепить и обобщить полученные знания, научить студентов самостоятельно их применять при изложении теоретических вопросов и решении задач по экологическому праву. Успешное выполнение контрольной работы возможно лишь при полном понимании слушателем содержания изучаемого курса, а также наличии навыков работы с литературой и практического использования норм российского законодательства применительно к конкретным эколого-правовым ситуациям.
Выполнение контрольных работ должно осуществляться строго по установленным вариантам и срокам представления на кафедру. При этом следует руководствоваться разработанными Методическими рекомендациями по выполнению контрольных работ по курсу «Экологическое право» для студентов факультета заочного обучения.
Итоговые лекции - важный вид учебных занятий по экологическому праву. Их цель - закрепить, расширить и проконтролировать знания, полученные студентами, обучающимися по заочной форме, на установочных лекциях и в ходе самостоятельной работы. Эти занятия способствуют наиболее успешной подготовке обучаемых к итоговой форме контроля.
Формой итогового контроля знаний теоретических и прикладных положений учебного курса, а также нормативно-правовой базы в объёме учебной программы, является дифференцированный зачёт.
В широком смысле вся работа по изучению курса «Экологическое право» является подготовкой к прохождению итоговой аттестации. Поэтому, рассматривая материал каждой темы, студенты должны учитывать то, каким образом они будут излагать её положения на зачёте.
Подготовка к зачёту должна начинаться с осмысления структуры курса, содержания каждой темы. При этом обучаемым следует руководствоваться программой курса. Рекомендуется вести краткие конспективные записи ответов на вопросы. Они используются при непосредственной подготовке к зачёту в сессионный период, когда на основе конспектов лекций, анализа нормативной и учебной литературы закрепляются положения, составляющие содержание каждой из тем.
Необходимо тщательно проанализировать нормативно-правовые акты, которые являются источниками экологического права и правовые нормы других отраслей российского права, участвующих в регулировании общественных отношений, складывающихся в области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности населения. Следует продумать, каким образом приобретённые знания можно применить к конкретным правовым ситуациям. Полезно обсуждение с соучениками недостаточно уясненных вопросов. Посещение консультаций перед итоговой аттестацией является обязательным.
При подготовке к ответам на вопросы зачёта следует мобилизовать все интеллектуальные возможности, морально-психологический потенциал и общую эрудицию, чтобы наиболее эффективно использовать отведённое для этого время.
Прежде всего, требуется внимательно изучить программу курса, выяснить, к какой именно теме относится данный вопрос. Нужно прочитать содержание темы, установить логическую связь указанного в билете вопроса с её содержанием. В списке литературы следует найти те нормативно-правовые акты, которые регулируют данную группу общественных отношений. Рекомендуется на листе бумаги составить краткий план ответа на каждый вопрос. Он может быть дополнен ссылками на нормативно-правовые акты, фактами и цифрами, которые помогут сделать ответ содержательнее.
При ответе на вопросы зачёта следует четко рассказать их содержание, раскрыв наиболее важные положения. Рекомендуется ссылаться на правовые акты. Следует приводить примеры из правоприменительной практики. Каждый ответ необходимо заканчивать краткими выводами. Содержательные ответы на дополнительные вопросы преподавателя должны достаточно полно показывать знания студента. После зачёта целесообразно оценить положительные и отрицательные стороны своих ответов, принять во внимание замечания и рекомендации преподавателя, чтобы учесть их при дальнейшем, уже самостоятельном изучении экологического права, что необходимо для совершенствования практической деятельности каждого студента, получающего высшее юридическое образование.
Неотъемлемым условием успешного освоения данной учебной дисциплины является активное использование опубликованных источников. Их основу составляет программа учебного курса, выступающая базовым документом, на основе которого строятся содержание и порядок изучения предмета.
Программа и тематический план дополняются учебными и методическими пособиями, которые готовятся преподавателями кафедры гражданско-правовых дисциплин. Эти материалы включают рекомендации по изучению курса, планы проведения семинарских занятий, рекомендации по выполнению контрольных работ, словарь категорий и понятий, тесты для проверки знаний, вопросы для подготовки к итоговой форме контроля и другие документы. Все они должны активно использоваться студентами, обучающимися по заочной форме.
В последние годы опубликовано немалое количество учебников, большинство из которых имеют название «Экологическое право». Выбор каждой конкретной книги должен осуществляться после внимательного ознакомления с программой учебного курса с целью выявления наличия в учебнике материала, раскрывающего положения рассматриваемых тем. Важно внимательно относиться к рекомендациям преподавателей по этому поводу.
Существенную часть источников составляют нормативно-правовые акты. Среди них центральное место занимают Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Земельный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О недрах», Федеральный закон «О животном мире», Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» и другие. Подробное их изучение необходимо для уяснения содержания экологического права как отрасли права Российской Федерации. Они требуются при выполнении контрольных работ, решении задач. Предварительное знакомство с этим видом литературы поможет студентам лучше усваивать лекционный материал. Изучение законодательства - неотъемлемое условие всестороннего освоения материала, успешной подготовки к занятиям и прохождения итоговой аттестации.
В последнем разделе настоящего учебно-методического комплекса примерных рекомендаций приводится список нормативной, учебной и научной литературы, необходимой для изучения курса «Экологическое право».
Указанный перечень не является исчерпывающим. Пользуясь каталогом, находящимся в библиотеке, или иными информационными материалами, студенты могут самостоятельно ознакомиться и с другими источниками по интересующим вопросам теории и практики экологического права, а также опыта их решения в правоприменительной деятельности уполномоченных органов и должностных лиц. Так как самостоятельная работа студентов заочного обучения является основным видом занятий, то очень полезно изучать дополнительную литературу по основным темам курса.