Тема 10: Международно-правовая охрана окружающей среды

Понятие и принципы международно-правовой охраны окружающей среды. Система международно-правовой охраны окружающей среды. Понятие и клас­сификация субъектов международно-правовой охраны окружающей среды. Ви­ды международных организаций по охране окружающей природной среды. Классификация природных объектов, в отношении которых установлена меж­дународно-правовая охрана. Особенности правового режима объектов меж­дународно-правовой охраны окружающей природной среды. Формы и методы международной природоохранной деятельности. Значение международно-пра­вовой охраны окружающей среды.

Правовые основы международно-правовой охраны окружающей среды. Понятие и система международного экологического права. Международное и внутригосударственное экологическое право. Источники международного экологического права и их классификация. Основные и вспомогательные источники международного экологического права.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

Экологическое право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей. Природа едина, хотя и выступает для человека в двух качествах: как совокупность природных ресурсов, удовлетворяющих материальные и иные потребности, и как окружающая природная среда, составляющая основу жизни и деятельности человека. Изучение экологического права призвано формировать мировоззрение студентов, получающих высшее юридическое образование, основу которого должны составлять правовые принципы и механизмы охраны окружающей среды и использования природных компонентов, что является залогом сохранения не только среды обитания человека, но и генофонда нации.

Методические рекомендации, составленные в соответствии с программой учебного курса и тематическим планом преподавания дисциплины, способствуют эффективности освоения изучаемого материала и призваны обеспечить процесс качественной подготовки студентов различных форм обучения ко всем видам занятий, а также к успешному прохождению итоговой аттестации по курсу «Экологическое право».

Программа учебного курса «Экологическое право» включает десять тем, объединенных в Общую, Особенную и Специальную части. Помимо лекций планируется проведение семинаров и других видов занятий. Изучение дисциплины за­канчивается экзаменом – для студентов очного обучения и дифференцируемым зачётом – для студентов заочной формы обучения.

Основой успешного усвоения курса является изучение рекомендованных программой нормативно-правовых актов: Конституции Российской Федерации, федерального закона «Об охране окружающей среды», других федеральных законов и нормативных актов, а также законов и нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности населения.

При подготовке к каждому занятию студенты должны внима­тельно изучить основную и дополнительную литературу, указанную в программе и в методических рекомендациях по изучению отдельных тем курса, подготовить план ответа на каждый учебный или контроль­ный вопрос занятия. При этом следует учитывать, что указанная в данном пособии литература не является исчерпывающей. Пользуясь картотекой, находящейся в библиотеке, или каталогами электронной информации, обучаемые могут самостоятельно ознакомиться и с другими источниками по вопросам теории и практики экологического права, с правоприменительной деятельностью уполномоченных государственных органов, осуществляющих функции в области взаимодействия общества и природы, а также с судебной практикой.

В процессе ответов на учебные вопросы студентам рекомендуется проводить сравнительный анализ и соотносить положения экологического права с изученными учебными дисциплинами: теорией права и государства, конституционным, гражданским, административным правом, международным правом и другими.

При подготовке к семинарам студенты, по рекомендации преподавателя, готовят рефераты, доклады или сообщения в соответствии с примерной тематикой. Подготов­ленный реферат, доклад, сообщение обсуждаются на семинаре или в ходе заседаний научного кружка кафедры. Они призваны выработать навыки самостоятельной работы, научить пользоваться нормативно-правовыми актами и специальной литерату­рой, правильно систематизировать изучаемый материал, строить логические выводы, предлагать варианты совершенствования действующего законодательства.

К реферату, докладу, сообщению предъявляются те же требования, что и к учебно-исследовательской работе, а именно:

- объем реферата, доклада должен составлять 10-12 рукописных страниц, а со­общения – в зависимости от темы и характера сообщения;

- максимальное времяна изложение основного содержания ре­ферата, доклада, сообщения – 7-10 минут;

- ответы на вопросы, должны быть всесторонне аргументированы и сопровождены ссылками на соответствующие нормативно-правовые акты и иную литературу;

- поощряется использование примеров законотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации.

Подготовленные рефераты, доклады, сообщения сдаются преподавателю. По окончании изучения курса, работы обобщаются с поощрением наиболее подготовленных студентов. Для студентов, изъявивших желание подготовить рефераты, доклады или сообщения для выступления на семинаре, рекомендуется организация выставки литера­туры по обсуждаемой теме.

Для повышения уровня подготовки важна самостоятельная (инди­видуальная) работа по каждой теме учебного курса «Экологическое право». Самостоятельная работа позволяет закрепить и расширить знания, способствует более глубокому осмыслению целей, задач и функций государственных органов в области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности населения.

Во время проведения индивидуальных и групповых консультаций, студенты имеют возможность найти ответы на вопросы, возникающие в ходе изучения нормативной, монографической и учебной литературы по эколо­гической проблематике.

ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Наши рекомендации