Правовое регулирование охраны и использования лесов и ответственность за нарушение лесного законодательства.
Лес - совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности (насаждений), напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующая лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных, санитарно-гигиенических, научно-исследовательских и других целях. Основными НПА, регулирующими правовые вопросы использования и охраны лесов и растительного мира являются: • Лесной кодекс РБ • Закон Республики Беларусь "О защите растений". В целях обеспечения охраны и защиты лесов, в том числе животного мира, осуществления государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой государственного лесного фонда и воспроизводством лесов в нашей стране создается государственная лесная охрана в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь. Работники государственной лесной охраны в соответствии с возложенными на нее задачами и в пределах ее компетенции обязаныобеспечить охрану объектов растительного мира путем: • установления нормативов на обращение с объектами растительного мира; • установления ограничений и запретов в обращении с объектами растительного мира;
• предупреждения и пресечения самовольного пользования и других нарушений установленного порядка пользования объектами растительного мира;
• поддержания в благоприятном состоянии и охраны среды произрастания объектов растительного мира;
• проведения государственной экологической экспертизы и других мероприятий с целью предупреждения необоснованных повреждения или уничтожения объектов растительного мира;
• создания системы мониторинга растительного мира, ведения государственного учета и государственного кадастра растительного мира, осуществления государственного контроля в области обращения с объектами растительного мира;
• информирования юридических лиц и граждан о состоянии объектов растительного мира и об обращении с ними;
• установления ответственности юридических лиц и граждан за нарушение законодательства Республики Беларусь о растительном мире;
• принятия других мер по охране объектов растительного мира и среды их произрастания в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Меры по охране объектов растительного мира не должны причинять вреда другим природным объектам, историко-культурным ценностям, жизни и здоровью граждан, их имуществу и имуществу юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.
За нарушение действующего лесного законодательства предусмотрена уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность.
Административная ответственность установлена за:
1. Незаконное использование земель государственного лесного фонда
2. Нарушение установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины, заготовки живицы
3. Незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесных культур и молодняка
4. Повреждение или уничтожение зеленых насаждений, не входящих в государственный лесной фонд
5. Уничтожение или повреждение подроста в лесах
6. Нарушение правил восстановления и улучшения лесов, использования ресурсов спелой древесины
7. Самовольный сбор или уничтожение лесной подстилки или живого напочвенного покрова
8.Сбор растений, занесенных в Красную книгу
9. Повреждение леса сточными водами, химическими веществами, вредными выбросами, отходами и отбросами
10. Загрязнение леса
16. Статья 76. Уничтожение полезной для леса фауны
17. Статья 77. Нарушение требований пожарной безопасности в лесах
Уголовная ответственность установлена за:
1. Уничтожение либо повреждение леса по неосторожности
2. Незаконная порубка деревьев и кустарников
3. Нарушение правил безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами
Наряду с мерами юридической ответственности к лесонарушителям применяются и меры экономического воздействия. К мерам экономического воздействия можно отнести нормы Лесного кодекса Республики Беларусь, согласно которым осуществление лесопользования может быть приостановлено при нарушении лесопользователями установленного порядка пользования лесами (нарушения требований, изложенных в лесорубочном билете, ордере, лесном билете, невыполнении лесопользователем лесовосстановительных, лесозащитных, противопожарных работ.