Интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе»

Имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях; об обществе, профессиях, окружающем предметном мире.

· Данная диагностика представлена для детей младшего дошкольного возраста.

· Диагностика проводится в спокойной, комфортной для ребенка обстановке.

· Ребенка ничего не должно отвлекать.

· Речь педагога спокойна.

Диагностические задания

Что изучается? Дидактические игры, упражнения, вопросы Содержание диагностического задания Критерии оценки
Знание об окружающих предметах (посуда, одежда, мебель, транспорт) Упражнения: 1. «Какой бывает транспорт?». Материал: набор предметных картинок с изображением транспортных средств (самолет, корабль, машина легковая, грузовая, автобус, поезд). 2. «Что есть у машины?» Материал: грузовая машина. 3. «Выбери нужную картинку». Материал: набор предметных картинок по темам: «Посуда», «Одежда», «Мебель» Задание: назови и покажи: самолет, корабль, легковую машину, грузовую, автобус, поезд. Задание: назови и покажи, что есть у машины. Задание: выбери картинки, на которых изображена посуда (мебель, одежда). Вопросы: - Для чего нужна посуда (мебель, одежда)? - Какого цвета этот предмет? Из какого материала сделан? 3 балла- ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. 2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки, 1 балл- ребенок не справляется с заданием
Знание своего имени, имен родителей, окружающих людей Индивидуальная беседа Вопросы: - Как тебя зовут? - Ты мальчик или девочка? - Как зовут твою маму? - Как зовут твоего папу? - Как зовут твоих воспитателей? - Как зовут няню? - Как зовут ребят в группе? 3 балла- ребенок правильно отвечает на вопросы. 2 балла- ребенок отвечает на вопросы с помощью взрослого или со второй попытки. 1 балл- ребенок не может ответить на вопросы
Знание профессий (воспитатель, врач, повар) Дидактическая игра «Назови профессию». Материал: картинка с изображением воспитателя, врача, повара Ребенку предлагается рассмотреть картинки с изображением воспитателя, врача, повара. Вопросы: - Кто изображен на картинках? - Что делает врач? - Что делает повар? - Что делает воспитатель? - Какие предметы есть у врача, повара? - В детском саду работают врач, повар, воспитатель? 3 балла- ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. 2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки. 1 балл - ребенок не справляется с заданием

· Высокий уровень - 7-9 баллов;

У ребенка сформированы знания о себе, родителях, об обществе, окружающем предметном мире.

· Средний уровень - 4-6 баллов;

У ребенка частично сформированы знания о себе, родителях, об обществе, окружающем предметном мире.

· Низкий уровень - 2-3 балла.

У ребенка практически не сформированы знания о себе, родителях, об обществе, окружающем предметном мире.

3.2. Диагностические задания для выявления уровня экологической образованности у детей 6-7 лет Л.В. Моисеевой, И.С. Телегиной

И.С.Телегина в своей работе использовала комплекс заданий, включающих в себя несколько направлений с целью выявления у детей особенности экологического мышления. Одним из направлений было выявление у детей уровня развития логических приемов мышления.

Оценка уровня сформированности мыслительной деятельности проводилась по четырех балльной системе. Показателями развития логических приемов послужили следующие операции: анализ, обобщение, сравнение, классификация. Диагностика проводится в форме беседы.

Л.В.Моисеева разработала диагностику уровня экологической образованности младших школьников. Данные диагностические задания охватывают все блоки, составляющие целостность, процесса экологического образования. Это база знаний и опыт творчества, мыслительные процессы, сформированность экологических отношений, экологическое сознание, экологическое воображение, экологическое воспитание, экологическая культура, экологическая потребность, эмоциональное отношение к природе. В каждом блоке выделены параметры, определяемые в ходе диагностики уровня экологической образованности, и определены оценки показателей. Для выявления уровня экологической образованности старших дошкольников могут быть выборочно использованы диагностические задания Л.В.Моисеевой для первого класса. Некоторые задания необходимоадаптировать, учитывая психологические особенности дошкольников: необходимо использовать иллюстративный материал, а также изменить формулировку некоторых заданий для понимания детьми смысла самого задания.



Показатель Диагностические задания Эталон ответа Балл
1 База знаний и опыт творчества
1.1 Полнота знаний 1 Перечисли названия птиц, улетающих осенью в теплые края 1 Гусь, грач, журавль, ласточка, скворец, лебедь, утка, аист, соловей 2 Пять-шесть названий 3 Ни одного, одно название    
2 Какие работы делают люди весной в поле, саду? 1 Вспашка, рыхление почвы, посев семян, опрыскивание, посадка, побелка деревьев и кустарников 2 Около 50 % 1-го ответа 3 Нет ответа  
3 Показ картинок (лиса, заяц, волк, медведь, еж, белка, мышь). Назвать животных и объяснить как зимуют звери в лесу. 1 От стужи животных спасает теплая шерсть, цвет шкуры маскирует их, некоторые кормятся запасами: белка, мышь; впадают в спячку: медведь, еж; зайцы кормятся ветками, хищники, такие как лиса питаются мелкими грызунами    
1.2 Полнота познания 1 Объясни, что происходит с растениями весной? 1 Раннецветущие растения показались на первых проталинках. Для роста им необходимо тепло, солнце и влага. Набухают почки деревьев и кустарников 2 Называет частично изменения в растительном мире и их причины 3 Нет ответа      
1.2 Полнота познания 2 Показ картинок (корова, коза, лошадь). Как назвать одним словом этих животных? Почему их называют домашними? 1 Это домашние животные, т.к. живут рядом с человеком, от него зависят: он их кормит, заботится о здоровье. Без человека они не выживут. Человек использует их для своих нужд. 2 Это домашние животные, т.к. о них заботится человек и живут около человека. 3 Нет ответа        
1.3 Доказа-тельность 1 Показ картинок: заяц, белка, лиса, медведь. Докажи, что эти звери приспосабливаются к зиме(готовятся к зиме). При затруднении задать наводящие вопросы 1 У зверей происходит к зиме линька: шерсть меняется на теплую и светлую. Животные впадают в спячку: медведь жиреет. Белка запасает корм. 2 Перечисляет некоторые доказательства, не подтверждает ответ 3 Нет ответа        
2 Где быстро происходит таяние снега: в тени домов, деревьев или на открытых местах? Почему? 1 На открытых местах снег тает быстрее, потому что лучи солнца прогревают землю. В тени снег тает дольше, т.к. там холоднее. 2 Объясняет правильно, но ответ не развернутый 3 Нет ответа      
2 Мыслительные процессы
2.1 Анализ 1 Назови части тела пчелы, муравья 1 Называет части тела: голова, грудь, брюшко, крылья, 6 ног 2 Называет не все части 3 Не называет, не разделяет на части    
2 Для чего бабочки летают с одного цветка на другой? 1 Бабочки питаются цветочной пыльцой, соком 2 Для того, чтобы облететь больше 3 Нет ответа    
3 Разложи по порядку картинки: бабочка, куколка, гусеница 1 Раскладывает верно и объясняет 2 Частично путает 3 Не знает как разложить  
2.2 Обобщение 1 Докажи, что муравьи являются санитарами леса 1 Они очищают лес от мертвых и вредных насекомых 2 Ответ не полный, но правильный 3 Нет ответа    
2 О каком явлении идет речь: ветер некоторое время дует со страшной силой, все сметая на своем пути, вырывая деревья с корнями 1 Смерч, ураган 2 Сильный ветер 3 Нет ответа
3 Чем похожи живые организмы? Почему они живые? 1 Они рождаются, растут, питаются, дышат, пьют, умирают 2 Что они живые 3 Нет ответа    
4 Чем похожи пчела и шмель 1 Эти насекомые имеют одинаковые части тела 2 Выделяет некоторые общие признаки 3 Нет ответа    
2.3 Сравнение 1 Найди отличие пчелы и шмеля 1 Шмель крупнее, не имеет жала 2 Выделяет несущественные признаки 3 Нет ответа    
2 Чем отличаются деревья от кустарников? 1 Деревья выше кустарников, потому что имеют ствол 2 Отмечают несущественные признаки: деревья большие, а кустарники маленькие 3 Нет ответа      
2.4 Классификация 1 Как появляются растения? Разложи по порядку: цветок, семена, росток, плод 1 Раскладывает верно 2 Путает частично 3 Не знает как
  2 Раздели на группы: перелетные птицы, зимующие у нас (ласточка, грач, скворец, дятел, ворона, воробей) 1 Делит на группы верно 2 Делает ошибки при классификации 3 Нет ответа  
  3 Разложи по признаку: дикие и домашние животные (лиса, корова, волк, овца, заяц) 1 Классифицирует верно 2 Классифицирует по несущественному признаку 3 Нет ответа  
3 Сформированность экологических отношений
3.1 Соотнесение уровня экологических знаний и характера поведения в природе 1 Можно или нельзя оставлять на месте отдыха пищевые (кожуру от бананов, остатки пищи) и не пищевые (консервные банки, п/э пакеты) отходы? 1 Можно оставлять те остатки, которые съедобны для животных. Кожуру нужно зарыть в землю, чтобы перегнила, а не пищевые отходы нужно унести и выбросить в мусорный ящик 2 Ничего нельзя оставлять 3 Нет ответа    
  2 Как правильно поступить в таком случае: птица свила себе гнездо на дереве где вы устроили качели и высиживает птенцов? 1 Нужно перенести качели в другое место, т.к. птица может испугаться и бросить гнездо 2 Можно не шуметь 3 Нет ответа    
3.2 Практичес-кая природо-охранная деятельность 1 Что ты сделаешь, когда увидишь гнездо с яйцами, птенцами? 1 Я не разоряю его, не кричу, не трогаю руками яйца, птенцов 2 Не разоряю 3 Нет ответа    
2 Что ты сделаешь, если увидишь в ле-су больного зайца? 1 Отнесу в клинику для животных, когда его вылечат, выпущу в лес 2 Отнесу домой и буду лечить 3 Нет ответа    
3.3 Интерес к природе Любишь ли ты наблюдать, как развивается растение из семени? Почему? 1 Люблю, потому что это интересно 2 Иногда 3 Нет ответа  
3.4 Эмоциональное отношение к природе Как ты относишься к тому, что весной в городе проводят стрижку деревьев? Почему? 1 Мне их жаль, потому что они становятся такими беззащитными, оголенными 2 Наверное, это нужно 3 Нет ответа    
3.5 Пропаганда охраны природы Как объяснить, почему нельзя бросать в речку банки, бутылки, отходы? 1 Нельзя, потому что от этого загрязняется речка, могут погибнуть рыбы, растения 2 Нельзя ничего бросать 3 Нет ответа    
4 Экологическое сознание
4.1 Целеполага-ние 1 Почему люди заготавливают летом сено? 1 Летом заготавливают сено для того, чтобы было чем кормить домашних животных зимой, когда травы нет 2 Для животных 3 Ответа нет  
  2 Зачем ты держишь домашнее животное или растение? 1 Чтобы рядом был верный друг, чтобы было о ком заботиться 2 Чтобы было не скучно 3 Нет ответа    
5. Эмоциональное отношение к природе
5.1 Анализ развития эстетичес-кого вкуса 1 Ты попал в городской центр. Прямые улицы, красивые дома, машины. Рядом парк, в нем деревья, цветы. Где тебе больше нравится и почему?   1 Видит красоту, различия: где естественнее, где видна деятельность человека; делает выводы 2 Сравнивает по одному-двум признакам; выводы не делает 3 Не может сделать выводов и сравнить        
5.1 Анализ развития эстетичес-кого вкуса 2 Где бы ты хотел наблюдать за животными: в зоопарке или в естественных условиях?    
5.2 Бережное отношение к природе Представьте картину: на поляне кто-то вытоптал траву, поломал ветки кустов. Твое отношение к этому? 1 Нельзя рвать цветы в лесу, вытаптывать траву, ломать ветки. Тот, кто это сделал, поступил плохо и я бы ему сказал об этом 2 Правильно оценивает ситуацию, не пропагандирует идеи охраны 3 Не проявляет интереса к данной ситуации          
6. Экологическое восприятие
6.1 Обоняние Каждый вопрос оценивается по двум показателям: полнота и адекватность. Баллы ставятся отдельно. 1 Определи, где в природе ты встречался с этим запахом?(в пробирке тертая хвоя) 2 в пробирке мед 1 Правильно определяет запах 2 Называет близкие предметы 3 Не знает, не может определить  
6.2 Тактильное восприятие 1 Ощупывая с закрытыми глазами определи что это? (шишка)   2 Что это за фрукт (или овощ)? (яблоко) 1 Точно определяет все признаки (шероховатость, плотность). Называет предмет 2 Не может точно назвать предмет (называет путем перебора) 3 Чувство не развито, не может определить  
7. Экологические потребности
7.1 Понимание ценности сохранения здоровья 1 Алена считает, что нужно есть столько сладкого, сколько хочется. Света говорит, что это вредно для здоровья. Кто прав? 1 Права Света, много сладкого есть вреднопотому что можешь заболеть 2 Понимает, что много сладкого вредно, но считает, что иногда можно и покушать 3 Считает, что Алена права        
2 Какую дорогу в садик ты выберешь: а)через парк, но эта дорога самая длинная, б)пешком по улице, в)на общественном транспорте. Почему? 1 Выбирает вариант а), потому что не хочет дышать выбросами машин, а хочет прогуляться по парку 2 Выбирает вариант б) – короткий путь 3 Не хочу рано вставать    
7.2 Потребность в эмоциональном общении с природой Нравится ли тебе проводить свои выходные на природе: наблюдать за животными, растениями; любоваться природой 1 Нравится 2 Иногда 3 Не нравится
7.3 Потребность в восстановлении энергии Как лучше отдыхать после трудного дня: А)играть, Б)слушать пение птиц в саду, в)читать книгу г)смотреть телевизор, д)слушать музыку? 1 Выбирает только вариант в) 2 Выбирает вариант б) наравне с другими 3 Не выбирает вариант б)  
7.4 Потребность сохранения природы 1 Ребята шли по лесу. Заметили муравейник. Вася показал ребятам как добывать муравьиную кислоту. Через несколько минут муравейник был разворошен. Хорошо ли это? 1 Это не хорошо, нельзя разорять муравейники. Муравьи приносят пользу лесу. Нельзя наносить урон природе 2 Можно попробовать 3 Согласен с ребятами  
2 Ребята выбрались в лес. От радости они громко кричали, включили музыку, нарвали цветов. Хорошо ли они поступили? Почему? 1 В лесу нельзя шуметь, ведь там живут звери и птицы, которых они могут напугать. Рвать цветы нельзя. 2 Не нужно так делать 3 Мне все равно  
7.5 Эстетические потребности 1 Хочется ли тебе подолгу смотреть зимой на ледяные узоры на окне а)да, б)иногда, в)нет 1 Выбирает вариант ответа а) 2Выбирает вариант ответа в) 3 Выбирает вариант ответа б)
  2 Нравится ли тебе наблюдать как летят птицы? А)да, б)нет, в)не знаю 1 Выбирает вариант ответа а). Объясняет 2 Выбирает вариант ответа в) 3 Выбирает вариант ответа б)  
         

За основу определения сформированности экологической образованностидошкольников была взята трех балльная система, предложенная Л.В.Моисеевой в книге «Диагностические методики в системе экологического образования»:

Уровень Балл Оценка
I Низкий
II Средний
III высокий

Учитывая психологические и мыслительные особенности старших дошкольников, были исключены из диагностических заданий следующие показатели: задания на понимание знаний, гибкость и практическое применение знаний, мыслительные процессы, оценочные умения, экологическое воображение, из заданий на экологическое восприятие – задания на слух и зрение; экологическая культура: гражданственность, общечеловеческие ценности, оценка правил поведения в природе. Из экологического сознания можно использовать только показатель целеполагания.

Уровни показателей мыслительной деятельности: анализ, сравнение, обобщение, классификация

Показатели Уровень по показателям Диапазон суммарного балла Оценка
Анализ Высокий От 13 до 16
Сравнение Выше среднего От 10 до 13
Обобщение Средний От 7 до 10
Классификация Ниже среднего низкий От 4 до 7 От 0 до 4

Наши рекомендации