Качественная характеристика уровней сформированности социально-коммуникативной компетентности
Высокий уровень (66—87 баллов)
Дети принимают на себя функции организаторов взаимодействия; предлагают тему, распределяют работу, роли, проявляют умение выслушать собеседника, согласовать с ними свои предложения, уступить, убедить, стремление к получению информации в процессе взаимодействия.
Легко вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, способны заинтересовать перспективами участия в игре, труде; проявляют отзывчивость, оказывают действенную взаимопомощь и способны обратиться и принять помощь взрослого и других детей.
Активно взаимодействуют с членами группы, решающими общую задачу; способны спокойно отстаивать свою точку зрения, при этом проявляют уважительное отношение к окружающим людям, их интересам.
В конфликтных ситуациях стараются найти справедливое разрешение либо обращаются к взрослому.
Средний уровень (22—65 баллов)
Дети легко контактируют со сверстниками, стремятся к общению, но главным образом с детьми своего пола, т.е. межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Общение со взрослым опосредуется совместной деятельностью, отмечаются трудности при вступлении в контакт с незнакомыми взрослыми.
Активность в общении недостаточная, но положительно направленная (дети принимают предложение инициатора, соглашаясь, могут и возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением).
Знают нормы организованного взаимодействия, но могут их нарушать (не всегда учитывают интересы собеседников), замечают затруднения сверстников, но не всегда способны к оказанию необходимой помощи; помощь принимают, но самостоятельно не обращаются.
В конфликтных ситуациях инициативы по их разрешению не проявляют: идут на уступки, не отстаивая своей точки зрения, свои устремления подчиняют интересам других людей.
Низкий уровень (11—21 баллов)
Дети не вступают в общение, не проявляют тенденции к контактам, действуют индивидуально. Не проявляют активности, пассивно следуют за инициативными детьми, не высказывая своего мнения. Не считаются с интересами, желаниями сверстников, настаивают на своем. Не способны высказать свою точку зрения, в результате провоцируют конфликт.
Не знают нормы организованного взаимодействия или не соотносят необходимость их выполнения по отношению к себе; проявляют равнодушие к сверстникам либо неспособность оказать действенную взаимопомощь; от помощи взрослого и сверстников отказываются.
Глава 3. Психолого-педагогическая оценка информационной компетентности ребенка старшего дошкольного возраста
Согласно положению 3.5. Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, к планируемым результатам относятся «интегративные качества, которые ребенок может приобрести в результате освоения Программы:
· любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
· имеющий первичные представления о себе, природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу…[111].
С данными интегративными качествами личности соотносится и позиция О.В. Дыбиной, выделяющей в качестве одной из ключевых компетенций дошкольника, информационную компетентность. Согласно исследователю, информационную компетентность можно рассматривать как готовность принимать окружающую действительность как источник информации, способность распознавать, обрабатывать и использовать критически осмысленную информацию для планирования и осуществления своей деятельности.
3.1. Методические материалы по диагностике информационной компетентности старшего дошкольника
Диагностика информационной компетентности детей 5—7 лет осуществляется на основе комплексной оценки умений и способностей дошкольника:
· понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности
· ориентироваться и получать информацию в некоторых источниках: книги, предметы искусства, игрушки; рассказ сверстника и (или) взрослого, телевидение, видеофильмы и т.д.;
· задавать вопросы на интересующую тему;
· делать выводы из полученной информации;
· оценивать привычки, связанные с экологией.
По каждому параметру выделяются уровни сформированности информационной компетентности: высокий, средний или низкий.
Высокий уровень (оценивается в 3 балла) — ребенок самостоятельно выполняет диагностические задания, добивается результата.
Средний уровень (оценивается в 2 балла) — ребенок понимает инструкцию взрослого, готов выполнить задание, но результат появляется при помощи взрослого (наводящие вопросы, показ способов действий).
Низкий уровень (оценивается в 1 балл) —ребенок понимает смысл предлагаемого ему задания, но отказывается от его выполнения, либо затрудняется выполнить задание (не проявляет интереса, не уверен в достижении результата, отказывается от выполнения задания).
Методика 1. «Помоги другу»
Цель: выявление и оценка умения ориентироваться в источниках информации.
Процедура. Взрослый предлагает ребенку решить проблемную ситуацию: «У меня есть знакомый мальчик, который ничего не знает о свойствах воды, но ему очень интересно о них узнать. Что бы ты посоветовал этому мальчику сделать, чтобы самостоятельно найти ответы на свои вопросы?» Ребенок предлагает варианты получения необходимой информации.
Варианты ответов детей: спросить у взрослого; спросить у сверстника; прочитать (попросить прочитать, например, сказку «Заюшкина избушка») в книге, журнале, энциклопедии и т.д.; провести опыт; посмотреть мультфильм, диафильм, видеофильм.
Варианты проблемных ситуаций: (ситуация 1) «Сереже на день рождения подарили попугайчика, а он совсем не знает, как за ним ухаживать, чем кормить. Что бы ты посоветовал мальчику сделать для того, чтобы он сам смог найти ответы на свои вопросы?»; (ситуация 2) «Воспитатель в детском саду распределила между ребятами грядки на огороде. Катя решила вырастить на своей грядке огурцы, но она не знает, как это правильно сделать: как подготовить семена, когда и как их высаживать, как за ними ухаживать. Что бы ты посоветовал девочке сделать для того, чтобы она смогла самостоятельно найти ответы на свои вопросы?»
Диагностическое задание дается каждому ребенку индивидуально. Полученные данные можно внести в протокол обследования.
№ п/п | Ф.И.ребенка | Количество источников |
Обработка:
3 балла – ребенок самостоятельно называет 4 и более источника информации, отбирает источники в соответствии с предложенной темой; самостоятельно отбирает и называет источники информации, осознает многообразие источников информации, ориентируется в них, выделяет наиболее содержательные и эффективные по целевой установке;
2 балла – ребенок с незначительной помощью взрослого называет 2—3 источника информации; ориентируется в источниках информации с помощью взрослого, отбирает источники в соответствии с предложенной темой;
1 балл – ребенок не понимает и не принимает условия задания, отказывается выполнять задание; не ориентируется в источниках информации, не осознает многообразие и целевое назначение информации, на помощь взрослого не реагирует.
Методика 2. «Юный зоолог»
Цель: выявление и оценка умения делать выводы из полученной информации.
Стимульный материал: 6 карточек с изображением животных.
Карточка 1 — кукушка: это животное имеет 2 лапы, 2 крыла, длинный хвост; питается крупными мохнатыми гусеницами; это животное не строит гнезд, подкладывает свои яйца в чужие гнезда.
Карточка 2 —еж: это ночное животное имеет 4 лапы, своих детенышей вскармливает молоком, зимой впадает в спячку: питается насекомыми, но иногда поедает упавшие на землю плоды: тело этого животного покрыто колючками.
Карточка 3 —жук-олень: это животное с 6 лапами занесено в Красную книгу, обитает на стволе дуба; тело этого животного имеет темную окраску, личинка развивается 5 лет; огромные челюсти самца этого животного напоминают рога.
Карточка 4 —рысь: этот хищник имеет 4 лапы, тело у него сравнительно короткое, а ноги длинные; это животное прекрасно лазает по деревьям: у этого животного короткий хвост, на кончиках ушей кисточки.
Карточка 5 — стрекоза: это легкое проворное животное, тело стрекозы состоит из трех частей, брюшко длинное и стройное, которое при полете служит рулем; это хищник, который охотится на насекомых, хватая их необычайно цепкими ногами, подносит добычу к челюстям и на ходу начинает поедать ее: сложные глаза огромных размеров облегают голову этого животного почти со всех сторон.
Карточка 6—дятел: это животное, тело которого покрыто перьями, вся его жизнь связана с древесным стволом; ноги у этого животного лазящие, с острыми когтями, два пальца направлены вперед, на них животное висит, два пальца —назад, на них оно опирается; это животное — санитар леса, лечит стволы деревьев, красная шапочка на голове.
К каждой карточке с изображением животного прилагается три блока информации.
Информация первого блока – для выявления высокого уровня умения делать выводы из полученной информации
Информация второго блока – для выявления среднего уровня умения делать выводы из полученной информации.
Информация третьего блока – для выявления низкого уровня умения делать выводы из полученной информации.
Процедура. Исследование проводится индивидуально с каждым ребенком. Взрослый раскладывает на столе перед ребенком карточки с изображением животных, предлагает внимательно рассмотреть их и говорит: «Рассмотри внимательно карточки, на которых изображены животные. Я буду рассказывать об одном из этих животных, а ты подумай и сделай из этой информации вывод, о каком животном идет речь». Педагог начинает рассказывать об одном из этих животных, не называя его. Ребенок должен прослушать первый блок информации и сделать вывод, что за животное описывает взрослый. Если ребенок не справился с заданием или затрудняется в его выполнении, ему предлагается прослушать следующий блок информации. Целесообразно предложить ребенку сделать выводы из полученной информации по 3-4 карточкам.
Данные заносятся в протокол.
Обработка.
3 балла – ребенок умеет самостоятельно делать выводы из полученной информации, определяя животное после прослушивания первого блока информации.
2 балла – ребенок справляется с заданием при прослушивании информации второго блока или осознает смысл услышанного и с помощью взрослого конкретизирует и обосновывает его после прослушивания третьего блока информации.
1 балл – ребенок не умеет делать выводы из полученной информации или отказывается от выполнения задания.