Качественная характеристика уровней сформированности социально-коммуникативной компетентности

Высокий уровень (66—87 баллов)

Дети принимают на себя функции организаторов взаимодействия; предлагают тему, распределяют работу, роли, проявляют умение выслушать собеседника, согласовать с ними свои предложения, усту­пить, убедить, стремление к получению информации в процессе вза­имодействия.

Легко вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, способ­ны заинтересовать перспективами участия в игре, труде; проявляют отзывчивость, оказывают действенную взаимопомощь и способны об­ратиться и принять помощь взрослого и других детей.

Активно взаимодействуют с членами группы, решающими общую задачу; способны спокойно отстаивать свою точку зрения, при этом проявляют уважительное отношение к окружающим людям, их инте­ресам.

В конфликтных ситуациях стараются найти справедливое разре­шение либо обращаются к взрослому.

Средний уровень (22—65 баллов)

Дети легко контактируют со сверстниками, стремятся к общению, но главным образом с детьми своего пола, т.е. межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой диффе­ренциацией. Общение со взрослым опосредуется совместной деятель­ностью, отмечаются трудности при вступлении в контакт с незнакомы­ми взрослыми.

Активность в общении недостаточная, но положительно направ­ленная (дети принимают предложение инициатора, соглашаясь, мо­гут и возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением).

Знают нормы организованного взаимодействия, но могут их нару­шать (не всегда учитывают интересы собеседников), замечают затруд­нения сверстников, но не всегда способны к оказанию необходимой помощи; помощь принимают, но самостоятельно не обращаются.

В конфликтных ситуациях инициативы по их разрешению не про­являют: идут на уступки, не отстаивая своей точки зрения, свои уст­ремления подчиняют интересам других людей.

Низкий уровень (11—21 баллов)

Дети не вступают в общение, не проявляют тенденции к контак­там, действуют индивидуально. Не проявляют активности, пассивно следуют за инициативными детьми, не высказывая своего мнения. Не считаются с интересами, желаниями сверстников, настаивают на сво­ем. Не способны высказать свою точку зрения, в результате провоци­руют конфликт.

Не знают нормы организованного взаимодействия или не соотно­сят необходимость их выполнения по отношению к себе; проявляют равнодушие к сверстникам либо неспособность оказать действенную взаимопомощь; от помощи взрослого и сверстников отказываются.




Глава 3. Психолого-педагогическая оценка информационной компетентности ребенка старшего дошкольного возраста

Согласно положению 3.5. Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, к планируемым результатам относятся «интегративные качества, которые ребенок может приобрести в результате освоения Программы:

· любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

· имеющий первичные представления о себе, природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу…[111].

С данными интегративными качествами личности соотносится и позиция О.В. Дыбиной, выделяющей в качестве одной из ключевых компетенций дошкольника, информационную компетентность. Согласно исследователю, информационную компетентность можно рассматривать как готовность принимать окружающую действительность как источник информации, способность распознавать, обрабатывать и использовать критически осмысленную информацию для планирования и осуществления своей деятельности.

3.1. Методические материалы по диагностике информационной компетентности старшего дошкольника

Диагностика информационной компетентности детей 5—7 лет осу­ществляется на основе комплексной оценки умений и способностей дошкольника:

· понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности

· ориентироваться и получать информацию в некоторых источниках: книги, предметы искусства, игрушки; рассказ сверстника и (или) взрослого, телевидение, видеофильмы и т.д.;

· задавать вопросы на интересующую тему;

· делать выводы из полученной информации;

· оценивать привычки, связанные с экологией.

По каждому параметру выделяются уровни сформированности ин­формационной компетентности: высокий, средний или низкий.

Высокий уровень (оценивается в 3 балла) — ребенок самостоятель­но выполняет диагностические задания, добивается результата.

Средний уровень (оценивается в 2 балла) — ребенок понимает инст­рукцию взрослого, готов выполнить задание, но результат появляется при помощи взрослого (наводящие вопросы, показ способов действий).

Низкий уровень (оценивается в 1 балл) —ребенок понимает смысл предлагаемого ему задания, но отказывается от его выполнения, ли­бо затрудняется выполнить задание (не проявляет интереса, не уве­рен в достижении результата, отказывается от выполнения задания).

Методика 1. «Помоги другу»

Цель: выявление и оценка умения ориентироваться в источниках информации.

Процедура. Взрослый предлагает ребенку решить проблемную ситуацию: «У меня есть знакомый мальчик, который ничего не знает о свойствах воды, но ему очень интересно о них узнать. Что бы ты посоветовал этому мальчику сделать, чтобы самостоятельно найти от­веты на свои вопросы?» Ребенок предлагает варианты получения не­обходимой информации.

Варианты ответов детей: спросить у взрослого; спросить у сверст­ника; прочитать (попросить прочитать, например, сказку «Заюшкина избушка») в книге, журнале, энциклопедии и т.д.; провести опыт; по­смотреть мультфильм, диафильм, видеофильм.

Варианты проблемных ситуаций: (ситуация 1) «Сереже на день рождения подарили попугайчика, а он совсем не знает, как за ним ухаживать, чем кормить. Что бы ты посоветовал мальчику сделать для того, чтобы он сам смог найти ответы на свои вопросы?»; (ситуация 2) «Воспитатель в детском саду распределила между ребятами грядки на огороде. Катя решила вырастить на своей грядке огурцы, но она не знает, как это правильно сделать: как подготовить семена, когда и как их высаживать, как за ними ухаживать. Что бы ты посоветовал девочке сделать для того, чтобы она смогла самостоятельно найти от­веты на свои вопросы?»

Диагностическое задание дается каждому ребенку индивидуально. Полученные данные можно внести в протокол обследования.

№ п/п Ф.И.ребенка Количество источников
     
     

Обработка:

3 балла – ребенок самостоятельно называет 4 и более источника информации, отбирает источники в соответствии с предложенной те­мой; самостоятельно отбирает и называет источники информации, осознает многообразие источников информации, ориентируется в них, выделяет наиболее содержательные и эффективные по целевой уста­новке;

2 балла – ребенок с незначительной помощью взрослого называет 2—3 источника информации; ориентируется в источниках информации с помощью взрослого, отбирает источники в соответствии с предло­женной темой;

1 балл – ребенок не понимает и не принимает условия задания, отказывается выполнять задание; не ориентируется в источниках информации, не осознает многообразие и целевое назначение информа­ции, на помощь взрослого не реагирует.

Методика 2. «Юный зоолог»

Цель: выявление и оценка умения делать выводы из полученной инфор­мации.

Стимульный материал: 6 карточек с изображением животных.

Карточка 1 — кукушка: это животное имеет 2 лапы, 2 крыла, длин­ный хвост; питается крупными мохнатыми гусеницами; это животное не строит гнезд, подкладывает свои яйца в чужие гнезда.

Карточка 2 —еж: это ночное животное имеет 4 лапы, своих дете­нышей вскармливает молоком, зимой впадает в спячку: питается на­секомыми, но иногда поедает упавшие на землю плоды: тело этого животного покрыто колючками.

Карточка 3 —жук-олень: это животное с 6 лапами занесено в Крас­ную книгу, обитает на стволе дуба; тело этого животного имеет тем­ную окраску, личинка развивается 5 лет; огромные челюсти самца это­го животного напоминают рога.

Карточка 4 —рысь: этот хищник имеет 4 лапы, тело у него срав­нительно короткое, а ноги длинные; это животное прекрасно лазает по деревьям: у этого животного короткий хвост, на кончиках ушей кисточки.

Карточка 5 — стрекоза: это легкое проворное животное, тело стрекозы состоит из трех частей, брюшко длинное и стройное, которое при полете служит рулем; это хищник, который охотится на насекомых, хватая их необычайно цепкими ногами, подносит до­бычу к челюстям и на ходу начинает поедать ее: сложные глаза ог­ромных размеров облегают голову этого животного почти со всех сторон.

Карточка 6—дятел: это животное, тело которого покрыто перья­ми, вся его жизнь связана с древесным стволом; ноги у этого живот­ного лазящие, с острыми когтями, два пальца направлены вперед, на них животное висит, два пальца —назад, на них оно опирается; это животное — санитар леса, лечит стволы деревьев, красная шапочка на голове.

К каждой карточке с изображением животного прилагается три блока информации.

Информация первого блока – для выявления высокого уровня уме­ния делать выводы из полученной информации

Информация второго блока – для выявления среднего уровня уме­ния делать выводы из полученной информации.

Информация третьего блока – для выявления низкого уровня уме­ния делать выводы из полученной информации.

Процедура. Исследование проводится индивидуально с каждым ребенком. Взрослый раскладывает на столе перед ребенком карточки с изображением животных, предлагает внимательно рассмотреть их и говорит: «Рассмотри внимательно карточки, на которых изображены животные. Я буду рассказывать об одном из этих животных, а ты поду­май и сделай из этой информации вывод, о каком животном идет речь». Педагог начинает рассказывать об одном из этих животных, не называя его. Ребенок должен прослушать первый блок информации и сделать вы­вод, что за животное описывает взрослый. Если ребенок не справился с заданием или затрудняется в его выполнении, ему предлагается про­слушать следующий блок информации. Целесообразно предложить ре­бенку сделать выводы из полученной информации по 3-4 карточкам.

Данные заносятся в протокол.

Обработка.

3 балла – ребенок умеет самостоятельно делать выводы из полу­ченной информации, определяя животное после прослушивания первого блока информации.

2 балла – ребенок справляется с заданием при прослушивании информации второго блока или осознает смысл услышанного и с по­мощью взрослого конкретизирует и обосновывает его после прослу­шивания третьего блока информации.

1 балл – ребенок не умеет делать выводы из полученной инфор­мации или отказывается от выполнения задания.

Наши рекомендации