Этапы работы над аудиотекст и контроль уровней сформированности компетентности в аудирование

Материальной основой аудирования является аудиотекст. Как и всякий текст, он имеет свою композицию, структуру и смысловую организацию. В отличие от письменного текста он интонационно оформлен, а его воспроизведения обусловлено соответствующим темпом, однократностью и необратимостью восприятия, контактностью коммуникантов и направленности общения, которое поддерживается паралингвальнимы средствами. В средней школе используются в основном два вида аудиотекстов:

• описательные тексты (содержат совокупность фактов, объедены общей темой (быт, культура, история страны изучаемого)

• фабульные тексты (рассказы, сказка и т.д.).

Форма текстов может быть как монологическая, так и диалогическая.

Перед началом аудирование учителю нужно подобрать соответствующий текст. Желательно, чтобы он соотносился с разговорной темой, хотя это условие не является обязательным. Важно чтобы текст по языковому наполнением был доступен для учащихся. Основным требованием к содержанию аудиотекстов являются:

• информативность;

• интересная фабула;

• аутентичнисть;

• доступность по содержанию и языковым составом;

• короткими по продолжительности звучания;

• монотематических.

Согласно программе в тексте для аудирования, начиная со второго года обучения должно быть 1-2% незнакомых слов, о значении которых ученики могут догадаться самостоятельно.

Существует три этапа работы с текстом для аудирования: дотекстовом, притекстовий и послетекстовых.

И. дотекстовом этап

1. Снятие языковых и / или смысловых трудностей текста (рецептивные упражнения, хоровое обработки новых слов и словосочетаний, которые встречаются в тексте, объяснение их значения и запись на доске. Если незнакомых слов много, то следует выделить лишь ключевые).

2. Введение в контекст сообщения (осуществляется в форме вступительной беседы с целью направления внимания учащихся на понимание текста, например учитель называет некоторые факты из жизни автора текста, или называет рассматриваемую проблему в тексте. Можно спросить у учащихся, их известно из этой проблемы).

Например: Вступительную беседу перед аудирование английского рассказа "An Adress without a Letter" можно организовать следующим образом. Ключевые слова этого рассказа: stamp, receive, poor, pay. Независимо от того, знают ли их ученики, учитель стоит убедиться, что эти ключевые слова понятны для всех. Учитель может показать ученикам письмо в конверте и сказать:

Yesterday I received a letter from my brother. Look! There is a stamp on it. (Указывает на марку). But do you know that before 1840 there were no stamps. If somebody received a letter he paid for it. Really he paid a lot of money! (Проверяет понимание слова paid). Now you are going to listen to a very interesting story / It's about a woman who was very poor. Yes, she was very, very poor! (Проверяет понимание слова poor). So one day she received a letter. Yes she received a letter from her brother (проверяет понимание слова received). But she could not pay for it. Now listen to the story and see what happened.

3. Формулировка коммуникативной установки на аудирование текста (коммуникативная установка - это инструкция, содержащая конкретную задачу для ориентирования учащихся на целенаправленное и сознательное понимание информации. Такая задача организует процесс мышления ученика, его внимание и стимулирует запоминание в процессе слушания. Психологи свидетельствуют, что правильная и точная др может повысить эффективность восприятия на 25%).

Например: Чтобы активизировать умственную активность во время слушания можно предложить следующее задание: Listen to the story and be ready to answer this question: Do you really think the poor woman was clever? What makes you think so?

Эти вопросы учитель записывает на доске и убеждается, что все ученики его не понимают.

ИИ. Притекстовий этап

4. Аудирование текста (текст озвучивает учитель или диктор)

Ученики прослушивают текст в аудиозаписи один раз, после чего учитель проверяет, могут ли они ответить на поставленный вопрос. Длительность звучания определяется объемом аудиотекста. Объем текста - обязательный нормативный параметр аудирование для каждого класса: для начальной ступени обучения - 1 минута, для среднего - 2-3 минуты, для старшего - 3-5 минут. Обучение аудирования необходимо начинать с текстов небольшой длительности звучания и постепенно ее увеличивать. Однако стремиться к увеличению объема аудиотекста нецелесообразно.

ІІІ. послетекстовых этап

5. Контроль понимания сообщения

6. Обсуждение содержания прослушанного текста

7. Обучение смысловой переработки информации текста.

Целью послетекстовых этапа является контроль понимания содержания текста и развитие устной речи на ситуативной основе текста.

Способы контроля понимания прослушанного аудиотекста делятся на:

невербальные:

• выполнение действий (поднятие руки, сигнальной карточки, рисунков),

• контроль с использованием цифр,

• контроль с помощью сигнальных и учетных карточек,

• изготовление схем, чертежей,

• подбор рисунков согласно содержанию

• расположение рисунков.

Вербальные средства:

1) Рецептивные:

• подтверждение или опровержение утверждений учителя,

• упорядочение пунктов плана текста или блоков текста по содержанию,

• завершение высказывания,

• исправление неправильных утверждений,

• тесты с выбором ответа (альтернативные, одноэлементные и множественного выбора, тесты на восстановление выпущенных элементов предложения (клоуз-тесты) и т.д.).

2) Репродуктивные:

• ответы на вопросы,

• пересказ содержания иностранной или родном языке,

• перевод отдельных слов, словосочетаний, предложений,

• заключение плана,

• формулировка вопросов к тексту,

• беседа на основе содержания текста.

Например: С целью контроля учащимся предлагаются следующие задачи: дать ответы на вопросы; выбрать из нескольких предложений, записанных на доске или раздаточных карточках, отвечающие содержанию текста; изложить содержание текста на иностранном или родном языке в письменной форме.

После контроля понимания сообщения, ученики получают новое (коммуникативное) задачи и прослушивают текст еще раз.

Например: Для развития навыков устной речи можно предложить следующие задачи:

Listen to the story again and be ready to reproduce the conversation between the postman? The poor woman and the man who wanted to help her.

Или: Listen to the story again and be ready to tell it to somebody who does not know it (perhaps to your mother or father).

Наши рекомендации