Подбор изображения к вербальному описанию ситуации
Каждый ребенок получал задание: подобрать изображение человека в каком-либо эмоциональном состоянии (из 3-4) к рассказу, в котором описывался какой-то конкретный случай.
Целью использования этого метода, как и предыдущего, являлось уточнение возможности и степени понимания экспрессии.
5. "Вербальная фиксация" признаков экспрессии с опорой на изображение
Данная методика представляет собой модификацию методики, использованной В.А.Лабунской для определения типа эталона экспрессии. Вербальная фиксация признаков экспрессии воспринимаемого ребенком эмоционального состояния изображенного человека выступает как экстериоризованный образ-эталон выражения эмоционального состояния.
Перед испытуемым ставилась задача указать те признаки, на которые он ориентировался, определяя эмоциональное состояние ("Как ты узнал(а), что у него (нее) радостное (или грустное) настроение?", "На что он смотрел?", "Как догадался, что ему страшно?" и т.п.).
Цель: определить тип восприятия эмоции и соответственно возможный тип эталона экспрессии.
6. "Оречевление" или "оживление" (по А.С.Золотниковой) воспринимаемого персонажа
Испытуемому предлагалось высказать реплику от лица изображенного человека ("Что бы этот человек сказал в таком настроении, если бы он сейчас заговорил?"). "Оречевление" рассматривается как способность ребенка вжиться в состояние другого, встать на его место (способность к эмпатии) и как показатель глубины понимания эмоционального состояния.
Все методики необходимо использовать в комплексном их сочетании в процессе психологического эксперимента, осуществляемого в форме индивидуальных бесед с каждым ребенком по предложенным картинкам.
Обработка результатов
Показатели понимания эмоционального состояния:
- умение понять эмоциональное состояние человека через конкретизацию его житейской ситуацией;
- умение детей правильно назвать состояние изображенного человек прилагательными ("радостный", "грустный" и пр.) или его собственными заменителями ("его кто-то обидел", "он чего-то забоялся" и пр.);
- умение раскрыть причину, подтекст переживания через подбор соответствующей ситуации;
- умение передать состояние через воображаемое высказывание, реплику изображенного человека ("оречевление").
Эти показатели легли в основу определения уровней качества понимания детьми эмоционального состояния человека.
Уровни понимания.
I уровень - неадекватный: дети не понимают эмоционального состояния, не могут его назвать или делают грубые ошибки.
II уровень - ситуативно-конкретный: а) дети обнаруживают понимание эмоционального состояния через приведенную, подсказанную им конкретную ситуацию; б) дети с трудом выбирают словесное обозначение (глаголом, а не прилагательным) эмоционального состояния из числа предложенных экспериментатором, то есть с подсказкой
(например, описание гнева: «Она услышала гром какой-то, хотела выйти, а дверь закрыта… Наверно, сердится, что закрыли ее»).
III уровень - словесное обозначение и описание экспрессии: а) дети быстро и точно выбирают название состояния из числа перечисленных экспериментатором или б) самостоятельно называют эмоциональное состояние; и выбор, и самостоятельное название расценивались как знание, обозначение эмоционального состояния; в) выделяют экспрессию в целом или перечисляют ее элементы, описывают (например, описание гнева: «Она злая такая, очень сердитая. Стоит так (проводит пальцем по всей фигуре), руки сжаты, сложены и глаза злые»).
IV уровень - осмысливание в форме описания: а) дети самостоятельно, правильно называют эмоциональное состояние человека; б) выделяют и описывают экспрессию; в) самостоятельно осмысливают ситуацию, дают ее описание (например, описание гнева: «Я думаю, что это царица. У нее злое такое настроение, лицо все злое. Она очень сердится. Она думала, что они победят, а победили наши. Ее в тюрьму посадили за то, что она правила страной со своим королем»).
V уровень - осмысливание в форме истолкования и проявления эмпатии: а) дети самостоятельно и точно называют эмоциональное состояние; б)истолковывают состояние через анализ экспрессии и через самостоятельное примысливание ситуации; в) проявляют эмпатию, "оречевляют" персонажи (высказываются от его лица), обнаруживают яркое эмоциональное отношение к изображенному человеку в виде восклицаний, имитаций воспринимаемой экспрессии (например, описание гнева: «Сердитая какая! Злая она, потому что так стоит, руки так (показывает), лицо злое и глаза и рот (имитирует мимику). У-у-у! Может быть она сердилась потому, что они не отобрали нашу Родину, хлеб, а мы не отдали. И вот она стоит такая злая и рычит: "У-у-у! Р-р-р!»).
В основу определения типов восприятия эмоций положены следующие параметры:
· выделение экспрессивных признаков и обозначение эмоции словом;
· степень дифференцированности экспрессий;
· степень обобщенности;
· степень выраженности эмоционального отношения и эмпатии.
Типы восприятия
А - довербальный тип. Эмоция не обозначается словом, а ее опознание обнаруживается через установление детьми соответствия выражения эмоционального состояния какой-либо ситуации ("Он, наверное, мультики смотрит" и т.п.).
Б - диффузно-аморфный тип. Дети уже называют эмоцию, но воспринимают ее выражение поверхностно, нечетко, глобально («веселый… так нарисовано», «веселится он», «посмотрел и узнал, что грустит» и т.п.). По-видимому, у детей с таким типом восприятия эмоций еще не сформирован эталон их выражения. Эталон очень размыт, составляющие его элементы еще не дифференцированы.
В - диффузно-локальный тип. Дети, воспринимая выражение эмоций глобально и поверхностно, начинают выделять отдельный, единичный элемент экспрессии (в большинстве случаев - глаза).
Г - аналитический тип восприятия. Дети этого типа выделяют элементы экспрессии, перечисляют экспрессивные признаки выражения лица и позы.
Д - синтетический тип. Это уже обобщенное целостное восприятие («Злая она, потому что вся злая - и лицо, и стоит зло»). Элементы экспрессии дети не дифференцируют.
Е - аналитико-синтетический тип. Дети выделяют элементы экспрессии и обобщают их («она веселая, у нее все лицо такое, глаза и рот», «у малыша удивленное выражение лица, он глаза широко открыл и ротик открыл немножко и брови высоко поднял»).