Процедура проведения экспертизы.
Согласно закону «О государственной экологической экспертизе» и дополнению к этому закону, государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной приказом Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды. Расходы по проведению экспертизы несет проектная организация, которая обязана в течение 30 дней со дня получения сметы и счетов оформить оплату.
В приказе утверждается председатель комиссии, его заместители, ответственные секретари (обычно два, один – представитель Министерства, другой – представитель организации председателя комиссии). Определяется также перечень и персональный состав рабочих групп, в каждую из которых обычно входит от трех до пяти человек. Основной контингент экспертов составляют приглашенные ученые и специалисты, представители Национальной академии наук Беларуси, государственных университетов, проектных и производственных организаций и т.д.
В состав экспертной комиссии могут включаться и штатные работники Министерства природных ресурсов и охраны природы.
Общая численность экспертов проектов малой и средней сложности составляет 15-25 человек, а сложных - 20-50 человек. В редких случаях численность экспертов может превышать 100 человек. Так, экспертная комиссия Государственной экологической экспертизы Госкомприроды РФ по рассмотрению территориальной комплексной схемы охраны природы озера Байкал и его бассейна составляла 186 человек.
Объект экспертизы представляется в двух экземплярах, дополнительные материалы – в одном. Срок проведения экспертизы для простых проектов – до 30 дней, средней сложности – до 60 дней, для сложных – до 120 дней. В виде исключения сроки проведения государственной экологической экспертизы могут быть продлены до 6 месяцев на основании представления председателя комиссии, приказом министра.
Число и специализация рабочих групп определяются характером проекта. В качестве примера приводим специализацию рабочих групп при проведении экспертного проекта крупной АЭС в Беларуси.
В составе экспертизы работают специалисты науки и техники, научных школ и направлений – экономисты, экологи, биологи, географы, геологи, инженеры-гидрогеологи, демографы, социологи, медики – гигиенисты, гидротехники, архитекторы, юристы, археологи и т.д.
В ряде случаев необходимо образование особых рабочих групп (подгрупп), что определяется спецификой местных условий.
Первый этап – работа экспертной комиссии начинается с пленарного заседания, нередко с приглашением представителей средств массовой информации, на котором одним из руководителей министерства производится представление Председателя комиссии, его заместителей и руководителей рабочих групп. Главный инженер проекта в течение 30-40 минут излагает его цели и задачи, основные положения оценки воздействия на окружающую среду. Предусматриваются короткие содоклады по ключевым отдельным направлениям со стороны проектировщика. Дискуссия обычно не предусматривается.
Второй этап – рассмотрение проекта экспертизы по рабочим группам. В процессе экспертирования предусмотрен взаимный обмен информацией и обсуждение с проектировщиками.
В случае необходимости эксперты имеют возможность выезда на места для уточнения деталей и оценки различных сторон проекта, получения дополнительной информации от общественности. Продолжительность этого этапа ориентировочно один-два месяца. Он завершается составлением индивидуального заключения эксперта, которое передается руководителю группы.
Третий этап – завершение работы на уровне отдельных групп и подгрупп, когда их руководитель на основании индивидуальных заключений составляет общее заключение по группе и оно доводится до сведения проектировщиков. После обсуждения на заседании группы оно принимается и передается ответственному секретарю экспертной комиссии.
Четвертый тап – составление сводного заключения на базе заключений отдельных групп. Сводное заключение это нормативный документ, имеющий следующую структуру:
1. Вводная часть. Состав экспертной комиссии, перечень представленных проектных материалов.
2. История вопроса (проекта).
3. Характеристика проекта и альтернативных вариантов.
4. Оценочная (аналитическая часть) по основным группам экспертной комиссии.
5. Результирующая часть – замечания и предложения.
6. Выводы.
Основные положения проекта Сводного заключения доводятся до сведения заседания экспертной комиссии, на котором председатель и руководители рабочих групп докладывают кратко итоги деятельности. После этого Заключение подписывается председателем, заместителями, секретарями и всеми членами комиссии. Заключение по объекту экспертизы может быть либо положительным, либо отрицательным. Если мнения экспертов в оценке проекта разошлись, то решает квалифицированное большинство. Эксперт, подписав Сводное заключение, но не согласный с рядом выводов, имеет право письменно высказать свое особое мнение с указанием причин несогласия, которое прилагается к итоговому документу. Среди видных экспертов таким правом неоднократно пользовались известные ученые.
Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, утверждается приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Оно приобретает статус официального государственного документа государственной экологической экспертизы, в котором также определен срок действия решения. Положительное заключение является одним из обязательных условий начала финансирования проекта экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы может потерять юридическую силу в следующих случаях:
при недоработке проекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
· при изменении условий природопользования специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей среды;
· реализации проекта государственной экологической экспертизы с отступлением от документации или в случае внесения изменений в указанную документацию;
· истечения срока действия положительного заключения;
· внесения изменений в проектную или иную документацию после получения положительного решения государственной экологической экспертизы;
· нарушения правовых норм проведения экспертизы и фальсификации фактов.
Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы. Отрицательное заключение может быть двух видов:
а) о недопустимости в принципе реализации проекта ввиду несоблюдения требований экологической безопасности;
б) о необходимости доработки представленных материалов проекта по замечаниям и предложениям.
Во втором случае заказчик вправе представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в Сводном заключении. Заключение государственной экологической экспертизы может быть оспорено в судебном порядке.
Анализ недостатков в проектах и экспертизы как процедуры. Общественные экспертизы. Следует различать ошибки и просчеты в проектировании с одной стороны, и ошибки экспертов и недостатки в самой процедуре экспертизы с другой стороны. Ниже приводится анализ крупных проектов 80-90-х годов в России. К ним относятся: система территориального перераспределения стока северных рек на юг (1984-1985), создание Катунской ГЭС (1989-1992) и Гилюйской ГЭС (1989), ТЭО Ржевского гидроузла (1986), Новой Ростовской ГРЭС (1994), ВСМ Санкт-Петербург – Москва (1995), освоения Верхне-Салымского нефтяного месторождения (1994), проект разработки шельфа Сахалина.
Отметим характерные просчеты и недостатки проектов:
1) отсутствие или слабая разработанность социально-экономической концепции создания данного объекта, геотехнической системы;
2) чисто формальное рассмотрение разумных альтернатив основному проекту;
3) покомпонентное рассмотрение природной среды, некомплексное во взаимодействии и взаимообусловленности;
4) отсутствие направленного анализа экологической ситуации и физико-географических условий в сфере возможного влияния промышленных объектов и инженерных сооружений;
5) неполнота, низкое качество и недостоверность исходных данных, положенных в основу составления оценки воздействия на окружающую среду;
6) недостаточное информационно-картографическое обеспечение, отсутствие базовых крупномасштабных инженерно-геологических, геоморфологических и ландшафтных карт на ключевые участки; карт физико-географического районирования;
7) слабая разработка ландшафтного и физико-географического прогноза. Слабый учет региональной ландшафтной дифференциации;
8) нерешенная проблема нормирования состояния ландшафтов относительно удовлетворительно разработанной для атмосферы, водных объектов, меньше – для почвы и грунтов;
9) слабая разработанность методики обоснования компенсационных мероприятий за негативные экологические последствия, особенно в области непроизводственных сфер;
10) отсутствие четкого ранжирования отрицательных экологических последствий;
11) слабая проработка вопросов предупреждения возможных аварийных ситуаций и ликвидации и их последствий;
12) некомплексное решение вопросов утилизации отходов производства и захоронения неутилизированных остатков;
13) слабое проведение оценок возможных изменений в природных условиях, в социальной обстановке и ввода природоохранных объектов;
14) планирование строительства и ввода природоохранных объектов, очистных сооружений после завершения строительства основных производственных сооружений.
Общественная экспертиза.Кроме государственной экологической экспертизы в связи с общественно-политическими преобразованиями в Беларуси все большее значение стала приобретать общественная экологическая экспертиза двух видов.
Первый вид – это общественная экспертиза стихийно организовавшихся разных социальных слоев населения, проживающих преимущественно в одном регионе или в городе. Люди испытывают непосредственно на себе негативное влияние загрязняющих производств и других дискомфортных объектов. Это важно тем, что привлекается внимание общественности к тем или иным проблемам. Однако часто в период проведения экспертизы осложняются взаимоотношения между экспертами-профессионалами и проектировщиками. Иногда решения стихийной общественной экспертизы носят местнический характер, не учитывают значения проекта.
Второй вид общественной экспертизы заключается в том, что по инициативе отдельных граждан, общественных организаций местные исполнительные власти организовывают параллельно или вслед проведенной ранее экспертизе общественную, с привлечением профессионалов. Однако решения таких экспертиз носят рекомендательный характер.