Законодательная и нормативная основы экспертизы.
Глава 7. Экологическая экспертиза.
Глава 7. Экологическая экспертиза.
Законодательная и нормативная основы экспертизы.
Государственная экологическая экспертиза как сфера деятельности в Беларуси ведет начало с 80-х годов XX в., с момента образования Государственного комитета по охране природы. К началу 90-х гг. сформировалась система, позволяющая организовывать и проводить государственную экспертизу на республиканском, областном и городском уровнях административного деления. Ныне эти функции делегированы Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Единую систему государственной экологической экспертизы четко установил закон «О государственной экологической экспертизе». Субъектами государственной экологической экспертизы согласно этому закону являются «специально уполномоченные на то государственные органы управления в области охраны окружающей среды и территориальные структуры, которые имеют исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы и осуществляют соответствующие функции через свои подразделения, специализированные в области организации и проведения государственной экологической экспертизы».
Законодательная основа экологической экспертизы содержится в вышеупомянутом законе «О государственной экологической экспертизе», принятом в 1995 г., в законе «Об охране окружающей среды» и в ряде подзаконных документов: «Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы» (1996), «Регламенте проведения государственной экологической экспертизы» (1997). Многие ведомства разработали свои инструкции о требованиях к составу предоставляемой документации на государственную экологическую экспертизу.
Экологическая экспертиза – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Экологическая экспертиза представляет собой самостоятельный вид государственного экологического контроля, она имеет превентивное значение, ибо совершается до начала деятельности, а также выступает гарантом выполнения экологического законодательства. Экологическая экспертиза осуществляется в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений, деятельности и ее результатов требованиям охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности общества.
Экологическая экспертиза устанавливает:
1. Не противоречит ли намечаемая деятельность экологическому законодательству Республики Беларусь.
2. Соответствует ли намечаемая деятельность требованиям нормативных актов по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
3. Достаточно ли полно проведена оценка воздействия (ОВОС) намечаемой деятельности на окружающую среду.
4. Допустима ли намечаемая деятельность с точки зрения безопасности окружающей среды и населения.
5. Достаточны ли предусмотренные проектом меры по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
Основной вопрос, на который должна ответить государственная экологическая экспертиза, - это возможность реализации проекта (рекомендовать проект к реализации, не рекомендовать проект к реализации, отправить проект на доработку, определить масштабы и направления его совершенствования).
Виды экологической экспертизы.Законами «О государственной экологической экспертизе» и «Об охране окружающей среды» определена правовая основа двух видов экспертиз: государственной экологической и общественной экологической. Помимо этих юридически обоснованных экспертиз, реально существуют ведомственная, научная и коммерческая экологические экспертизы.
Экологическая экспертиза, особенно государственная, является правовой мерой обеспечения выполнения экологических требований при принятии экологически значимых решений. Общественная экологическая экспертиза выступает средством вовлечения заинтересованной общественности в механизм принятия экологически значимых решений. Ведомственная экологическая экспертиза чаще всего носит ярко выраженную технологическую направленность, она доказывает экологическую безопасность проекта либо фиксирует степень экологической опасности, в ней заинтересовано само ведомство. В числе других материалов заключение ведомственной экспертизы поступает на рассмотрение государственной экологической экспертизы. Научная и коммерческая экологическая экспертизы приобретают правовой статус при включении их либо в общественную экологическую экспертизу, либо при использовании их заключений при проведении государственной экологической экспертизы.
Объекты государственной экологической экспертизы республиканского уровня. Обязательной государственной экологической экспертизе подлежат:
· Проекты правовых актов РБ (законы) нормативного и не нормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов. Законы утверждаются высшим органом государственной власти РБ и регламентируют хозяйственную и иную деятельность.
· Материалы, подлежащие утверждению органами государственной власти РБ и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории РБ:
1) проекты комплексных и целевых республиканских социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую среду;
2) проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;
3) проекты схем развития отраслей народного хозяйства, в том числе промышленности;
4) проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил РБ;
5) проекты схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов;
6) проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует РБ и республиканских инвестиционных программ;
7) проекты комплексных схем охраны природы РБ.
Подлежат государственной экологической экспертизе:
· технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности РБ и другие проекты независимо от их сметной стоимости, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую среду;
· технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду сопредельных государств, или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов, или которая затрагивает интересы сопредельных государств, определенные «Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте»;
· материалы по созданию горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов;
· проекты международных договоров;
· документация, обосновывающая договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства, находящихся в ведении РБ;
· материалы обоснования лицензии на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую среду, выдача которых относится в соответствии с законодательством РБ в компетенции республиканских органов исполнительной власти;
· проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, которые входят в перечень, утверждаемый республиканским специально уполномоченным органом в области экологической экспертизы, в том числе на закупаемые за рубежом товары;
· материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых территорий республиканского значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации , а также программы реабилитации этих территорий;
· проекты схем охраны природных ресурсов;
· документация на изменение функционального статуса, вида и характера использования территории республиканского значения, в том числе материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные.
Объекты государственной экологической экспертизы, ранее получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, повторно рассматриваются в случае:
1) доработки объекта экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
2) изменения условий природопользования специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды;
3) реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
4) истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
5) внесения в проектную и иную документацию изменений после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.