Наблюдение за атмосферным воздухом
Мониторинг атмосферного воздуха —
часть мониторинга окружающей среды
В ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» 1999 г. даются общие
цели мониторинга атмосферного воздуха и определение монито-
ринга атмосферного воздуха: это система наблюдений за состояни-
ем атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими
в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния
атмосферного воздуха, его загрязнения.
Задачи мониторинга природных ресурсов с той или иной степе-
нью детализации формулируются в ряде федеральных законов.
В ст. 67 ЗК РФ предусматриваются задачи государственного мони-
торинга, например прогноз и выработка рекомендаций о преду-
преждении и об устранении последствий негативных процессов;
информационное обеспечение ведения государственного земель-
ного кадастра и контроля, обеспечение граждан информацией о со-
стоянии окружающей среды.
Сходные цели в отношении атмосферного воздуха имеет и мо-
ниторинг атмосферного воздуха. Подробнее они предусматрива-
ются в Положении о государственной службе наблюдения за состо-
1 Российская газета 1999. 6 апр.
Правовая охрана атмосферного воздуха
янием окружающей природной среды, утвержденном постановле-
нием Правительства РФ в 2000 г.
Наряду с мониторингом атмосферного воздуха предусматрива-
ется и ведется мониторинг лесов в соответствии со ст. 69 ЛК РФ,
государственный мониторинг водных объектов в соответствии со
ст. 78 ВК РФ, государственный мониторинг объектов животного
мира в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О животном
мире», мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного на-
значения в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О государ-
ственном регулировании обеспечения плодородия земель сельско-
хозяйственного назначения», мониторинг мелиорированных зе-
мель в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О мелиорации
земель».
Мониторинг атмосферного воздуха является составной частью
мониторинга за состоянием окружающей природной среды и вхо-
дит в Единую государственную систему экологического монито-
ринга, созданную в соответствии с постановлением Совета Мини-
стров — Правительства РФ 1993 г.
Направления мониторинга атмосферного воздуха
Функции осуществления государственного мониторинга атмо-
сферного воздуха возлагаются на специально уполномоченные го-
сударственные органы исполнительной власти и их территориаль-
ные органы:
— в области гидрометеорологии и смежных с ней областях —•
согласно Федеральному закону от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ
«О гидрометеорологической службе»;
— в области охраны окружающей природной среды — согласно
ФЗ «Об охране окружающей среды» 2002 г.;
— в области санитарно-эпидемиологического надзора — со-
гласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» 1999 г.
В соответствии с Положением о государственной службе на-
блюдения за состоянием окружающей природной среды, утверж-
денным постановлением Правительства РФ в 2000 г., перечень
объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг
атмосферного воздуха, устанавливают и пересматривают терри-
ториальные органы МПР России совместно с территориальными
органами Федеральной службы России по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды.
Владельцы объектов (источников вредных химических, биоло-
гических и физических воздействий) — юридические лица долж-
ны осуществлять мониторинг и охрану атмосферного воздуха по-
184 • Глава 15
средством производственного контроля в соответствии с законода-
тельством РФ об охране атмосферного воздуха.
Мониторинг в субъектах РФ
Органы государственной власти ряда субъектов РФ активно;
участвовали в выполнении Плана подготовки правовых актов, не- ,
обходимых для реализации Федерального закона «Об охране ат-
мосферного воздуха», путем принятия, изменения и дополнения
своих актов, которыми устанавливался мониторинг атмосферного
воздуха. Так, были приняты:
— законы Белгородской области «Об охране атмосферного воз-
духа от загрязнения выбросами двигателей автомобильного транс-
порта на территории Белгородской области» и Омской области «Об
административной ответственности юридических лиц за наруше-
ние требований водного и атмосферного законодательства в Ом-
ской области»;
— постановления Кабинета Министров Республики Башкорто-
стан «Об утверждении порядка определения и взимания платы за
загрязнение окружающей природной среды», «О превоочередных
мерах по снижению вредного воздействия автотранспорта на окру-
жающую среду и здоровье населения», «Об утверждении Порядка
определения и взимания платы за выброс в атмосферу загрязняю-
щих веществ от передвижных источников»;
— постановления администрации Новгородской области «О ме-
рах по улучшению работы по охране атмосферного воздуха» и
Правительства Свердловской области «О неотложных мерах по
снижению загрязнения атмосферного воздуха выбросами авто-
транспорта».